Лекция для учащихся МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»
Тема: «Действия при обнаружении подозрительных предметов
на объекте или вблизи него»
Цель: объяснить сущность терроризма; формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи: изучить правила поведения при теракте.
Безопасность зависит от нас самих. Полиция может помочь, может посодействовать в предотвращении терактов, но стоять за спиной каждого не в силах. На улице, в транспорте, во дворах и подъездах мы должны быть внимательными и осмотрительными.
Если вы внимательны, то знаете во дворе почти все автомашины и их владельцев. Появилась новая, незнакомая, она стоит близко у дома... И это должно озаботить вас. В последнее время террористы перевозят взрывчатку в мешках, маскируя под сахар. Могут быть ящики и коробки, тюки и большие сумки груз достаточно велик и не заметить его нельзя. Надо быть бдительными!
В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами.
В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки, мобильные телефоны и т.п. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах.
Не оставляйте факт обнаружения подозрительных предметов без внимания!
Если Вы заметили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
Если Вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в отделение полиции.
Если Вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
- не прикасайтесь и не передвигайте находку: это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям;
- зафиксируйте время обнаружения находки;
- предупредите людей, чтобы они отошли как можно дальше от опасной находки;
- обязательно сами и попросите других очевидцев дождаться прибытия оперативно-следственной группы;
- не забывайте, что Вы являетесь самым важным очевидцем.
Признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства, других опасных предметов:
- присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета;
- шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.;
- наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек);
- растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;
- необычное размещение предмета;
- наличие предмета, несвойственного для данной местности;
- специфический запах, несвойственный данной местности.
Действия при обнаружении подозрительного предмета:
1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Воздерживаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.
2. Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета администрации образовательного учреждения и в правоохранительные органы по телефонам: 01, 02; или 112.
3. Зафиксировать время и место обнаружения.
4. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 метров.
5. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.
6. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.
7. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.
8. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
9. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.
10. Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра объекта и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание при обнаружении опасных предметов или опасностей).
11. Проинструктировать персонал о том, что запрещается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.
12. Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.
Категорически запрещается:
- наносить удары по корпусу опасного предмета камнями, железом и т.п.;
- прикасаться к взрывоопасным предметам, переносить его, перекатывать;
- закапывать в землю или бросать в огонь;
- предпринимать попытки к разборке, распиливанию.
Эвакуация
Сообщение об эвакуации может поступить не только в случае обнаружения взрывного устройства и ликвидации последствий террористического акта, но и при пожаре, стихийном бедствии и т.п.
Получив сообщение от администрации ОУ или правоохранительных органов о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды.
Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно.
Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.
Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в органы ФСБ или полиции
Статья 207 УК РФ.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
«Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или … лишением свободы на срок до трех лет»