СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 2 по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс лекций по дисциплине "Инновационный менеджмент" предназначен для контингента СПО, изучающего данную дисциплину.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 2 по дисциплине "Инновационный менеджмент"»

Лекция 2. Модели и формы инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса


Различают три логических формы инновационного процесса:

простой внутриорганизационный (натуральный);

простой межорганизационный (товарный);

расширенный.

Простой Инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.


Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным процессом для любой организации.

Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.

Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).

По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.

В общем виде модель ИП можно представить в развернутом виде так:

Фундаментальное (теоретическое) исследование – Прикладные исследования – разработка – проектирование – строительство- освоение - промышленное производство – маркетинг- сбыт

Научная работа это основной фактор появления новшеств и представляет собой исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

К субъектам научно-исследовательской деятельности, нуждающимся в прямой государственной поддержке, можно отнести:

1. Организации, относящиеся к оборонному сектору экономики, занятые как разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений (полученные результаты могут быть законсервированы, запатентованы - с последующей продажей лицензий за рубеж, использованы по прямому назначению или найти гражданское применение - в производстве необоронной промышленности), так и работами, имеющими альтернативное (гражданское) назначение - в рамках конверсии. Причем, учитывая предбанкротное состояние многих предприятий и организаций оборонки, не получающих своевременно деньги за выполненные заказы Министерства обороны, необходима срочная разработка правовой базы, которая бы установила статус государственного заказа и конкретизировала права и обязанности заинтересованных сторон, в том числе ввела систему индексации сумм неплатежа по госзаказам, привязав ее к темпам инфляции или учетной ставке Центрального банка Российской Федерации.

2. Организации, подавляющая доля работ которых не может ориентироваться на коммерческие критерии ни в целом, ни на ближайший период времени, но существование и развитие которых жизненно важны для общества. Речь идет об организациях непроизводственной сферы (например, здравоохранения, образования, культуры, экологии), выполняющих работы, направленные на улучшение условий жизни и труда, для государственных нужд, а также об академических и вузовских организациях по тем работам, которые в силу своего перспективного характера и неизбежного риска, неопределенности затрат и результатов не могут, как правило, представлять интереса для коммерческих заказчиков.

3. Ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить две группы:

- предприятия и научные организации, имеющие солидный научно-технический потенциал;

- малые инновационные предприятия.

Необходимость финансирования субъектов первой группы из бюджетных (или централизованных внебюджетных) средств объясняется двумя основными причинами.

Первая, тактического плана, связана с тем, что наиболее критическая ситуация для создателей научно-технической продукции складывается именно в период становления рыночной экономики, и государственное финансирование может сыграть роль своеобразного амортизатора, помогая им дождаться оживления экономической конъюнктуры.

Вторая причина имеет долгосрочное значение; речь идет о реализации заинтересованности государства в проведении разработок, не представляющих в данный момент интереса для предприятий либо требующих больших затрат или затрат с длительным циклом окупаемости. В последнем случае возможно привлечение бюджетных стартовых средств как дополнительного источника, призванного подкрепить заинтересованность инициаторов НИОКР в их проведении.

Наряду с прямым финансированием роль государства проявляется и в другом процессе, который получил название косвенного финансирования. Его суть заключается в создании государственными (равно как и муниципальными) органами выгодных условий для финансирования инновационной деятельности заинтересованными в ее результатах инвесторами на коммерческих условиях. К мерам косвенного финансирования наряду с традиционными, включающими налоговые, амортизационные, таможенные льготы, которые потенциальные инвесторы могут получить, вложив свои ресурсы в финансирование соответствующих работ, можно также отнести следующие меры.

1. Гарантирование (преимущественно частичное) инвестиций (например, через привязку к выданным гарантиям пакетов акций приватизированных предприятий, находящихся в распоряжении государства).

2. Централизованное регулирование стандартизации для формирования спроса на нововведения - через ужесточение требований, предъявляемых к производителям.

3. Предоставление государственными и муниципальными органами права использования определенных ресурсов в качестве своих вкладов в специально создаваемые под какие-либо проекты акционерные общества.

4. Кредитование инновационных проектов через специально созданные государственные или муниципальные (или с их преобладающим участием) банки или кредитные учреждения (возможно, с применением льготных процентных ставок). Средства населения могут привлекаться в эти банки под государственные гарантии их возврата.

5. Стимулирование к проектному кредитованию отдельных наиболее авторитетных и финансово-устойчивых банков или их синдикатов (через налоговое регулирование, установление дифференцированных нормативов деятельности, льготные кредиты и т.п.), придав им статус уполномоченных, призванных организовать отбор среди предприятий и научных организаций, желающих стать объектом инвестирования. Проблема погашения долга и выплаты процентов также может решаться с участием государства:

- гарантированием инвестиций;

- введением механизма частичной компенсации процентных выплат по кредитам на инновационные цели (например, за счет средств Российского фонда технологического развития, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР);

- предоставлением банкам права участия в будущих прибылях профинансированного проекта.

Важная роль в формировании системы инновационного финансирования принадлежит государству и как регулятору кредитного и фондового рынка. К сожалению, уровень соответствующего регулирования весьма невысок. Для примера обратимся к одному из главнейших принципов кредитования - принципу обеспеченности, - в частности, залогу. Для научных организаций в качестве залогового имущества могут выступать различные приборы и оборудование (хотя в отношении исследовательской техники банки могут проявлять и нежелание брать ее в залог, имея в виду ее специфичность и возможные трудности с реализацией), транспортная техника, недвижимость, пакеты акций самих научных организаций и др. Весьма перспективным объектом залога при получении кредитов является недвижимость, причем в этом случае и сроки кредитования могли бы быть достаточно длительными, что является весьма важным при проведении инновационных проектов.


Список литературы (рекомендуемая)

основная

1. Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
2. Блохина, Т. К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2017. - 428 c.
3. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе / Л.П. Гаврилов. - М.: Юрайт, 2018. - 388 c.
4. Глухов, В.В. Инновационное развитие экономики мегаполиса / В.В. Глухов. - М.: Лань, 2017. - 217 c.

дополнительная
5. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. - М.: Дашков и К°, 2017. - 514 c.
6. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 510 c.
7. КозловВ.В., КозловаЕ.Ю. Инновационный менеджмент в АПК: Уч. / В.В.Козлов - М.:КУРС,НИЦ ИНФРА-М,2016-364с.(п) / КозловаЕ.Ю. КозловВ.В.. - Москва: Мир, 2018. - 622 c.
8. Кулаков, Ю.Н. Инновационный менеджемент.Курс лекций / Ю.Н. Кулаков. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 156 c.
9. Маховикова, Г. А. Инновационный менеджмент. Конспект лекций / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - М.: Юрайт, 2018. - 144 c.
10. Новиков, Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков. - Москва: Высшая школа, 2017. - 294 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!