Группа Т 315 Специальность 43.02.10 Туризм |
Дисциплина МДК 03.02 Маркетинговые технологии в туризме |
Преподаватель: Солдатова Наталия Валентиновна | Е-mail: [email protected] |
Ф.И.О студента | |
Дата выдачи задания: | Срок выполнения: |
13.10.21 | 14.10.21 |
Алгоритм выполнения работы:
1. Изучите материалы лекции. Составьте краткий конспект лекции по предложенной теме.
2. Краткий конспект лекции оформите в рабочей тетради, сфотографируйте, фото выслать преподавателю по указанному адресу электронной почты
или
Тема 6 Маркетинговое исследование туристского рынка. Исследование спроса на туристические услуги,исследования рынка туристических услуг
Ясное понимание рынка чрезвычайно важно для предприятия, которое собирается выйти на туристический рынок или уже действует там. Через термин «рынок туризма» определяется вся совокупность фирм, работающих в данной сфере. Следовательно, можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, условия функционирования рынка, реализуемые продукты, что чрезвычайно важно для анализа деятельности предприятия и планирования его маркетинговой среды.
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристического продукта в данное время и в определенном месте.
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
• основным предметом купли-продажи являются услуги;
• кроме покупателя и продавца в механизм туристического рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;
• спрос на туристические услуги отличается рядом особенностей:
большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристического предложения;
• туристическое предложение также характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристической индустрии; низкая эластичность; комплексность.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки.
В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристического рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.
По отношению к определенному району (например, регион, страна или группа стран) можно выделить следующие рынки:
• рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
• рынок въездного туризма, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;
• рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.
Если под районом подразумевается страна, то можно по-разному сочетать термины «внутренний» и «въездной» туризм, получая следующие виды рынков туризма:
• рынок туризма в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
• рынок национального туризма, охватывающий внутренний туризм и выездной туризм;
• рынок международного туризма, состоящий из въездного и выездного туризма.
Важна также классификация по другим признакам.
В зависимости от цели путешествия выделяют рынки туризма:
• рекреационного;
• делового;
• научного;
• культурно-познавательного;
• религиозного;
• этнического.
В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного туризма и неорганизованного.
По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.
В зависимости от способа передвижения различают рынки туризма:
• пешеходного;
• железнодорожного;
• авиационного;
• морского и речного;
• автомобильного.
Практически каждый из перечисленных туристических рынков также неоднороден.
Перечисленные классификационные группировки туристических рынков не исчерпывают всего их разнообразия. Так, самостоятельными можно, например, считать рынки экологического, семейного, приключенческого туризма.
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:
• целевой, т. е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;
• бесплодный, т. е. рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
• основной, т. е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
• дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
• растущий, т. е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
• прослоечный, т. е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях (однако может стать и бесплодным рынком).
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга: будучи неудовлетворенной размерами продаж, фирма рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка, прежде всего, за счет обслуживаемой его части.
Таким образом, проведение классификации по различным признакам позволяет углубить характер исследования того или иного туристического рынка и определить особенности работы на нем. Исследование рынка осуществляется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров на данный момент времени и получение прогнозных значений.
В первую очередь оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), а затем определяется величина емкости рынка.