Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм. Такие игры разработаны, для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).
П
редлагаем игровые упражнения, способствующие развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5 лет.
У
чим ребёнка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.
Например: мяч – мячик.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.
Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.
Например: стакан – стаканы.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка согласовывать притяжательные местоимения с
существительными.
Взрослый называет существительное, а ребёнок подбирает подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».
Например: кукла – моя кукла.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение.
Например: Кисть нужна … (художнику). Кость нужна … (собаке).
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.
Взрослый показывает натуральные предметы или предметные картинки, а ребёнок, говорит, что или кого он видит.
Например: Мяч – Я вижу мяч.
Собака – Я вижу собаку.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.
Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет.
Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение.
Н
апример: Зайца угощу … (морковкой).
Собаку угощу … (косточкой).
Курицу угощу … (пшеном).
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.
Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает.
Например: Кукла – Я думаю о кукле.
Самолёт – Я думаю о самолёте.
У
чим ребёнка согласовывать числительные «один», «одна» с существительными.
1. Взрослый называет существительное, а ребёнок подбирает к этому существительному числительное «один» или «одна».
Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Например: Шапка – одна шапка. Мяч – один мяч.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
2. Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.
Например: Один – нос, мяч и т.д. Одна – кукла, кровать и т.д.
Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».
Например: Два самолёта.
Две машины.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.
Предложите ребёнку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.
Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок).
Стакан из стекла - … (стеклянный стакан).
Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).
Лист берёзы - … (берёзовый лист).
У
чим ребёнка изменять глаголы по числам.
Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу.
Например: Он сидит. – Они сидят.
О
н лежит. – Они … (лежат).__