СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция - концерт «СТАРИННАЯ МУЗЫКА»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В лекции - концерте ребята узнают что же скрывается за выражением «Старинная музыка»? Познакомятся с музыкой И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Г.Бёма, А.Ф.Гедике, Ж.Б.Люлли и др.

Просмотр содержимого документа
«Лекция - концерт «СТАРИННАЯ МУЗЫКА»»

Лекция - концерт


«СТАРИННАЯ МУЗЫКА»


Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята!

Наша встреча сегодня посвящена старинной музыке.

Известная музыковед XX в. Валентина Джозефовна Конен писала:

«Никогда прежде музыкальное искусство далекого прошлого не было в такой мере в центре внимания композиторов, исполнителей и публики, как в наши дни».

Подобные суждения все чаще встречались в научных статьях, исследованиях музыковедов в 70-х годах ХХ в. Между тем, еще лет 20-30 до этого едва ли не все творчество до 18 в считалось своего рода «введением» в музыкальную классику и представляло собой чисто исторический, если не сказать, - «музейный» интерес.

Сегодня старинная музыка стала обычным явлением концертной жизни.

Уже во 2-й половине прошлого ХХ столетия сочинения старинных композиторов записывались на пластинки, звучали на радио, в телепередачах, привлекали всё большее внимание издательств.

Многочисленные хоровые коллективы всё чаще стали включать в свой репертуар произведения старинных композиторов:

Дж. Палестрины, О.Лассо, Жоскена Депре, К.Монтеверди, Г.Генделя, Г.Пёрселла, Ф.Куперена, А.Корелли, А. Вивальди, Д.Скарлатти, Ж.Рамо.

Особое место в нашей музыкальной жизни продолжают занимать произведения великого И.С.Баха.

Стали появляться камерные оркестры (т.е. оркестры для небольшого состава исполнителей), а так же вокально-инструментальные ансамбли, важнейшей (а иногда и единственной) целью которых являлась пропаганда старинной музыки.

Что же скрывается за выражением «Старинная музыка»?

С того момента, как зародилась музыка, процесс её создания никогда не прерывался, не приостанавливался. Мы знаем, что музыка создавалась и в античном (т.е. древнем) мире и в период средневековья. Но в силу определенных исторических причин, этот огромный пласт музыки в наши дни практически не звучит.

Поэтому область «старинной музыки» хронологически начинается сегодня для нас с тех произведений, которые возникли в эпоху раннего Возрождения (в конце 15 в.). А заканчивается этот период «старинной музыки», условно говоря, в середине 18 века. Таким образом, временной интервал, в течении которого создавалось так называемая «старинная музыка», охватывает около 3-х столетий. Так исторически сложилось, что именно в это время – в 16, 17, 18 веках наибольшее развитие музыки композитора получили в странах Европы: Германии, Франции, Италии. Поэтому сегодня будет звучать большинство произведений композиторов этих стран.

Многие произведения относящиеся к старинной музыке, написаны в стиле барокко. Первые признаки этого стиля стали проявляться с конца 16 века, в архитектуре и изобразительном искусстве, а затем и в музыке.

Само итальянское слово «барокко» означает «причудливый», «странный», «вычурный». Для этого времени была характерна преувеличенная пышность императорского двора:

- это лепные украшения в архитектуре,

- развевающиеся одежды,

- эффектные, театральные, чуть ли не балетные позы статуй,

- огромные и беспорядочные многофигурные композиции в живописи.

А в музыке?

Когда говорят «барочный» стиль, «барочная музыка», имеются в виду те произведения в которых преобладает драматическая патетика,эффект звуковых контрастов, стремление к величию, пышности.

Обычно, когда речь заходит о музыке барокко, в первую очередь вспоминают творчество немецких композиторов Г.Ф.Генделя, И.С.Баха.

Чакона – это старинный испанский танец, известный еще с 16 века. В 17 веке Чакона стала придворным танцем Франции и приобрела медленный темп и церемонный характер. В 18 веке термин «Чакона» стал применяться к нетанцевальным пьесам полифонического, т.е. многоголосного склада. Обычно Чаконы проникнуты возвышенным, сосредоточенным, а иногда трагичным настроением.

Такова Чакона Г.Ф.Генделя. Исполняет……….

Еще один старинный бальный танец, который был широко распространен в 17-18 веках – это французская Куранта. Но т.к. все бальные танцы по этикету во всех странах танцевались одинаково, то Куранту сочиняли и немецкие и австрийские композиторы, а так же итальянские.

Куранта итальянского композитора В.Марини. Исполняет ……..

Торжественно – величавая Павана неизвестного автора. Исполняет…….

Этот танец вы сможете увидеть в исполнении наших учащихся хореографического отделения

Долгое время инструментальная музыка выполняла, в основном, лишь роль сопровождения. Самостоятельное развитие инструментальной музыки усилилось только в 17 веке. И т.к. инструментальная музыка как самостоятельная музыка, начинала свои первые шаги, то она как бы по привычке повторяла то, что было ранее, то, что было уже распространено, а это были танцы. Поэтому композиторы разных национальностей, разных стран сочиняют музыкальные произведения на основе танцев, то, что вы как раз слышали и ещё услышите…

Сарабанда – это танец испанского происхождения. Исполнялся он медленно, торжественно. Некоторые исследователи полагают, что поначалу Сарабанда была тесно связана с похоронным обрядом: во время погребения присутствующие ходили в скорбном молчании вокруг гроба. На торжественно – обрядовый характер танца указывает и его название: по- испански Сарабанда означает – священный отряд, т.е. шествие. В эпоху средневековья Сарабанду танцевали только женщины, причем танец носил страстный характер.

В 16 веке испанские церковные служители сочли танец непристойным и его исполнение жестоко каралось, вплоть до наказания плетьми. В 17 веке Сарабанду вновь стали танцевать. Она подвергалась некоторой переработке и вошла в состав бальных танцев. И теперь в Сарабанде ещё более, чем раньше, подчеркиваются черты торжественной строгости.

Вы услышите Сарабанду немецкого композитора Георга Бёма. Это был выдающийся композитор. Он служил церковным органистом. Есть предположение, что сам великий Бах учился у Бёма.

Георг Бём. Сарабанда. Исполняет ……………

Вновь прозвучит Сарабанда не менее выдающегося композитора и педагога Александра Федоровича Гедике – композитора не старинной эпохи, а жившего в 1-й половине прошлого ХХ века. Композитора, который всю жизнь посвятил искусству игры на органе – любимом инструменте Баха. Александр Федорович Гедике исполнил все органные произведения великого Баха. И под влиянием музыки великого композитора Гедике сочиняет и свои произведения.

А.Ф.Гедике. Сарабанда. Исполняет ……………

В 17 веке Французский король Людовик ХIV ввел моду на танец Менуэт. Надо сказать, что мода раньше менялась не так стремительно как в наши дни. И Менуэт был настолько популярен и любим, что продержался не десятки, а целых триста лет. Движения Менуэта очень изящны и грациозны – это повороты, мелкие шаги, поклоны, реверансы.

В свое время умение танцевать Менуэт считалось своеобразной школой изящных манер. Умение танцевать Менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей.

И.С. Бах. Менуэт. Исполняет ……………

Особенность старинной музыки – это яркое отличие от музыки церковной, театральной, а так же музыки, которая исполнялась простым людом на улицах. Особенность старинной музыки в её камерности.

Камерная музыка была предназначена для избранных. Она была фактически синонимом придворной музыки, привилегией вельмож, искусством для аристократов, которые и сами с удовольствием музицировали друг с другом и слушали профессиональных музыкантов.

Помните? Одно из главных условий камерного музицирования – это большое число участников.

Главными инструментами камерного ансамбля могли быть скрипка, альт, виолончель. Из духовых инструментов – чаще всего использовалась флейта, реже гобой и кларнет.

Фортепиано, а точнее его предшественник клавесин тоже часто используются в камерных ансамблях, но звучат более приглушенно, не как солирующий инструмент. Никогда мы не услышим в камерном ансамбле трубу с её ярким звучанием или оглушительный барабан. Очарование камерной музыки в её приглушенном, мягком звучании.

Г.Ф.Телеман. Фантазия для флейты. Исполняет ……………

Ф.М.Верачини. Соната для скрипки. Исполняет ……………

Слово «симфония» в переводе с греческого языка – вместе, а так же «созвучие, согласие». В 18 веке симфония станет отельным, самостоятельным произведением, а в 17 веке – это пока вступление к опере или хоровым произведениям.

У композитора Иоганна Эразмуса Киндермана симфония – это вступление к двум танцам - Риторнеллам.

И.Э.Киндерман. Симфония и две Риторнеллы. Исполняет …………

В середине 18 века заканчивается период стиля «Барокко».

Во Франции правит король Людовик ХV. Громадные средства расходуются на роскошь и светские удовольствия. В этих условиях получает распространение Галантный стиль.

Согласно эстетике галантного стиля, музыка должна была напоминать утонченную речь, элегантную, светскую беседу.

Музыка должна быть развлекающей, но не заставлять испытывать глубокие, сильные чувства. Желая развлечь гостей, богатые вельможи приглашали домой музыканта, от которого вообще-то не ждали глубокого искусства. Его игра должна была продолжать тот же легковесный светский разговор, но уже в музыке.

Характерно и то, что особое внимание уделялось внешнему виду исполнителя за инструментом. Слушателям не должно было казаться, что игра на клавесине – это серьезное занятие, т.к. труд, по понятиям светского человека, это удел слуги, «простого народа».

Известный клавесинист того времени Франсуа Куперен писал:

«За клавесином нужно сидеть непринужденно; взгляд должен быть ни пристально сосредоточенным, ни рассеянным, словом, надо смотреть так, как будто ничем не занят».

Так же Ф.Куперен предостерегал от подчеркивания сильной доли такта во время игры вдвоем головы, корпуса или ноги. По его мнению, это было неприлично. А чтобы избавиться от «гримас» во время игры Ф.Куперен рекомендовал посматривать на себя в зеркало, которое предлагал ставить на пюпитр – подставку для нот.

Вся эта галантность» поведения исполнителя – весьма характерная черта музицирования того времени.

1.Ж.Б.Люлли. Старинная французская песня «Жан и Пьеро».

Исполняет ……………

2.Ж.Ф.Рамо. Старинный французский танец Тамбурин.

Исполняет ……………

3.Л.Дакен. Кукушка. Исполняет ……………

Еще одной характерной чертой нового стиля в музицировании было обильное украшение мелодии трелями, форшлагами, а иначе мелизмами.

Использование мелизмов соответствовало модной отделке мебели, одежды (всевозможные кружева, завязки, ленты, банты, парики). Причем наиболее характерной деталью отделки стал орнамент морской раковины, откуда галантный стиль и получил свое второе французское название – рококо (что в переводе с французского - раковина). Слушаем пьесу, в которой большое количество мелизмов. Она полна изящества и грации.

Ж.Б.Люлли. Нежная ария. Исполняет ……………

Конечно же, старинная музыка не ограничивается только инструментальными жанрами. Продолжает развиваться вокальная музыка. Она обогащается новыми жанрами. В конце 16 века в Италии появляются первые оперные спектакли на театральных сценах, оратории, кантаты.

В заключении нашей встречи мы представляем вашему вниманию произведение, которое возникло из незатейливой, фривольной народной песенки о жизни, о вине и о весне.

Этой песней учащиеся университетов в шутку принимали в свои ряды новоиспеченных студентов.


Гимн студенческий


Будем петь и веселиться

Пить вино и танцевать

Жизнь однажды нам удастся

Будем вместе прожигать


В последствии текст был переделан и песня стала официальным гимном студенческой молодежи европейских стран.


Лишь наука о земле

Светит людям вечно

Славься тот кто дружен с ней

Беззаветно служит ей в жизни быстротечной.