СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему: Информационные системы и технологии. Состав. Современные информационные технологии

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанна по дисциплине Информационное обеспецение профессиональной деятельности, для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств ( по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему: Информационные системы и технологии. Состав. Современные информационные технологии»

Технологическая карта (план) занятия № 1.1.2


Дисциплина

Информационное обеспечение профессиональной деятельности



Тема занятия

Информационные системы и технологии. Состав. Современные информационные технологии



Вид занятия

Лекция с элементами беседы



Время

2 часа



Цель занятия


  • учебная

  • сформировать у учащихся понятия информационные системы, информационные технологии;

  • ознакомить с составом информационной системы.


  • воспитательная

  • воспитание информационной культуры учащихся и развитие интереса к обучению;

  • формирование навыков внимательности, аккуратности и самостоятельности.


  • развивающая

  • развитие компьютерного кругозора и умения рационально планировать свою деятельность;

  • развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности.


Требования к знаниям и умениям:

  • должны знать

  • понятие информационные системы, информационные технологии;

  • состав информационных систем.


Межпредметные связи

  • обеспечивающие

Математика и информатика

  • обеспечиваемые



Обеспечение занятия


Наглядные пособия

Презентация по теме



Технические средства обучения

экран, проектор, презентация по теме.




Литература:

  1. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 464 с.: ил. - (Профессиональное образование)

  2. Информационные технологии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./ О.Л.Голицына, Н.В.Максимов, Т.Л.Партыка, И.И.Попов. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 608 с.: ил.

  3. Информационные технологии: учеб.пособие/Под ред. проф. Л.Г.Гагариной. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2009. - 256 с.: ил. - (Профессиональное образование)


План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний студентов

  3. Объяснение нового материала

  4. Закрепление нового материала

  5. Итоги урока и домашнее задание



Ход занятия


I. Организационный момент

1) Проверить готовность класса к уроку.

2) Сообщить тему, цели и ход урока.

II. Актуализация знаний студентов

Цель: актуализировать знания студентов для формирования новых знаний.

Форма: беседа

Вопросы:

  1. В чем основное предназначение персонального компьютера?

  2. Какую информацию может обрабатывать компьютер?

  3. При помощи чего происходит обработка информации в компьютере?

  4. Какие вы знаете программы?

  5. Для чего предназначены прикладные программы?

  6. Для чего предназначены текстовые редакторы?

Мотивация: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает текстовую информацию, т.е. познакомимся с назначением и основными возможностями текстового редактора MS Word. В результате мы ответим на вопросы:

  1. Как компьютер обрабатывает текстовую информацию?

  2. MS Word — какой он?

3.Кто сегодня не может обойтись без текстового редактора?

III. Изложение нового материала

План:

1. Информация, информатизация, информационное общество

2. Информационная система. Понятие

3. Информационные технологии. Структура

4. Современные ИТ


1. Информация, информатизация, информационное общество

Информация — это совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними.

В истории развития цивилизации информация всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. Мож­но выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному скачку: появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждая их от производителя и передавая знания от поколения к поколению.

Вторая информационная ре­волюция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечата­ния (первопечатники Иван Федоров и Иоганн Гутенберг). Поя­вилась возможность тиражирования и активного распростране­ния информации, возросла доступность людей к знаниям. Изобретение книгопечатания радикально изменило индустриаль­ное общество, культуру и организацию деятельности.

Третья ре­волюция (конец XIX в.) обусловлена открытием электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники, появлением персональ­ного компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и переда­вать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, а также скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную револю­цию, связанную с формированием и развитием трансграничных информационно-коммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и , на огромные массы людей. Суть этой революции — интеграция в едином информационном пространстве программно-техниче­ских средств, средств связи и телекоммуникаций, информацион­ных запасов или запасов знаний как единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Активнейшим образом развивается информационная сеть Интернет.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите инфор­мации» информатизацияэто организационный социаль­но-экономический и научно-технический процесс создания оп­тимальных условий для удовлетворения информационных по­требностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общест­венных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные и телекоммуникационные технологии активно развиваются и проникают во все сферы деятельности - экономику, бизнес, образование.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества.

Характерные черты информационного общества:

  • решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между "информационной лавиной" и "информационным голодом";

  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

  • главной формой развития является информационная экономика;

  • в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;

  • информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

  • обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Информатизация общества — это совокупность взаимосвя­занных политических, социально-экономических, научных фак­торов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законода­тельно секретных. Появилась индустрия информационных услуг как для производственной, так и для образовательной деятель­ности.

Информатизация означает широкое использование инфор­мационных технологий во всех сферах деятельности, глобализа­цию. Идет формирование баз знаний по всем отраслям челове­ческой деятельности, включая быт, коммерцию и образование. Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в информационном обществе — это информация, знание, творчество.

Основные признаки переходного периода к информатизации общества следующие:

  • переориентация экономики на эксплуата­цию информационных ресурсов,

  • вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний,

  • массовое тиражирование профессиональных знаний,

  • ускорение технологического цикла развития «знание — производство — знание».

Опасные тенденции информатизации:

  • возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

  • возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

  • усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

  • усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

Компьютерные информационные технологии имеют боль­шое и постоянно возрастающее значение в жизни общества и в развитии экономики.


2. Информационная система. Понятие

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которой невозможно ее получение и представление.

Информационная система (ИС) является средой функциони-рования информационных технологий, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди и т.д. Основное назначение информационных систем – организация хранения и передачи информации.

Информационная система – человекокомпьютерная система для организации хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели, использующая компьютерную информационную технологию.


3. Информационные технологии. Структура


Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной инфор­мации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа чело­веком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Эволюции информационных технологий предшествовал ты­сячелетний опыт человечества по преобразованию материальных объектов и энергии в информационные образы.

Период

Способ реализации ИТ

Тип технических средств

Тип приложения

До 1445 г.

Преобразование ма­териальных объек­тов в информаци­онные образы

Ручной


По 1946 г.

Тиражирование знаний

Печатные устройства, фото, телеграф, телефон


До 1960 г.

Программирование

ЭВМ 1-го и 2-го поко­лений

Языки программирования Ас­семблер, Алгол, Кобол и др. Управляющие программы реаль­ного времени и пакетного режима

До 1980 г.

Операционные сис­темы, системы про­граммирования, па­кеты прикладных программ

ЭВМ 3-го поколения, мини-ЭВМ, глобальные сети

Операционные системы IBM 360 и другие, текстовые редакторы, СУБД, САПР, типовые пакеты при­кладных программ, гипертекст

До 1990 г.

Формализация знаний

Персональные компью­теры, локальные сети

Табличные и графические процес­соры, электронная почта, интегри­рованные пакеты, экспертные сис­темы, распределенная обработка данных, типовые предметные при­ложения

До 1995 г.

Визуализация при­ложений

Интернет, Интранет

Мультимедиа, электронный офис, электронный документооборот, информационные хранилища, управление групповой работой, корпоративные и транснациональ­ные информационные системы, CASE-технологии, интеллектуаль­ные технологии

С 1995 г. по настоя­щее время

Информатизация общества

Беспроводные сети ЭВМ

Видеоконференция, управление знаниями и новациями, реинжи­ниринг, видеопочта, проникнове­ние ИТ в бытовые приборы


Информационные процессы и сопутствующие им информа­ционные отношения — это процессы сбора, производства, рас­пространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации.

Информационная технология (ИТ) — это совокупность мето­дов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечи­вающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

Информационные технологии — это комплекс методов, спо­собов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Информационные технологии являются обязательной со­ставной частью большинства видов интеллектуальной, управлен­ческой и производственной деятельности человека и общества. Развитие ИТ в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств автоматизации информационных процессов. В зависимости от степени использования этих средств ИТ условно разделяют на традиционную и современную.

Принято выде­лять информационное, математическое и программное, техническое, правовое, лингвистическое обес­печение информационных систем (Схема 1).

Информационное обеспечение — со­вокупность проектных решений по объемам, размещению, фор­мам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем докумен­тации, схем информационных потоков), циркулирующей в орга­низации, а также методология построения баз данных. Включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы и коди­фикаторы информации, унифицированные системы документа­ции, информацию на носителях и т.д.

В рамках информационного обеспечения имеются внемашинные и внутримашинные данные. Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств — наря­ды, акты, накладные и т.п.

Внутримашинная информационная база содержится на носи­телях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокуп­ность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (нарядов, на­кладных и т.п.), или как база данных. В последнем случае файлы будут зависимыми и структура одних файлов будет зависеть от структуры других, а структуры файлов базы данных не будут соот­ветствовать структуре управленческих документов.

В информационном обеспечении различают входные и выход­ные документы.

Организация информационного обеспечения управленческой деятельности предполагает наличие совокупности соответствую­щих технологий, основанных на использовании тех или иных средств сбора, передачи, обработки, хранения и представления информации в процессе управленческой деятельности. В зависи­мости от преобладания каких-либо из перечисленных информа­ционных процессов, их интенсивности и значимости выбираются соответствующие технические средства их реализации.

Техническое обеспечениекомплекс технических средств, пред­назначенных для работы информационной системы, а также со­ответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Современные технические средства по своему составу и функ­циональным возможностям весьма разнообразны и покрывают весь спектр потребностей в организации и информационном обслу­живании управления. В целом рассматриваемые технические сред­ства можно разбить на следующие группы:

  • технические средства сбора и регистрации (устройства авто­матического съема информации — регистраторы информации), накопления, обработки, передачи (средства коммуникацион­ной техники), отображения, вывода, размножения информа­ции;

  • средства компьютерной техники — компьютеры любых моде­лей (персональные и высокопроизводительные), которые могут объединяться в вычислительные сети;

  • средства организационной техники.

Средства компьютерной техники предназначены в основном для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и являются базой интеграции всех современных тех­нических средств обеспечения управления.

Средства коммуникационной техники служат главным обра­зом для реализации технологий передачи информации и предпо­лагают функционирование как автономное, так и в комплексе со средствами компьютерной техники.

Средства организационной техники позволяют реализовать тех­нологии хранения, представления и использования информации, а также выполнять различные вспомогательные операции в рамках тех или иных технологий информационной поддержки управ­ленческой деятельности.

К техническому обеспечению относят также эксплуатацион­ные материалы.

Предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, тех­нологическое оснащение оформляются документацией. Докумен­тацию можно условно разделить на три группы:

  • общесистемную, включающую в себя государственные и от­раслевые стандарты по техническому обеспечению;

  • специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

  • нормативно-справочную, используемую при выполнении рас­четов по техническому обеспечению.

Математическое обеспечение — совокупность математических ме­тодов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).

К средствам математического обеспечения относятся:

  • средства моделирования процессов управления;

  • типовые задачи управления;

  • методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и до.

Программное обеспечениесовокупность программ для реали­зации целей и задач информационной системы, а также нормаль­ного функционирования комплекса технических средств.

В состав программного обеспечения входят системные и специ­альные программные продукты, прикладное программное обеспече­ние, а также техническая документация.

Системные программные средства предназначены для обеспе­чения деятельности компьютерных систем как таковых.

Специальное программное обеспечение представляет собой со­вокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели и отражающие функционирование реального объекта, а также программы, ори­ентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, контроля и управ­ления процессом обработки данных.

Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности классифицируются следующим образом:

системы подготовки текстовых документов;

системы обработки финансово-экономической информации;

системы управления базами данных;

личные информационные системы;

системы подготовки презентаций;

системы управления проектами;

экспертные системы и системы поддержки принятия решений;

системы интеллектуального проектирования и совершенство­вания систем управления;

прочие системы.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, эко­номико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, рег­ламентирующих создание и функционирование информационной системы. Право­вое обеспечение разработки информационной системы включает нормативные акты договорных взаимоотношении между заказчиком и разработчиком ИС, правовое регулирование отклонений. Правовое обеспечение функционирования СОД вклю­чает: условия придания юридической силы документам, полученным с применени­ем вычислительной техники; права, обязанности и ответственность персонала, в том числе за своевременность и точность обработки информации; правила пользова­ния информацией и порядок разрешения споров по поводу ее достоверности и др.

Лингвистическое обеспечение представляет собой совокупность языковых средств, используемых на различных стадиях создания и эксплуатации СОД для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека и ЭВМ .

Выделение организационных компонентов в самостоятельное направление обус­ловливается особой значимостью человеческого фактора (персонала) в успешном функционировании ИС. Прежде чем внедрять дорогостоящую систему обработ­ки данных, должна быть проведена огромная работа по упорядочению и совер­шенствованию организационной структуры объекта; в противном случае эффек­тивность ИС будет низкой. Главная проблема при этом заключается в выявлении степени соответствия существующих функций управления и организационной структуры, реализующей эти функции и стратегию развития фирмы.

Под организационными компонентами ИС понима­ется совокупность методов и средств, позволяющих усовершенство­вать организационную структуру объектов и управленческие функции, выполняемые структурными подразделениями; определить штатное расписание и численный состав каждого структурного подразделе­ния; разработать должностные инструкции персоналу управления в условиях функционирования СОД.

Внедрение информационных систем способствует совершенствованию организа­ционных структур, так как предполагает определение расчетной, то есть научно-обоснованной, численности аппарата управления по структурным подразделениям с обязательным решением таких проблем, как:

  • достоверное отнесение каждого работника к соответствующему структурно­му подразделению (отделу, бюро и т. д.);

  • установление четких служебных обязанностей каждого работника в пределах подразделения, в котором он работает. При этом определение круга обязанно­стей предполагает, что обязанности работников, занимающих ту или иную должность, не зависят от конкретного лица, их исполняющего, и совокупность совместных обязанностей должна гарантировать их непротиворечивость и возможность достижения общего результата;

  • определение нормальной загрузки работника поручаемой ему работой в тече­ние дня и на календарный период;

  • разработка должностных инструкций персонала в условиях функционирова­ния СОД, в частности в условиях аварийных ситуаций.

4. Современные ИТ

Информационная технология — это процесс, использующий совокупность способов (приемов и методов) и определяющий последовательность применения специфических автоматизиро­ванных средств труда для сбора, обработки и передачи больших объемов первичной информации (предмет труда) с целью полу­чения продукта труда, т. е. информации (о состоянии объекта, процесса или явления) в качественно ином, структурно более высоком состоянии.

В зависимости от вида информации информационные техно­логии могут быть ориентированы на обработку:

  • данных (например, системы управления базами данных,
    электронные таблицы, алгоритмические языки, системы
    программирования и т. д.);

  • текстовой информации (например, текстовые процессоры,
    гипертекстовые системы и т. д.);

  • графики (например, средства для работы с растровой и
    векторной графикой);

  • анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для
    создания мультимедийных приложений);

  • знаний (экспертные системы).

Следует помнить, что современные информационные техно­логии могут образовывать интегрированные системы, включаю­щие обработку различных видов информации

Технология обработки информации на компьютере может заключаться в заранее определенной последовательности опера­ций и не требовать вмешательства пользователя в процесс обра­ботки. В данном случае диалог с пользователем отсутствует и информация будет обрабатываться в пакетном режиме.

Современная информационная технология опирается на дос­тижения в области компьютерной техники и средств связи. Те­лекоммуникация — это дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Существенное количество информационных ресурсов разме­щено на сайтах и порталах высших учебных заведений. Эти сай­ты полноценны как по содержанию, так и по структуре, инфор­мация имеет завершенный характер, навигация по сайтам, как правило, профессиональна.

В системе образования России применяются следующие информационные технологии:

  • Электронный учебник

  • Мультисредовая система

  • Экспертная система

  • Система автоматизированного проектирования

  • Электронный библиотечный ка­талог

  • Банк данных, база данных

  • Локальные и распределенные (глобальные) вычислительные системы

  • Электронная почта

  • Голосовая электронная почта

  • Электронная доска объявлений

  • Система видеоконференций

  • Система телеконференций

  • Автоматизированная система управления научными исследо­ваниями

  • Автоматизированная система организационного управления

  • Настольная электронная типо­графия

  • Электронный офис

  • Автоматизированная система по законодательству

Вывод: Таким образом, текстовый редактор Microsoft Word предназначен для создания текстовых документов различной сложности Более подробно с основными операциями при работе с текстом вы можете познакомиться на последующих практических работах.



IV. Закрепление

Вопросы:

1.Для каких целей используется MS Word?

2. Перечислите основные операции, выполняемые в текстовом процессоре MS Word?

V. Подведение итогов урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

VI. Постановка домашнего задания

  1. Проработка конспекта

  2. Литература

  • Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 464 с.: ил. - (Профессиональное образование)

п.п 1.2

  • Информационные технологии: учеб.пособие/Под ред. проф. Л.Г.Гагариной. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2009. - 256 с.: ил. - (Профессиональное образование)

Глава №3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!