4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Юридический институт им. М.М. Сперанского
Кафедра ______________________________________
Учебная дисциплина____Уголовное право и процесс
____________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ ________ Понятие преступления и его виды______________________________
Составлены (кем)
1. Место проведения лекционного занятия(ВлГУ)
2. Объем учебного времени, отводимого на проведение занятия: ___ч.
3. Цель лекционного занятия: Целью является формирование у обучаемых достаточного для практической деятельности уровня компетентности (знаний, умений и навыков) по применению норм уголовного законодательства в отношении преступлений и его видов.22
4. Задачи:
- образовательная ____ формирование у обучаемых системы уголовно-правовых знаний, необходимых для правильного применения норм уголовного законодательства и норм смежных отраслей права, связанных с реализацией уголовно-правовых отношений;
ознакомление обучаемых со следственной и судебной практикой;
формирование у обучаемых системы уголовно-правовых знаний, способствующих комплексному изучению дисциплин уголовно-правового блока;
формирование у обучаемых умений по толкованию и применению норм уголовного законодательства и иных смежных отраслей законодательства в сфере уголовно-правовых отношений;
____________
- развивающая _ развитие у обучаемых способностей к самостоятельному мышлению и умения использовать эти способности при применении уголовного законодательства __________________
- воспитательная ___формирование у обучаемых мировоззренческой позиции, призванной содействовать эффективной охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждению преступлений_______________
Изучение темы №___ направлено на формирование следующих компетенций:
ОК-___ - _______________________________________
ОК-___ - _______________________________________
ПК-___ - _______________________________________
5. Технические средства обучения, используемые при проведении лекционного занятия:
— доска, меловые схемы,презентация с наглядными примерами,УК РФ.
Компьютер
6. Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
Понятие преступления. История развития понятия преступления. Материальное и формальное определения понятия преступления. Признаки преступления и их содержание: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Основные научные взгляды на преступление и его признаки.
Отличие преступления от иных правонарушений и проступков. Малозначительное деяние, его признаки и уголовно-правовое значение.
Категории и виды преступлений в действующем уголовном законодательстве, их характеристика и юридическое значение.
Соотношение понятий «преступление» и «преступность».
7. Образовательные технологии, в том числе интерактивные, используемые при проведении лекционного занятия**.
Лекция-дискуссия ,лекция проблемная.
8. Этапы работы и примерное распределение учебного времени: алгоритм реализации цели лекции с учетом примерного расчета времени.
№ п/п | Этап работы | Примерное время (в мин.) |
1 | Вступительная часть занятия предполагает: аобъявление темы и цели лекционного занятия; определение места и роли данного занятия в структуре курса, установление ее актуальности, теоретической и практической значимости; определение учебных вопросов для рассмотрения на лекции; установление порядка работы; формирование у обучающихся мотивации к службе. | |
2 | Основная часть занятия предполагает: - 1-го вопроса; - 2-го вопроса; - 3-го вопроса; дискуссия по вопросу, в том числе заслушивание ответов двух-трех курсантов на поставленный ранее проблемный вопрос; выступление практического работника на тему … и т.д. | |
3 | Заключительная часть занятия предполагает: вывод по теме, в котором преподаватель обобщает изложенные выше вопросы и возвращается к проблемному вопросу, высказывая свое мнение; подведение итогов работы на лекции и результатах достижения поставленной в начале занятия цели; обозначение задания для самостоятельной работы и подготовки к проверке знаний на семинарском занятии. | |
9. Конспект лекции (полный, дословный).
10. Задания обучающимся для самостоятельной работы и подготовки к семинарскому (практическому) занятию.
11. Учебно-методическое обеспечение лекции:
- нормативные правовые акты;
1. Конституция Российской Федерации. – М. : Эксмо, 2013. – 32 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М. : Проспект,
2014. – 224 с.
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.И. Радченко. — М., 2006.
2. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / под ред. А.И. Марцева. — Омск, 2006.
3. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. А.И. Рарога. — М., 2006.
4. Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: Учебник / под ред. А.И. Рарога — М.: Юристъ, 2006.
5. Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / сост. С.В. Бородин, И.Н. Иванова / под общ. ред. В.М. Лебедева. — М.: Спарк, 2005.
- основная учебная литература;
. Савельева, В. С. Основы квалификации преступлений : учеб.пособие / В. С. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект,2011. – 80 с.
Ломакина, В.Ф. Преступление и проступок / В.Ф. Ломакина. — М.: Знание, 1991.
Лукьянов, В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? / В.В. Лукьянов // Государство и право. — 1996. — № 3. — с. 83 — 92.
Борисов, В. К вопросу о сущности уголовно-правовой характеристики преступлений / В. Борисов // Уголовное право. — 2005. — № 3. — С. 11-13.
Мицкевич, А.Ф. Признаки преступления и наказания, цели и механизмы действия наказания: учебное пособие / А.Ф. Мицкевич. — Красноярск: Красноярский университет, 2005. — 234 с.
Наумов, А.В. Уголовное право: Курс лекций. В 2-х томах / А.В. Наумов. — М., 2004.
Таганцев, Н.С. Русское уголовное право / Н.С. Таганцев. — М.: Автограф, 2004.
- дополнительная учебная литература, в т.ч. периодическая литература.
Гребенкин, Ф. Общественная опасность преступления и её характеристика / Ф. Гребенкин // Уголовное право. — 2006. — № 1. — С. 22-26.
Кадников, Н.Г. Классификация преступлений в зависимости от их тяжести / Н.Г. Кадников. — М.: ЮИ МВД РФ, 1993. — 24 с.
Ковалев, М.И. Понятие и признаки преступления, и их значение для квалификации / М.И. Ковалев. — Свердловск: СвЮИ, 1977. — 80 с.
Козаченко, И.Я., Костарева, Т.А., Кругликов, Л.Л. Преступления с квалифицирующими составами и их уголовно-правовая оценка / И.Я. Козаченко, Т.А. Костарева, Л.Л. Кругликов. — Екатеринбург, 1994.
Курс уголовного права. В 5 т. / под ред. Г.Н. Борзенкова. — М., 2002.
Ломакина, В.Ф. Преступление и проступок / В.Ф. Ломакина. — М.: Знание, 1991.
Лукьянов, В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? / В.В. Лукьянов // Государство и право. — 1996. — № 3. — с. 83 — 92.
Марцев, А.И. Общие вопросы учения о преступлении / А.И. Марцев. — Омск, 2000. — 135 с.
Михаль, О.А. О классификационных единицах при классификации преступлений / О.А. Михаль // Уголовное право. — 2006. — № 1. — С. 50-53.
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть :
учебник / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чуча-
ева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 800 с.
9. Уголовное право России. Особенная часть : учебник / В. С. Комиссаров [и др.] ; под ред. А. И. Рарога. – 4-е изд., испр. и доп. – М. :Эксмо, 2010. – 702 с.
** Проблемная лекция; лекция-дискуссия; лекция-вдвоем и т.д.
*