Выступление на городской творческой группе
« Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ».
На тему: « Понятие родительского стресса»
лекторий
Подготовила и провела педагог-психолог
Окользина Н.М. МБДОУ № 9 г. Салавата
Материнское отношение к детям с нарушенным интеллектом. Понятие родительского стресса.
Характер материнского отношения к ребенку определяется многими факторами, в том числе, особенностями психического развития ребенка. Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях острой психотравматической ситуации. Со временем родительский стресс может усиливаться, что связано с ростом забот о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего.
Матери детей с нарушением развития рассматриваются в первую очередь как кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился такой ребенок, находится в условиях психотравмирующей ситуации.
Многие авторы указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития. Р.Ф. Майрамян пишет, что 24,5 % обследованных семей, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка. Ребенок со сниженным интеллектом очень часто, даже взрослея, продолжает выполнять роль маленького.
Исследования показывают, что матери детей с умственной недостаточностью больше подавлены, больше занимаются с детьми и в то же время испытывают трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей. Отцы также страдают от эмоциональных проблем, у них ниже самооценка и удовлетворенность собственными детьми. Однако родительский стресс меньше в тех семьях, в которых существуют взаимоподдерживающие отношения.
Матери умственно отсталых детей имеют тенденцию эмоционально отвергать своих детей. Материнское отвержение несет в себе негативный аффективный опыт для ребенка и может привести к реакции избегания ребенком объектов связанных с матерью, а в дальнейшем и других объектов среды. Такая ситуация имеет для ребенка с нарушением интеллекта весьма негативные последствия, ограничивающие его компенсаторные возможности.
Недостаток познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствует установлению нормальных взаимоотношений ребенка с нарушением интеллекта с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие таких детей. Например, матери детей с синдромом Дауна отличаются более простым вербальным общением с детьми, они более контролирующие, нежели матери нормальных детей, чаще меняют тему разговора с ребенком, более дидактичны и требовательны, а так же менее спонтанны в общении с ребенком, нежели матери нормальных детей.
Данные показывают, что матери детей с нарушением интеллекта имеют противоречивые родительские установки. С одной стороны, они отвергают ребенка, с другой – устанавливают симбиотические отношения с ним, оказывая чрезмерную заботу, стремятся обеспечить его безопасность. Матери умственно отсталых детей менее активны вербально, нежели матери нормальных детей. Некоторые исследователи называют такой стиль общения «вербальной депривацией». Кроме того, они менее склонны к партнерским отношениям с ребенком, и занимают доминирующую позицию, излишне концентрируясь на ребенке. Матери детей с нарушениями интеллекта гораздо чаще испытывают раздражение по поводу ребенка, а также чувство самопожертвования, чем матери нормальных детей.
По данным исследований В.В.Ткачевой, качественные изменения, имеющие место в семьях с аномальным ребенком, проявляются на нескольких уровнях: психологическом, социальном, соматическом.
Психологический уровень характеризуется острым, а в дальнейшем хроническим стрессом, который оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обусловливается многими причинами, психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающего ребенка с нарушением интеллекта.
Изменения на социальном уровне касаются сужения социальных контактов и профессионального статуса. Семья этой категории становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.
Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с нарушением интеллекта, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Рождение больного ребенка, а затем воспитание и обучение его является длительным патогенно воздействующим психологическим фактором, приводящих к развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Проявление у 60% матерей, воспитывающих детей с РДА, депрессивной симптоматики в различных формах (депрессивного невроза, затяжных невротических депрессий, депрессивного невротического развития личности) обусловлено этими проблемами.
Многие исследователи считают, что переживания и реакции родителей, связанные с рождением ребенка с нарушением интеллекта, имеют стадиальный характер, и называют их родительским стрессом. Обобщив данные многочисленных исследований, можно выделить четыре стадии: эмоциональной дезорганизации, отрицания, горевания, эмоциональной реорганизации.
Большинство авторов согласны, что содержанием первой стадии – эмоциональной дезорганизации являются следующие состояния и реакции родителей: шок, растерянность, беспомощность, страх. Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. Чувство вины зачастую перерастает во всепоглощающие страдания и переживания по поводу поступков и ошибок, приведших, как они считают к заболеванию ребенка. При этом пытаются переложить ответственность за состояние ребенка на других. Одной из наиболее часто встречающихся реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка является гнев. Плач – наиболее часто встречающаяся реакция в этот период. Многие родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка.
Вторая стадия - период негативизма и отрицания. Данная фаза для родителей является самой трудной. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители бегают по разным врачам, чтобы услышать правильный диагноз, они стремятся убедить себя в том, что специалисты некомпетентны и ответственны за состояние ребенка. Описанная фаза – негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и, по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.
Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью стадию родительского стресса – горевание. Чувство горечи или гнева может породить стремление к изоляции. Синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрации вследствие относительного отсутствия положительных изменений у ребенка, «несоциализируемости» его психического и физического дефекта, неутихающей боли, оттого «что ты дал жизнь неполноценному человеку».
Четвертая стадия адаптации характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособляемостью, принятием больного ребенка. Родители в этот период ищут программы и службы, которые могли бы быть полезны для их детей. На этой стадии родители начинают ценить и любить своего ребенка. Мать понимает, что рождение ребенка с нарушением интеллекта – это факт, с которым нужно смириться. Некоторым из родителей нужны годы, чтобы прийти к этому, другие не достигают этого никогда. Процесс этот очень болезненный.
Деление родительского стресса на последовательные стадии достаточно условно. В некоторых случая возможна регрессия, т.е. движение на более раннюю стадию. Некоторые авторы отмечают, что стадия принятия ребенка с нарушением интеллекта так и не наступает, поскольку у родителей слишком много неразрешенных проблем и противоречивых чувств. Они продолжают испытывать на протяжении всей жизни сильные негативные эмоциональные реакции по поводу рождения больного ребенка.