СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция "ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР"»

Раздел І. ПРАВО И ЭКОНОМИКА

Тема 1.3 Правовое регулирование договорных отношений


Тема: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР

ДОГОВОР – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п.1 ст. 420 ГК РФ).



  1. Понятие и содержание гражданско-правового договора.

  2. Форма гражданско-правовых договоров.

  3. Виды гражданско-правовых договоров.

  4. Оферта


  1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА


Договор заключается между двумя и более лицами. Эти лица называются сторонами договора.

Сторонами договора могут выступать:

  • физические лица;

  • юридические лица;

  • государство.

О бъектом договора могут быть как материальные вещи (автомобиль, товар, квартира, и т.д.), так и нематериальные (авторские права, патент на изобретение и т.д.).

Предмет договора – это действия (или бездействие), направленные на объект договора, которые надлежит совершить сторонам соглашения.

Примеры:

В договоре подряда одна сторона обязуется выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его – это предмет договора. А сам результат работы – это объект договора

В договоре хранения предметом являются действия, осуществляемые для хранения объекта договора (размещение, создание определенных условий хранения). А объект – это имущество, которое подлежит хранению.


Договор выражает общую волю сторон. Для того чтобы эта воля могла быть сформирована и закреплена в договоре, он должен быть свободен от какого-либо внешнего воздействия. Поэтому ст. 421 ГК РФ закрепляет свободу договора, которая предполагает, что стороны свободны заключать или не заключать договор, свободны в выборе партнера, вида и условий договора.


Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора. Все условия делятся на существенные, обычные и случайные.


Существенными признаются условия о предмете договора и те условия, без которых он не может существовать как данный вид договора (например, в договоре купли-продажи квартиры существенным условием будет цена, адрес и основные технические параметры (общая и жилая площадь) квартиры; в договоре подряда - описание результата работы, которая подлежит выполнению). Пока не будут согласованы все существенные условия, договор не будет считаться заключенным.


Обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Обычные условия предусмотрены в соответствующих нормативных актах и автоматически вступают в действие в момент заключения договора.

Случайными называются такие условия, которые изменяют либо дополняют обычные условия. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Их отсутствие, так же как и отсутствие обычных условий, не влияет на действительность договора.

В договоре должны быть отражены следующие моменты:

  • место и дата составления (в шапке договора)

  • дата подписания (в конце документа, перед подписями сторон),

  • наименование договора (купли-продажи, аренды, и т.д.),

  • описание предмета и объекта договора,

  • условия выполнения

  • права и обязанности сторон,

  • действия сторон при форс-мажорных обстоятельствах,

  • ответственность сторон при невыполнении условий,

  • условия прекращения действия договора,

  • указание момента вступления договора в силу,

  • указание на количество экземпляров договора и прилагаемых документов,

  • реквизиты и подписи сторон,

  • печати сторон (для юридических лиц);

В договоре не допускается опечаток и исправлений. Если в договоре несколько страниц, то они должны быть пронумерованы.

  1. ФОРМА ДОГОВОРА


ФОРМА ДОГОВОРА – способ, посредством которого стороны выражают свою волю на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей и в котором воплощается содержание договора.


Конклюдентная

Нотариальная





Устная

Государственная

регистрация



Простая письменная






В устной форме могут заключаться договоры на сумму до 10 тыс. рублей.


Простая письменная форма подразумевает составление документа и подписание его сторонами. В простой письменной форме заключаются:

  • все договоры между юридическими лицами

  • договоры между физическим и юридическим лицом

  • все операции на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, независимо от суммы сделки

  • гарантия, неустойка, страхование, кредит, поручительство, задаток

  • а ренда на срок до одного года


Нотариальная форма заключается в подписании документа в присутствии нотариуса, который устанавливает личность сторон и удостоверяет совершаемую сделку с занесением записи о ней в специальный реестр. За такое нотариальное действие взимается пошлина.


В нотариальной форме заключаются:

  • все сделки об отчуждении недвижимости

  • залог недвижимости

  • рента

  • ипотека

  • у ступка требования и перевод долга, основанные на сделке, совершенной в нотариальной форме (389 ГК РФ, 391 ГК РФ).

  • завещание (ст. 1124 ГК РФ).

  • наследственный договор (ст. 1140.1 ГК РФ).

  • брачный договор (ст. 41 Семейного кодекса Российской Федерации).

  • соглашение об уплате алиментов (ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации).

Помимо прямого указания в законе, условие об обязательном нотариальном удостоверении сделки могут оговорить стороны в самом договоре (даже если по закону для сделок данного вида эта форма не требуется). Если же нотариальное удостоверение сделки в соответствии с законом или соглашением сторон является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Для некоторых договоров предусмотрена государственная регистрация в специально уполномоченных государственных органах (договоры купли-продажи и залога недвижимости; договоры аренды зданий и сооружений сроком не менее 1 года, договоры по поводу объектов интеллектуальной собственности).


3. ВИДЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ


Для того чтобы правильно ориентироваться во всей массе многочисленных и разнообразных договоров, принято осуществлять их деление на виды.

  • в зависимости от числа сторон договора двусторонние и многосторонние (о совместной деятельности);

  • в зависимости от получения вознаграждения за предоставленное благо возмездные и безвозмездные (договоры дарения);

  • в зависимости от момента, с которого договор считается заключенным, - консенсуальные (при соглашении) и реальные (при передаче вещи);

  • предварительные и основные (обязаны заключить в течение 1 года в случае заключения предварительного договора);

  • в пользу участников (в собственных интересах) и в пользу третьих лиц (договоры страхования, договоры банковского вклада);

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР – договор, заключаемый предпринимателем на продажу товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые этот предприниматель по характеру своей деятельности должен выполнять каждому, кто к нему обратится (договоры розничной купли-продажи, бытового обслуживания, перевозки транспортом общего пользования, договоры об оказании услуг в области связи, медицины и др.)



В зависимости от предмета договора::

  • договор купли-продажи (одна сторона продает объект, другая его покупает);

  • договор аренды (одна сторона сдает объект во временное пользование, другая его получает во временное пользование);

  • мены (стороны обмениваются объектами договора, например, квартирами);

  • дарения (одна сторона дарит другой объект договора);

  • хранения (объект договора сдается на хранение);

  • ренты (рента — это когда одна сторона передает в собственность другой стороне имущество в обмен за регулярные (рентные) выплаты (в денежной или материальной форме);

  • подряда (одна сторона обязуется за вознаграждение выполнить какую-либо работу);

  • депозитного банковского вклада (банк принимает на временное размещение ваши деньги (или драг.металлы) и выплачивает за это вознаграждение в виде установленных процентов);

  • кредита или займа (выдача денежных средств на определенный срок за установленные проценты);

  • договор поставки (одна сторона обязуется поставить другой стороне партию какого-либо товара, другая обязуется принять товар и оплатить его стоимость в оговоренный срок);

  • перевозки (доставки) (одна сторона обязуется перевезти (доставить) груз из точки А в точку Б, другая сторона обязуется оплатить выполненную работу);



4. ОФЕРТА

ОФЕРТА это предложение к заключению договора, в котором указаны существенные и дополнительные условия сделки, чтобы проинформировать клиента о содержании договора


Слово происходит от offertus, что в переводе означает «предлагать». Т.е. оферта это предложение к заключению договора

Прмеры:

  • Вы предлагаете соседям составить график уборки подъезда. Если они соглашаются, то вы на основе этого предложения заключаете устный договор.

  • Банк предлагает вам услуги кредитования, предварительно описав его условия,

  • Мобильный оператор предлагает вам новый тариф, предварительно описав его условия. Вам останется только принять эти условия или от них отказаться

Существует два вида оферты: публичная и непубличная.

Непубличная оферта нацелена на одного конкретного человека или компанию. Примером могут служить сообщения в частной переписке: менеджеру отеля предлагает конкретно вам персональную скидку; ваш бизнес-партнер предлагает вам особые условия сотрудничества.

В публичной оферте предложение предназначено для всех. Массовая email-рассылка, ценники товаров на полке супермаркета, каталог продукции на сайте – это все примеры публичной оферты.

По сути, оферта - это декларация о намерениях, предварительное описание одной из сторон тех условий, на которых этот договор может быть составлен, если вторую сторону это устроит.

Оферент — лицо (физическое или юридическое) предлагающее оферту. Это может быть продавец товаров или услуг, либо потенциальный заказчик ваших услуг или покупатель ваших товаров.

Акцептант — тот, кому адресована оферта. Это может быть как конкретный человек (или группа людей), так и абсолютно любой человек увидевший данное предложение. Например, заходите вы в магазин, видите ценник на хлеб и становитесь автоматически акцептантом, если как раз хлеб и покупаете. Ценник — это оферта, продавец (или владелец магазина) — оферент, а те кто товар купил — акцептанты.

Акцепт — факт принятия оферты на тех условиях, на которых она предлагалась (например, покупка товара по той цене, что была указана на ценнике — это акцепт). Если акцептант решил изменить условия, то это уже будет являться встречной офертой, а не акцептом.

В некоторых предложениях оферты акцептом может считаться не реальное согласие акцептанта, а определенные его действия. Такие действия называют конклюдентными, т.е. выступающими заменой вербального или письменного согласия. Например, на некоторых сайтах договор, оформленный на условиях размещенной там публичной оферты, может считаться вступившим в силу, как только вы скачаете с него какую-то программу или поставите галочку в нужном месте. Да и просто может быть сказано, что само по себе дальнейшее использование этого сайта является согласием с офертой и автоматическое заключение соглашения на описанных в ней условиях.

Очень важное отличие оферты от других предложений — это то, что в ней будут описаны все существенные условия будущего договора, достаточные, чтобы у акцептанта уже не осталось вопросов и он мог бы принять решение (соглашаться или нет с данным предложением).

Важно то, что оферент предлагая вам оферту по сути налагает на себя обязательства по соблюдению тех условий, которые там описаны (сроки выполнения, цена, условия доставки и т.п.). Это важно, ибо акцептант будет рассчитывать именно на эти условия и может понести убытки, понадеявшись на заверения оферента. В этом случае он вполне может подать в суд и выиграть дело. Если время действия оферты предложения не указано, то считается, что данное предложение будет действовать в течении пары месяцев с момента ее получения акцептантом.

Чем публичная оферта отличается от рекламного предложения?

Между ними очень тонкая грань. Гражданский кодекс призывает рассматривать рекламу лишь как «приглашение» сделать оферту (ст. 437 ч.1), поскольку в рекламном сообщении, как правило, не содержатся все существенные условия договора. В то же время, если в рекламном сообщении будут прописаны все условия будущей сделки, его уже можно считать публичной офертой (ст. 437 ч.2).

Ч тобы у покупателей не было повода на основании рекламы предъявить претензии к продавцу, в ней используют фразу «не является публичной офертой». Это может обезопасить рекламодателя, если он захочет, например, повысить стоимость, предложить товар с отличающимися характеристиками – или просто для избежания проблем в случаях, когда рекламируемый товар по заявленной цене закончится, а покупатель будет настойчиво его требовать.

Е сли в рекламном сообщении отсутствует фраза «не является публичной офертой», рекламодатель обязан реализовать свое предложение по тем условиям, которые озвучил в рекламе. Если в супермаркете на полке мы видим товар с одним ценником, а когда приносим его на кассу, нам называют другую стоимость - это незаконно. Покупатель вправе потребовать продать ему товар по цене, указанной на ценнике, так как это условие публичной оферты. Фото товара с ценником в соцсетях, так же как карточки товара в интернет-магазинах, по закону (п.2 494 ст ГК РФ) тоже признается публичной офертой.


Контрольные задания:

  1. Дайте определение понятия «договор». Раскройте содержание принципа свободы договора.

  2. Какие условия составляют содержание договора? Какие условия являются существенными?

  3. В каких формах может заключаться договор?

  4. Охарактеризуйте письменную форму заключения договора и перечислите случаи, в которых данная форма является необходимой.

  5. В каких случаях необходимо нотариальное удостоверение договора?

  6. Составьте развернутую схему «Виды гражданских договоров»

  7. Что такое оферта?

  8. В каком случае реклама может быть отнесена к оферте? Приведите примеры