ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИИ
ПМ 02 «участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах»
мдк 02.02 «Проведение сестринского ухода в педиатрии».
по теме: «Организация гигиенического ухода при дерматитах».
для специальностей: код 34.02.01 специальность «Сестринское дело»
уровень подготовки: базовый
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии клинические дисциплины Протокол №_____ от 20.11.2023г. Председатель ЦМК __________/ (ФИО председателя) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР __________/С.В. Коровашкина 20.11.2023г. |
Составители:
Щербакова Л.Е. – преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
г. Петропавловск-Камчатский, 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………........... | 3 |
Структурно-логическая схема лекции…………………………………... | 7 |
Содержание лекции………………………………………………............. | 9 |
Список использованных источников……………………………………. | 17 |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка лекции по теме: «Организация гигиенического ухода при дерматитах». Лекция разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитано на одну лекцию (2 часа) в соответствии с календарно-тематическим планом программы учебной дисциплины. Данная тема входит в изучение ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01 «Проведение сестринский уход в педиатрии».
Лекция углубляет процесс формирования таких профессионально значимых компетенций как: проводить диагностические исследования, проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и его окружения, участвовать в проведении профилактики заболеваний.
Для усиления эффекта восприятия информационного материала студенты используют информационно-коммуникационные технологии.
Работа над созданием презентаций по организация гигиенического ухода при дерматитах, позволяют студентам использовать приобретенный практический опыт при написании выпускной квалификационной работы.
Актуальность темы:
Актуальность изучения новейших научных и практических достижений в области дерматологии; лекция включает данные по этиологии, патогенезу, диагностике, лечению и профилактике различной степени атопического .
Тип учебного занятия: лекция
Цели занятия:
Учебные:
изучить организацию ухода с учетом нарушенных потребностей при атопическом дерматите;
составить план сестринского ухода;
углубить и закрепить знания по подготовке пациента к обследованию и медикаментозному лечению при атопическом дерматите;
Развивающие:
способствовать развитию клинического и логического мышления, медицинской наблюдательности;
способствовать развитию умения сравнивать и выделять различия;
развивать познавательную и поисковую активность;
Воспитательная:
формирование чувства ответственности, внимательного и доброжелательного отношения к пациентам, этики и деонтологии.
Мотивация темы
Данная тема является необходимым для обучающихся по специальности «Сестринское дело».
Поражение кожных покровов при заболевании атопическим дерматитом часто возникает при наследственной предрасположенности, вызывающих органические изменения, функциональные расстройства иммунологической системы.
Медицинский работник обязан уметь распознать заболевания атопический дерматит, знать методы исследования, уметь осуществлять уход за пациентами при атопическом дерматите. Кроме того, средний медицинский персонал должна уметь устранить дефицит знания пациента или его законного представителя в период рецидива.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Обучающийся (базовый) уровень должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 2.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента
ПК 2.3. Организовать специализированный уход за пациентами при различных заболеваниях.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения
ПК 2.5. Организовать и осуществлять транспортирование больных в ЛПУ.
ПК 2.6. Обеспечить инфекционную безопасность.
После изучения данной темы обучающийся должен:
уметь:
- оказывать помощь работы в местной медикаментозной терапии;
- осуществлять уход за пациентами с атопическим дерматитом;
- контролировать ведение пищевого дневника;
знать:
- анатомо-физиологические особенности кожи;
- клинические проявления различных клинических форм атопического дерматита;
- методы исследования на антитела и ОАК;
- принципы подготовки пациентов к диагностике.
Междисциплинарные связи:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесный (лекция, объяснение, фронтальная беседа);
наглядный (демонстрация таблиц, мультимедийной презентации, видеофрагментов)
Место проведения лекции: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
Материально-техническое оснащение занятия:
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ
Этапы занятия | Время | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Организационный момент | 5 мин | | |
Организационный момент | 1 мин. | Приветствует студентов, осуществляет контроль присутствия на занятии, готовности к занятию учебного кабинета и студентов, оценивает внешний вид обучающихся. | Занимают рабочие места, приветствуют преподавателя, слушают, отвечают. |
Сообщение темы, ее обоснование | 1 мин. | Сообщает тему, задает вопросы, побуждающие к обсуждению актуальности изучаемой темы. Организует обсуждение. | Записывают тему, участвуют в обсуждении. |
Определение целей занятия, плана его проведения | 3 мин. | Вовлекает студентов в постановку целей занятия: что должны знать, уметь; сообщает план работы на занятии. | Слушают, задают вопросы, участвуют в целеполагании. Записывают в тетрадях требования к знаниям, умениям по теме. |
Изложение нового материала | 40 мин. | Преподаватель обращает внимание на правила техники безопасности с режущими и колющими инструментами. Демонстрирует новые практические манипуляции по сбору анализов согласно алгоритму. Координирует работу групп. Оказывает помощь студентам на этапе отработки практических манипуляций в случае возникновения затруднений. Обеспечивает контроль за выполнением студентами манипуляций. | Студенты распределяются в малые группы по 2 человека, отрабатывают умения согласно алгоритмам. Оказывают взаимопомощь членам малых групп на этапе отработки практических манипуляций в случае возникновения затруднений. |
Физкультминутка* | 5 мин. | Демонстрирует студентам технику выполнения упражнений | Выполняют совместно с преподавателем |
Закрепление нового материала | 20 мин. | Преподаватель предлагает студентам выполнить манипуляции индивидуально, знакомит с критериями оценки, контролирует процесс выполнения манипуляций | Студенты наблюдают за выполнением манипуляций товарищами, проводят взаимооценку, принимают активное участие в обсуждении. |
Проверка усвоения полученных знаний | 10 мин | Задает вопросы, организует дискуссию, даёт пояснения. | Отвечают, задают уточняющие вопросы, участвуют в обсуждении. |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 5 мин | Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной внеаудиторной работе | Слушают, записывают в задание, задают вопросы. |
Рефлексия | 5 мин | Дает аргументированную оценку работы каждого студента, подводит результаты достижения целей занятия, выставляет оценки. | Осуществляют самооценку: соотносят результаты своей деятельности с целью занятия. |
Итого: | 2 часа | | |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Понятие атопии.
Этиология и патогенез.
Клиническая картина.
Диагностика.
Лечение.
Прогноз.
Профилактика.
Атопический дерматит. Осложнения атопического дерматита
Под атопией понимают наследственную предрасположенность к аллергическим реакциям в ответ на сенсибилизацию разными антигенами. Клинические признаки атопии многообразны и могут проявляться в виде атопического дерматита, бронхиальной астмы, сенной лихорадки, атопического ринита, мигрени или их сочетания.
Атопический дерматит — это временный диагноз, он имеет стадийное течение хронического кожного процесса, развивающегося у лиц с генетической предрасположенностью к атопии.
Этиология и патогенез
Ведущая роль в развитии атопического дерматита у детей принадлежит эндогенным факторам, которые в сочетании с экзогенными факторами приводят к клинической манифестации заболевания. У 80 % детей, страдающих этим заболеванием, отмечается отягощенный по аллергическим заболеваниям семейный анамнез (пищевая аллергия, поллиноз, бронхиальная астма и др.). Чаще всего выявляется связь с атопическими заболеваниями по линии матери (60 — 70%), реже по линии отца. При наличии атопических заболеваний у обоих родителей риск развития атопического дерматита у ребенка составляет 60 — 80 %.
Иммунные нарушения объясняют две важные клинические черты атопического дерматита:
гиперчувствительность кожи к ряду антигенных стимулов;
снижение резистентности кожного барьера к патогенным микроорганизмам с развитием вторичных микробных и вирусных осложнений.
Хроническое течение атопического дерматита поддерживает зуд, который является постоянным симптомом заболевания. Кератиноциты, повреждаемые при расчесывании кожи, высвобождают цитокины и медиаторы, которые привлекают иммунокомпетентные клетки в места кожного воспаления.
Среди основных факторов, поддерживающих хроническое течение атопического дерматита, следует отметить патологию органов ЖКТ, выявляемую у 80 —97 % больных, хронические очаги инфекции (50 — 60%), аллергические заболевания органов дыхания (30 — 40%).
Как правило, имеет место поливалентная сенсибилизация.
Определенную роль в качестве триггерных факторов играет микробная и грибковая флора: Staphiloecoccus aureus, Pitirosporum ovale и Candida albicans. Обычно эти факторы редко встречаются как самостоятельные этиологически значимые аллергены; чаще они выступают в ассоциации с другими аллергенами.
У некоторых детей обострение атопического дерматита может быть вызвано лекарственными средствами. Среди них ведущее место занимают антибиотики, особенно пенициллинового ряда, сульфаниламиды, витамины и др. Пусковым фактором для манифестации заболевания может явиться проведение вакцинации без учета клинико-иммунологического статуса и соответствующей профилактики.
Следует учитывать и роль психосоматических расстройств, обусловленных врожденными и приобретенными нарушениями нервной системы. Неврологические нарушения выявляются у 55 —70 % детей, страдающих атопическим дерматитом.
Клиническая картина
Клинические проявления атопического дерматита, как правило, зависят от возраста больного, что позволяет выделить три стадии заболевания: младенческую (с 3 — 4 мес до 1,5 —2,0 лет), детскую (от 2 до 10— 12 лет) и взрослую (старше 12 лет).
Младенческая стадия. Первые проявления на коже возникают с 3 — 4 мес. Характерны типичная локализация и симметричность очагов поражения. Высыпания обычно локализуются на лице в области щек, оставляя непораженной кожу носогубного треугольника, на разгибательных поверхностях конечностей, туловище и ягодицах. Этой стадии атопического дерматита свойственны экссудативные изменения на коже, что в прошлом обозначалось термином «экссудативный диатез», который, как правило, длится до 1 года.
Далее идет стадия детской экземы, когда появляется эритема с нечеткими границами, на фоне которой отмечаются мелкие отечные папулы и микровезикулы (пузырьки размером с булавочную головку), которые легко вскрываются, образуя микроэрозии. Из эрозий на поверхность кожи просачивается экссудат (формируются «серозные колодцы»), образуя участки мокнутия. Клинические проявления характеризуются истинным и эволюционным полиморфизмом. На фоне острых воспалительных явлений появляются корочки, чешуйки, экскориации и пустулы. Период обострения сопровождается сильным зудом. По мере стихания обострения в очагах поражения появляется шелушение и участки дисхромии. Дермографизм обычно красный.
С возрастом локализация и характер кожного процесса меняются.
Детская стадия (с 1 года до 4 лет, более сухая стадия). При локализованной форме высыпания располагаются исключительно в локтевых и подколенных сгибах, на тыле кистей и стоп, на лучезапястных и голеностопных суставах и шее. За пределами этих очагов кожа не изменена. Зуд незначительный, контролируемый.
При распространенной форме патологический процесс распространяется за пределы сгибов на прилегающие к ним участки кожного покрова: предплечья, плечи, голени, бедра, туловище. На фоне эритемы там появляется большое количество лихеноидных папул с экскориациями и корочками. Границы очагов поражения нечеткие. Отмечается общая сухость кожных покровов с отрубевидным шелушением.
Взрослая стадия (с 4 до 18 лет). Эта стадия возникает в подростковом периоде и у взрослых. Очаги поражения локализуются преимущественно на лице, шее и верхней трети туловища. Реже в процесс вовлекается кожа крупных складок и сгибов, внутренние и боковые поверхности конечностей. Характерно преобладание пролиферативных изменений в виде очагов папулезной инфильтрации с лихенизацией на фоне застойной эритемы. У пациентов выражен зуд и нарушен сон, вследствие чего возникают невротические реакции. Нередко к периоду полового созревания интенсивность заболевания становится менее выраженной, а во взрослом периоде исчезает.
Почти у 80 % детей, больных атопическим дерматитом, наблюдаются осложнения в виде присоединения вторичной, пиококковой инфекции, чаще в форме стрептостафилодермий, герпетиформная экзема Капоши, дерматогенная катаракта, эритродермия Хилла.
Диагностика
Диагноз основывается на клинической картине, данных анамнеза (заболевания, жизни, семейного) и результатах обследования пациента на ОАК и биохимический анализ крови IgЕ. Дифференциальный диагноз проводят с почесухой, экземой, токсикодермией.
Лечение
Современная терапия атопического дерматита включает в себя восстановление обменных нарушений, нейрорегуляции, эндокринопатии и наружную терапию. В период ремиссии рекомендуется физиотерапевтическое и санаторно-курортное лечение. Терапия должна быть строго индивидуальной с учетом клинической формы и стадии болезни, сопутствующих патологических состояний и осложнений.
Элиминационные мероприятия подразумевают исключение облигатных и индивидуально значимых пищевых аллергенов, избегание контакта с бытовыми и эпидермальными аллергенами. Диетотерапия, основанная на исключении из питания индивидуально непереносимых продуктов, и нередко является основой этиопатогенетического лечения. Рекомендуется исключать из пищевого рациона молоко, яйца, рыбу, куриное мясо, цитрусовые, клубнику, экзотические и ярко окрашенные фрукты и ягоды, мед, орехи, шоколад, кофе, какао. Нежелательно употреблять консервированные и жареные продукты. Необходимо ограничить соль и сахар.
В грудном возрасте дети максимально длительно должны находиться на грудном вскармливании, что может послужить профилактикой развития атопического дерматита. Пища кормящих матерей должна быть полноценной и сбалансированной, но гипоаллергенной. При невозможности естественного вскармливания грудным детям назначают гипоаллергенные смеси (белковые гидролизаты). При введении прикормов предпочтение отдается безглютеновым кашам (гречка, кукуруза, рис), зеленым овощам (капуста, кабачки).
В системной терапии атопического дерматита ведущая роль принадлежит антигистаминным препаратам, которые являются антагонистами Н1- рецепторов. Помимо антигистаминного действия они обладают способностью тормозить активацию клеток-мишеней аллергии. Антигистаминные препараты способствуют уменьшению основного симптома атопического дерматита — кожного зуда. Существует два поколения этих препаратов. К I поколению относятся супрастин, фенистил, тавегил, которые помимо противозудного обладают и седативным эффектом. Их целесообразно назначать при зуде, усиливающемся в ночное время и нарушающем сон. Курс лечения не должен превышать 5 суток. Препараты II поколения (лоратадин, цетиризин и др.) не
обладают выраженным седативным (снотворным) эффектом. Они назначаются один раз в сутки длительными курсами (1—3 мес) (в зависимости от возраста ребенка).
С целью гипосенсибилизации применяют препараты кальция (р-р 2-5- 10%). Их наиболее целесообразно назначать на младенческой стадии атопического дерматита или при красном дермографизме у пациентов.
Наружная терапия зависит от стадии процесса. Она должна нормализовать барьерные функции кожи и оказывать противовоспалительное действие. Наиболее часто используют кремы и пасты, содержащие противозудные и противовоспалительные вещества (нафталан, ихтиол). При наличии островоспалительной реакции и мокнутия применяют примочки с вяжущими веществами (1% танин).
При атопическом дерматите показано применение кратковременных курсов топических ГКС. Такие препараты, применяемые в педиатрической практике, наряду с выраженным противовоспалительным действием должны обладать низкой системной биодоступностью и минимальными побочными эффектами. К препаратам, разрешенным к применению у детей, относятся адвантан (метилпреднизолона ацепонат), локоид (гидрокортизона бутират) и элоком (мометазона фуроат). В зависимости от стадии заболевания и локализации процесса используют разные лекарственные формы (лосьон, эмульсия, крем, мазь).
Наряду с ГКС в последние годы в лечении атопического дерматита применяется НПВС—ингибитор кальциневрина — пимекролимус (элидел). Препарат селективно ингибирует продукцию и высвобождение цитокинов и медиаторов из Т-лимфоцитов и тучных клеток. Пимекролимус используют в лечении легких и среднетяжелых форм заболевания.
Необходимым условием профилактики обострений атопического дерматита является правильный уход за кожей, способствующий устранению ее сухости и восстановлению поврежденной липидной мантии и здоровое питание мамы и малыша. В комплексной наружной терапии атопического дерматита показано использование увлажняющих и смягчающих средств, содержащих церамиды, свободные жирные кислоты и стеролы (эмоленты) (атодерм, триксера, липикар, локобэйз, элобейз и др.). Пациенты подлежат диспансерному наблюдению.
Санаторно-курортное лечение назначают после стихания острых воспалительных явлений, предпочтительно в летние месяцы. Рекомендуются курорты с серными, сероводородными, йодобромистыми, радоновыми источниками (особенно местные – Красноусольск, Янган-Тау), Сочи, Мацеста, Сергиевские воды и др.).
Прогноз
Для детей с атопическим дерматитом прогноз для жизни благоприятный, а в плане выздоровления – сомнительный, так как требуется много усилий по уходу и терапии ребенка. Поэтому только у 60% пациентов наблюдается улучшение клинического течения к подростковому возрасту, при условии своевременного лечения.
Профилактика
Неспецифическое десенсибилизирующее и детоксикационное действие оказывает правильная диета, которая
разрабатывается для каждого больного индивидуально с учетом переносимости тех или иных продуктов. В рационе ограничивают копчености, консервы, сладости, поваренную соль, цитрусовые, шоколад, мед, яйца, мороженое.
С целью предупреждения рецидивов и продления ремиссии рекомендуется соблюдение элементарных правил санитарии и гигиены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ*
Аляутдин, Р.Н. Фармакология : учебник / Р.Н. Аляутдин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 320 с.
Быковская, Т.Ю. МДК 01.02 Основы профилактики : ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий / Т.Ю. Быковская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 219 с.
Младшая сестра по уходу за больными : учебник / С.И. Двойников [и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 512 с.
Рубан, Э.Д. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи : учеб. пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. - 334 с.
10