Творчество И.С. Тургенева. Основной конфликт романа «Отцы и дети»
ПЛАН:
1) Основные этапы творчества Тургенева.
2) Смысл названия и основной конфликт романа «Отцы и дети».
3) Особенности композиции романа.
4) Базаров в системе образов.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 г. – 1883 г.) родился в дворянской семье в г. Орел. Свою литературную деятельность он начал с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих его рассказах и романах.
Тургенев является ярким представителей золотого века в истории русской литературы. Его имя знакомо многим не только в России, но и в Европе.
Перу Тургенева принадлежат типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.
Исследователи творчества Тургенева условно выделяют в нем три этапа, каждому из которых присущи свои особенности:
1) 1836 – 1847.
2) 1848 – 1861.
3) 1862 – 1883.
1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии. В начале этого этапа его творчество носило романтический и философский характер. В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».
Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Эта любовь не только факт биографии писателя, но и сильнейший мотив творчества
За время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны - Гюставом Флобером, Эмилем Золя, Ги де Мопассаном и др.
К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:
А) Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
Б) Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
В) Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».
Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.
2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева. Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации в 1847 году в журнале «Современник» рассказа «Хорь и Калиныч», который является первым рассказом в сборнике «Записок охотника». Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии.
Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:
— во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, глубоко раскрыл образ крестьян; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;
— во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему в душу, понять образ его мыслей;
— в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье Спасское-Лутовиново.
Творческое наследие:
А) Романы – «Рудин», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
Б) Повести – «Ася» и «Фауст».
В) Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».
Основная тема всего творчества писателя – жизнь русской деревни, помещичьих усадеб, крестьянских общин.
Ещё одной приметой творчества Тургенева является страстная любовь к русскому пейзажу. Тургенева по праву считают мастером литературного пейзажа.
3) Третий этап – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает глубокие социальные и философские вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание четвёртого и самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.
Интересным фактом также является то, что на закате своей творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике. Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений. Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.
Произведения этого периода:
А) Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
Б) Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
В) Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова».
Г) Стихотворения в прозе.
В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.
2. Смысл названия и основной конфликт романа «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» - одно из величайших произведений русской литературы.
Замысел романа возник у Тургенева в 1860 г. В августе 1861 г. роман был окончен. В феврале 1862 г. опубликован в журнале «Русский вестник».
Литературное направление – реализм.
Жанр:
- идеологический роман, так как в центре него - споры либералов и революционеров-демократов;
- семейный роман, так как в нём присутствуют семейно-бытовые сцены;
- социальный роман, так как в основе сюжета лежит общественно-исторический конфликт;
- психологический роман, так как автор проводит глубокое исследование человеческих характеров;
- философский роман, так как уделено внимание философским вопросам.
Исходя из наиболее проработанных тем, традиционно жанр определяют как социально-психологический.
Тургенев посвятил роман В.Г. Белинскому.
В основе названия – антитеза (противопоставление, контраст).
Смысл названия двоякий. С одной стороны, оно отражает вечную тему спора поколений: «старшие» обычно считают, что они были лучше, умнее, чем «нынешняя молодёжь», которая, по их мнению, не имеет нравственных идеалов, не считается с моральными устоями общества.
А новому поколению, в свою очередь, всё прежнее кажется устаревшим и изжившим себя.
С другой стороны, к спору поколений примешивается возникший в 1840-60-е годы конфликт уходящего дворянства и молодого революционно настроенного поколения разночинцев.
К основному конфликту романа относятся противоречия между представителями двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и новой, революционно-демократической.
Так же в романе представлен вечный конфликт - спор «отцов» и «детей». Роман показывает, что не следует отвергать опыт прошлых поколений.
Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
ВНЕШНИЙ КОНФЛИКТ | ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ |
Противостояние поколений и политических групп | Между нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями жизни. |
3. Особенности композиции романа
Композиция романа «Отцы и дети» Тургенева основана на принципе контраста: главный композиционный приём – антитеза.
Антитеза использована при сопоставлении Базарова и Аркадия, при противопоставлении «нигилиста» Базарова и либерала Павла Петровича, Базарова и Одинцовой, центрального героя романа и Ситникова с Кукшиной.
Контрастны мир дворянской усадьбы и жизнь губернского города с его чиновничеством.
Другой принцип композиции - строгая хронологичность повествования, приверженцем которой является Тургенев. Эта особенность романа связана с тем, что писатель отражает действительность в форме своеобразной летописи времени, для которой органична череда и последовательность жизненных фактов. Поэтому роман, действие которого начато в мае 1859 г., по истечении нескольких недель, насыщенных тревожными событиями, заканчивается в конце июля того же года, когда умирает Базаров.
Чёткость хронологии временно нарушается, когда Тургенев вводит предыстории отдельных персонажей (Павла и Николая Кирсановых, Одинцовой), но эти отступления лишь подчеркивают верность автора принципу необратимости времени.
В произведении всего 28 глав, разделённых на две части:
I часть содержит I – XIII главы
II часть – XIV – XXVIII главы
Только в первой и последней нет главного героя. В остальных действие соподчинено центральному герою.
Первые две сцены — встреча Базарова и его приезд в Марьино — дают возможность познакомиться с обликом, привычками, манерами и взглядами Базарова.
Следующие три сцены — пребывание в губернском городе, в имении Одинцовой и в деревне родителей — дают читателю углубленное знание о повседневной жизни героя, об отношении его к «прогрессистам» и «эмансипаторам», о силе любовных переживаний, свойственных «нигилисту», подавляющему эти чувства, о сложных взаимоотношениях сына с его «стариками».
Заключительные сцены, связанные с болезнью и смертью Базарова, обнаруживают «великое сердце» последнего и мужественный героизм его на краю бездны.
Композиция романа Тургенева «Отцы и дети» представляет два круга странствий Базарова и его друга Аркадия Кирсанова.
Сначала они посещают Марьино (имение Кирсановых), затем Никольское (усадьбу Одинцовой), деревню, где проживают родители.
Вторая часть книги повторяет тот же путь: Марьино — Никольское — отчий дом.
Возникает симметрия эпизодов и воскресают гоголевские традиции (рассказ об объезде героем помещичьих усадеб с целью раскрытия образов хозяев и гостя).
Двойная композиция помогает Тургеневу показать, как рушатся взгляды Базарова при столкновении с жизненными ситуациями.
Базаров в системе образов.
С точки зрения композиции роман можно назвать моноцентрическим – в центре один герой. Все сюжетные линии тянутся к главному герою: в произведении нет сколько-нибудь значимого эпизода, в котором бы он не участвовал.
Базаров – это цельная, последовательная фигура, олицетворяющая новую общественную силу и ставшая главным открытием Тургенева. Весь роман создан ради этого персонажа.
Все остальные герои романа группируются вокруг Базарова, сами раскрываются через отношение к нему и помогают проявить его черты: превосходство, ум, силу и одиночество в среде уездных (провинциальных) аристократов.
Умирает Базаров, и Тургенев заканчивает роман, бегло досказывая судьбу остальных героев. Последние строки романа опять посвящены Базарову.