СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников РФ"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция на тему: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников РФ"

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников РФ"»

Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»


Конкурс Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»

«ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4


Направление: психология, педагогика


Лекция на тему: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников - основное направление реализации национального проекта «Образование»


Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик по специальности «Педагогика», ветеран труда, русский, гражданин РФ, учитель права и ОБЖ высшей категории.


2020 год



Тема лекции: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников - основное направление реализации национального проекта «Образование»


План лекции

Введение

1 учебный вопрос. Этапы развития науки, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия

2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию

Заключение

Время: 30-45 минут.

Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.

Межпредметные связи: общая психология, социальная психология, педагогика, педагогическая психология, юридическая психология, оперативно – розыскная психология, обществознание и новый элективный курс «Личность. Межличностные отношения».

Основная и дополнительная литература:

Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.

Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978

Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.

Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.

Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.

Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

Основные цели лекции:

- познать правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения;

- изучить нормативные правовые акты по данной проблематике;

- познать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;

- познать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;

- познать технологию взаимодействия для педагогических работников.

Введение. Актуальность лекции.

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.

Новизна темы лекции заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:

способность и готовность к творческому мышлению;

способность и готовность к рефлексивному мышлению;

способность и готовность к критическому мышлению;

способность и готовность к непрерывному самообразованию, к новому;

способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;

способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;

способность и готовность нейтрализовать коммуникативные барьеры;

способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию;

способность и готовность самостоятельно добывать систему новых научных знаний по данной проблематике и переводить эту систему новых научных знаний в систему действий в педагогической деятельности.

Лицо образовательных организаций определяется взаимодействием педагогических работников с участниками образовательных отношений. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Во введении лектор обозначает место лекции в курсе "Педагогическая психология", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.

Основная часть лекции. 1-й учебный вопрос.

Этапы развития науки, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия

Если мы проанализируем отечественную и зарубежную литературу по педагогическому общению, то можем выделить три этапа развития науки по данной проблематике:

- правила общения — это первый этап развития науки (Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Нью-Йорк, 1936 г.);

- психотехники общения — это второй этап развития науки (Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. - М., 1990 г.);

- технологии общения — это третий этап развития науки (Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения. - М., 1996 г.), например, технология педагогического сотрудничества.

Если мы проанализируем уровни развития науки по педагогическому общению, то можем выделить четыре этапа самосовершенствования педагогических работников:

- допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап самосовершенствования педагогических работников (новые научные знания, новые навыки и умения формируются методом проб и ошибок в процессе взаимодействия с различными категориями граждан);

- начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- высший уровень саморазвития профессионала — это четвертый этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения — это предпосылки педагогического сотрудничества).

В процессе педагогического общения педагогические работники и участники образовательных отношений реализуют в совокупности четыре новые функции педагогического общения: интеллектуальную, влияния друг на друга, информационную и облегчающую.

Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что педагогические работники и участники образовательных отношений познают психологическую структуру личности друг друга. При этом педагогические работники должны в первую очередь познать подструктуры направленности (близкие, средние и далекие перспективные цели, интересы, потребности и т.п.) и опыта (исходный уровень знаний, навыков и умений) участников образовательных отношений в целях реализации социального заказа государства.

Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что педагогические работники и участники образовательных отношений в процессе педагогического общения воздействуют друг на друга, чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели.

Сущность информационной функции заключается в том, что педагогический работник передает участникам образовательных отношений свою систему профессионально-психологических знаний, а потом педагогический работник переводит систему новых научных знаний в систему новых действий в соответствии с социальным заказом государства.

Сущность облегчающей функции заключается в том, что педагогический работник помогает, облегчает участникам образовательных отношений при усвоении ими программного учебного материала на лекциях, семинарах и т.п. в целях реализации социального заказа государства.

Эти четыре основные функции педагогического общения реализуются педагогическими работниками и участниками образовательных отношений при помощи межличностных механизмов взаимовосприятия. Межличностные механизмы взаимовосприятия используют как участники образовательных отношений, так и педагогические работники.

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

- эмпатия — вчувствование педагогического работника в психическое состояние участников образовательных отношений, т.е. настройка на их эмоциональную "волну" путем сопереживания, сочувствия. Для этого педагогический работник должен уметь познать психическое состояние участников образовательных отношений, а потом осуществить самонастройку своего внутреннего психического состояния на эмоциональную "волну" участников образовательных отношений;

- рефлексия — это имитация мыслей и деяний участников образовательных отношений на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на интеллектуальную «волну» участников образовательных отношений (размышление за участников образовательных отношений);

- саморефлексия — внутренняя психическая деятельность педагогического работника, направленная на самопознание своей психологической структуры личности, на осмысление своих собственных мыслей, деяний;

- идентификация — настройка педагогического работника на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) участников образовательных отношений одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия. Для этого педагогическим работником конкретная педагогическая ситуация продумывается (рефлексия) за участников образовательных отношений (умение поставить себя на место участников образовательных отношений, взглянуть на проблему участников образовательных отношений с их точки зрения) и прочувствывается (эмпатия) за участников образовательных отношений их психическое состояние, чтобы рефлексивно определить ход их мыслей и чувств одновременно;

- стереотипизация — восприятие и оценка участников образовательных отношений педагогическим работником на основе его жизненного опыта, который педагогический работник использует (первое впечатление) для интерпретации поведения участников образовательных отношений в процессе взаимодействия;

- обратная связь — восприятие, понимание, оценка, контроль педагогическим работником уровня знаний у участников образовательных отношений;

- аттракция — это внешнее выражение педагогическим работником симпатии к участникам образовательных отношений, позитивного отношения, доброжелательности в процессе взаимодействия.

Вывод по 1-му учебному вопросу.

Реализация межличностных механизмов взаимовосприятия зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность выполнения социального заказа государства:

- уровня профессионализма педагогических работников;

- исходного уровня знаний у участников образовательных отношений;

- субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых педагогические работники передают систему новых научных знаний детям, родителям, педагогическим работникам;

- содержания материала и времени, которое необходимо участникам образовательных отношений для усвоения нового материала по конкретной теме по выполнению социального заказа государства.

Основная часть лекции. 2-й учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию

Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с участниками образовательных отношений в процессе реализации социального заказа государства, педагогический работник должен уметь ориентироваться:

- в себе (использовать свои сильные стороны, а слабые «места» и болевые точки скрывать от участников образовательных отношений и при этом систематически их развивать до достижения определенного уровня знаний — уровня творчества;

- в участниках образовательных отношений (знать исходный уровень знаний);

- в целях педагогического общения (обучение, развитие и воспитание обучаемых в соответствии с социальным заказом государства);

- в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;

- в пространственных условиях взаимодействия;

- в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия;

- в формальной социальной роли как своей (педагогический работник), так и собеседников (участников образовательных отношений);

- в ролевых ожиданиях, доминирующих мотивах, потребностях, целях участников образовательных отношений и т.п.

Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие в процессе передачи педагогическим работником системы новых научных знаний участникам образовательных отношений, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему действий в образовательном процессе.

Выделяют следующие барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания), которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в образовательном процессе:

- барьер несовпадения психологических установок — педагогический работник приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а обучаемые равнодушны, невнимательны, в результате неопытный педагогический работник раздражен, нервничает;

- барьер негативной психологической установки на учебную группу, которая может формироваться на основе мнений других педагогических работников, работающих в этой образовательной организации или в результате собственных педагогических неудач;

- барьер отсутствия психологического контакта: педагогический работник входит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с участниками образовательных отношений, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т.п.);

- барьер боязни педагогических ошибок (опоздать, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться);

- барьер подражания: молодой педагогический работник подражает манерам обучения, развития, воспитания и деятельности другого педагогического работника, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля обучения, развития, воспитания и деятельности на свою педагогическую индивидуальность невозможен;

- мотивациониый барьер — это нежелание участника образовательных отношений самостоятельно добывать новые знания и формировать новые навыки и умения;

- интеллектуальный барьер возникает, когда педагогический работник не знает исходный уровень знаний участников образовательных отношений;

- эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии у педагогического работника к участнику образовательных отношений;

- волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений;

- ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);

- межпрофессиональные (непонимание терминов педагогического работника);

- ошибки по типу проекции своей роли (приписывание своих ошибок участникам образовательных отношений);

- снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным педагогическим работникам);

- барьер имя возникает, если педагогический работник не установил три рода имен участника образовательных отношений:

а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте участника образовательных отношений;

б) имя то, которое участник образовательных отношений желает услышать в образовательном процессе - Иван Иванович;

в) имя, которое участник образовательных отношений не любит — это его кличка и др.

Чтобы нейтрализовать вышеуказанные психологические барьеры, педагогический работник должен проанализировать новую педагогическую деятельность с целью установить, нет ли у него перечисленных типичных ошибок взаимонепонимания - самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка и т. п. Зафиксировать коммуникативные барьеры, если они выявлены в педагогической деятельности, то целесообразно их нейтрализовать, так как они формируют негативные педагогические привычки у педагогического работника.

Слово - это оружие педагогического работника, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений к педагогическому работнику, к его учебной дисциплине, к педагогическому общению:

а) антипатию;

б) симпатию.

Если слова педагогического работника вызывают у участников образовательных отношений положительные эмоции (симпатию), то при прочих равных условиях они легче и при этом с желанием воспринимают учебный материал, принимают, понимают и признают как доминирующую его позицию, как авторитетную личность, как профессионала, как друга, как формального и неформального лидера, которому они доверяют и при этом желают сотрудничать без принуждения.

Следовательно, чтобы сотрудничать без принуждения с участниками образовательных отношений, педагогическому работнику недостаточно уметь нейтрализовать психологические барьеры. Он должен уметь внушать симпатию при помощи психологических приемов.

1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника». Опережающая (авансированная) искренняя улыбка педагогического работника при входе в аудиторию — это самый простой и эффективный способ внушить участникам образовательных отношений положительные эмоции. Социально-психологическое заражение происходит в какие-то доли секунды. На опережающую (авансированную) улыбку педагогического работника, как правило, участники образовательных отношений отвечают улыбкой — это происходит бессознательно, но педагогический работник должен уметь пользоваться улыбкой сознательно.

Опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника - это психологическая настройка участников образовательных отношений на эмоционально положительную «волну», на образование положительных эмоций, на внушение симпатии, которая не только вызывает согласие сотрудничать без принуждения, но и в свою очередь вызывает удовлетворение от педагогического сотрудничества.

Следовательно, лицо педагогического работника формирует у участников образовательных отношений психологическую установку на образование:

а) положительных эмоций, если педагогический работник сознательно применяет этот психологический прием при входе в аудиторию к участникам образовательных отношений;

б) отрицательных эмоций, если педагогический работник не применяет этот психологический прием.

2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для участников образовательных отношений в педагогическом процессе».

Структура этого психологического приема:

- сознательное подчеркивание педагогическим работником психологической общности «мы» с участниками образовательных отношений;

- установление визуального контакта с участниками образовательных отношений и формирование психологической установки у них на образование положительных эмоций на бессознательном уровне;

- формирование педагогическим работником психологических предпосылок для установления психологического контакта с участниками образовательных отношений;

- накопление положительных эмоций у участников образовательных отношений;

- возникает желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения. В процессе педагогического общения педагогический работник должен обращаться к участнику образовательных отношений по имени, на которое он претендует.

Психологический механизм влияния приема «имя, на которое претендует участник образовательных отношений»:

- установить три рода имен участника образовательных отношений:

а) реальное имя;

б) имя то, на которое он претендует;

в) имя, которое он не любит;

- привлечь непроизвольное внимание участника образовательных отношений сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним в публичной зоне общения;

- использовать только то имя, на которое претендует участник образовательных отношений в процессе педагогического общения;

- формировать у участника образовательных отношений психологическую установку на образование положительных эмоций;

- переформулировать цели педагогического общения в соответствии с ролевыми ожиданиями, доминирующими мотивами, потребностями, интересами участника образовательных отношений;

- накапливать положительные эмоции у участников образовательных отношений;

- удовлетворить потребности участников образовательных отношений в положительных эмоциях;

- установить психологический контакт с участником образовательных отношений;

- зафиксировать негласно доверительную зону общения;

- познать психологическую структуру личности участника образовательных отношений, не говоря ему ни слова о цели педагогического общения.

3. Психологический прием «вы». Сущность этого психологического приема заключается в том, что педагогический работник в процессе воспитательного общения должен уметь поставить себя на место участника образовательных отношений, чтобы познать его ролевые ожидания, мотивы, потребности. Эта цель достигается педагогическим работником путем «настройки» на интеллектуальную «волну» (рефлексия) и на эмоциональную «волну» участника образовательных отношений (эмпатия).

Чтобы психологически грамотно применять этот прием, педагогический работник должен придерживаться следующих установок:

- если к вам пришел участник образовательных отношений, значит ему что-то нужно от вас;

- если вас хвалит участник образовательных отношений, значит пытается что-то внушить вам, влиять на вас, добыть от вас информацию, изучить психологическую структуру вашей личности, переключить ваше внимание, усыпить вашу бдительность, анализирует этапы педагогического общения, анализирует ваши вопросы и т.п. — психологический обыск;

- не открывайте уста без цели в процессе педагогического общения, а открывайте глаза и контролируйте свои эмоции и при этом концентрируйте свое внимание на участнике образовательных отношений, слушайте и изучайте его психологическую структуру личности, его ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели.

4. Психологический прием «первая фраза». Сущность этого приема заключается в том, что именно от первых 15 секунд педагогического общения, от первых двух-трех предложений, от способа самоподачи, от саморекламы, от самопредставления, от внешнего облика педагогического работника, от нейтрального материала для психологической «разминки», от первых контактных вопросов, от первых закрытых вопросов типа «да», от количества накопленных согласий в начале педагогического общения, от схожести мнений, от общности доминирующих мотивов, потребностей, интересов, целей, проблем, профессий, хобби, от искусственно созданных благоприятных психологических условий для педагогического общения, от предлога и способа искусственного формирования психологической общности «мы», от времени, от места, от способа начала педагогического общения зависит, будет ли желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения в педагогическом процессе.

П. Мицич разработал четыре способа начала [10, с. 50-51] воспитательного общения:

- метод снятия психической напряженности - умения педагогического работника делать комплименты участникам образовательных отношений в начале педагогического общения. Комплимент - это слова педагогического работника, содержащие небольшое преувеличение личностных, профессионально-деловых и других достоинств, которые участники образовательных отношений мечтают видеть в своей психологической структуре личности;

- метод "зацепки" - умение педагогического работника кратко раскрыть актуальность проблемы, увязав ее с содержанием темы лекции, используя эту "зацепку" как исходную точку для чтения лекции;

- метод стимулирования игры воображения у участников образовательных отношений - это умение педагогического работника задавать в начале лекции по ряду актуальных проблем вопросы, которые должны раскрываться на лекции.

- метод прямого подхода — непосредственный переход педагогического работника к занятию, без какого бы то ни было произнесения вступительного слова по теме лекции.

5. Прием искусственное формирование педагогическим работником психологической установки у участников образовательных отношений отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». Закрытые вопросы типа «да» — вопросы, на которые участники образовательных отношений могут с удовольствием ответить только «да» (ожидается ответ только «да»). Сущность этого приема заключается в том, что педагогический работник формирует психологическую установку у участников образовательных отношений отвечать на закрытые вопросы только «да» в целях:

- управлять диалогом;

- формировать положительные эмоции у участников образовательных отношений;

- уточнить психическое состояние у участников образовательных отношений;

- установить психологический контакт.

6. Психологический прием «приятное зеркало». Сущность этого приема заключается в том, что педагогический работник должен уметь искусственно создать благоприятные психологические условия участнику образовательных отношений, чтобы он выступил по теме занятия. Для этого педагогический работник должен уметь терпеливо слушать монолог участника образовательных отношений, молчать и при этом время от времени подкреплять монолог участника образовательных отношений кивком головы, мимикой, словами: «Да», «Внимательно Вас слушаю», «Я Вас понимаю», т.е. демонстрировать «приятное зеркало», а именно, отзеркаливать (повторять) позы, жесты, психологические состояния участника образовательных отношений.

И. Атватер разработал семь приемов слушания [1, с. 30-110] участников образовательных отношений:

1. Нерефлексивное слушание ответа участника образовательных отношений — концентрация внимания на участнике образовательных отношений, молчание, слушание его выступления с использованием педагогическим работником невербальных средств общения (визуальный контакт глаз, кивки и т.п.) и вербальных средств общения (да, да, да, да ... да, понимаю, можно ли подробнее ...).

2. Рефлексивное слушание ответа участника образовательных отношений — обратная связь с участником образовательных отношений, при которой педагогический работник использует четыре приема рефлексивного слушания участника образовательных отношений (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать уровень знаний у участника образовательных отношений по теме Лекции, семинара.

3. Выяснение — это обращение педагогического работника к участнику образовательных отношений после его выступления на семинаре за уточнениями при помощи открытых вопросов, чтобы поставить ему объективную отметку за его ответ, например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, не могли бы вы объяснить попонятнее ...».

4. Перефразирование ответа участника образовательных отношений — это умения педагогического работника передать участнику образовательных отношений смысл и содержание его же выступления на семинаре, его основные мысли, но своими словами, например, «Другими словами, Вы считаете ...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но …».

5. Отражение чувств участника образовательных отношений — концентрация внимания педагогического работника не на содержании выступления участника образовательных отношений на семинаре, а на его психическом состоянии, например, «Вы очень расстроены ...», «Вы устали ...».

6. Резюмирование — это умения педагогического работника подытоживать основные мысли участника образовательных отношений и его психические состояния в конце его выступления на семинаре, например, «Если теперь подытожить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными мыслями, как я понял, являются».

Вывод по 2-му учебному вопросу.

Целесообразно развивать у педагогических работников новые педагогические компетенции (положительные изменения):

способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;

способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;

способность и готовность нейтрализовать психологические барьеры;

способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию.

Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции:

Авторитарная педагогическая деятельность и новая технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а новая технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за новой технологией педагогического сотрудничества.

Актуальность лекции определяется тем, что педагогические работники не имеют базового психологического образования.

Лицо образовательной организации определяется взаимодействием педагогических работников и участников образовательных отношений в педагогическом процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Лектор отвечает на вопросы граждан.

Закрепление полученной информации.

Первичная проверка понимания лекции.

Первичное закрепление новых знаний на лекции.

Тест.

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

1. Какие Вы знаете этапы развития науки по данной проблематике?

Ответ

- правила общения;

- психотехники общения;

- технологии общения

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

2. Какие Вы знаете этапы самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций?

Ответ

- допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок);

- начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения);

- средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения);

- высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения).

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

3. Какие Вы знаете уровни знаний у педагогических работников образовательных организаций по данной проблематике?

Ответ

- знания – узнавание;

- знания – репродукция;

- знания – понимания;

- знания – применение;

- знания – творчество (новые знания).

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

4. Какие Вы знаете ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?

Ответ

- интеллектуальную;

- влияния друг на друга;

- информационную;

- облегчающую.

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

5. Какие Вы знаете механизмы межличностного взаимовосприятия?

Ответ

- эмпатия;

- рефлексия;

- саморефлексия;

- идентификация;

- стереотипизация;

- обратная связь;

- аттракция

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

6. Какие Вы знаете основные факторов, влияющих на успешность усвоения программного материала?

Ответ

- уровня профессионализма профессорско-педагогического состава;

- исходного уровня знаний обучаемых;

- субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых профессорско-преподавательский состав передает систему новых научных знаний;

- содержания программного материала и времени, которое необходимо обучаемым для усвоения нового учебного материала.

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

7. Какие Вы знаете зоны общения между собеседниками?

Ответ

- доверительную зону общения (от 0,5 м до 1,2 м);

- неформальную зону общения (от 1,2 м до 1,5 м);

- публичную зону общения (расстояние от 3,5 м и более);

- формальную (деловую) зону общения (от 1,5 м до 3,5 м).

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

8. Какие Вы знаете барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания)?

Ответ

- мотивациониый барьер;

- интеллектуальный барьер;

- эмоциональный барьер;

- волевой психологический барьер и др.

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

9. Какие мы знаем три рода имен участника образовательных отношений?

Ответ

а) реальное имя;

б) имя то, на которое он претендует;

в) имя, которое он не любит

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

10. Какие мы знаем психологические приемы, формирующие симпатию у участников образовательных отношений?

Ответ

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

11. Какую мы знаем литературу по данной проблематике?

Ответ

1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.

2.Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978

2. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.

3. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.

4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

5. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.

6. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!