СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 3 Предпосылки философии в Древней Индии и Китае

Нажмите, чтобы узнать подробности

для студентов СПО

Просмотр содержимого документа
«Лекция 3 Предпосылки философии в Древней Индии и Китае»

Раздел № 2 Основные этапы становления и развития философии

Тема № 2.1 Основные этапы становления и развития философии

Занятие № 2.1.1 Предпосылки философии в Древнем мире (Индия и Китай)


АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Люди философствуют в течение пяти тысяч лет, и все, что они думали и говорили, называется историей философии. И если философия как наука сомнительна, история философии есть свершившийся факт. Поэтому раздел дисциплины - история философской мысли - будет базой для дальнейшего изучения основ философии.



1 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА


ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в Индии, Китае и Египте. (слайд)


Индия, Китай, Ближний Восток – представляют самостоятельные культурные ценности. Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако в Индии развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоятельно. Древняя и средневековая китайская философия также в основном развивалась самостоятельно, и только буддизм (зародившись в Индии) существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни.


Философия – это поиск знания и средств его выражения; восточная философия представляет собой многообразные формы того и другого. Восточная философия – это, обширное собрание философских и религиозных идей, которые исходят из древних культур Индии, Китая, Персии, Японии, Кореи, Египта, Тибета и т.д., а также из многих разнообразных верований, которые были характерны для Востока с древних времен. И чтобы ее изучить нам понадобилось бы с вами изучить всю историю восточного мира, уметь говорить на нескольких языках, прочесть 40 тыс. томов на санскрите и китайском, научиться медитировать. И только потом кто-нибудь из вас смог бы, возможно, сказать, что знает восточную философию.

Восточная философия, как и вся философия, пытается объяснить мир, в котором мы живем, и то, как он устроен.

Среди различных философских учений Древнего Востока наибольшую известность представляют учения, которые возникли в Индии и Китае.


Отметим особенности восточной философии:

1) Стремление к вневременным реальностям.

Восточная традиция не пыталась четко разделить философию и религию. Это, разумеется, влечет за собой некоторые проблемы. Например, буддизм как философию часто путают с религиозной практикой, которая из нее вырастала.

Другая характерная черта: в то время как западная философия всегда уделяла большее внимание истине, логике, мышлению и независимости; искала абсолютную истину в рационализме, восточная философия – стремилась к полному Просветлению с помощью рефлексии.

Говоря о различиях между этими двумя великими традициями (западной и восточной), можно сказать, что на Востоке в поисках главных ответов о природе человека стремились заглянуть внутрь, в то время как на Западе стремились вовне, к Абсолюту и к социальному и к политическому.

2) Само избавление.

В то же время на Востоке безоговорочно верили во взаимосвязь всех явлений и в необходимость избавиться от узости индивидуализма, связанного с физическими наслаждениями и иллюзией изолированности.

3) Космологическое единство.

В восточном миросозерцании нет мстительного Бога, перед которым нужно отвечать за свои поступки, а есть особое безличная реальность, в которой карма человека обретает награду или потерю.

4) Поведенческая этика.

По контрасту с западной идеализацией силы, денег, науки на Востоке традиционно чтили мыслителя, мудреца, поэта и мистика. В восточной теории заявляют о реальности невидимого мира и уважают зов духовной жизни.


Чтобы осмыслить китайскую философию, нам необходимо сделать еще один гигантский скачок. Потому что китайская культура, хотя она то же восточная, резко отличается от индийской. Фундаментальное отличие китайской культуры, – это ее чувство гармонии, внутренняя согласованность, язык и постоянство. Китаю свойственен культ старины, согласно которому традиция – это все.

Философия в китайской культуре играла большую роль. Считалось, что всякий, получивший образование, будет неизбежно изучать, и постигать национальную, традиционную философию.

Необходимо заметить, что для китайских философов свойственно выражаться в особой афористической манере. Например, такое выражение: «Человек простоит на горе тысячу лет, прежде чем прилетит утка».


АПД курсантов:

Привести русский вариант этой пословицы «Человек простоит на горе тысячу лет, прежде чем прилетит утка».

Например, «под лежачий камень вода не течет» или «без труда, не вытащить и рыбку из пруда».

Преподаватель заслушивает курсанта, который первым поднял руку; при необходимости получения более полного или точного ответа, преподаватель заслушивает следующего курсанта.


Подчеркнем еще одно отличие: китайская философия устремлена к земле. Она (кроме буддизма) занимается не Богом или абсолютной истиной, а тем как достойно жить на земле, этикой, принципами социальной жизни и правления.


По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.

В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее: Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля.


Вывод по учебному вопросу


В Восточном мировоззрении особое место занимает учение о нравственном поведение людей. В философии Древней Индии особое место отводится подготовке души к слиянию с Абсолютом, а вот в Древнем Китае больше уделяют внимание нравственному поведению людей в их земной жизни.


Контрольные вопросы:


  1. Где и в какой период времени зародились первые философские течения?

  2. В чем главная особенность философского мышления Древнего Востока (в отличие от Западного мышления)?

  3. Что такое «Веды»?

  4. В чем главное отличие Китайского мышления от Индийского?


2 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА


В зависимости от признания или непризнания Вед выделяют две большие школы:

  • ортодоксальное направление (строго следовали учениям Вед, например, санкхья или брахманизм);

  • неортодоксальные (не следовали учениям Вед, например, джайнизм или буддизм).


Фронтальный устный опрос студентов (по принципу опережающего самообучения):

  • Какие философские учения Древней Индии Вы знаете?

  • Что такое «Веды»?

  • Когда они появились?

  • Кто принес их учение в Индию?


Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает.

В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием «Веды», буквально означающим «знание», «ведение». «Веды» представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т.п. Написаны они приблизительно во II тыс. до н. э. на санскрите. В «Ведах» впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полу суеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее пред философских, до философских источников.

Роль «Вед» в истории всей индийской философии чрезвычайно велика. Они, по существу, становятся фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них ставились или разрабатывались идеи, которые длительное время «питали» философскую мысль в Индии. Можно сказать, что в истории Индии, а в известной мере и некоторых ближайших странах Среднего и Дальнего Востока, «Веды» были тем же, чем для Европы философия Древней Греции.


Ведийская религия - Брахманизм

Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман - это и высшее духовное единство. Каждая индивидуальная душа - Атман - является его частью. Атман - это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе. Брахману и Атману тождественна Пуруша - высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида. А всем им тождественен "Тот" - невыразимое высшее блаженство. Но самым полным выражением Брахмана является "Ом" - понятие, с помощью которого брахман выражает свои надежды на постижение Брахмана.

Первоосновами Брахмана выступают:

  • Пространство.

  • Движение.

  • Закон.

С древнейших времен в Индии сложилась система каст, которая и сейчас специфична для Индии.


Фронтальный устный опрос студентов (по принципу опережающего самообучения):

  • Что такое каста?

  • Что такое дхарма? Как она связана с кармой?

  • Что такое реинкарнация?


Система каст – это детально разработанный свод правил в отношении социальной группы, к которой принадлежит человек, в отношении того, с кем он может разговаривать, на ком жениться, с кем работать и т.д. Принадлежность к определенной группе зависит от предшествующих жизней: от того насколько человек был праведным, следовательно, от состояния его кармы. Карма – это результат предшествующих действий человека. В зависимости от того, как человек живет, он накапливает свою карму. Реинкарнация (перемещение души) зависит от кармы человека. Карма – это универсальная справедливость и универсальная истина.

Чтобы была хорошая карма, необходимо выполнять предписания дхармы – культовые, общественные и семейные обязанности, установленные для каждой варны (касты).

Высшая реальность, которая располагается в сердце Вселенной, называется брахман. Все боги и все явления являются всего лишь проявлениями единого высшего бытия – брахмана.

Стремление к спасению человека всегда означает искание высшей, или конечной, реальности, которая располагается за пределами земных образов.

К такому спасению и приводит последняя стадия отшельника, мокша. Мокша в основном и означает подлинное духовное пробуждение, истинное Просветление. Она так же означает освобождение от бесконечного цикла рождений и смертей (сансары).

Сансара – это тюрьма, в которой страдание и боль являются нормой, из которой бежать можно лишь по прошествии длительного времени и накопления кармы.


Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен учением - Буддизм.

Работа студентов с документальным фильмом: Будда Гаутама – 7 мин. Телеканал «Культура», проект «Энциклопедия».

Студенты знакомятся с содержанием видеоматериалов и в конспектах кратко в форме тезисов отвечают на контрольные вопросы в раздаточном материале.

Вопросы к фильму (в раздаточном материале):

  • Кто первым сумел разорвать колесо Сансары?

  • Что означает символ «цветок лотоса»?

  • Что повлияло на решение Гаутамы уйти из дома?

  • Кто такой Будда? Как переводится его имя?

  • В чем причина несчастий человека, по мнению Будды?

  • Что такое нирвана? Почему к ней следует стремиться?

  • В чем заключается учение Будды?

  • Как звучали последние слова Будды?

  • Сколько людей сегодня исповедает Буддизм?


Проверка работы студентов. Подвести итог и оценить работу.


Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гаутама, или Будда (ок. 583 – 483 гг. до н. э.). Имя Сиддхартха означает «достигший цели», Гаутама – родовое имя. Поиски пути, ведущего к преодолению страданий, переживаемых людьми, стали основной движущей силой жизнедеятельности Гаутамы. Он отрекается от трона и семьи в возрасте около 30 лет и становится странствующим аскетом. Однако и этот путь не привёл его к цели. Наконец он сел под деревом, обратившись лицом к востоку и решил не покидать это место до тех пор, пока не получит просветления. В ночь полнолуния Гаутама преодолел четыре ступени медитивного транса, точно осознавал происходящее и в последнюю стражу ночи обрел просветление и стал Буддой, т.е. «Просветленным».

Будда увидел путь, ведущий к освобождению от всех страданий, т.е. к «нирване».

В своей проповеди он провозгласил «Четыре Благородные Истины».

Суть их сводится к следующему:

  • вся человеческая жизнь – это сплошное страдание;

  • причина страданий – стремление к удовольствиям;

  • прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности;

  • ведет к прекращению страдания «Благородный Восьмеричный путь», предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения.

Будда, подобно врачу, обнаруживающему болезнь, предлагает ее лечение. В четырех истинах, провозглашенных Буддой, содержится диагноз и рецепт болезни, поразившей бытие людей. И хотя этот диагноз и рецепт звучат незамысловато, но они заключают в себе глубокое философское открытие.


Буддийская нравственность предполагает свою реализацию в поведении пяти принципов, состоящих в воздержании: от убийства, воровства, распущенности, лжи и горячительных напитков.

Особенность взглядов Будды состоит в том, что все прозрения, знания и достижения он объявлял результатами человеческих усилий. Будда считал вопросы, относящиеся к метафизике, например, о вечности или невечности мира, несущественными, отвлекающими от целей спасения.

Будда полагал, что помимо такой важной цели, как достижение личной нирваны, у человека должна быть и другая: устроение счастья всего человеческого общества, а также еще более высокая цель – обеспечение счастья всех живых существ.


Вывод по учебному вопросу


На территории Индии большее распространение получило Ведическое религиозно-философское учение и его ортодоксальное направление – брахманизм. А вот неортодоксальное направление «Вед» – Буддизм – лучше прижилось, например, в Китае.


Контрольные вопросы:


  1. Что такое «Веды»?

  2. Кто такой Будда?

  3. Как звучат «четыре благородные истины» Буддизма?


3 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ


Фронтальный устный опрос курсантов (по принципу опережающего самообучения):

  • Какие философские школы Древнего Китая Вам известны?

  • О каких учениях Китайских философов Вы слышали?

  • Имена, каких Китайских философов Вам известны?


Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лао-цзы (вторая половина VI – первая половина V вв. до н. э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 – 479 гг. до н. э.).

Хотя в Древнем Китае творили и другие мыслители, все же в первую очередь философское наследие именно Лао-цзы и Конфуция дает достаточно объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей.

Особый вклад древнекитайской философии даже сегодня связывается с деятельностью Конфуция, пожалуй, самого выдающегося китайского мыслителя древнего Китая. Его учение и сейчас имеет миллионы почитателей и не только на территории Китая. (слайд)


Работа студентов с документальным фильмом: Семь дней истории - Выпуск 52 – Конфуций – 7,27 мин. – Рассказ ведёт Алексей Юдин – доцент Центра изучения религий РГГУ.

Студенты знакомятся с содержанием видеоматериалов и в конспектах кратко в форме тезисов отвечают на контрольные вопросы в раздаточном материале.

Вопросы к фильму (в раздаточном материале):

  • Что означает имя Конфуций?

  • В какое время жил Конфуций?

  • Какую идею Конфуций поместил в центр своего учения?

  • Какими качествами должен обладать «Благородный муж»?

  • Когда, по мнению Конфуция, государство начинает работать на благо народа?

  • Что такое теория «Сяо» в учении Конфуция?

  • Что означает высказывание Конфуция: «Благородный муж думает о долге, низкий человек печётся о выгоде»?

Проверка работы студентов; подвести итог и оценить работу.


Становлению Конфуция – Аонфуций (551 – 479 до н.э.) – как мыслителя во многом способствовало его знакомство с древнекитайскими рукописями: «Книга песен» («Ши цзин»), «Книги исторических преданий» («Шу цзин»). Он привел их в надлежащий порядок, отредактировал и сделал доступными для широкого ознакомления. Большую популярность Конфуцию на многие века вперед принесли содержательные и многочисленные комментарии, сделанные им к «Книге перемен».

Дополнительный материал:

Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является «И цзин» («Книга перемен»). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого – это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. Небесная природа (мир), вместе с Солнцем и Луной, в процессе своих ежесуточных орбит, то поднимаясь, то опускаясь, творит все многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Отсюда и название литературного памятника – «Книга перемен».

Строго говоря, «Книга перемен» – это еще не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от дофилософских и в какой-то степени мифологических представлений к собственно философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды совершенно мудрых людей. «Книга перемен» занимает особое место в истории древнекитайской философской мысли.

Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая была опубликована учениками и последователями на основании его высказываний и поучений. (слайд)

В центре всей философской системы Конфуция – проблемы этики и воспитания. Главным понятием для Конфуция выступает гуманность («жэнь»). «Жэнь» – это закон, который определяет социальные и этические взаимоотношения людей. Данный закон Конфуций формулирует следующим образом: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». (слайд)

Противоположностью благородному мужу выступает, по мнению Конфуция, «маленький человек», который руководствуется личной выгодой и занимает низкое положение. В то же время Конфуций считал, что по природе все люди равны, а различаются они по привычкам. Поэтому для самосовершенствования необходимо преодолеть себя и возвратиться к «благопристойности» («ли»).

Большое место в высказываниях Конфуция занимает проблема государственной власти. По его мнению, правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на основе своего собственного примера, так как формы, в которых осуществляется управление государством, воздействуют на нравы людей и общество в целом. Каждый должен знать то место, которое ему предназначено в обществе: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». (слайд)

Идеи конфуцианства получили дальнейшее развитие в истории Китая; в дальнейшем оно было признано государственной религией.


Выводы по учебному вопросу


Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития не только китайской религии и философии, но и определил становление государственного уклада на многие века вперед.


Контрольные вопросы:


  1. Что лежит в центре всей философской системы Конфуция?

  2. Каким основным направлениям философии посвящено его учение?




10