МДК 01.01 Конструкция, техническое обслуживание и ремонт
транспортного электрооборудования и автоматики
раздел 3 Электрооборудование транспортных средств.
3ТЭМ
Лекция № 20
Тема занятия Электромеханические приборы систем электрооборудования автомобиля.
Учебная цель Овладеть знаниями по устройству и принципу действия электромеханических приборов дополнительного электрооборудования автомобиля.
Развивающая Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
цель
Воспитательная Воспитывать чувство гордости за избранную профессию,
цель стремиться получать новые знания самостоятельно.
Задача Способствовать формированию представления / освоению новой информации по теме лекции.
Литература 1. Акимов С.В., Чижков Ю.П. «Электрооборудование автомобилей» - За рулем, 2007 -335 с.
2. Резник А.М. «Электрооборудование автомобилей» – М: Транспорт. 1990. – 256с.
План лекции
Общие сведения по электромеханическим приборам дополнительного электрооборудования.
Устройство приборов системы дополнительного электрооборудования.
Принцип действия стеклоочистителями тепловым реле времени РС514.
Звуковые сигналы предназначены для оповещения пешеходам и водителям о транспортные средства. На современных автомобилях применяют электрические, вибрационные, пневматические звуковые сигналы. По уровню звукового давления электрические звуковые сигналы разделяют на тональные и шумовые. Первые имеют рупорный, а вторые - дисковый резисторы. Чаще всего устанавливают два сигнала - низкого и высокого тона.
Сигнал С303 и реле сигналов РС503 состоят из: корпус 1, сердечник 4, пластина неподвижного контакта 3, пластина 7, 12 - резистор, 11 - мембрана, 10 - якорь, 5 - штифт, обмотка 9, вольфрамовые контакты - 6, резистор 8.
Реле сигналов: 17 - кнопка сигналов, 13 - якорь, 15 - обмотка, 19 - контакты. После замыкания контактов 19 ре ток, протекая по обмотке 9 сигнала намагничивающего сердечник 4, притягивающее к себе якорь 10 и приводит к прогибу мембраны 11. Якорь через штифт 5 действует на пружину пластины 7; приводит к размыкания контактов 6. размыкание электрической цепи сопровождается размагничиванием сердечника и якоря, а мембрана за счет своей упругости приобретает предыдущей формы и отводит якорь от сердечника. Контакты прерывателя снова замыкаются и работа сигнала повторяется. Контакты и вместе с ними якорь и мембрана, вибрируют с частотой 200-400 периодов в секунду. Колебания воздуха, вызванные мембраной 11 обеспечивают определенную частоту звучания. Выбирая толщину и диаметр мембраны, диаметр дискового и длину и конфигурацию рупорного резонатора, можно получить звук соответствующего тона и тембра.
Стекло и фароочистители, и вентиляторы.
Стеклоочистители предназначены для очистки ветрового (а в некоторых моделях и заднего) стекла от атмосферных осадков, чтобы было видно дорогу. Они могут иметь вакуумный, пневматический или электрический привод. Стеклоочиститель с электрическим приводом состоит из электродвигателя 3, червячного редуктора 4, кривошипа 2, системы рычагов и щеток. Современные стеклоочистители имеют две или три скорости, постоянный или прерывистый режим. Пароочистители - в темное время суток при неблагоприятных климатических условий очищают рассеиватели фар от пыли и грязи. Существует две способы очистки фар: щетками или струей. Принцип действия и строения щеточного фароочистителя аналогичные принципа действия и строении стеклоочистителя переднего или заднего стекла. Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи и пыли на стекле фары смываются водой, подаваемой от электрического насоса через форсунку под давлением до 0,3 МПа.
Для привода стекло и фароочистителей, омывателей и вентиляторов используют двигатели постоянного тока. Применяют электродвигатели с электромагнитным возбуждением и с возбуждением от постоянных магнитов. Электродвигатели характеризуются номинальным напряжением, мощностью на выходном валу, частотой вращения вала. Мощности электродвигателей, как правило, отвечают: 6, 10, 16, 25, 40, 60, 90, 120, 150, 180, 250, 370 Вт, а минимальные частоты вращения вала - 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 7000 , 8000, 9000, 10000 мин-1. Электродвигатели с электромагнитным возбуждением делают двухполюсными. Электродвигатели с возбуждением от постоянных магнитов обеспечивают значительную экономию активных материалов, поскольку вместо обмоток возбуждения в них смонтированы постоянные магниты. Для увеличения момента и уменьшения частоты вращения выходного вала следует использовать специальные редукторы. Иногда редуктор изготавливают вместе с электродвигателем. Конструкция электродвигателя фоторедуктора подобна конструкции электродвигателей, используемых в системе электропривода. Однако его вал продолжено, и заканчивается он червяком 2 редуктора. Щеточно-коллекторный узел расположен сбоку механизма привода. Червячное колесо через закрепленный на нем палец приводит в движение кривошипном механизма, который превращает крутящий момент выходного вала редуктора на колебательное движение щетки стеклоочистителя. В моторедукторе 47.3730 кривошипный механизм состоит из пластин с зубчатыми секторами 5 и 7 и обеспечивает угол отклонения щетки к 130 град.. В моторедукторе размещено конечный выключатель и биметаллический предохранитель, который защищает двигатель от перегрузки. Контактный диск этого выключателя с прорезью поставлено на зубчатом колесе редуктора. Вторым его контактом небольшая щетка, которая скользит по торцу контактного диска. Если она попадает в прорезь диска.
Схема управления электродвигателем.
Большинство электроприводов агрегатов автомобиля имеют простую схему управлением электродвигателя: непосредственно выключателем или через контакты промежуточного реле. В двухскоростной электроприводе частоту вращения вала электродвигателя меняют, последовательно включая в круг якоря резистора, изменяя количество включенных в круг катушек обмоток возбуждения или подводя ток третьей щетки двигателя с возбуждением от постоянных магнитов, когда его конструкция это предусматривает. На автомобилях ВАЗ широко применяют схему управления стеклоочистителями тепловым реле времени РС514. Два выводы электродвигателя М постоянно включен в сеть питания (вывод 4 соединен с "массой", а 2-3 "+" сети). В положении переключателя SA электродвигатель М получает питание через выводы 1,4 и работает с постоянной частотой вращения до тех пор, пока переключатель SA не будет переведён в другое положение. В положении до сети питании подключаются выводы 3 и 4 реле РС514.
В этом случае через размыкающий контакты УК: 1 теплового реле УК питания поступает в обмотки реле КV: 2, и электродвигатель начинает работать, получив питания через вывод 6 реле. Одновременно к сети подключается спираль теплового реле УК. Когда она прогревается, биметаллическая пластина реле прогибается и развивает контакты УК: 1. В результате контакты КV 2 размыкаются, отсоединяя спираль теплового реле УК от сети питания, а контакты КV 1 замыкаются. После замыкания контактов конечного выключателя SQ электродвигатель переходит в режим динамического торможения и выключается из сети на время, в течение которого биметаллическая пластина теплового реле УК охлаждается и замыкает контакты УК 1. После этого КV снова выключает электродвигатель. Итак, в положении переключателя SA стеклоочиститель работает в прерывистом режиме, а в положении В электропривод выключается, положив щетки стеклоочистителя в крайнее положение. На автомобилях ВАЗ 2108 электродвигатель стеклоомывателя соединен с насосом в единый узел - мотонасосов, который нагнетает жидкость в три магистрали: до ветрового и заднего стекла и к фарам. Магистраль открывают электромагнитные клапаны. Электромагнитный клапан к магистрали подачи жидкости к ветровому стеклу включается одновременно с электродвигателем М2 насоса, когда выключатель SA переведены в положение VI. В системе очистки заднего стекла автомобиля ВАЗ 2108 электронное реле времени 45.3747 по возвращении рычага выключателя стеклоомывателя в исходное положение в течение 5с. Обеспечивает клапана и мотонасосов включен состояние.
Контрольные вопросы
Привести устройство и принцип действия звукового сигнала.
2. Привести конструкцию стеклоочистителя.
3. Как работает система стеклоочистки на автомобиле ВАЗ 2108.