СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 7-2. Художественная культура Китая

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция 7-2. Художественная культура Китая. 

Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 7-2. Художественная культура Китая»

ЛЕКЦИЯ 7. Художественная культура Китая

ИСКУССТВО КИТАЯ

Китай или Срединное царство, как именуют его ки­тайцы, — страна, раскинувшаяся на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около шести тысяч лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех наро­дов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие изобрете­ния китайцев, такие, как шёлк, порох и компас, являются достоянием всего человечества. В Китае впервые появились фарфор, бумага, кисти, тушь и кни­гопечатание.

Культура Китая отличалась не только многообразием, но и большой жиз­нестойкостью. Междоусобные войны, крестьянские восстания и разруши­тельные набеги завоевателей не помешали искусству этой страны вплоть до позднего Средневековья сохранить преемственность традиций, впитать и преобразовать все внешние культурные влияния.

ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД

Древнейшие племена создавали поселения из небольших, углублённых в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, раз­водили домашних животных, знали многие ремёсла. Обнаруженная на территории Китая керамика того времени — сосуды из бледно-жёл­той или красновато-бурой обож­жённой глины по месту первых раскопок была названа Яншао. В этих сосудах хранили вино и мас­ло, готовили пищу, а большие сосу­ды служили погребальными урнами.

Вылепленные вначале вручную, а впоследствии с помощью гончарно­го круга, глиняные изделия — вазы, чаши, блюда, миски — отличались необычайной правильностью форм. Их обжигали при температуре око­ло полутора тысяч градусов Цельсия, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему они стано­вились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узо­рами — треугольниками, спираля­ми, кругами и ромбами, а также изо­бражениями зверей.

ПЕРИОД ШАН-ИНЬ

Следующий период истории Древ­него Китая получил название Шан-Инь по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех об­ластях жизни обитателей Китая про­изошли значительные перемены: были изобретены шёлкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифиче­ская письменность, зародились ос­новы градостроительства.

Столица государства — великий город Шан, — в отличие от древнейших поселений имела отчётливый план. Выделялся дворец правителя, возведённый на прямоугольной платформе, обло­женной морской галькой. Высокая соломенная крыша дворца опира­лась на три ряда деревянных ко­лонн, основаниями которых служи­ли бронзовые диски.

Многие изделия художествен­ных ремёсел периода Шан-Инь предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами при­роды. Подземные захоронения зна­ти представляли собой две располо­женные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их пло­щадь достигала иногда четырёхсот квадратных метров, стены и по­толок были расписаны красными, чёрными и белыми красками или инкрустированы, т. е. украшены ку­сочками камня, металла и т. д. Вхо­ды в погребения охраняли камен­ные фигуры фантастических зверей. Узоры, украшавшие статуи, и все предметы, которые клали в захоро­нение, имели магический смысл и были связаны единой символикой.

ПЕРИОДЫ ЧЖОУ И ЧЖАНЬГО

В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоёвано племенем чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу, быстро переняли многие технические и культурные навыки побеждённых.

Государство Чжоу существовало многие века, однако его процвета­ние было недолгим. На политиче­ской арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н. э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н. э. в китайской истории полу­чил наименование Чжаньго (Бо­рющиеся Царства).

Огром­ную роль во всей последующей ху­дожественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тысячелетия до н. э. два учения — конфуцианст­во и даосизм.

В период Чжаньго появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зер­кала, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полу­прозрачный, всегда холодный неф­рит символизировал чистоту и счи­тался охранителем от яда и порчи. Обнаруженная в погребениях рас­писная лаковая утварь — столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, — также служила ри­туальным целям. Производство лака, как и шёлкоткачество, в то время было известно только в Китае. Окра­шенный в разные цвета натураль­ный сок лакового дерева много­кратно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги. В погребениях недалеко от города Чанша (Центральный Китай, про­винция Хуань) археологи обнаружи­ли много предметов лаковой утвари. В гибких переплетениях узоров, на­несённых на чаши, блюда, подносы, отразилось стремление уловить и за­печатлеть движение Вселенной.

ПЕРИОДЫ ЦИНЬ И ХАНЬ

В III в. до н. э. мелкие царства объе­динились в единую империю, во главе которой встала династия Цинь (221—207 гг. до н. э.), затем Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Цинь Ши-хуанди был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить централи­зованную власть. Он уничтожил гра­ницы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника.

По приказу императора на севе­ре страны из остатков оборони­тельных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени — Великая Китайская стена. Она протянулась на семьсот пятьдесят кило­метров и защищала Китай от кочев­ников. Стена с зубчатым завершени­ем сверху достигала в высоту десяти метров, а в ширину пяти-восьми метров. На множестве сигнальных башен при малейшей опасности вспыхивали огни. От укреплённой таким образом северной границы к столице империи была проложена дорога.

С не меньшим размахом сооружа­ли и гробницу императора Цинь Ши-хуанди. Её возводили в пятиде­сяти километрах от Сяньяна в тече­ние десяти лет после восшествия императора на престол. В строи­тельстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была окру­жена двумя рядами высоких стен, образующих в плане квадрат (сим­вол земли). Конусообразный высо­кий могильный холм, расположен­ный в центре, был круглым в плане (символ неба). Стены подземной усыпальницы облицованы отшли­фованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисо­ванной на них картой девяти облас­тей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светила­ми.

Подземное царство не ог­раничивалось только самим погребе­нием. В 1974 г. на расстоянии полу­тора километров от него археологи обнаружили одиннадцать глубоких, расположенных параллельно друг другу подземных туннелей, выло­женных керамической плиткой и вместивших в себя гигантское, разде­лённое на несколько шеренг глиня­ное войско, где каждый воин, наде­лённый индивидуальными чертами, был выполнен в натуральную величи­ну и раскрашен. Войско сопровождали кони и колесницы, также вылеп­ленные из глины. Построенное в бо­евом порядке глиняное войско охра­няло покой своего повелителя.

В период длительного четырёх­сотлетнего царствования династии Хань начался но­вый расцвет культуры и искусства. Важным откры­тием стало изобретение в I в. н. э. бу­маги.

Знатных людей хоронили в про­сторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки под­держивали каменные колонны, ко­торые завершались парой драконов. Снаружи к погре­бальному холму вела Аллея Духов — охранителей могил, обрамлённая статуями зверей.

Глав­ную роль в оформлении погребения играли рельефы. Наиболее богаты по содержа­нию рельефы в погребениях из провинций Шаньдун и Сычуань. На­пример, на рельефах погребения в Сычуани представлены сцены жат­вы, охоты на диких уток, мчащиеся лёгкие колесницы, в которые впря­жены тонконогие горячие кони. Все изображения очень реалистичны.

В древний период, завершивший­ся падением могущественной Ханьской империи в III в. н. э., за­родились традиции китайского ис­кусства, которые во многом опреде­лили его дальнейшие пути.

Эпоха Средневековья в Китае продолжалась гораздо дольше, чем в евро­пейских странах. Она охватила период с конца III в. до середины XIX в. Сред­невековье — пора духовного подъёма Китая, время строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. В первых веках новой эры в Китае появилась пейзажная живопись, которая стала главной выра­зительницей чувств и настроений людей. Средние века прославились в Ки­тае и многими другими открытиями: был изобретён фарфор, книгопечата­ние, появилась каллиграфия — искусство художественного письма.

ПЕРИОД СЕВЕРНАЯ ВЭЙ

Начало новому объединению положило создание в Северном Китае государства Север­ная Вэй (Тоба Вэй; 386—535 гг.), ос­нованного Тоба Гуем — вождём ко­чевых племён. В этот период в Китае распространи­лась новая религия — буддизм, про­никший в страну из Индии через Центральную Азию. Буддизм быстро прижился на китайской почве, так как вобрал в себя местные философ­ские учения, культы и верования. Он обогатил также и китайскую культу­ру, привнеся в неё множество мифов и легенд, сложившихся в других странах.

Важную роль стали иг­рать буддийские монастыри. По всей стране начали строить грандиоз­ные монастырские комплексы, вы­рубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буд­дийские храмы и высокие много­ярусные башни — пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Самыми древними скальными мо­настырями являются: Юньган (Храм Заоблачных Высот), возведённый в IV—VI вв. в провинции Шаньси, Лунмэнь (Ворота Дракона), сооружён­ный в VI—IX вв. в провинции Хэнань, а также Цяньфодун, который начали строить в IV—V вв. в запад­ной провинции Китая Ганьсу.

Монастыри украшали скульптур­ные изображения Будды и буддий­ских божеств, рельефы, расписанные красками. Статуи Будды порой дос­тигали пятнадцати метров в высоту и словно срастались со скалой. Тяже­ловесные сидящие фигуры жестами своих огромных ладоней как бы по­учали людей, несли им защиту и спасение, воплощая в своём облике идею сверхчеловеческого и божест­венного. Более мягкими и одухотво­рёнными являлись милосердные бо­жества — бодхисаттвы, помощники Будды, призванные быть связующим звеном между небесным и земным мирами и помогать людям в невзго­дах.

ПЕРИОДЫ СУН И ТАН

Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая про­явились в период существования двух могущественных государств: Тан и Сун. Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятель­ность. Например, чиновники, жив­шие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэ­тами, художниками, теоретиками ис­кусства и замечательными каллигра­фами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в.

Монументальность и празднич­ность — основные черты архитекту­ры периода Тан. Большое внимание уделялось застройке многолюдных столиц — Лояна и Чанъаня. Эти го­рода представляли собой обнесён­ные степами крепости, разделён­ные на торговые, жилые, дворцовые и храмовые кварталы.

В городах и за их пределами, не­далеко от монастырей, возводили величественные кирпичные буддий­ские пагоды. Танские пагоды имели обязательно нечётное (счастливое) число этажей — три, пять, семь и более; отличались строгостью и уди­вительной гармонией пропорций. Самая знаменитая из них — шестидесятиметровая семиэтажная пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гу­сей). Благородная простота её форм сви­детельствует о величавом духе архи­тектуры того времени.

Архитектура периода Сун, хотя и ос­новывалась на традициях танского зодчества, была гораздо сложнее и многообразнее. Зодчие стали уде­лять большее внимание отделке зданий, более тонко продумывали принципы сочетания архитектуры с природным окружением. Пагоды по-прежнему оставались монументальными, но усложнились их конструкция и убранство. Тако­ва знаменитая Тэта (Железная Пагода), пятидесятиметровая стройная башня с три­надцатью затейливо изогнутыми крышами, облицованная керамиче­скими плитами цвета ржавчины.

Новые веяния проникли и в скульптуру Танского и Сунского пе­риодов. Период Тан — время её расцвета. Изображения буддийских божеств в скальных монастырях Лунмэня и Цяньфодуна значительно отличаются от вэйских. Хрупкая грация тел и мистическая озарён­ность лиц сменились полнокровной красотой, исчезла застылость поз. Статуи храмов Танского времени гораздо свободней, чем прежде, рас­полагаются в пространстве. Они словно отрываются от стены, приоб­ретая гибкость, объёмность, сораз­мерность пропорций. Примером может служить семнадцатиметро­вая статуя Будды Вайрочаны (Влады­ки Космического Света), возведён­ная в 676 г. в Лунмэне.

В VII—VIII вв. главное место сре­ди других видов искусства заняла живопись. Охватив многообразный круг явлений, она отразила и пре­клонение людей перед красотой Вселенной, и мир животных и рас­тений, и городской быт того време­ни. Важную роль в становлении жи­вописи этого периода сыграли теоретические трактаты — напри­мер, трактат «Шесть законов живо­писи», созданный знаменитым ху­дожником Се Хэ.

В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традицион­ными. Жанр жэнъу' («люди») включал в себя всё, что касалось изображения человека: портрет, исторические и мифологические сюжеты, сцены дворцового быта. Прославленными живописцами этого жанра в Танский период были Янь Либэнь (VII в.) и Чжоу Фан (VIII—IX вв.). Бытовые сценки, исполненные по заказу дво­ра Янь Либэнем и Чжоу Фаном, были написаны живо и с большим внима­нием к земной жизни. От многочис­ленных произведений Янь Либэня сохранился только один свиток с изображением тринадцати импера­торов. Он воспроизвёл вереницу об­разов владык, живших задолго до его времени. При всей условности типов, поз и лиц поражает, с каким изяществом и свободой владеет ху­дожник гибкой линией, очерчиваю­щей складки одежд, контуры лиц, причёски. Ещё ярче выражено стрем­ление к детальному описанию уви­денного у Чжоу Фана. В образах при­дворных красавиц, прогуливающихся с собачками, играющих в шашки, он сумел воспроизвести не только атмо­сферу придворного быта, но и но­вый, характерный для времени иде­ал полнокровной и земной красоты.

Погребения императоров Ганского царства были украшены скульптурой и рельефами на темы реальной жизни. Особое место в погребальной скульптуре по праву принадлежит фигурам животных. Сохранилось, например, шесть ка­менных плит с рельефным изображением любимых коней императора Тай Цзуна (VII столетие). Рельефы выполнены с таким мастерством, что в породистых мордах животных ощущается трепет живых мускулов, а в стремительном беге — напряжение и грация.

В жанре живописи хуа-ня'о («цветы-птицы») нашло поэтическое тол­кование, сложившееся ещё в древнос­ти представление о значительности каждого явления природы. Фило­софская идея «великого в малом» вы­ражалась в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную. Родоначальника­ми этого жанра считались Сюй Си и Хуан Цюань, жившие в X в.

Наиболее возвышенные пред­ставления о времени, созвучные поэзии, воплощались в жанре шань-шу'й, что в переводе означает «горы-воды». Он отразил представ­ление о единстве главных сил Все­ленной, так как горы считались воплощением светлого мужского на­чала (ян), а вода — тёмного женско­го начала (инь).

Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651—716), Ли Чжаодао (670—730) и Ван Вэй (699—759). Повествователь­ные пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао, яркие и насыщенные по цвету, выполнены в манере гунби («тщательная кисть») — тонкой кистью с тщательной прорисовкой деталей. Синие и зелёные хребты гор обведе­ны золотой каймой, благодаря кото­рой картина становится похожей на драгоценность. Белые облака, пе­ререзающие вершины гор, создают эффект воздушного пространства. Совсем иное впечатление произво­дят пейзажи Ван Вэя, написанные чёрной тушью с мягкими размыва­ми в манере сеи («живопись идеи»). В его картине «Просвет после снего­пада» только два цвета — чёрный и белый. Однако художник открывает в них множество разнообразных оттенков. Горные дали, словно рас­творяющиеся в дымках тумана, за­стывшие воды реки, чёрные деревья подчёркивают умиротворяющую ти­шину заснеженных равнин.

Многие художники Сунского пе­риода писали картины и на бытовые темы в жанре «люди». Они изобра­жали на своих свитках, выполнен­ных в живописной манере «гунби», сцены шумной городской жизни, детские игры, уличных продавцов игрушек.

Периоды Тан и Сун — время рас­цвета всех жанров китайской сред­невековой живописи. Однако имен­но в пейзаже наиболее ярко и полно отразились особенности духовной культуры Китая.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КИТАЙСКАЯ КАРТИНА

Китайские живописцы в Средневе­ковье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бу­маги, которые имели форму го­ризонтального или вертикального свитка, завершённого деревянным валиком. Перед художником стояли набор кистей, тушечница, где он растирал спрессованную в пластину тушь, и сосуд для воды. Краски минерально­го или растительного происхожде­ния разводили водой. Свитки хранили в драгоценных шкатулках и вынимали только для того, чтобы рассматри­вать.

Китайские пейзажные картины не были видами конкретной местности. Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал его по памяти. Мир, увиденный китайским худож­ником в его огромности, диктовал особые законы построения про­странства.

ФАРФОР

Огромную роль в искусстве средне­векового Китая играли декоратив­ные ремёсла, тесно связанные с ар­хитектурой и живописью. В период Тан получили широ­кое распространение изделия из фарфора. Первые в мире фарфоро­вые изделия появились в Китае бла­годаря богатым залежам фарфоро­вого камня и местной белой глины — каолина.

Каждый фарфоровый предмет представлял собой самостоятельное произведение искусства. Долгое время за пределами Китая не знали, как производится фарфор. Это было секретом и гордостью Танской им­перии. Знаменитые поэты посвяща­ли фарфору стихи.

В период позднего Средневе­ковья на первое место среди всех декоративно-прикладных изделий выдвинулся фарфор, технология которого достигла невиданного ра­нее совершенства. Фарфо­ровая продукция стала многоцвет­ной. Особенно знаменит трёхцвет­ный фарфор доу-цай («борьба цветов»), который расписывали жёлтой, зелёной и красной эмале­выми красками. Белоснежная по­верхность изделий была фоном, который разрисовывали раститель­ными узорами, жанровыми сцена­ми, пейзажами, цветами и птицами.

В XVIII столетии фарфор стали вывозить во многие страны мира. Отличающиеся звонкостью, не­обыкновенной белизной и тон­костью, фарфоровые изделия Китая были необычайно притягательны для жителей европейских стран.

~ 3 ~