Лекция на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»
Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей; найти способ для того, что бы улучшить детско – родительские отношения.
Задачи: Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.
Найти пути преодоления подросткового кризиса. Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Ход родительского собрания
Здравствуйте, уважаемые родители, Для того, что бы начать наше с вами собрание хочу, чтобы вы заполнили «Анкету
Подростковый возраст — это период онтогенеза (развития) от 10—11 до 14—15 лет. Он является критическим, так как связан с трудностями роста: половым созреванием, ростом мышечной и костной ткани, диспропорцией в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике.
Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому они в 5—8 классах обычно выше и крупнее мальчиков.
Длинноногость обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.
Именно поэтому родителям следует заранее готовить своего ребенка к «возможным проблемам». Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас. Подросток обязательно станет делиться с вами своими проблемами. Важно задавать вектор развития: «Если ты будешь плавать, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя...» Ни в коем случае не говорить: «Ты разбил чашку — такой неповоротливый!», «Я тебе уже сто раз объясняла — такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!», «Что ты пишешь как курица лапой?»
Всегда нужно помнить, что физиология тесно связана с психологией. Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами. Именно поэтому важно соблюдать режим дня дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку’ Правильное построение режима дня и его соблюдение — залог здоровья, успехов в учении.
Так, сон должен составить для младших подростков 10—11 часов, для средних и старших подростков — 8—9 часов.
Выполнять уроки следует с 18:00 до 19:30, начиная с более легких заданий.
Кроме этого, распорядок дня — это способ развития произвольности. В центральной нервной системе (ЦНС) наблюдается усиление подкорковой активности, т. е. процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость, связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность, вследствие чего падает внимательность, ухудшаются поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой моторике, ухудшаются почерк и речь, зачастую ответы подростка превращаются в вытягивание из него того или иного учебного материала.
В целом же в результате физиологической перестройки у учеников 5—6 классов наблюдается временное снижение успеваемости, часто это является причиной плохого поведения.
Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого. Это время закрепления ценностей и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.
Возраст 13—15 лет — это второй этап полового созревания. Подростки становятся менее раздражительными и более независимыми от взрослых. Под влиянием гормонов растет мышечная масса, повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу. Для этого возрастного этапа мерилом успеха является внешность. Отставание от своих сверстников в росте и весе особенно болезненно воспринимается ребятами.
Эти «недостатки» бросаются в глаза. Общение со сверстниками становится ведущим, заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности. Одни заявляют о себе тем, что начинают курить, а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками, хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого внимания».
Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом же деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта приводит к дезадаптации, в основе которой лежит конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство).
Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, тогда он становится тревожным, озлобленным, не знает, что делать.
Проблема в том, что подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым. Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье. Основой является четкое распределение обязанностей (уборка, мытье посуды и др.). Это необходимо решить на семейном совете. Обязанности должны иметь все. Введите санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование — это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции. И не вздумайте перекладывать воспитание на плечи бабушек, лучше продленка!
Плохое поведение — это первый признак того, что потребность в принятии и уважении, самовыражении не удовлетворяется.
Слабая успеваемость — это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.
С чего начать?
Для начала задайте себе вопрос: кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше); какие качества ему нравятся в кумире, почему внешние, а не внутренние или наоборот; кому еще из одноклассников нравятся «он» или «она». Тогда, возможно, вы поделитесь своими воспоминаниями о своем подростковом кумире и найдете способ, как найти свое «я» и достичь успеха.
Порой мы взрослые совершаем ошибки в общении с детьми, среди них:
Просмотр и обсуждение притчи «Злой лук».
Упражнение «Душа ребенка»
Возьмите листок бумаги. Представьте, что этот лист душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Что произошло с листом бумаги? - родители высказывают свои мнения.
Формулирует вслух вывод:
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним . Взаимные упреки и обиды прощаются, но след в душе оставляют.
Психологическое упражнение «Гиперопека».
Просмотр ролика «Иногда слово убивает мечту»