СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему "Действующие системы тарифов на различных видах транспорта"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по дисциплине Экономика отрасли для студентов специальности 23.02.03

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему "Действующие системы тарифов на различных видах транспорта"»

Тема 14.: Действующие системы тарифов на различных видах транспорта.


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Сущность и значение транспортных тарифов.

  2. Тарифы на железнодорожном транспорте.

  3. Тарифы на автомобильные перевозки.

  4. Тарифы на морские перевозки.

  5. Тарифы на речном транспорте.

  6. Тарифы на авиаперевозки.

  7. Тарифы на международные автомобильные и железнодорожные перевозки

Литература

Основная рекомендуемая литература:

  1. Экономика отрасли автомобильный транспорт: Учебник / И.С. Туревский. М.: Инфра-М, 2012. 309 с.

  2. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. М.:Инфра-М, 2013. 384с.

Дополнительная рекомендуемая литература:

3. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов / М.П. Улицкий, К.А. Савченко-Бельский, Н.Ф. Билибина и др.; под ред. М.П. Улицкого. М.: Транспорт, 2005.


Методические рекомендации.


Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.


Железнодорожный транспорт

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие тарифы:

1) общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов;

2) исключительные тарифы — тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности;

3) льготные тарифы, — они применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;

4) местные тарифы, — их устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги. Кроме провозной платы, железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, за их дезинфекцию, за экспедирование грузов.

Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправкой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

Основные факторы, от которых за­висит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.

  • Скорость перевозки.

По железной дороге груз может перевозиться

    • грузовой;

    • большой;

    • пассажирской скоростью.

Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

  • Расстояние перевозки.

Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

  • Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза.

По железной дороге груз может перевозиться в

    • универсальных;

    • специализированных или изотермических вагонах,

    • в цистернах или на платформах.

Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

  • Принадлежность вагона или контейнера.

Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

  • Количество перевозимого груза


Автомобильный транспорт

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

1) сдельные тарифы на перевозку грузов;

2) тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

3) тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

4) тарифы из покилометрового расчета;

5) тарифы за перегон подвижного состава;

6) договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

1) расстояние перевозки;

2) масса груза;

3) объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автотранспортом грузы подразделяются на четыре класса:

а) грузоподъемность автомобиля;

б) общий пробег;

в) время использования автомобиля;

г) тип автомобиля.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автотранспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки.


Морской транспорт

Тарифы на морские перевозки значительно ниже, чем стоимость услуг,  в случае аналогичного маршрута для  железнодорожных, автомобильных или авиаперевозок.

Достоинства морских перевозок

Морские перевозки подразумевают доставку товара «от двери до двери». В зависимости от того, каким образом формируется груз, можно говорить о том, какие будут тарифы на перевозки морским транспортом. На сегодняшний день доставка груза морем осуществляется как в полных, так и сборных контейнерах. Перевозка груза полным контейнером позволяет клиенту незамедлительно отправлять большое количество товара.

Перевозка товара в сборном контейнере имеет более низкие тарифы на грузовые перевозки за счет участия в перевозке нескольких клиентов. Последний вариант доставки груза, возможно, менее удобен, чем первый, так как заставляет ждать полного заполнения контейнера, но зато экономит средства на том, что не требует выкупа всего контейнера при его неполной загрузке.

Цена на морском транспорте выражается тарифом или фрахтом.
Тариф устанавливают органы транспорта или соответствующие государственные органы. Тарифы являются обязательными для всех перевозчиков и фрахтователей, публикуются для общего сведения и действуют в течение длительного времени (несколько лет). 

Фрахт - это цена морской перевозки, обусловливаемая договором перевозчика и фрахтователя на каждую перевозку в отдельности. Он действует только в течение времени, на которое заключено Соглашение (обычно на один рейс, ряд последовательных рейсов или на определенный ограниченный период). 
В различии фрахтов и тарифов сказывается их различная экономическая сущность. Тариф выражает цену перевозки, устанавливаемую судовладельцами для линейного судоходства. Фрахт же применяется в порядке свободной конкуренции на фрахтовом рынке нелинейного судоходства. 
На величину тарифов и фрахтов влияет конъюнктура фрахтового рынка, состояние внешней торговли, политические, военные и другие факторы. 
Тарифы на перевозки грузов в загранплаваний установлены на базе ставок мирового фрахтового рынка, которые подвержены частым колебаниям, поэтому тарифы ежегодно корректируются.
Вся номенклатура экспортно-импортных грузов подразделена на 10 тарифных классов: к первому классу относят грузы с наименьшей, к десятому - с наибольшей тарифной ставкой. 
Тарифы построены по принципу ренджа. 

Рендж - это участок береговой полосы между определенными портами, в пределах которого ставка одинакова.
В связи с наличием целой системы скидок и надбавок к арифам разработаны правила расчетов провозной платы:
1. определяют базисную ставку тарифа по тарифной таблице бассейна.
2. применяют полагающиеся скидки или надбавки за небазисный порт погрузки или выгрузки; 
3. за небазисный размер тоннажа;
4. за тяжеловесность, длинномерность;
5. за перевозки в осенне-зимний период и линейные надбавки.
Все суммируют и определяют окончательную ставку (с учетом всех скидок и надбавок), которую умножают на количество тонн груза. Если перевозка совершилась с заходом в дополнительные порты, то после определения окончательной провозной платы прибавляется надбавка за дополнительные порты захода.


Речной транспорт

Этот транспорт требует относительно меньших капитальных вложений и имеет самую низкую себестоимость перевозок. Он особенно эффективен при перевозках грузов на дальние расстояния. Велика его роль для тех районов страны, где нет еще железных дорог и во внешних связях с другими странами. Однако водный транспорт имеет и недостатки: малая скорость доставки грузов, сезонность работы и др.

По видам перевозок тарифы подразделяются на следующие виды:

- за транспортировку продукции сухогрузами;

- за перевозку нефтяных грузов;

- за буксировку леса;

- за перевозку песчано-гравийных смесей.

По видам отправок применяются следующие тарифы:

1) тарифы на судовые отправки;

2) тарифы на сборные отправки;

3) тарифы на отправки мелкими партиями.

На речном транспорте, так же как и на железнодорожном, тарифы дифференцированы по родам грузов в зависимости от степени использования грузоподъемности и вместимости судов и по видам отправок грузов, основными из которых являются судовые, сборные и отправки мелкими партиями.

Судовой партией перевозок считается такое количество предъявленного к перевозке груза одного наименования, которое достаточно для загрузки отдельного судна полностью. При этом груз должен отправляться в один порт (пристань) назначения или для передачи смежному виду транспорта.

Сборной партией считается количество груза, предъявляемое к перевозке весом свыше 20 т, но недостаточное для загрузки целого судна. К малой партии относится количество предъявляемого к отправке груза по одной накладной не свыше 20т.

Самые высокие тарифы определены на перевозку груза мелкими партиями. Они, как правило, превышают уровень тарифов на судовые перевозки в 1,6 раза.


Тарифы авиаперевозок

Тариф - стоимость авиаперевозки, величина которой зависит от выбранного заказчиком направления и не включает в себя сборы аэропорта, а также топливный и сервисные сборы.
Так, все тарифы на авиабилеты разделяются на базовые и специальные тарифы на авиабилеты. Чем ниже уровень (стоимость) тарифа, тем больше ограничений для пассажира - это, например,     короткий срок действия билета, невозможность изменения дат вылета,     штрафы при возврате билета/невозможность сдачи билета и т.д.
Базовый тариф на авиабилеты - это тариф на авиабилеты без ограничений, т.е. полный тариф, по которому совершить перелет может любой пассажир, от ребенка до взрослого.
В противовес базовому тарифу на авиабилеты существуют специальные тарифы (т.е. тарифы с условием). Использование специальных тарифов на авиабилеты несет за собой некоторое количество ограничений для пассажира, которые касаются, например, срока действия билета, возможности изменений дат вылета, возврата билета и т.д.
Следует учесть, что с тарифами связаны такие понятия, как "минимальный срок пребывания", "максимальный срок пребывания", "срок действия тарифа".

 Минимальный срок пребывания (возврат не ранее) - это минимальное количество дней в городе прибытия. Часто это возврат не ранее воскресенья, т.е. обратно по указанному тарифу пассажир может вернуться не ранее ближайшего воскресенья.

Максимальный срок пребывания - это максимальный период пребывания в пункте назначения. Часто пребывание в стране более месяца может привести к удорожанию тарифа.

Срок действия тарифа - это период времени, в который пассажир может совершить поездку по данному тарифу.

 Конфиденциальные тарифы на авиабилеты авиакомпаний. Как видно из названия эти тарифы на авиабилеты являются коммерческим секретом авиакомпании и определяются спросом и конкуренцией на данном направлении. Эти тарифы на авиабилеты в отличие от опубликованных недоступны ни в мировых системах бронирования, ни в каких либо справочниках и представляют из себя несколько таблиц, которые авиакомпания использует для продажи авиабилетов и предоставляет своим агентам. По выписанному билету о тарифе сказать обычно ничего нельзя - цены в нем нет (так сложилась мировая практика), и только сам пассажир знает, сколько он заплатил за него. Билеты по конфиденциальным тарифам предоставляются агентствам, работающим с авиакомпанией, сотрудникам авиакомпаний, сотрудникам государственных органов той страны, под флагом которой летает авиакомпания, а также лицам, в сотрудничестве с которыми заинтересован авиаперевозчик.

 Полный годовой тариф. Пассажир, приобретающий билет по нормальному (полному) тарифу, имеет ряд преимуществ, поскольку в этом случае условия бронирования, оплаты и оформления билетов наиболее гибкие. Срок действия такого авиабилета - один год, нет никаких требований по минимальному сроку пребывания в стране назначения, не ограничено число остановок на маршруте, в большинстве случаев можно без штрафных санкций изменять дату вылета. При полном тарифе существует также возможность изменения маршрута. Возврат авиабилета, как правило, осуществляется без выплаты штрафа. Можно приобрести билет в одну сторону, если это не нарушает правила, установленные страной назначения.
 Специальные (льготные) тарифы. Применение любого из льготных тарифов определяется отдельными правилами, поскольку, чем ниже выбранный тариф, тем больше они содержат ограничений по сроку действия билета, возможности изменения дат вылета, возврату выплаченной за него денежной суммы (в случае не использования) и т.д.
Стоимость авиабилета и примененный тариф не оказывают влияния на качество сервиса в полете. Пассажир получает место в салоне экономического или бизнес класса и соответствующее обслуживание.
Авиакомпании применяют нормальные (полные) и специальные (льготные) тарифы.

 Специальные (льготные) тарифы.
    Экскурсионный тариф. Ограничивает срок действия билета от 1 до 6 месяцев, сроки обратного вылета (пассажир обязан вернуться не раньше воскресенья, причем не имеет значения, в какой день недели пассажир прибыл в пункт назначения, в некоторых случаях, не раньше, чем через 7 дней). Данный тариф позволяет изменять дату вылета без дополнительной платы за трое суток до указанной даты.
    Тариф APEX. Тариф с фиксированной датой, но срок его действия – три или шесть месяцев. Даты поездки не изменяются, в очень редких случаях возможна корректировка даты обратного вылета с выплатой штрафных санкций. Возврат возможен не позднее, чем за сутки до начала действия билета (штраф за возврат, как правило, составляет половину стоимости билета). APEX обязывает пассажира пробыть в стране назначения хотя бы до ближайшего воскресенья.
    Тариф PEX. Срок ограничен тремя месяцами, а также существуют жесткие условия приобретения, оплаты и оформления, определяемые конкретной авиакомпанией, действует правило, касающееся необходимости пребывания в пункте назначения до воскресенья, взимается штраф за изменение даты вылета и за попытку вернуть билет.
    Тариф Super Saver. В них входят Super APEX, Super PEX. Данные тарифы являются самыми недорогими с очень большими ограничениями: фиксированные даты вылета, запрет на обмен и возврат, Deadline (крайний срок приобретения, например, за 3 дня до вылета), BlackOut (запрещенные для полета дни) и др. При крайней необходимости SUPER APEX допускает изменение даты обратного вылета. Но сделать это надо не позднее, чем за 72 часа до даты вылета и за это пассажиру придется доплатить до полной цены билета по годовому тарифу экономического класса. Размер этой доплаты в несколько раз превышает общую цену билета по тарифу SUPER APEX. У одних авиакомпаний билет, купленный по тарифу SUPER APEX, обязывает пассажира пробыть в стране не менее 7 дней. У других - этот срок ограничивается ближайшим по отношению к дате вылета воскресеньем. Например, тарифные условия «Аэрофлота» предусматривают в качестве минимального срока пребывания пассажира в стране назначения срок от 7 до 14 дней. А у British Airways и Lufthansa он ограничен ближайшим воскресеньем. По таким тарифам запреты в некоторых странах могут касаться даже определенной национальности пассажира и цели его поездки.
    Молодежный тариф. Почти у каждой авиакомпании есть такой тариф. По нему лица в возрасте от 12 до 25 лет могут получить 50% скидку от цены полного годового билета экономического класса. На некоторых азиатских направлениях молодежный тариф распространяется на лиц в возрасте до 27 лет. Молодежный тариф бывает как трехмесячный с открытой датой, так и годовой. Его особенность заключается в том, что в билете нельзя менять дату вылета. Поменять дату возвращения можно, если обратиться в авиакомпанию за 72 часа до вылета. В случае возврата такого билета пассажир получит половину от его цены.
    Студенческий тариф. Предназначен для пассажиров - школьников от 12 лет, студентов, аспирантов очных дневных и вечерних отделений государственных и коммерческих учебных заведений при условии наличия международной студенческой карты International Student Identification Card (ISIC). Это специальный документ, который дает право владельцу на хорошие скидки в приобретении билетов на авиа, ж/д билеты, а также на другие товары и услуги. Получить его можно в некоторых туристических компаниях, аккредитованных Ассоциацией ISIC.
    Семейный тариф. Хотя он имеет короткий срок до 30 дней, жесткие условия в приобретении, узкий круг направления вылета, зато существует возможность скидки на супруга и детей от 2-18 лет в размере половины от стоимости одного полного взрослого билета.
    Пенсионный тариф. Предоставляется лицам пенсионного возраста со скидкой от цены полного годового билета экономического класса в размере от 10 до 25%. Указанный тариф применяется не всеми авиакомпаниями. Также число направлений у авиакомпаний, применяемых указанный тариф, ограничено.
    Для детей до 12 лет предусмотрен особый – детский тариф, дающий 50 % скидку от цены (полного) билета. Правила пользования и условия возврата детского билета такие же, как и обычного (SUPER APEX, APEX, годового). Дети до 2 лет могут летать по тарифу INFANT. Цена билета по этому тарифу - 10 процентов от цены полного годового билета экономического класса.
    Групповой тариф. Тариф предполагает, что пассажиры летят в составе какой-либо группы - туристической, спортивной, гастрольной. Как правило, на европейских маршрутах группой считаются 5 человек. В том случае если местом путешествия является международный курорт - группа должна быть не менее 30-40. Групповой тариф так же может быть предложен группе школьников (от 10 человек) возраста до 19 лет с учетом присутствия взрослого. Число направлений у авиакомпаний, применяемых указанный тариф, также ограничено.
    Специальные предложения (Special Offers) и рекламные (Promotional) тарифы. В определенные периоды у авиакомпаний проводится одна или несколько акций по снижению цен на различные направления. Т.е. в данном случае билеты приобретаются по сниженным тарифам, что не снижает уровень обслуживания при авиаперелете. Авиаперевозчики снижают цены на авиабилеты по различным причинам, в том числе в целях привлечения клиентов к малопоточным направлениям или в «низкий сезон», а также в целях собственной рекламы.

 Тарифы на авиаперевозки зависят не только от расстояния до конечного пункта. Большое значение имеют габариты и сложность перевозимых грузов, которые, в зависимости от этого, подразделяются на несколько товарных категорий. Окончательная стоимость авиаперевозки складывается в соответствии с несколькими составляющими, оказывающими влияние на итоговую цену доставки.

К категории специальных грузов относятся:

-тяжелый и крупногабаритный груз;

-ценный и уязвимый груз;

-живые животные;

-опасные грузы;

-скоропортящиеся грузы;

-человеческие останки, кровь и органы.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что называется тарифом?

  2. Какие виды тарифов применяются на автомобильном транспорте?

  3. Какие применяются системы тарифов?

  4. Каковы принципы формирования пассажирских тарифов?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!