СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему "Классификация микроорганизмов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обучающихся по специальности 34.02.01 "Сестринское дело" по предмету микрабиология. 

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему "Классификация микроорганизмов"»

Тема 1.2 Классификация микроорганизмов.

Царства живых организмов: животные(в т.ч.простейшие), растения, грибы, бактерии(прокариоты-без ядра).Отдельной царство вирусы(доклеточные)

Бактерии-клетка состоит из оболочки(клеточная стенка+цитоплазматическая мембрана), цитоплазмы с рибосомами и нуклеоида, так же м\б дополнительные структуры(капсула,микрокапсула,слизь,жгутики,пили,плазмиды).

По форме:кокки(шаровидные) палочки(палочковидные) извитые


1-микрококки,отдельно расположенные

2-диплококки,парные пневмококк-ланцетовидный,гонококк,менингококк-кофей.зёрна

3-стрептококки,составляющие цепочку

4-тетракокки,по четыре

5-сарцины,симметричные пакеты из 8 и более кокков

6-стафилококки,гроздь винограда


рикетсии-самые мелкие палочки

1-короткие-туляремия

2-длинные-сибиреязвенная

3-с закруглёнными концами-большинство палочек

с заострёнными концами-фузобактерии

с утолщенными концами-каринебактерии


разн-ть палочек

вибрион спирилла спирохета

в форме запятой спирелевидные штопорообразны

постоянная форма тонкие,длинные

способны двигаться

ветвящиеся(актиномицеты)



Способны образовывать мицелий-нитевидные переплетающиеся клетки(гифы).

Наличие спор для размножения.

Нокардии,бифидобактери

По строению клеточной стенки: тонкостенные- грамотрицательные, толстостенные-грамположительные, без стенки-микоплазмы и уреаплазмы.

Грибы-одноклеточные и многоклеточные(растительные),гетеротрофные нефотосинтезирующие(бесхлорофильные)эукариоты.

Сапрофиты, паразиты, факультативные паразиты растений животных и человека. Имеют ядро,цитоплазму с органеллами,цитоплазматическую мембрану и мощную клеточную стенку

-Совершенные-размножаются спорами(половым и бесполым путём) и вегетативно(почкованием или фрагментами мицелия).

-Несовершенные- отсутствует половой вид размножения. Размножение происходит с помощь. конидий(экзогенные споры) и спорангия(эндогенные споры) Формы грибов

Дрожжевая(овальная клетка) Гифальная(плесневая)

длинные тонкие нити сплетающие в грибницу(мицелий)

Простейшие- одноклеточные эукариоты. Имеют ядро с ядерной оболочкой и ядрышком, цитоплазму с ЭПС,митохондриями,лизосомами и рибосомами. Способны передвигаться с помощью жгутиков, ресничек или псевдоподий. Питаются путём фагоцитоза, способны образовывать цисты.

Жгутиконосцы-

трипаносома, лейшмания,

трихомонада, лямблия.



Саркодовые-

дизинтирийная амёба



Споровики-

токсоплазма,

возб.малярии(плазмодии)

возб.саркоцистоза(кокцидии)



Реснитчатые-

возбудитель балантидиаза (балантидий)-дизентерия



Вирусы-белоксинтезирующие системы, содержит только один тип нуклеиновой кислоты(ДНК или РНК)

Вирион-сформированная вирусная частица(в клетке отдельно синтезируются нукл.к-ты и белки вируса=сборка в вирусные частицы

Форма вирионов

Палочковидные-вирустабачной мазаики



Пулевидные-

вирус бешенства



Сферические-


вирус полиомиелита,ВИЧ


В виде сперматозоида-

многие бактериофаги-вирус буктерий



Самый мелкий вирус- полиомиелита, самый крупный- натуральной оспы

Вирусы бывают простые- нуклеиновая кислота связана с белковой оболочкой-капсидом(состоит из субъединиц-капсомеров)

сложные- нуклеокапсид окружён дополнительной оболочкой-суперкапсидом или пеплосом

Капсид и суперкапсид защищают вирионы от воздействия окружающей среды.

Прионы-белковые инфекционные частицы


Вироиды-малекулы вызывающие заболевания растений.

Грибы


Организация лабораторной микробиологической и иммунологической службы.

Лаборатории бывают диагностическими, научно-исследовательскими,производственными

В системе здравоохранения:- клинико-диагностические:

общего типа и

специального типа(биохимические,бактериологические,иммунологические,цитологические и др.),входящие в состав разл.больниц

-бактериологические

-санитарно-бактериологические

-санитарно-химические

-центральные(проблемные,отраслевые,учебные лаборатории ВУЗов)

-специализированные(особо опасных инфекций)

В настоящее время крупные лаборатории специализированные,т.е.работают с определённой группой микробов н-р вирусологические,микологические,туберкулёзные и т.д.

С патогенными микробами работают специально оборудованные лаборатории. Для исключения заражения персонала и окружающей среды необходима чёткая регламентация работы с микробами различной степени опасности для этого ВОЗ классифицировала патогенные микробы на 4 группы: в России наоборот!:

4.возбудители особо опасных инфекций(чума) 2.возбудители инфекционных болезней(кишеч.)

3.возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний(холера) 1.условно-патогенные микробы(сальмонелла)

В соответствии с делением микробов лаборатории тоже разделяют на категории:

-базовые(работают с 1и2 группами )

-режимные (изолированные)

-особого режима(максимально изолированные)

Обеспечение безопасности:

-выполнение распорядка -выполнение требований к оснащению -мед-е наблюдение за состоянием здоровья сотр.

-соблюдение правил работы -обеспечение соответствующим оборудованием -соблюдение техники безопасности

Материал для исследования: выделения человека(кал,моча,рвот.массы,мокрота,отделяемое из ран)

кровь,желчь,спинномозг.ж-ть,промывные воды желудка,трупный скционный материал и т.д

Оснащение лабораторий:

-два выхода(доставка материала,выход для сотрудников)

-водопровод,электричество,отопление,вентиляция

-естественное и искусственное освещение

-чистая и грязная зоны

Помещения:

Лабораторные комнаты-для проведения исследований

Бокс-для работы требующей особой стерильности

Помещения для приготовления питательных сред(рядом с моечной и стерилизационной)

Моечная должна иметь раковину и плиту

Препараторская для подготовки, упаковки посуды и других подсобных работ

Стерилизационная

Регистратура регистрируют поступивший материал

Виварий-- помещение для содержания экспериментальных животных

Правила работы

-Знание правил и режима работы в лаборатории -Профилактические прививки сотрудникам

-Спецодежда -Соблюдение правил дезинфекции(обработка при загрязнении

-Регистрация и маркировка материала и ежедневная мебели,рук,инструменто -Весь материал считается инфицированным -Правила личной гигиены -Переливание материала только над дезраствором -Запрещается принимать пищу и курить

-Режим работы зависит от степени опасности заражения работников.

Очень важна техника взятия материала и способ его доставки.

Методы микробиологических исследований.

Микроскопический- приготовление препаратов из исследуемого материала и их микроскопия(бактериоскопия,вирусоскопия)

Культуральный- пасев материала на искуственные питательные среды(бактериологический,вирусологический,микологический)

Биологический- зоражение материалом лабораторных животных, куринные эмбрионы,культуры клеток

Серологический- определение титра специфических антител или микробного антигена в исследуемом материале

Аллергологический- выявление инфекционной аллергии на аллерген(кожные пробы с соответствующими аллергенами)

Ведущим методом является бактериологический,т.к.позволяет выделить и идентифицировать микроб-возбудитель

Второе место по значимости серологический,т.к.взаимодействие антитела с антигеном характеризуется высокой специфичностью.

Остальные методы служат чаще дополнением к первым двум,т.к.

Микроскопический-только в единичных случаях,сложно определить морфологию до вида,можно лишь понять форму и окраску, лучше грибы и прстейшие.

Биологический-возможности ограничены,т.к.к большенству микробов человека животные не восприимчивы.

Аллергологический- не все микробы вызывают реакции.


Экспресс-диагностика-позволяет поставить диагноз в короткий промежуток времени-РИФ,ИФА,РИА,ПЦР,биочипы,хромотография и др.

Малекулярно-биологический метод диагностики основан на идентификации ДНК и РНК



Иммунодиагностика- выявление антител и антигенов, а так же оценка иммунного статуса в целом или его отдельных показателей(состояние фагоцитоза, уровень комплимента, интерферона, количественные и качественные показатели клеточного звена иммунитета(Т- и В-лимфоцитов)уровень иммунорегуляторных белков)