Тема «Медицинские информационные системы».
План:
-
Определение медицинских информационных систем (МИС). Задача, цели МИС.
-
Функциональные возможности медицинских информационных систем.
-
История развития медицинских информационных систем.
Медицинские информационные системы (МИС) –это совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в ЛПУ. Исторически сложилось так, что любые программы для нужд медицины получили название медицинских информационных систем. Опираясь на понятия базовой информатики, информационная система (ИС) — это система, в которой присутствуют информационные процессы (хранение, передача, преобразование информации).
Термин «Система» (от греч. σύστημα, «составленный») — это множество взаимозависимых объектов, организованных некоторым образом в единое целое. Подсистема - система, являющаяся частью другой системы. Таким образом, медицинские информационные системы - это программное обеспечение, предназначенное для управления различными процессами в здравоохранении, включая медицинские аппаратные средства. МИС решают текущие и перспективные задачи учреждений здравоохранения и осуществляют компьютерную поддержку работы медицинских работников разного иерархического уровня: руководителей системы здравоохранения, врачей, среднего медперсонала.
Основной задачей МИС является обеспечение оперативного доступа персонала к актуальной информации с рабочего места любому специалисту данного учреждения с учетом прав доступа.
Основной целью МИС является повышение качества лечебно-профилактической помощи.
Цели создания медицинских информационных систем:
1. Создание единого информационного пространства. Результат - ускоренный доступ к информации, повышение качества медицинской документации.
2. Мониторинг и управление качеством медицинской помощи. Результат - снижение вероятности врачебной ошибки, устранение избыточности назначений и др.
3. Повышение прозрачности деятельности медицинского учреждения или комплекса учреждений и эффективности принимаемых управленческих решений.
4. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи, что крайне важно в условиях перехода системы здравоохранения на коммерческую основу.
5. Сокращение сроков обследования и лечения пациентов.
Функциональные возможности медицинских информационных систем:
1. Сбор, регистрация, структуризация медицинской информации.
2. Обеспечение обмена информацией и создание единого информационного пространства.
3. Хранение и поиск информации.
4. Статистический анализ данных.
5. Контроль эффективности и качества оказываемой медицинской помощи.
6. Поддержка принятия решений.
7. Анализ и контроль работы учреждений, управление ресурсами учреждения.
8. Поддержка экономической составляющей лечебного процесса.
9. Обучение персонала.
От простейших тестовых диагностических программ к мощным многомодульным системам − вот путь развития этого программного обеспечения. Это и визуально-диагностические комплексы, и автоматизированные программы профессионального осмотра, и комплексы, моделирующие лечебный процесс, это и медицинские информационнопоисковые системы в регистратуре и из сети Internet и т.п.
История развития медицинских информационных систем.
Первые попытки использования вычислительных устройств в здравоохранении для создания медицинских информационных систем были предприняты в середине 50-х годов XX в. в США. Первым проектом МИС был проект MEDINET, разработанный фирмой «General Electric».
Информатизация отечественного здравоохранения берет свое начало в работах Института хирургии им. А.В. Вишневского в области автоматизации диагностики.
На заре применения ЭВМ для нужд здравоохранения типичной была ситуация, когда любая разрабатываемая МИС представлялась в виде последовательности операций, позволяющих достичь заранее поставленной цели.
Начиная с 70-х годов, развитие медицинских информационных систем разделилось на два различных направления:
1) создание интегрированных комплексов, в которых один мощный компьютер (сервер) использовался для поддержки различных приложений;
2) создание распределённых систем, которые поддерживали бы раздельную реализацию специализированных приложений с помощью самостоятельных компьютеров.
В обеих разработках доминировал принцип общедоступной единой базы данных, в которой хранится информация о пациентах. Распределённые системы долгое время оставались уникальными и не могли получить широкого распространения до появления технологии информационных сетей, которая обеспечила возможность установления быстрой и надёжной связи между отдельными разнотипными вычислительными устройствами.
Также были созданы и эксплуатировались МИС на базе ЭВМ М-220 для диагностирования различных заболевании. Например, в Институте хирургии им. А.В. Вишневского лечащий врач с помощью такой системы мог оценить состояние больного после операции и возможные осложнения.
В Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева собственная диагностическая и контролирующая МИС на ЭВМ «Минск-23» позволяла проводить анализ параметров организма и условий искусственного кровообращения при операции на открытом сердце и магистральных сосудах.
Было разработано множество специализированных МИС, которые позволяли работать с физиологическими показателями больного, результатами лабораторных анализов, с рентгеновскими снимками и готовить данные для лучевой терапии по результатам наблюдений за пациентами.
Наряду с практическими исследованиями проводились и теоретические разработки. В 70-х годах ХХ века в СССР вышли книги Е.И. Воробьёва и А.И. Китова «Автоматизация обработки информации и управления в здравоохранении» (1976) и «Введение в медицинскую кибернетику» (1977), в которых уже были рассмотрены основные принципы построения МИС.
В 80-е годы разработка отечественных автоматизированных компьютерных систем в медицине изначально шла по нескольким направлениям с использованием собственных сил и средств конкретного лечебного учреждения:
-
разработка специализированного программного обеспечения для помощи врачам в принятии решений (экспертные системы);
-
разработка автоматизированных рабочих мест отдельных специалистов (АРМ);
-
создание автоматизированной истории болезни и амбулаторной карты.
В начале 80-х годов первые мини-ЭВМ появились в отдельных крупных ведомственных лечебных учреждениях Советского Союза, так как они обладали достаточными финансовыми возможностями.
Ситуация радикально изменилась, когда были созданы первые микропроцессоры и первые персональные компьютеры (ПК). Они давали возможность работать с компьютером даже врачам, не владеющим навыками программирования. В нашей стране компьютерный бум пришёлся на конец 80-х гг., когда каждое учреждение (медицинское или иное) считало делом чести иметь хотя бы один персональный компьютер.
С распространением персональных компьютеров (для нашей страны это конец 80-х—начало 90-х гг.) процесс компьютеризации больниц и других лечебных учреждений в России приобрёл неуправляемый характер. Такими же неуправляемыми стали разработка и внедрение специализированных АРМ врачей. Практически во всех медицинских учреждениях разрабатывались для собственных нужд многочисленные
АРМ диагностов, клиницистов, фармацевтов, медицинских регистраторов, статистиков и т. п., которые в дальнейшем попадали на рынок программных средств и предлагались к широкому распространению. Даже в одной и той же больнице для разных отделений создавались или приобретались разные, несовместимые между собой автоматизированные системы, которые, безусловно, облегчали труд отдельных специалистов, но не давали значимого эффекта для учреждения в целом.
Некоторые из таких АРМ, в основном разработанные собственными программистами или врачами-энтузиастами, продолжают работать и по сей день, использование других постепенно сошло на «нет» в связи с изменениями технологии работы и отсутствием поддержки со стороны разработчиков, что неизбежно сопровождалось большими финансовыми потерями.
Именно в период «дикой» автоматизации среди руководителей медицинских учреждений сформировалось устойчивое мнение о вреде автоматизации, а специалисты, непосредственно занимающиеся эксплуатацией программного обеспечения, пришли к выводу, что автоматизированные системы для учреждений здравоохранения могут быть закуплены в готовом виде лишь в редких случаях, так как это обусловлено спецификой и большими структурными и организационными различиями больниц.
Лишь с конца 90-х годов и, особенно, в наши дни всё актуальнее становится централизованный подход к автоматизации. Его принципиальными отличиями являются:
-
развитые механизмы обмена информацией;
-
масштабирование;
-
удобный графический интерфейс;
-
соответствие мировым стандартам;
-
доступная цена.
Построение информационной системы лечебного учреждения на основе компьютерной технологии ведения историй болезни и амбулаторных карт является наиболее перспективным направлением. Вопросы создания, внедрения и тиражирования этой технологии обсуждаются уже более десяти лет.
Список используемых источников:
-
Омельченко В.П. Информатика : учебник / Демидова А.А. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 379 с.;
-
Лекция «Медицинские информационные системы» [электронный ресурс] : - URL: https://rmmk05.ru/wp-content/uploads/2020/04/Meditsinskie-informatsionnye-sistemy.pdf (дата обращения 31.08.2020);
-
История развития медицинских информационных систем [электронный ресурс] : - URL: https://sci.house/tehnologii-meditsine-informatsionnyie-scibook/istoriya-razvitiya-meditsinskih-83600.html (дата обращения 31.08.2020).
4