СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему "Основные факторы и пути снижения себестоимости перевозок на автомобильном транспорте"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по дисциплине Экономика отрасли для студентов специальности 23.02.03

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему "Основные факторы и пути снижения себестоимости перевозок на автомобильном транспорте"»

Тема 10.: Основные факторы и пути снижения себестоимости перевозок на автомобильном транспорте.


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Отраслевые особенности структуры себестоимости.

  2. Факторы и пути снижения себестоимости на автомобильном транспорте.


Литература

Основная рекомендуемая литература:

  1. Экономика отрасли автомобильный транспорт: Учебник / И.С. Туревский. М.: Инфра-М, 2012. 309 с.

  2. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. М.:Инфра-М, 2013. 384с.

Дополнительная рекомендуемая литература:

3. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов / М.П. Улицкий, К.А. Савченко-Бельский, Н.Ф. Билибина и др.; под ред. М.П. Улицкого. М.: Транспорт, 2005.


Методические рекомендации.


На себестоимость перевозок оказывает влияние ряд технико-эксплуатационных показателей работы АТП, которые можно разбить на группы:

1) показатели производственной мощности автомобильного парка,

определяющие его провозные возможности: списочный состав, грузоподъемность подвижного состава;

2) показатели использования производственной мощности автомобильного парка, изменение которых не влияет на производительность подвижного состава, рассчитанную на 1 км общего пробега:

а) коэффициент выпуска на линию, Вα ;

б) время работы автомобилей на линии, tЕ;

в) техническая скорость автомобиля, VT;

г) время простоя под погрузочно-разгрузочными работами, tПР;

д) расстояние перевозки грузов, lЕГ.

3) показатели использования производственной мощности, изменение которых оказывает влияние на автомобили, рассчитанную на 1 км общего пробега:

а) коэффициент использования грузоподъемности, γ ;

б) коэффициент использования пробега, β .

Проанализируем влияние перечисленных показателей на себестоимость автомобильных перевозок. При малом числе автомобилей в АТП себестоимость перевозок повышается вследствие низкого уровня и слабой механизации гаражных процессов. Но при этом достигается снижение нулевого пробега автомобилей в результате приближения парка к грузообразующим точкам, что является положительным фактором. Поэтому в конкретных условиях для перевозки грузов определяют наиболее рациональное количество автомобилей на предприятии.

Вторым показателем производственной мощности является грузоподъемность автомобилей. Различным условиям эксплуатации (мощности и структуры грузовых потоков, дальности перевозок грузов) должна соответствовать определенная грузоподъемность, обеспечивающая наименьшую себестоимость перевозок: при повышении грузоподъемности за счет применения полуприцепа себестоимость 1 ткм снижается на 20-25 % .

Для оценки влияния показателей использования производственной мощности на себестоимость перевозок используем формулу:

Далее можно установить влияние каждого показателя, определив себестоимость при поочередном изменении каждого показателя, приняв остальные неизменными.

По грузовым перевозкам наибольший эффект от снижения себестоимости может быть получен вследствие повышения β и γ . При повышении этих коэффициентов пропорционально увеличивается транспортная работа на 1 км пробега.

В зависимости от степени влияния на себестоимость перевозок все технико-эксплуатационные показатели также можно разделить на две группы:

первая – грузоподъемность, коэффициенты использования грузоподъемности и пробега;

вторая – время в наряде, коэффициент выпуска автомобилей на линию, техническая скорость, время простоя под погрузкой-разгрузкой. Это деление вызвано влиянием отдельных технико-эксплуатационных показателей на пробег подвижного состава.

Себестоимость 1 ткм складывается из переменных и постоянных расходов, заработной платы водителей, приходящихся на 1 т.

К переменным относятся расходы, которые изменяются прямо пропорционально изменению общего пробега автомобилей.

К постоянным относятся расходы, которые не зависят от общего пробега автомобилей. Это общехозяйственные (накладные) расходы и амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава, по которому нормы амортизации установлены без учета общего пробега.

Себестоимость 1 ткм в части переменных расходов рассчитывается по

формуле:

Следовательно, на себестоимость тонно-километра через переменные расходы оказывают влияние показатели первой группы: средняя грузоподъемность (вместимость) подвижного состава q, коэффициенты использования грузоподъемности (вместимости) и пробега. Они снижают себестоимость перевозок по всем статьям расхода. Повышение этих показателей приводит к увеличению выработки подвижного состава без увеличения, а иногда даже при снижении пробега и, следовательно, без увеличения суммы переменных расходов. В расчете на 1 ткм эти расходы снижаются.

Постоянные расходы меняются пропорционально авт.-ч. работы:

Следовательно, на себестоимость 1 ткм через постоянные расходы

влияют коэффициенты использования пробега и грузоподъемности (вместимости), средняя грузоподъемность (вместимость) q, средняя техническая скорость VТ, время простоя под погрузкой-разгрузкой tПР, средняя длина ездки с грузом lЕГ.

В целом на себестоимость перевозок наибольшее влияние оказывают q, β и γ . При их повышении происходит снижение себестоимости перевозок за счет, как переменных, так и постоянных расходов на 1 ткм. С увеличением расстояния перевозок влияние этих показателей на снижение себестоимости возрастает, поскольку резко увеличивается удельный вес переменных расходов в общей себестоимости.

С увеличением показателей второй группы (ТН, Вα , tПP) переменные расходы возрастают также почти пропорционально выработке, поэтому не оказывают влияния на себестоимость, а сумма постоянных расходов остается неизменной по абсолютной величине. Поэтому снижение себестоимости происходит только за счет доли постоянных расходов.

Заработная плата водителей зависит от показателей первой и второй групп. Заработная плата за ездку равна

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите факторы, влияющие на себестоимость продукции

предприятия.

2. Каковы виды себестоимости и их структура?

3. Пути снижения себестоимости продукции.