СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 3-1. Художественная культура Древней передней Азии

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКЦИЯ 3-1. Художественная культура Древней передней Азии.

Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 3-1. Художественная культура Древней передней Азии»

ЛЕКЦИЯ 3.

1. Художественная культура Древней передней Азии.

Одной из наиболее древних культур была культура, созданная народами Передней Азии. На заре цивилизации на протяжении нескольких тысячелетий (4 — 18-е тыс. до н.э.) в плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры. Сменявшие друг друга государства, в которых складывалась ассиро-вавилонская культура — Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., внесли свой замечательный вклад не только в культуру Древнего Востока, но и в историю мирового искусства в целом.

Рассмотрим наиболее важные этапы художественной жизни таких ведущих держав Двуречья, как Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон.

Искусство древних народов Передней Азии глубоко символично. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т.д.

В Передней Азии главенствующую роль играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. Особенно важное значение придавалось круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластике, настенной живописи, ювелирному искусству.

Разливы рек вызвали потребность возводить здания на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала — сырцового кирпича. Вследствие этого сложилась архитектурная форма с простыми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, было введено вертикальное членение плоскостей стен нишами и выступами, применялись звучные цветовые акценты.

Все это способствовало новому пониманию орнаментации, обогащению архитектурного образа. Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось до наших дней мало. Войны, пожары, равно как и непрочность строительных материалов, способствовали их разрушению.

Монументальная скульптура в Двуречье не получила интенсивного развития, однако создавались разнообразные по пластическим решениям статуи божеств и царей. В рельефах нашли отражение победоносные войны, деяния правителей. Народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства в искусстве глиптики — художественной обработке драгоценных камней, самоцветов и стекла. Глиптика возникла в Месопотамии, где с 5-го тыс. до н.э. использовались штемпельные, а затем цилиндрические печати-амулеты. Их покрывали тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с тщательно выстроенной композицией.

Большинство сюжетов на печатях посвящено противоборству различных животных. Зверь изображался с пристальным вниманием, точным знанием его облика и движений. В начале 3-го тыс. до н. э. появилось и изображение человека — участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3-готыс. до н.э. встречаются фантастические сюжеты.

Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

В древнейших государствах Двуречья — Шумерском и Аккадском — возникла письменность (клинопись), сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая пластика, глиптика, художественное ремесло. До нас дошел целый ряд разнообразных художественных произведений, созданных на протяжении 4 — 3-го тыс. до н.э. и позволяющих судить об особенностях искусства Передней Азии.

Письменность, по преданию, данная жителям Шумера героем Гильгамешем, запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.

Архитектура. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Древнейшие шумерские города-государства, окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных богам светил, плодородия, ветра. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (от них остались только небольшие фрагменты) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200 — 3000 гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами —лопатками.

Приподнятый над жилой частью города храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Наверх вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Храм — низкое толстостенное прямоугольное здание без окон — имел внутренний двор. Свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома.

В 3-м тыс. до н. э. возник более разработанный в архитектурном отношении тип храма — зиккурат, постепенно приобретший значение главного культового сооружения. Зиккурат, например знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре, состоял из нескольких (от трех до семи) огромных платформ прямоугольной или усеченной формы, выложенных сплошной кладкой из сырцового кирпича и помешенных уступами одна на другую.

Террасы соединялись наружными гигантскими лестницами или пандусами, выявлявшими структуру зиккурата. Нередко он служил своеобразным научным центром, обсерваторией или наблюдательным пунктом.

Лучше всего сохранился огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец Зиккурат Этеменнигуру в Уре. Реконструкция 3-го тыс. до н.э.). Как и более ранние храмы, он имел сходство с горой. Три его мощные, сужающиеся кверху террасы были окрашены в разные цвета: черный (битум), красный (облицовка обожженным кирпичом), белый (известняк).

Сооружение венчало небольшое святилище, вероятно, декорированное синей глазурованной плиткой. Эта цветовая гамма, согласно мифологическим представлениям, символизировала связь земного и небесного миров. Своими четкими горизонтальными членениями зиккурат напоминал ступенчатые пирамиды.

Скульптура. До нашего времени дошли прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале 3-го тыс. до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. adore — поклоняться), который представлял собой статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Огромные глаза адорантов выполняли особенно тщательно, их часто инкрустировали.

Главная черта шумерской скульптуры — это условность изображения, отсутствие портретного сходства.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими о жизни города (закладке храма, повседневных делах, военном походе и т.н.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно — от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового размера, только царя в соответствии с древним каноном всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) Эанатума, правителя города Лагаша (около 247 г. до н.эЛ, названная «Стелой Коршунову. Все здесь направлено на то, чтобы показать победу над врагом. На одной из сторон стелы — бог Нингирсу — покровитель Лагаша. держащий в руках папину и сеть с барахтающимися в ней врагами, на другой — тесно сомкнутая шеренга страшных, грубых и диких воинов, готовых задавить, смести все на своем пути. Они — воплощение грозной силы. Фигуры подчинены плоскости и изображены с соблюдением канона.

К числу шедевров аккадского искусства относятся скульптурные головы, достаточно точно передающие этнический тип. Особенной художественной удачей является портрет правителя Аккада — Саргона Древнего (XXIV в. до н.э.), выполненный из меди. В нем воплощен образ волевого, мужественного и мудрого человека.

Другими примерами аккадского стиля служат многочисленные каменные статуи правителя Лагаша — Гудеа. В них переданы не только индивидуальные черты, но и возрастные изменения. Художественный стиль скульптурных изображений при разрозненности городов-государств и отсутствии единого пантеона богов (каждый город имел свои мифы) формировался медленно, но характерно, что традиции искусства аккадцев ощущались и после падения аккадской династии в XXI! в. до н.э.

ИСКУССТВО АССИРИИ

Большие изменения, совершавшиеся в искусстве Передней Азии в 1-м тыс. до н.э.. были связаны с возвышением Ассирии, занимавшей земли по среднему течению Тигра (север современного Ирака). Мощь государства, завоевавшего огромные территории, централизация власти в руках царей, постоянная готовность к походам способствовали созданию искусства, прославлявшего силу и славу правителей. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

Военизированный характер государства проявился в зодчестве. Был создан новый тип города — город-крепость.

Дворец Саргона Н в ДурШаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в конце VIII в. до н.э., дает представление об архитектуре того времени. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи, облицованной огромными каменными глыбами. Он делился на три части: парадные, жилые и культовые помещения, группировавшиеся вокруг открытых внутренних дворов. Новым было то, что центром дворцово- храмового комплекса стал не храм, а дворец. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат находился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот парадного входа были расположены фигуры быков-«шеду» с головами людей и крыльями орлов. У них было пять ног, поэтому человеку, идущему через ворота, казалось, что могучий страж движется ему навстречу и готов преградить путь врагу. Подобные быки или львы стояли у входа почти всех ассирийских дворцов.

Помещения двора были украшены многоцветными росписями и рельефами, отличающимися тщательной орнаментальной отделкой. Рельефы обычно располагались в нижней части стен, под росписями. Плоские, четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, фризообразные ленты рельефов изображали то бой Мардука, главного бога Ассирии, с чудовищем Тиамат, победив которое Мардук создал из его тела небо и землю, то легендарного героя Гильгамеша, одолевшего льва, то военные походы царей, прославляя воинскую доблесть и физическую силу. Ученые предполагают, что при создании рельефов использовались трафареты рук, ног, голов и т.д.

Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Лшшурбанипала (669 — ок. 635 гг. до н. э.) в Ниневии. Зрелое мастерство проявилось здесь не только в возросшей динамике, чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, но и в передаче эмоций. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили Бой бога Мардука с чудовищем Тиамат. Прорисовка ассирийского рельефа страдания зверей, безжалостно уничтожаемых людьми. Сцепы гибели газелей, диких лошадей и львов исполнены подлинного драматизма. Так, один из рельефов, изображающий ревущую львицу (вторая половина VII в. до н. э.), отмечен исключительной экспрессией и достоверностью.

Ассирийские художники и скульпторы изображали грандиозные крепости, великолепные дворцы, суровых воинов, несущиеся колесницы, сцены охоты и животных.

В ассирийском искусстве широко представлена монументальная живопись. Изящная графичность росписей напоминает традиции месопотамских мастеров. Сохранившиеся росписи дворца царского наместника Тель-Борсипе (VIII в. до н.э.) стилистически близки рельефам.

Расцвета достигла круглая дворцово-храмовая скульптура, тесно связанная с архитектурой. Образцом ассирийской скульптуры является статуя царя Ашшурнасирпала II (IX в. до н.э.), исполненная величия и отмеченная тщательной проработкой деталей.

В 612 г. до н.э. Ассирия пала под натиском войск Мидии и Вавилонии. Однако ее искусство оказало сильное влияние на другие страны Древнего мира. Великая держава создала традицию, выразившуюся не только в роскоши дворцов, но и в свободном сочетании придворного канона и творческого эксперимента мастеров разных национальностей.

ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2-м тыс. до н.э., вступила в период нового подъема в конце VII в. до н.э. Она вела бесконечные войны, из которых не всегда выходила победительницей, особенно тяжелой была борьба с Ассирией.

Ведущую роль в Нововавилонском царстве играла архитектура, выступавшая в тесном содружестве с декоративными ремеслами. Исторически архитектура этого периода является продолжением шумеро-вавилонских традиций, но в необыкновенном усилении цветового начала сказывается возможное влияние искусства Ассирии.

Архитектура и искусство Древнего Вавилона имеют подчеркнуто религиозный характер, так как власть в нем принадлежала жрецам.

Город Вавилон, ставший крупным политическим и торговым центром, приобрел блеск и размах в период правления Навуходоносора II (605 — 562 гг. до н.э.). Вавилон превратился в это время в торжественный и праздничный единый ансамбль, подчиненный четкому градостроительному замыслу. Он представлял собой в плане правильный прямоугольник площадью около 10 км2, разделенный Евфратом на западную и восточную части — новый и старый город. Вавилон был обнесен рядом мощных крепостных стен с восемью воротами, носившими имена главных богов.

Самыми торжественными из них были «Ворота Иштар», посвященные богине плодородия и войны. Это — огромная двойная арка, по четырем сторонам которой возвышались массивные зубчатые башни. Ворота виднелись издалека и поражали взор густой синевой облицовывавших их изразцов, на фоне которых ярко выделялись ряды ритмично чередовавшихся белых и желтых зверей. Четкие интервалы между фигурами животных настраивали каждого подходившего к воротам на ритм торжественного шествия. Эти ворота сохранились до наших дней.

От «Ворот Иштар» начиналась священная дорога процессий, выложенная белыми и красными плитками. Она вела к главному храму Вавилона — Эсагиле, посвященному богу Мардуку.

Самым же знаменитым сооружением Вавилона был огромный 90-метровый зиккурат Этеменанки («Дом основания небес и земли»). Именно его принято считать прототипом знаменитой Вавилонской башни. Семь его уступов, окрашенные в разные цвета, увенчивались святилищем, которое было облицовано синими глазурованными плитками с золотыми рогами.

Яркое, красочное впечатление создавали и дворцы Навуходоносора II с их многоцветностью, узорчатостью. Сказочной красотой прославились «висячие сады» царицы Семирамиды, которые греки считали одним из семи чудес света.

По преданию, эти сады были сооружены Навуходоносором II для жены, тосковавшей по цветущей природе своих родных мест. Сады располагались на сводчатых террасах на высоте дворцовых стен и орошались с помощью системы колодцев и водостоков.

Памятников изобразительного искусства нововавилонского периода сохранилось немного. В основном до наших дней дошли цилиндрические печати из самоцветов, терракотовые статуэтки и образки. Неповторимое декоративное богатство и колористическая самобытность нововавилонского искусства стали логическим завершением изысканно-канонической линии в развитии искусства стран Древнего Востока.

Расцвет нововавилонского искусства длился сравнительно недолго. В 539 г. Вавилон был завоеван персидским царем Киром II Великим, который не разрушил город, а торжественно вошел в него как победитель. Нововавилонские традиции воздействовали на культуру многих древних стран Передней Азии.

~ 2 ~