СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 1 по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс лекций по дисциплине "Инновационный менеджмент" предназначен для контингента СПО, изучающего данную дисциплину.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 1 по дисциплине "Инновационный менеджмент"»

ЛЕКЦИЯ 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА


1.1 Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплин по теории и практике управления. Задачи инновационного менеджмента.

Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из сфер деятельности любой фирмы, так как изменение внешней среды прямым образом отражаются на фирме (внутренней среде). Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.

Все изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль за ходом НИОКР) - стратегически более важная задача, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении).

Таким образом, можно заключить, что НИОКР и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия

1.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента

Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Поскольку внимание отдельных руководителей концентрируется на ограниченном круге узких проблем, то трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это привело к формированию концепции стратегического менеджмента. Однако сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в сфере НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.

НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических субъектов (в том числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям. В России к ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.

Дисциплина "Инновационный менеджмент" должна дать необходимые сведения для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации, а также инновационными фирмами. При этом менеджмент сферы НИОКР должен строиться на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата функционирования компании. В этой связи следует в инновационном менеджменте опираться на следующие положения:

-научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм, и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;

- ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;

-требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;

-сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в НИОКР.

-прежде всего, следует получить четкие ответы на вопросы:- обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне

-обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг.

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.

Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.

Проводимая в стране экономическая реформа позволяет каждому предприятию создать собственный механизм управления, базирующийся на мотивации деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов и непосредственных участников производственного процесса - рабочих), на экономической самостоятельности и созидательных возможностях организационного потенциала.

Однако в настоящее время многие производственные предприятия оказались в кризисном положении. Одна из причин этого кризиса состоит в том, что их персонал и, прежде всего, руководители оказались психологически не готовы пойти на изменения. Частично в этом обстоятельстве виновато прежнее руководство страны, дезориентировавшее население своими непоследовательными действиями, частично потому, что руководители предприятий надеялись на «авось», на «помощь правительства» и т. д., частично потому, что хотели изменений, но не знали, как это сделать. Но сейчас, по крайней мере, необходимость изменений осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя и для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации. Но для большинства производственных организаций приспособление к изменившейся внешней среде является самой насущной задачей.

Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные преобразования и нововведения рассматриваются в специальной отрасли социологического знания — инноватике. Инноватика это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в социальной организации. Предметом нашего изучения являются нововведения в производственных организациях, то есть целенаправленные изменения в функционировании предприятий как системы, которые вносят в них относительно стабильные элементы, существенно преобразующие функции и характер управления ими. Таким образом, в отличие от различных стихийных, спонтанно возникающих изменений, инноватика рассматривает механизм инициируемых и контролируемых изменений, изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия.

Следует отметить, что инновационная проблематика долгое время оставалась вне поля зрения экономистов и социологов. И лишь в 60-х годах XX столетия в связи с ускорением научно-технического развития она начала интенсивно разрабатываться учеными. Основное направление этих разработок первоначально шло в русле концепции И. Шумпетера. На этой основе были сформулированы основные характеристики научно-технического инновационного процесса.

Научно-техническим инновационным процессом называют процесс подготовки и постепенного осуществления инновационных изменений в технологии и технике.

Термин «инновация», «нововведение» не может быть замкнут на технико-технологических изменениях. Уже Шумпетер придавал этому термину довольно широкое социальное содержание. И. Шумпетер рассматривал нововведения как важный инструмент социальной динамики общества. Он полагал, что технико-технологические нововведения неизменно приводят к определенным экономическим последствиям, благоприятствуют в борьбе за рынки сбыта, изменяют конкурентную среду и тем самым способствуют общественному развитию. В 60-х годах XX в. наряду с технико-технологической начинает активно разрабатываться концепция социальной инноватики. К социальным нововведениям относят, прежде всего экономические нововведения: изменения в системе вознаграждения, характера мотивации трудовой деятельности и т. д. Более широкий подход к инноватике продемонстрировал американский экономист и социолог, специалист по управлению П. Друкер. Друкер считал, что нововведение — это, скорее, экономическое и социальное понятие, чем техническое, так как даже в случае технико-технологических нововведений изменяются ценность и потребительские качества, извлекаемые потребителем из ресурсов. Друкер определял нововведения как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они стре­мятся осуществить новый вид бизнеса или услуг. В этом же русле рассматривал нововведения и венгерский экономист и социолог Д. Санто. По его мнению, нововведения — это такой общественный, технический и экономический процесс, который на основе использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, а в случае, если он ориентирован на экономиче­скую выгоду, на прибыль, то может принести и дополнительный доход.

Важным аспектом социальной инноватики на предприятиях являются управленческие нововведения, которые могут носить как узко организационно-управленческий характер (создание новых организационных структур, новых форм ор­ганизации труда, выработки и принятия решений, контроля за их выполнением и т. д.), так и широких социально-управленческих преобразований, связанных с изменением системы власти и ответственности и т. д.

В современной социологической литературе подчеркивается системный характер инновационного изменения. Инновация это не плод какого-то одного, частичного новшества в производственном процессе или в организации управления, а результат совокупности взаимодействий, изменяющих всю систему предприятия. Известный российский социолог В. Н. Лапин определяет инновацию как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают исследования, показывающие социальную значимость инновационного процесса. В работе П. Берну «Социология организаций» было убедительно показано, что крупные технико-технологические нововведения неизбежно ведут к широким социальным изменениям. Так, в частности, весьма распространенный в наше время процесс автоматизации производства уже на уровне цеха ведет к серьезной трансформации всего характера предприятия. Берну отмечает, что этот процесс, прежде всего, изменяет функции рабочего: непосредственно из оператора он превращается в контролера за качеством. В этом случае в большей мере используются не его физические возможности и навыки, а интеллект, способность анализа и диагностики хода производственного процесса. Благодаря этой трансформации изменяется и роль низшего управленческого персонала — мастеров. Индивидуальный контроль за трудовым процессом становится затруднителен. Мастер не может больше выступать в роли надсмотрщика. Он должен перейти от роли контролера к роли корректировщика и мотиватора производственного процесса: корректировать программу деятельности, стремиться к более широкому информационному обеспечению рабочих о целях деятельности смены, цеха и предприятия в целом.

Автоматизация также требует изменения характера взаимосвязи между всеми горизонтальными структурами производственного цикла, иных форм взаимодействия рабочих, мастеров с техническими службами предприятия. В частности, она требует, чтобы были созданы условия для непосредственной коммуникации, минуя иерархические ступени, между технологическими службами, а также службой контроля качества продукции с операторами на рабочих местах. А это значит, что автоматизация как технико-технологическое нововведение требует и нового понимания функциональных обязанностей на более высоком, чем цех, уровне, то есть на уровне общезаводских служб и систем управления и т. д. В социологической литературе довольно обстоятельно описаны все самые широкие социальные следствия процесса автоматизации производства.




Список литературы (рекомендуемая)

основная

1. Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
2. Блохина, Т. К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2017. - 428 c.
3. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе / Л.П. Гаврилов. - М.: Юрайт, 2018. - 388 c.
4. Глухов, В.В. Инновационное развитие экономики мегаполиса / В.В. Глухов. - М.: Лань, 2017. - 217 c.

дополнительная
5. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. - М.: Дашков и К°, 2017. - 514 c.
6. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 510 c.
7. КозловВ.В., КозловаЕ.Ю. Инновационный менеджмент в АПК: Уч. / В.В.Козлов - М.:КУРС,НИЦ ИНФРА-М,2016-364с.(п) / КозловаЕ.Ю. КозловВ.В.. - Москва: Мир, 2018. - 622 c.
8. Кулаков, Ю.Н. Инновационный менеджемент.Курс лекций / Ю.Н. Кулаков. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 156 c.
9. Маховикова, Г. А. Инновационный менеджмент. Конспект лекций / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - М.: Юрайт, 2018. - 144 c.
10. Новиков, Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков. - Москва: Высшая школа, 2017. - 294 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!