СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция: «Мифы и легенды о музыке».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка – это отрасль искусства, одна из самых древних, соединяющая образы и воздействующая через неосязаемые звуки (хотя, наука давно доказала, что ритм, звуковые вибрации способны влиять на физическое и психическое здоровье человека). Музыка относится к временным искусствам, в отличие от живописи и архитектуры, которые принято относить к пространственным.

Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Мифы и легенды о музыке».»

Лекция: «Мифы и легенды о музыке».

Музыка получила свое название от греческого слова «муза». Все знают о музыке, нет человека, который её совсем не слушает. Но мало кто задумывается о том, а как же появилась музыка? Как отличить качественную музыку от некачественной? И что такое музыка с точки зрения терминологии и определений?

Музыка – это отрасль искусства, одна из самых древних, соединяющая образы и воздействующая через неосязаемые звуки (хотя, наука давно доказала, что ритм, звуковые вибрации способны влиять на физическое и психическое здоровье человека). Музыка относится к временным искусствам, в отличие от живописи и архитектуры, которые принято относить к пространственным.

Музыкальное искусство зародилось в глубокой древности и сопровождало человека всю его жизнь. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка испокон веков была окружена всевозможными преданиями и мифами, потому что люди наделяли ее мистическими способностями. Они верили в ее волшебную силу, которая способна творить самые настоящие чудеса и слагали множество легенд о великих певцах, композиторах, исполнителях и их инструментах. Музыкальное искусство зародилось в глубокой древности и сопровождало человека всю его жизнь. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка испокон веков была окружена всевозможными преданиями и мифами, потому что люди наделяли ее мистическими способностями. Они верили в ее волшебную силу, которая способна творить самые настоящие чудеса и слагали множество легенд о великих певцах, композиторах, исполнителях и их инструментах.

Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена.

Аполлон и музы.

Согласно легенде, боги обитали на священной горе Олимп. «Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружен­ный сонмом богов» (Гомер). Зевс - бог-громовержец, вла­дыка богов и людей. Среди его детей самый могуществен­ный - Аполлон (Феб) - бог света, покровитель искусств. Облик юного бога запечатлен во многих скульптурах. В одной из них он изображен с золотой кифарой в руках, в легких развевающихся одеждах, с лавровым венком на гордо поднятой голове. И глядя на прекрасную статую, мы словно слышим торжественную песнь Аполлона.

Юные богини-музы - дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Всего их девять, и каждая из них покрови­тельствует определенному виду искусства, науки. Так, четыре из них - покровительницы музыкального и по­этического искусства: Эвтерпа - муза лирической поэзии и песен, Каллиопа - муза эпической поэзии, древних ска­заний, Полигимния - муза священных гимнов, Эрато - муза любовной поэзии. Терпсихора покровительствует танцу, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии. Восьмая муза - Клио - покровительница истории; девя­тая - Урания - покровительница астрономии. Обитают музы на священной горе Парнас. И когда их божествен­ные голоса поют гимны под аккомпанемент золотой ки­фары Аполлона, весь мир благоговейно внимает их строй­ному пению.

Гармония и красота муз, их искусство связывают лю­дей с красотой и вечностью космоса (вспомните: многие планеты, созвездия носят имена древнегреческих богов, героев античных легенд). Ведь слово «космос» означает не только «вселенная», «мир», но и «красота», «порядок». Даже число муз — девять - символично, это девять пла­нет солнечной системы. Древнегреческий философ и ма­тематик Пифагор считал, что при гармоничном, строго упорядоченном движении девяти планет возникает «му­зыка сфер», которая порождена мелодичными звуками каждой из них. Слово «музыка» в Древней Греции озна­чало «искусства муз», служившие воспитанию души.

В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы - пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка.

Но были и другие, не менее важные источники.

Если внимательно присмотреться к первым, самым примитивным музыкальным инструментам (их можно увидеть сегодня в этнографических или музыкальных музеях), можно легко обнаружить, что они немногим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно "рабочее" происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по манере игры за них. Обычная ступа, в которой толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивались кожей, и инструменты - позднее их назовут ударными - можно было считать готовыми.

Струнные музыкальные инструменты тоже родились из орудий труда. Они представляли собой (и в этом греческие легенды не погрешили против истины) не что иное, как подражание луку.

Не были исключением и духовые. Чтобы передать сигнал на более далекое расстояние, первобытный музыкант усиливал звук своего голоса, крича в раковину или тростниковую трубку.

Так человек открывал музыку. Открывал в окружавшей его природе, а также в связи с трудовыми процессами, вне которых он не мог существовать.

Представим себе жизнь наших далеких предков. В большинстве их первостепенно важных занятий - охоте, рыбной ловле, валке деревьев - необходимым условием была коллективность труда. Залогом успеха в повседневных делах служила слаженность. Поэтому в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм [11].

Возможно, что именно из ритмических покрикиваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. Это лишь один из вероятных путей их зарождения. Другим мог быть хоровой танец, появившийся опять-таки благодаря трудовым занятиям человека древности.

Хоровой танец, очевидно, возник как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты. Он служил не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению важнейшего условия первобытной жизни - коллективной сплоченности, согласованности действий. Простейшим "инструментом", обеспечивавшим ритмическую основу хорового танца, был человеческий голос. Есть основания предполагать, что таким образом - в хоре - и родилась мелодия.