Лекция 10. Барокко
В конце 16-го - начале 17-го века в искусстве Западной Европы сложился большой художественный стиль - "барокко". Слово "барокко" в буквальном переводе с итальянского означает "причудливый", "вычурный". (производный от португальского «барокко», означающего «необычный жемчуг или камень») Зародилось барокко в Италии, в конце 16го века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу. Раннее барокко развивалось неравномерно и зависело от местных особенностей. Черты стиля вырабатываются в архитектуре и живописи.
Архитектура
Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве, а затем и в архитектуре дворцов. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью отделки. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид.
Характерные черты стиля в архитектуре: монументальность; пространственный размах; сложный криволинейный план; использование светотени, колоннад, куполов; массивные парадные лестницы; подчёркнутое величие церкви; великолепие.
Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.
Франческо Борромини (1599 − 1667)
Работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. В историю собора вошла высокая решётка из бронзы для капеллы святого Причастия, выполненная по эскизам Борромини в 1630 году.
Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano). За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме. Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).
Филиппо Юварра (1678 − 1736).
Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid). Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi).
Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro). Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году. Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин). В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.
Пирро Лигорио
Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este). В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу». Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).
Скульптура в стиле барокко
Неотъемлемой частью архитектуры в эпоху барокко была скульптура. Она украшала фасады и внутренние помещения. Скульптуры барокко были декоративным дополнением к архитектуре зданий. Парки украсились скульптурными группами на античные сюжеты, многочисленные статуи оживляли фонтаны и лестницы. Скульптуры барокко беспокойны, порывисты, живописны. Люди - в развевающихся одеяниях или обнаженные - представлены в вычурных, неестественных позах. Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые и неопределенные очертания.
Новые элементы зодчества появляются после слияния архитектуры и скульптуры: статуя атланта (теламон), колонна в виде фигуры женщины (кариатида), скульптурное украшение маскарон, обелиск.
Атла́нт — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза.
Кариати́да — статуя, изображающая задрапированную женскую фигуру в качестве опоры антаблемента, арки или иной конструкции, заменяющая собой колонну, пилястру.
Характерные черты стиля: театральность; изображение группы человеческих фигур в энергичном движении; использование белого мрамора; возможность осматривать статуи с нескольких углов обзора; слияние скульптуры с живописью и архитектурой; изобилие скульптурных фигур на фасадах, в парковых зонах дворцов.
В эпоху барокко скульптура тесно связана с живописью и архитектурой. Меняется техника ваяния. Скульпторы отказываются от понятия пластического покоя. Наиболее знаменитым скульптором итальянского барокко признан Лоренцо Бернини, которого искусствоведы назвали «Микеланджело XVII столетия».
Джованни Лоренцо Бернини
Основатель барочного стиля в скульптуре осуществлял масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет творческой жизни украшению Собора Святого Петра в Ватикане. Скульптуры «оживали», передавая изгибы и теплоту человеческого тела. Классический пример − работа «Экстаз святой Терезы» (1645 − 1652).
«Давид» Бернини (1623) не похож на героя произведений Микеланджело Буонарроти и Донателло (Donatello). Автора интересует правдоподобный показ убийства Голиафа. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию броска камня.
Римские фонтаны
Величественные фонтаны с сюжетной линией выполнены в Риме по заказу папы Урбана VIII. Лоренцо Бернини завершает строительство фонтана Тритона (Fontana del Tritone) в 1642 году. Постамент, выполненный из травертина, образуют скульптуры четырёх дельфинов, между которыми находится герб папы Римского. В огромной раковине, установленной на хвостах морских животных, помещена статуя Тритона. Сын Посейдона выдувает из раковины струю воды. Фонтан пчёл. В 1644 году архитектор по приказу великого понтифика устанавливает фонтан пчёл (Fontana delle Api), предназначенный для нужд горожан. По створкам раскрытой раковины к воде спускаются три пчелы − символ династии Барберини.
10 самых известных скульптур Бернини 1. Эней, Анхизы и Асканио-1618/1619-Галерея Боргезе, Рим
Создание было поручено кардиналом Сципионом Боргезе молодому Бернини. Скульптурная группа была вылеплена из мрамора и стала первой скульптурой в стиле барокко. Статуя представляет собой полет горящей Трои от легендарного основателя Рима Энея, который берет на плечи своего отца Анхизу, держащего семейные пенаты, и его сына Асканио, держащего священный огонь дома.
2. Похищение Прозерпины-1621/1622 — Галерея Боргезе, Рим
Драматизм, сила и движение пропитаны этой скульптурной группой, которая отражает более личный и развитый стиль художника. Он был заказан кардиналом Сципионом Боргезе в 1621 году и представляет Прозерпину, дочь Юпитера, похищенную властителем ада Плутоном, чтобы сделать ее своей женой. Работа мастерски представлена для рассмотрения с разных точек зрения.
3. Экстаз Санта-Тереза-1647 / 1651- Церковь Санта-Мария-де-ла-Виктория, Рим.
Кардинал Федерико Корнаро поручил эту работу своей семейной часовне. В нем мы видим испанскую монахиню и мистическую святую Терезу из Авилы. Она показана на облаке, предлагая ее вознесение на небеса, с золотыми лучами света, льющимися вниз. Скрытое окно над сценой наполняет его естественным светом. Крылатый ангел держит копье, которое воткнут в сердце Терезы, когда выражение экстаза заливает ее лицо.
Эта работа демонстрирует технический блеск и новаторство Бернини в его манипулировании мрамором, поскольку складки одежд Терезы, а не контролируемые складки классических скульптур, вращаются вокруг Терезы, способствуя ощущению движения.
Эта работа является одной из самых уникальных в Бернини, поскольку представляет собой сложный ансамбль скульптуры, живописи, декораций, архитектуры и света, создающий единое целое. Семья Корнаро также присутствует, их скульптуры смотрят на сцену со стороны, создавая дополнительный театральный эффект. Историк искусства Роберт Петерссон пишет, что часовня достигает «единого, всепоглощающего эффекта — от небесной области наверху через святого и мирского (включая нас) до зоны смерти внизу».
4. Фонтан Четырех рек-1651 — Пьяцца Навона, Рим.
Построенный папой Иннокентием X в середине XVII века, этот фонтан стал одним из самых известных в Риме. Бернини воссоздает аллегорию облагораживания рек Нил, Ганг, Дунай и Рио-де-ла-Плата. Произведение получено из основания, образованного большим эллиптическим пулом, увенчанным в его центре мраморной массой, на которой стоит домицианский обелиск среди фигур диких животных.
5. Экстаз Блаженной Людовики Альбертони -1671 / 1674- Церковь Сан-Франческо-а-Рипа, Рим.
Одна из его последних скульптур, где он пытался идеализировать вознесение Людовики в климатическом состоянии, для этого художник, в полной мере используя техники барокко, создал своеобразный свод, в котором лежит изящная фигура женщины опираясь на матрас, чьи ткани добавляются к одежде, которая покрывает ее, чтобы создать эффект превосходства посреди естественно освещенного выражения смущения.
6. Галерея Аполлона и Дафны-1622/1625-Боргезе, Рим-Италия
Круглая скульптура по мифологическому эпизоду Аполлона и Дафны была сделана из белого мрамора для садов рекреационной деревни кардинала Сципиона Боргезе. В этом фильме представлен Аполлон, который свидетельствует о том, как молодая женщина поднимает руки к небу и наблюдает, как трансформация захватывает ее тело, превращаясь в лавровое дерево под воздействием ее отца, который придает это, чтобы держать ее подальше от желаний этого Бога
7. Давид-1623/1624-Галерея Боргезе, Рим, Италия
На статуе изображен сосредоточенный Давид, готовящийся бросить камень, с помощью которого он побеждает гигантского Голиафа, тот же, что имеет форму, напоминающую змеиную манериста, с которой он отходит от вертикальности своих первых работ, чтобы мастерски подчеркнуть в действии и показать опыт, с которым он доминирует в анатомии человека.
8. Сан-Лонгино-1629/1638-Базилика Сан-Педро, Ватикан
Одно из его самых монументальных произведений, вдохновленное моментом, когда Лонгин принимает христианство, характерное для Бернини, представляет людей в символических эпизодах его жизни. Работа приобретает жизнь, движение и драматизм в стиле барокко, эффектные складки одежды были обработаны превосходными размерами и добавили напряжения в направлении Святого Копья, которым сотник ранил Христа в бок в момент его страсти,
9. Балдачин Сан-Педро-1624/1632-Базилика Сан-Педро, Ватикан
Балдачинский собор Святого Петра — это искусно извилистый бронзовый балдахин, спроектированный Бернини в Базилике Святого Петра в Ватикане. По заказу папы Урбана X, навес покрывает главный алтарь базилики и является центром внимания из-за его большого масштаба и богато украшенного дизайна. Работа состоит из четырех винтовых колонн, поднятых на мраморных постаментах, с четырьмя большими ангелами в каждом углу. На вершине навеса находится сфера и крест, символизирующий искупление Христа. Балдахин расположен прямо под куполом базилики и на вершине гробницы Святого Петра. Находясь в таком положении, он одновременно привлекает внимание к небесному царству наверху, земному царству церкви и аду внизу. Он привлекает внимание к огромным размерам церкви и масштабам людей в ней, служа визуальным напоминанием о необъятности Бога ».Балдачин был совместной работой. Его соперник Франческо Борромини, его отец Пьетро, его брат Луиджи и другие художники, которые внесли свой вклад в декоративные элементы, помогали Бернини. Этот проект утвердил статус художника как самого выдающегося скульптора Рима, и тот факт, что эта часть была заключена в купол, спроектированный Микеланджело, укрепил эту карьеру.
Живопись
Живопись в эпоху барокко расширила круг предметов, изображаемых художниками. Появились новые жанры - наряду с религиозными и мифологическими темами художники стали изображать и окружающий их современный мир. Живопись барокко можно условно разделить на три части: церковную, придворную и буржуазную - в зависимости от того, кто ее заказывал. Живописцы барокко предпочитали теплые тона и плавные переходы цвета один в другой, без резких контурных линий. Их привлекала игра света и тени, сильные контрасты светлого и темного. В типичных барочных картинах изображены напряженные и драматические сцены. В них много ярких, чрезмерно преувеличенных страстей, искусственных переживаний. В изображении людей художники использовали эффектные жесты, вознесенные к небу и полные слез глаза святых, мучительно изогнутые тела мифологических героев в сценах борьбы и похищений.
Новые жанры используют не только мифологические и религиозные темы. Внимание художников фокусируется на реальной жизни.
Особенности барочной живописи: динамизм композиций; незаурядность сюжетов; драматический конфликт; использование аллегории; контраст цвета, тени, масштабов; парадные портреты, создающие иллюзию эмоционального контакта; пышность форм.
В XVI − XVII столетиях в Италии формируются два главных направления в живописи: «Болонский академизм», созданный братьями Карраччи и караваджизм - творчество Караваджо, самого крупного художника стиля барокко.
Микеланджело Меризи да Караваджо
Именем самого значительного художника, работающего в стиле барокко, названо реалистическое течение в искусстве западной Европы (караваджизм). Он был противником «болонского академизма» и считался бунтарём. Он уделял внимание необычным персонажам: картёжникам, авантюристам, шулерам. Картины мастера открыли новый жанр в искусстве − реалистический бытовой портрет («Игроки», 1594 − 1595; «Лютнист», 1595). Увлечённость натурализмом в изображении людей и событий находит отражение в картине «Обращение Савла» (1601). Религиозный сюжет использовали живописцы до Караваджо. На картинах художников главное внимание уделялось библейским персонажам.
Революционный для того времени прием используется в картине «Успение Марии» (1606). Натуралистическая трактовка образа не понравилась заказчикам. Монахи не приняли картину мастера. Поиски новых приёмов в творчестве не заслоняют основные достоинства произведений − пластичность, драматизм, эмоциональную выразительность.
Лучшие картины: «Положение во гроб» (1602 − 1604), «Распятие Святого Петра» (1601).
Фрески семьи Карраччи
Против Караваджо выступили Аннибале, Агостино, Лодовико, Антонио Карраччи (Annibale, Lodovico, Agostino, Antonio Carracci). Братья противопоставили караваджизму «болонский академизм». Семья художников создала в Болонье «Академию» (1585). Специальная программа была предназначена «вступившим на истинный путь» живописцам. Принципы болонской школы стали прообразом всех будущих европейских академий. Братьев признали мастерами монументально-декоративной живописи. По поручению кардинала Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese) Карраччи работают над фресками и галереей (1595-1604) в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese). Совместная работа представляет 13 главных картин: любовные приключения греческих богов, триумфальное шествие Вакха и его свиты, супружеский союз членов династии, другие классические сюжеты. Цельная работа является образцом величайшего произведения раннего барокко.
Барокко в России
В России на стиль барокко оказало влияние русское искусство, что сделало его своеобразным и очень выразительным. Более всего барокко проявило себя в архитектуре и скульптуре. Появился термин "русское барокко". К известным элементам архитектуры добавляются детали исконно русские, что наполняет сооружения особой теплотой, смягчает нагроможденность украшениями.
"Певцом русского барокко" называют архитектора Бартоломео Растрелли, построившего в России очень много великолепных зданий в стиле барокко.
Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Кикины палаты в Петербурге — ключевые памятники петровского барокко. Расцвета этот архитектурный стиль достиг в царствование дочери Петра — Елизаветы. Во время ее правления в Петербурге активно работал лучший барочный архитектор своего времени в России — Франческо Бартоломео Растрелли. Он построил по-настоящему пышные, богато декорированные дворцы — Зимний в Петербурге, Большой в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе. Во времена Екатерины II барокко постепенно сошло на нет — его сменил модный в то время классицизм.
https://www.culture.ru/persons/8329/franchesko-bartolomeo-rastrelli — дополнительная информация
~ 3 ~