СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекторий для родителей "Речь взрослого - пример для подражания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекторий для родителей "Речь взрослого - пример для подражания"»

Лекторий для родителей Тема: Речь взрослого – пример для подражания. Подготовила воспитатель, Четверкина В.А.

Лекторий для родителей

Тема: Речь взрослого –

пример для подражания.

Подготовила воспитатель, Четверкина В.А.

От культуры речи взрослого зависит культура речи ребенка! КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ НАЗЫВАЮТ ЕЁ ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТО ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ ОРФОЭПИИ (ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ), ГРАММАТИКИ, ЛЕКСИКИ, СТИЛИСТИКИ, ПРАВОПИСАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ ТРАДИЦИЕЙ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

От культуры речи взрослого зависит культура речи ребенка!

КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ НАЗЫВАЮТ ЕЁ ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТО ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ ОРФОЭПИИ (ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ), ГРАММАТИКИ, ЛЕКСИКИ, СТИЛИСТИКИ, ПРАВОПИСАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ ТРАДИЦИЕЙ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧИ: - Голос. -Дикция. -Выразительность. -Грамотное построение фраз. -Простота и ясность изложения. -Выразительность, эмоциональность. -Объёмный словарный запас.

ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧИ:

  • - Голос.
  • -Дикция.
  • -Выразительность.
  • -Грамотное построение фраз.
  • -Простота и ясность изложения.
  • -Выразительность, эмоциональность.
  • -Объёмный словарный запас.
Развитие речи начинается в семье, и относиться к этому нужно серьезно! 1. Родители должны следить за своей речью – говорить четко, избегать слов-паразитов, не сюсюкаться. 2. Для развития речи ребенку нужна практика. 3. Создавать условия для речевой деятельности ребенка: разговаривайте с ребенком, читайте ему книжки задавайте ему вопросы по сюжетам сказок или по рисункам учите простые и понятные ребенку стишки развивайте мелкую моторику ребенка делайте пальчиковую гимнастику занимайтесь лепкой конструируйте

Развитие речи начинается в семье, и относиться к этому нужно серьезно!

1. Родители должны следить за своей речью – говорить четко, избегать слов-паразитов, не сюсюкаться.

2. Для развития речи ребенку нужна практика.

3. Создавать условия для речевой деятельности ребенка:

  • разговаривайте с ребенком, читайте ему книжки
  • задавайте ему вопросы по сюжетам сказок или по рисункам
  • учите простые и понятные ребенку стишки
  • развивайте мелкую моторику ребенка
  • делайте пальчиковую гимнастику
  • занимайтесь лепкой
  • конструируйте
ПРАВИЛА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО: ГРАМОТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФРАЗ ПРОСТОТА И ЯСНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НЕ СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВА-СОРНЯКИ, ОГРУБЛЁННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ПРОСТОРЕЧИЯ, ДИАЛЕКТИЗМЫ

ПРАВИЛА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО:

  • ГРАМОТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФРАЗ
  • ПРОСТОТА И ЯСНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ
  • ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
  • НЕ СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВА-СОРНЯКИ, ОГРУБЛЁННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ПРОСТОРЕЧИЯ, ДИАЛЕКТИЗМЫ
 КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ? ГОВОРИТЕ РЕБЕНКУ КОМПЛИМЕНТЫ ПРИВЕТЛИВО УЛЫБАЙТЕСЬ УВЛЕКИТЕ РЕБЁНКА ИНТЕРЕСНОЙ ИГРУШКОЙ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ «ГЛАЗА В ГЛАЗА» ОБЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ СОЗДАЙТЕ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ЧУВСТВОВАЛ НЕОБХОДИМОСТЬ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ С ВАМИ

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?

  • ГОВОРИТЕ РЕБЕНКУ КОМПЛИМЕНТЫ
  • ПРИВЕТЛИВО УЛЫБАЙТЕСЬ
  • УВЛЕКИТЕ РЕБЁНКА ИНТЕРЕСНОЙ ИГРУШКОЙ
  • ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ
  • ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ «ГЛАЗА В ГЛАЗА»
  • ОБЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ
  • СОЗДАЙТЕ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ЧУВСТВОВАЛ НЕОБХОДИМОСТЬ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ С ВАМИ
Избегайте распространенных родительских ошибок: Мой ребенок должен много знать.  Эта ошибка возникает у родителей, которые увлекаются развитием ребенка. При этом они дают ребенку информацию, которую он не способен до конца понять. Разучивают сложные стихотворения и дают малышу информацию, которую он еще не в силах усвоить. В итоге речь малыша превращается в набор бессмысленных умных слов, которые он когда-то запомнил и пытается применить. Каки-бяки, муси-пуси.  Для того, чтобы понять своего малыша, родители общаются с ним на детском языке. При этом они искажают звуки, придумывают новые слова. Малыш воспринимает речь родителей, как эталон, и прилежно заучивает эти искажения. Иногда страстное желание научить малыша говорить может привести к тому, что ребенок просто не захочет разговаривать. Главное – не паникуйте. Если ребенок не хочет разговаривать - этому может быть много причин. Возможно, ребенок просто ленится говорить – бывает и такое. Бывает, что молчуны за несколько месяцев превращаются в болтунов.

Избегайте распространенных родительских ошибок:

  • Мой ребенок должен много знать.

Эта ошибка возникает у родителей, которые увлекаются развитием ребенка. При этом они дают ребенку информацию, которую он не способен до конца понять. Разучивают сложные стихотворения и дают малышу информацию, которую он еще не в силах усвоить. В итоге речь малыша превращается в набор бессмысленных умных слов, которые он когда-то запомнил и пытается применить.

  • Каки-бяки, муси-пуси.

Для того, чтобы понять своего малыша, родители общаются с ним на детском языке. При этом они искажают звуки, придумывают новые слова. Малыш воспринимает речь родителей, как эталон, и прилежно заучивает эти искажения. Иногда страстное желание научить малыша говорить может привести к тому, что ребенок просто не захочет разговаривать. Главное – не паникуйте. Если ребенок не хочет разговаривать - этому может быть много причин. Возможно, ребенок просто ленится говорить – бывает и такое. Бывает, что молчуны за несколько месяцев превращаются в болтунов.

3. Ребенку нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий. Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию (

3. Ребенку нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий.

Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию ("засучи рукава", "открой кран", "возьми мыло" и т. д.) и лишь после упрочнять цепи действия, затем переходить к общей инструкции ("вымой руки"). У детей следует развивать способность правильно реагировать на инструкции общего характера, иначе в школе дети окажутся в трудном положении.

4. Необходимо разговаривать с ребенком понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия;

5. Родители должен говорить не громко, но так, что бы ребенок мог его услышать.

6. Речь должна быть внятной.

7. Для достижения выразительности и звучания важно: уметь пользоваться паузами: логическими и психологическими (без логических пауз речь - безграмотна, без психологических – бесцветна). говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 8. Мелодичность придает голосу индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие ребенка: воодушевлять, увлекать, успокаивать. 9. Правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия. 10. Не употреблять слова паразиты («это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «короче говоря») 11. Исключить всякого рода грубые выражения.

7. Для достижения выразительности и звучания важно:

  • уметь пользоваться паузами: логическими и психологическими (без логических пауз речь - безграмотна, без психологических – бесцветна).
  • говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения,
  • выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

8. Мелодичность придает голосу индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие ребенка: воодушевлять, увлекать, успокаивать.

9. Правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия.

10. Не употреблять слова паразиты («это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «короче говоря»)

11. Исключить всякого рода грубые выражения.

Совершенствуем речь ребенка вместе! Побуждайте малыша высказывать свое мнение по поводу увиденного. Попробуйте вместе вспомнить что-нибудь интересное, поговорите об этом. Если ребенок произносит слова неправильно, обязательно поправьте его. Малыш будет стремиться говорить четко. С ребенком полезно не только рассматривать картинки, но и обсуждать их. . С помощью картинок очень удобно учить предлоги. Например, картинки из сказки «Теремок» помогут понять значение предлога «в». Перед зеркалом вместе с ребенком – делайте зарядку для языка. Это поможет научиться правильно произносить звуки. Придумайте игру для пальчиков вместе с ребёнком. Разучивайте веселые стихотворения с трудными буквами. Придумайте игру – подуйте на свечу с буквой Ф, пошипите со змеей. Учите задавать вопросы другим людям: «Спроси у бабушки, что она делает» Развивайте культуру речи. Не забывайте говорить: «пожалуйста», «спасибо», «будь здоров»

Совершенствуем речь ребенка вместе!

  • Побуждайте малыша высказывать свое мнение по поводу увиденного.
  • Попробуйте вместе вспомнить что-нибудь интересное, поговорите об этом.
  • Если ребенок произносит слова неправильно, обязательно поправьте его.
  • Малыш будет стремиться говорить четко.
  • С ребенком полезно не только рассматривать картинки, но и обсуждать их. .
  • С помощью картинок очень удобно учить предлоги. Например, картинки из сказки «Теремок» помогут понять значение предлога «в».
  • Перед зеркалом вместе с ребенком – делайте зарядку для языка. Это поможет научиться правильно произносить звуки.
  • Придумайте игру для пальчиков вместе с ребёнком.
  • Разучивайте веселые стихотворения с трудными буквами.
  • Придумайте игру – подуйте на свечу с буквой Ф, пошипите со змеей.
  • Учите задавать вопросы другим людям: «Спроси у бабушки, что она делает»
  • Развивайте культуру речи. Не забывайте говорить: «пожалуйста», «спасибо», «будь здоров»
ПРЕКРАСНАЯ РЕЧЬ, ОНА КАК РУЧЕЁК БЕЖИТ СРЕДИ КАМНЕЙ ЧИСТА, НЕТОРОПЛИВА. И ТЫ ГОТОВ ВНИМАТЬ ЁЁ ПОТОК И ВОСКЛИЦАТЬ: О! КАК ЖЕ ТЫ КРАСИВА  (Е. Щукина)

ПРЕКРАСНАЯ РЕЧЬ, ОНА КАК РУЧЕЁК

БЕЖИТ СРЕДИ КАМНЕЙ ЧИСТА, НЕТОРОПЛИВА.

И ТЫ ГОТОВ ВНИМАТЬ ЁЁ ПОТОК

И ВОСКЛИЦАТЬ: О! КАК ЖЕ ТЫ КРАСИВА

(Е. Щукина)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

для

РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1 ПРИДУМАЙТЕ К РЕЖИМНЫМ МОМЕНТАМ «КОРМИЛКУ» «УМЫВАЛКУ» «ОДЕВАЛКУ» «ВОСХИЩАЛКУ»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

ПРИДУМАЙТЕ К РЕЖИМНЫМ МОМЕНТАМ

  • «КОРМИЛКУ»
  • «УМЫВАЛКУ»
  • «ОДЕВАЛКУ»
  • «ВОСХИЩАЛКУ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2 ПРОИЗНЕСИТЕ ТЕКСТ ГРОМКО, ПРОТЯЖНО, НА ШИРОКОМ АКТИВНОМ ДЫХАНИИ «…РЯДОМ ЕДЕТ С НИМ ГЛАШАТЫЙ, ДЛИННОУСЫЙ, БОРОДАТЫЙ; ОН В ЗЛАТУ ТРУБУ ТРУБИТ, ГРОМКИМ ГОЛОСОМ КРИЧИТ: «ГОСТИ, ЛАВКИ ОТПИРАЙТЕ. ПОКУПАЙТЕ, ПРОДАВАЙТЕ; А НАДСМОТРЩИКАМ СИДЕТЬ, ПОДЛЕ ЛАВОК И СМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО САДОМУ, НИ ДАВЁЖА, НИ ПОГРОМУ, И ЧТОБ НИКАКОЙ УРОД НЕ ОБМАНЫВАЛ НАРОД!..» из «Конька-Горбунка» П.Ершова

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

ПРОИЗНЕСИТЕ ТЕКСТ

ГРОМКО, ПРОТЯЖНО, НА ШИРОКОМ АКТИВНОМ ДЫХАНИИ

«…РЯДОМ ЕДЕТ С НИМ ГЛАШАТЫЙ,

ДЛИННОУСЫЙ, БОРОДАТЫЙ;

ОН В ЗЛАТУ ТРУБУ ТРУБИТ,

ГРОМКИМ ГОЛОСОМ КРИЧИТ:

«ГОСТИ, ЛАВКИ ОТПИРАЙТЕ.

ПОКУПАЙТЕ, ПРОДАВАЙТЕ;

А НАДСМОТРЩИКАМ СИДЕТЬ,

ПОДЛЕ ЛАВОК И СМОТРЕТЬ,

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО САДОМУ,

НИ ДАВЁЖА, НИ ПОГРОМУ,

И ЧТОБ НИКАКОЙ УРОД

НЕ ОБМАНЫВАЛ НАРОД!..»

из «Конька-Горбунка» П.Ершова

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3 ПРОЧИТАЙТЕ СКОРОГОВОРКИ  МЕДЛЕННО, ОТЧЁТЛИВО, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДЫЙ ЗВУК : ОСИП ОСИП, АРХИП ОХРИП.  АРХИП ОСИП, ОСИП АХРИП. РАПОРТОВАЛ, ДА НЕ ДОРАПОРТОВАЛ.  ДОРАПОРТОВАЛ, ДА НЕ ЗАПОРТОВАЛСЯ. СШИТ КОЛПАК НЕ ПО-КОЛПАКОВСКИ, ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО-КОЛОКОЛОВСКИ. НАДО КОЛПАК ПЕРЕВЫКОЛПОКОВАТЬ, НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3

ПРОЧИТАЙТЕ СКОРОГОВОРКИ

МЕДЛЕННО, ОТЧЁТЛИВО, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДЫЙ ЗВУК :

  • ОСИП ОСИП, АРХИП ОХРИП.

АРХИП ОСИП, ОСИП АХРИП.

  • РАПОРТОВАЛ, ДА НЕ ДОРАПОРТОВАЛ.

ДОРАПОРТОВАЛ, ДА НЕ ЗАПОРТОВАЛСЯ.

  • СШИТ КОЛПАК НЕ ПО-КОЛПАКОВСКИ,

ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО-КОЛОКОЛОВСКИ.

НАДО КОЛПАК ПЕРЕВЫКОЛПОКОВАТЬ,

НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4 Составь рассказ по картине  «Золотая осень» Левитана и «Алёнушка» Васнецова.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4

Составь рассказ по картине «Золотая осень» Левитана и «Алёнушка» Васнецова.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5   СКАЖИТЕ ФРАЗУ ДРУГИМИ СЛОВАМИ ПОПРОБУЙТЕ СКАЗАТЬ, НЕ ПОВТОРИВ НИ ОДНОГО СЛОВА, НО СОХРАНИВ СМЫСЛ СЛЕДУЮЩИХ ФРАЗ: МУХА СЕЛА НА ВАРЕНЬЕ НА СТОЛЕ СТОИТ СТАКАН ИДЁТ ДОЖДЬ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5

СКАЖИТЕ ФРАЗУ ДРУГИМИ СЛОВАМИ

ПОПРОБУЙТЕ СКАЗАТЬ, НЕ ПОВТОРИВ НИ ОДНОГО СЛОВА,

НО СОХРАНИВ СМЫСЛ СЛЕДУЮЩИХ ФРАЗ:

  • МУХА СЕЛА НА ВАРЕНЬЕ
  • НА СТОЛЕ СТОИТ СТАКАН
  • ИДЁТ ДОЖДЬ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6  ПОКАЖИТЕ  МИМИКОЙ, ПОХОДКОЙ И ЗВУКАМИ: ВСТРЕВОЖЕННОГО КОТА ГРУСТНОГО ПИНГВИНА ВОСТОРЖЕННОГО КРОЛИКА РАЗГНЕВАННОГО ПОРОСЁНКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6

ПОКАЖИТЕ

МИМИКОЙ, ПОХОДКОЙ И ЗВУКАМИ:

  • ВСТРЕВОЖЕННОГО КОТА
  • ГРУСТНОГО ПИНГВИНА
  • ВОСТОРЖЕННОГО КРОЛИКА
  • РАЗГНЕВАННОГО ПОРОСЁНКА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7   РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: 1. СКАЖИ НАОБОРОТ. 2. КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ. 3. СКАЖИ ЛАСКОВО. 4.НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО. 5.ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ. 6. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО. 7.РАССКАЖИ ПО КАРТИНЕ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ:

1. СКАЖИ НАОБОРОТ.

2. КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ.

3. СКАЖИ ЛАСКОВО.

4.НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО.

5.ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ.

6. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

7.РАССКАЖИ ПО КАРТИНЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ЖЕЛАЕМ УДАЧИ! У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!