СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 1-2 Понятие проектной деятельности. История проектного метода

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция 1-2 Понятие проектной деятельности. История проектного метода»



Группа 310


Дисциплина Основы проектной деятельности


Преподаватель СОЛДАТОВА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА

E-mail: [email protected]

Дата выдачи задания 09.09.2022


Срок выполнения 12.09.2022


Рекомендуемая литература, интернет-ресурсы, другие источники: конспект лекций


ТЕМА ЗАНЯТИЯ


Понятие проектной деятельности. История проектного метода



ЗАДАНИЕ 1. ОЗНАКОМЬТЕСЬ С МАТЕРИАЛАМИ ЛЕКЦИИ, ВЫПОЛНИТЕ КОНСПЕКТ, ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ


ЛЕКЦИЯ 1

Тема: Понятие проектной деятельности. История проектного метода

План:

1. Определение проекта. Его основные характеристики и измерения

2. Элементы проектной деятельности

3. Развитие идей проектной деятельности в педагогике

1. Определение проекта. Его основные характеристики и измерения

Проект (от англ. project — то, что задумывается и планируется). В современной литературе по управлению проектами можно выделить два основных подхода к определению проекта: системный и деятельностный.

Системный подход определяет проект как систему временных действий, направленных на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата. «Проект — временное предприятие для создания уникальных продуктов, услуг или результатов».

Системный подход к определению проекта предопределяет основные его характеристики. Проекты могут быть разнообразными и многоплановыми. Однако все они имеют следующие общие характеристики: разовость; уникальность; инновационность; результативность.

Проект — это создание чего-либо к установленному сроку, он имеет планируемую дату завершения, после которой команда проектантов распускается.

Планирование и реализация проекта всегда связаны с тремя главными вопросами:

— сколько времени это займет;

— во сколько это обойдется;

— совпадет ли конечный результат с тем, что мы намечали вначале.

Первый вопрос выводит на первый план проблему временных рамок, установленных для реализации всего проекта и отдельных его этапов. Второй вопрос привлекает наше внимание к стоимости проекта, третий касается вопроса о результативности проектной деятельности.

Универсальность и многоаспектность проектной технологии детерминированы разноуровневыми многослойными взаимодействиями и измерениями проекта. Измерения проекта — цели, время, стоимость — являются одновременно ограничениями проекта, задающими систему координат, в которой работает проектант. Сверхзадача— найти оптимальное соотношение этих трех ограничений проекта, с которыми неразрывно связаны интересы участников проекта. В данном смысле сверхзадача трансформируется в соблюдение баланса интересов; как таковые ограничения становятся «фоном», «вторым планом» действия в проекте, заглавная роль в котором принадлежит именно интересам. С точки зрения измерений и интересов могут быть исследованы все подсистемы проекта.

Второй подход — деятельностный — трактует проект как деятельность субъекта по переводу объекта из наличного состояния в состояние желаемого будущего, которое наиболее полно отвечает его представлениям. Таким образом, проект в самом широком смысле может пониматься как творческая, разумная, целеполагающая деятельность субъекта.

Сущность любого проекта заключается в деятельности.

Термин «проектирование» происходит от латинского projectus — проекция, брошенный вперед.

Проекция — это перенос социальной субъективности настоящего в будущее. Возможность проекции обусловлена специфической способностью человека к опережающему отражению и разумному, сознательному целеполаганию.

Социальная проекция — это перенос на будущее своих чувств, предпочтений, желаний, идей.

Таким образом, проектирование — это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Проектная деятельность носит двойственный характер. С одной стороны это деятельность идеальная, поскольку она связана с планированием будущего, промысливанием того, что должно быть. С другой стороны, проектная деятельность — это деятельность технологическая, так как она отражает процессы реализации того, что задумано.

Прогнозирование — форма предвидения, предположительная оценка будущего состояния объекта, условий его возникновения.

Планирование — это научное и практическое обоснование определения целей, выявление задач, сроков, темпов, пропорций развития того или иного явления, его реализация.

Конструирование — это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта.

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений, а также предсказания явлений, интересующих исследователя.

Проектирование помимо конструирования, прогнозирования, планирования, моделирования тесно связано и с технологией реализации проекта. Социальный проект должен иметь продуманное инструментальное обеспечение. Это позволяет избежать превращения проектов в утопии, подмены их социальными манифестациями или социальными фантазиями, прожектами.

2. Элементы проектной деятельности

Основными элементами проектной деятельности являются субъект и объект проектирования, его цель, технология (как совокупность операций), средства, методы и условия проектирования.

Субъектом проектирования — отдельные личности или организации, коллективы, социальные институты, ставящие своей целью преобразование действительности.

Объектами проектирования могут быть:

объекты материальной природы

нематериальные (невещные)

Цель проектирования — разработка определенного будущего состояния системы, процессов, отношений.

Средства — совокупность приемов и операций для достижения цели.

Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач.