СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В лекции по шахматам отражены психологические аспекты обучения детей шахматной игре.
Лекция 7. Некоторые психологические аспекты обучения детей шахматной игре
И.Г.Сухин: Об особенностях обучения шахматной игре "шустриков" и "мямликов".
Начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Л.Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.
Несомненно, что умение играть в шахматы поможет маленьким "теоретикам" отточить свой логический аппарат, а "мечтателям" позволит приобрести необходимую гармонию. Особые трудности подстерегают родителей, если их дети ярко выраженные "шустрики" – непоседливые, неугомонные, подвижные, гиперактивные, либо "мямлики" – медлительные, задумчивые, не сразу реагирующие на изменение ситуации.
Детям-"мямликам" требуется постоянная терпеливая и ненавязчивая помощь, они нуждаются в участливом, сочувственном отношении со стороны взрослого, особенно матери. Они, как правило, отличаются неуверенностью в себе, часто сомневаются в правильности своих действий, в выборе решения. Если дошкольник-"мямлик" не может справиться с какими-то заданиями, это не значит, что он не знает, как и что нужно делать. Чаще ребенок просто не решается приступить к заданию, опасаясь, что у него не получится. Предложите ему помощь. Самого ощущения, что он не один, что рядом с ним взрослый, который придет на помощь, зачастую оказывается достаточно, чтобы неуверенный в себе ребенок постепенно, шаг за шагом, справился с заданием, хотя и оглядываясь все время на взрослого в ожидании одобрения и поддержки. "Мямлика" нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи – он моментально "завянет" и откажется от дальнейших действий. Психофизические особенности определяют не только посильный для них темп выполнения любых действий, но и специфическую тактику решения задач, выполнения заданий. Для этих детей требуется время, чтобы предварительно продумать последовательность действий, необходимых для выполнения задания, подробно представить их себе, и лишь затем они могут перейти к их практическому осуществлению. Именно из-за этого они обычно не сразу приступают к делу, что очень раздражает нетерпеливого взрослого, не представляющего себе, о чем это размышляет малыш и почему он ничего не делает. А на самом деле выбранная ребенком в данный момент тактика свидетельствует о более зрелом и развитом мышлении, чем требует от ребенка взрослый, ожидающий пооперационного подхода к выполнению задания. Для многих детей пооперационный путь доступнее, проще, именно потому он преобладает при обучении детей в детском саду и в начальной школе. Но замедленные "копуши" нередко мыслят по-другому – эти "тугодумы" нередко обнаруживают более сложившуюся систему в выполнении учебных заданий, и следует считаться с этим. Конечно, не всегда дело обстоит так просто: дети могут и ошибаться, действовать, хоть и хорошо подумав, но все-таки неправильно. Тогда им должен помочь взрослый, снова объяснить, но обязательно связывая каждое действие с конечной целью. Очевидно, что "мямлик" по психофизическому складу похож на "теоретика" и ему необходимо умение играть в шахматы.
Другого рода трудности возникают у детей-"шустриков". Быстрые, подвижные, непоседы, они доставляют взрослым массу хлопот. Их трудно приучить к порядку, они нелегко привыкают к четкому режиму. Занятия, проводимые в детском саду, часто оказываются для них тяжелым испытанием. "Шустрики" обладают повышенной возбудимостью, легко заводятся и так же быстро остывают, они невнимательны, легко отвлекаются, им трудно хоть на мало-мальски продолжительное время сосредоточиться на чем-либо одном. Если "мямлики" спокойные, иногда грустные, неуверенные в себе дошколята, то "шустрики" смело берутся за любое дело, уверенные, что неудачи не могут их постигнуть. В случае же неудач, а они происходят нередко, "шустрики" лишь слегка удивляются и очень быстро забывают об этом. Факт неудачи никак не влияет на их дальнейшее поведение, и часто именно у таких детей по многу раз повторяются одни и те же ошибки. Правда, они довольно редко сразу возвращаются к тому же действию, не важно удачному или нет. Им более свойственно браться за другое действие, независимо от результата предыдущего. При выполнении самостоятельного задания им не приходит в голову продумывать последовательность действий, увязывать их с конкретными промежуточными целями и конечной целью, как это делают терпеливые "копуши". Для них типично импульсивное поведение: скорее начать, не дослушав задания, а после одной–двух неудач махнуть рукой: "Да ну" – и с неукротимой энергией броситься на что-либо другое. У таких детей редко формируется достаточная готовность к школе, если с ними не заниматься специально.
Педагоги рекомендуют приучать "шустриков" к усидчивости постепенно, чаще предлагать им требующие терпения задания, игры и развлечения. Но беда в том, что приохотить гиперактивного ребенка к спокойным, требующим терпения видам деятельности нелегко. Он легко отвлекается, начинает скучать, после первой же неудачи теряет интерес к занятию, бросает его и мешает остальным. У таких детей надолго, иногда до 6–8 лет, сохраняется и преобладает наглядно–действенное мышление, которое в норме свойственно гораздо более младшим детям. Чтобы этого не случилось, таких детей настоятельно необходимо обучать игре в шахматы, обучать с учетом их индивидуальных особенностей, типа мышления, характерных для них ошибок. Гиперактивный ребенок нуждается в помощи взрослого не меньше, чем робкий "мямлик". "Шустрик" бесстрашно приступает к любому заданию, поощрение и одобрение воспитателя его особенно не волнуют, на данном этапе они ему и не нужны. Помощь взрослого должна быть конструктивной – он должен подсказать ребенку способы, с помощью которых дошкольник сможет справиться с заданием, – те самые, которые замедленный "мямлик" разрабатывает и применяет сам с незначительной опорой на ободряющее вмешательство взрослого.
"Шустрику" надо показать, какие действия и в какой последовательности надо сделать, чтобы достичь результата, дать самому ему все проделать, да еще проговорить с ним все его действия, их результаты, да еще соотнести все промежуточные результаты с конечными. Надо не просто все "разжевать", но добиться, чтобы ребенок сам все "разжевал". Ребенок такого типа страдает от того, что не может самостоятельно разработать средства осуществления необходимой задачи – эти средства ему и должен дать взрослый. Только тогда удастся добиться успеха. К сожалению, не всегда понимают воспитатели, что даже 6-летний "шустрик" может, как 4-летний малыш, нуждаться в том, чтобы ему объяснили вроде бы совершенно очевидные вещи. Однако именно такая практика себя оправдывает. И хотя вначале от взрослого требуется изобретательность, терпение и напряжение душевных сил, постепенно положение меняется. "Шустрик", усвоив предложенные способы действий, легко переносит эти умения на аналогичные виды деятельности, а потом и на другие, отличные от начальных. Взрослый должен дать опору – алгоритм действий – и по возможности включить в него элементы самоконтроля, что для "шустриков" сопряжено с большими трудностями: своих ошибок они не видят и не придают им значения. Помогают тут и постоянные наводящие вопросы, и другие средства, позволяющие удерживать внимание ребенка. Необходимо, чтобы ребенок больше действовал с предметами сам, ведь мышление у таких детей очень несовершенно, и опора на практические действия является неизбежной ступенью.
И.Г.Сухин. О выступлении Т.А.Огневой "Некоторые психологические аспекты обучения детей шахматной игре".
Доклад Татьяны Анатольевны (которую привлёк к работе в комиссии А.А.Тимофеев, за что ему персональное спасибо!) касался интереснейших и малоизвестных медико-психологических проблем. Т.А.Огнева имеет большой опыт работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. Т.А.Огнева подчеркнула, что современные дети значительно отличаются причём далеко не в лучшую сторону от ребят, с которыми все мы работали ещё лет 10 назад (подтверждаю, что это так!) Т.А.Огнева, помимо всего прочего, работает в приёмной комиссии, занимается тестированием детей при их поступлении в начальную школу и нарисовала объективную и удручающую картину: "Дети всё слабее и слабее". Порядка 70% детей - слабые, с невратическими комплексами, состояние их глазо-моторного аппарата оставляет желать лучшего. Жаль, что доклады заседания комиссии не стенографировались (а "бумажного" варианта нет). Столько важнейших наблюдений пока не доступно общественности! Но все докладчицы со временем обязательно подготовят публикации для СМИ. В выступлении Т.А.Огневой прозвучала прекрасное: "Шахматы - это экологически чистая игра". Очень важны мысли Татьяны Анатольевны о связи "бегающих глаз детей" (дети, у которых бегают глаза, имеют проблемы с восприятием и др.) с перспективой искривления позвоночника и т.д. и т.п. При этом далеко не каждый российский детский психолог, компетентен в медико-психологических вопросах, поэтому проблемы подрастающего поколения накатывают как снежный ком, а специалистов, способных их решить, не так-то и много. Т.А.Огнева полагает, что плодотворная работа с детьми возможна с 5 с половиной лет, но способности играют большую роль, чем возраст.
Т.А.Огнева считает, что "для повышения качества и скорости развития ребенка посредством шахмат важно знать способности ребенка к изучению шахмат ещё до того, как он начал изучать эту игру". Т.А.Огнева разработала систему оригинальных методик, которые позволяют увидеть зону актуального развития каждого ребенка, что позволяет в процессе обучения определить для каждого ребенка посильную нагрузку. В результате составляется прогноз шахматных способностей ребенка.
Одна из методик направлена на выявление умения анализировать. Вторая - "рисование заборчика" - взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как инертность мышления и трудности переключения деятельности. Третья методика диагностирует способность ребенка действовать в уме. Четвертая методика ("Эмоциональный статус личности" - модификация цветового теста Люшера - Дорофеевой) позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка, которое определяет эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения тестирования.
Опыт применения данного комплекса методик позволил Т.А.Огневой не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые отклонения в развитии детей, своевременный диагноз которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Т.А.Огнева, считает, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов
Опыт применения данного комплекса методик позволил Т.А.Огневой не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые отклонения в развитии детей, своевременный диагноз которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Т.А.Огнева, считает, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. С помощью данных методик для дозирования шахматной нагрузки психолог делила учеников на две группы. Сильной группе предлагалась более сложная программа. Учителя начальной школы были поражены тем, насколько точно деление классов на группы по результатам тестирования соответствовало школьным успехам этих детей по другим предметам.
В связи с тем, что в начале 21 века "появилось" много проблемных детей в выступлении Татьяны Анатольевны прозвучала такая фраза: "Шахматы показаны не всем детям". Здесь состоялся примерно такой диалог. Сухин: "Давайте уточним, полагаю, в данном контексте под словом "шахматы" Вы понимаете - "игра в шахматы"? Огнева: "Да, игра в шахматы, т.е. соревновательный аспект". Сухин: "Полагаю, что Ваша фраза не относится к словосочетанию "шахматы как система последовательно усложняющихся занимательных заданий"? Огнева: "Нет, не относится". Это существенный момент. Невозможно представить, что могут быть противопоказаны шахматы - как система заданий, включающий помимо всего прочего как развивающий, так и эстетический компонент. В личной беседе Татьяна Анатольевна затем заметила, что в шахматной литературе модно писать о том, что Х.Р.Капабланка играл в шахматы с четырёхлетнего возраста, но редко указывается, что после этого отец из психолого-педагогических соображений в течении очень долгого времени не разрешал юному гению участвовать в соревнованиях. Важный нюанс. Кстати, Татьяна Анатольевна согласна с мнением Н.П.Костенюк о том, что для проведения шахматных занятий в детских садах лучше всего подходят сами воспитатели, так как "здесь нет ничего сложного". И ещё один принципиальный момент. С точки зрения психофизиологии современных детей Т.А.Огнева ратует за то, что шахматы гораздо полезнее вводить в школах не со второго класса (как это обычно практикуется), а с первого, считая это необычайно важным. Шахматы облагают большими корректирующими возможностями, и если упустить подходящий возраст (поясняю, что речь идёт о так называемом сензитивном периоде, я писал о нём в своих работах, в частности в предисловии к книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет"), то позднее восполнить эту потерю уже не удастся. Свою точку зрения Татьяна Анатольевна обещала научно обосновать в одной из ближайших публикаций в шахматных СМИ.
Преподавание шахмат в начальной школе оказывает на детей положительное влияние и развивающий эффект. Это положение известно всем кто имеет отношение к данной области. Как психолог, к данному положению я хочу добавить, что шахматы в начальной школе несут психодиагностическую нагрузку. По тому, как дети осваивают этот предмет, виден их уровень организации зрительного восприятия, потенциал к наглядно- схематическому мышлению, их общей активности и регуляторной зрелости в целом, в общем то, что составляет основу успешной обучаемости ребёнка в начальной школе, как метаспособности.
Для того, чтобы успешно освоить шахматную игру, необходимо научиться выполнять, казалось бы, очень простой навык - нападение.
Это навык включает умение ребёнка удерживать на шахматной доске, пестрящей разноцветными клетками, определённую линию. На физиологическом уровне требуется от ребёнка достаточная глазо-моторная активность и координированная работа обоих полушарий мозга, что у современных детей встречается, только у 50% к 6-7 годам. Остальные 50% учащихся первого класса испытывают затруднения при ориентировании в пространстве листа, освоении чтения.
Трудности в освоении данного навыка, особенно комбинированного нападения, такого, как двойной удар, должны насторожить педагога по шахматам, потому, что это возможный признак нарушения зрения, такого, как астигматизм или нистагм. В данном случае необходимо через классного руководителя поинтересоваться у родителей, не страдает ли ребёнок данными недостатками зрения и настоятельно посоветовать пройти консультацию окулиста и специалиста по позвоночнику, если астигматизм. Нарушения зрения, часто связаны с нарушением осанки. Если у ребёнка нистагм ( невозможность удержания взгляда на фиксированной точке. Глаза постоянно убегают), то необходимо обратиться к невропато-логу, так как у ребёнка повышенная возбудимость, не дающая ему сосредоточиться. Хорошо если родители в курсе данных проблем ребёнка и принимают адекватные меры, но бывает и такое, что шахматный педагог первым замечает эти недостатки. Представляете, как страдает такой ребёнок, вроде бы с нормальным зрением в школе!
Ведь недостатки восприятия нарушают развитие мышления.
Очень много проблем у современных детей и одна из них, нарушение работоспособности из- за психосоматической ослабленности, ведущая к истощаемости. Урок шахмат требует известного интеллектуального напряжения, соизмеримым с уроком математики. Заниматься данным предметом на последних уроках в фазе накопления усталости или после обеда, когда снижена умственная активность из-за активизации процессов пищеварения - категорически недопустимо. Нарушение данного положения ведёт к развитию мигреней (головных болей непонятного происхождения) или потери интереса и снижению развивающего эффекта данного урока.
Конечно здорово, когда предупреждены всевозможные нарушения и приняты своевременные меры, но для преодоления недостатков развития у детей одних шахмат явно недостаточно и требует объединённых усилий многих специалистов разных направлений. Это только один аспект. По последним данным учёных психологов поисковая активность ребёнка, является генетически обусловленной. Очень трудно развить данное качество у детей со сниженной активностью, а данное качество, является главным для освоения шахмат. Если даже у ребёнка поисковая активность находится на высоком уровне, но он развивался в неблагополучной социальной среде, то это будет способствовать к поведенческим нарушениям, что также будет препятствовать освоению шахмат.
Поэтому шахматы как развивающий предмет должны вызвать интерес у профилированных школ, особенно экономического и математического направления. Не для кого не секрет, что туда идут отобранные дети. В настоящий момент детскими специалистами отмечается спад развития детской популяции в обще - мировом масштабе.
Если мы раньше наблюдали явление акселерации, то сейчас наоборот. Поэтому, говоря об отобранных и развитых детях мы судим относительно данной детской популяции, но эта группа детей также нуждается в развивающей работе, и шахматы здесь незаменимы. Невостребованный потенциал разрушается и теряется.
Подводя итоги работы программы « Первый ход», можно говорить о фиксации исходного уровня, школьников обучающихся по данной программе. О результатах можно говорить, только тогда когда будет получен повторный срез, а он возможен если работа программы будет продолжена.
Основной задачей психолога на данном этапе работы было разъяснение шахматным педагогам о необходимости проведения психологических исследований и их анализ результатов и их осмысление. Учёт возможностей и индивидуального уровня положительно повлияет на качество и эффективность обучения шахматам и принесёт пользу учащимся данной программы.
Т.А. Огнева
Как определить способности к обучению шахматной игре ребёнка 6-7 лет
Я думаю , что педагогу, взявшему на себя задачу обучения детей шахматам с нуля, будет интересно познакомиться с несколькими психологическими методиками, которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (подчёркнем - не к самим шахматам, а только к их обучению). Известно, что научить ребёнка двигать шахматные фигуры не составляет большого труда , но научить его ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления - очень трудоёмкая задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.
Необходимость создания такого блока психологических методик возникла у меня десять лет назад, когда я преподавала шахматы как обязательный учебный предмет в начальной школе. Опыт применения данного комплекса методик позволил мне не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые трудности в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на освоении шахматной игры. Нельзя не отметить, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. С помощью данных методик я делила учеников для обучения игры в шахматы на две группы с целью дозирования шахматной нагрузки. Сильной группе предлагалась более сложная программа. Учителя начальной школы были удивлены тем, насколько точно это деление класса на группы по результатам тестирования соответствовало школьным успехам этих детей по другим предметам. Не скрою, меня это порадовало, так как косвенно подтвердило эффективность комплексного применения разработанных и подобранных мною методик.
А теперь вашему вниманию я хочу представить эти методики.
Первая методика направлена на выявление умения анализировать. Она составлена на основе задач российского психолога, доктора психологических наук А. З. Зака. На рисунке № 1 приведены образцы трех предлагаемых ребенку заданий.
Рисунок № 1
0 | | 0 | | 0 | | 0 | | 0 | | 0 |
| 0 | 0 | | | 0 | 0 | | | 0 | 0 |
0 | 0 | |
| 0 | 0 | | | 0 | | 0 |
| V | V | | | V | V | | | V | V |
V | | V | | V | | V | | V | V | |
| V | V |
| | V | V | | | V | V |
+ | | + | | | + | + | | | + | + |
| + | + | | | + | + | | | + | + |
| + | + |
| | + | + | | | + | + |
Как использовать рисунок? Вот текст, который поможет ребенку выполнить задание.
Инструкция: «В трех квадратах нарисованы кружочки. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один кружок помещен не так, как в остальных двух. НАЙДИ этот квадрат и поставь сверху галочку. Это и будет твоим ответом на задание. Если решил задачу с кружочками, то точно так же решай задание с галочками и крестиками».
Конечно, лучше всего, если ребенок безошибочно выполнил все три задания.
Это свидетельствует о его соответствии возрастной норме развития. Если выполнено правильно одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Это обычно присуще детям импульсивным или очень эмоциональным. Если наш испытуемый не справился ни с одним заданием, то можно предположить, что у него – низкий уровень развития умения сравнивать различные объекты. В этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения анализировать, но при щадящих, со сниженным объемом нагрузки, условиях.
Вторая методика (она называется «Рисование заборчика») взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как стереотипность движений, трудности в переключении с одной программы движений на другую.
Начало заборчика приведена на рисунке № 2.
Рисунок № 2
Инструкция: Вы обращаетесь к ребенку со следующими словами:
«Ты видишь перед собой начало заборчика. Возьми карандаш и продолжи точно так же. При этом карандаш от бумаги отрывать нельзя. Рисуй до конца листа».
Если ребенок продолжает рисовать только один элемент, например, углы, то это свидетельствует об инертности мышления. Если между элементами появляются площадки, то это говорит о трудностях переключения в деятельности. В случае, когда к концу строки размер элементов увеличивается, мы видим повышенную утомляемость ребенка. Об этом же может свидетельствовать и уменьшение элементов рисунка заборчика. Выявленные недостатки оказывают негативное влияние на эффективность умственной деятельности во время занятий шахматами и замедляют процесс обучения. Преодоление этих трудностей ребенка должно стать серьезной заботой его родителей, так как посредством выполнения только шахматных упражнений устранить их нельзя.
Третья методика определения способностей к обучению шахматам сконструирована мною. Она диагностирует способность ребенка действовать в уме. Я назвала ее «Архитектор и строители». Материалом служит картинка домика и ряд условных обозначений (рисунок № 3).
Рисунок № 3.
Проект дома
| | | | 2 | этажа |
| | | | 3 | подъезда |
Инструкция: Посмотри на картинку. На ней нарисован дом. Подсчитай, сколько в нем этажей. Правильно, 2 этажа. Обозначим число этажей в доме цифрой с горизонтальной черточкой: 2 .
А теперь подсчитай, сколько в этом доме подъездов. Ты, конечно, знаешь, что окна квартир в одном подъезде расположены друг над другом. Правильно, в этом доме 3 подъезда. Обозначим общее число подъездов в доме цифрой с вертикальной черточкой: 3 .
Эти обозначения цифрами и черточками этажей и подъездов назовем проектом этого дома.
Выполни следующее задание:
Тебе нужно нарисовать дома по заданным проектам.
1 проект – 3 – и 2 .
2 проект – 4 – и 3 .
3 проект – 2 – и 1 .
Очень важный тест! Как показывает практика, дети, справившиеся с этим заданием, успешно осваивают шахматную игру. Даже выполнение одного или двух заданий дает хороший прогноз для обучения шахматам. Если ребенок не нарисовал правильно ни одного задания, а только копировал образец, то это может говорить о репродуктивном стиле деятельности (склонность только копировать действия взрослого без самостоятельного анализа условий предложенной задачи).
В случае отказа ребенка выполнять задание или подмены задания произвольным рисованием какого-то своего дома можно предположить слабое развитие поисковой активности. Такие дети могут освоить правила игры в шахматы, но при этом у них будет сохраняться низкий уровень обучаемости. Это будет проявляться и в отсутствии переноса полученных на занятиях шахматами знаний в собственную игру.
Четвертая методика называется «Эмоциональный статус личности».
Она является модификацией цветового теста Люшера-Дорофеевой и позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка. Методика диагностирует эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного тестирования.
Для ее осуществления каждому ребенку необходимо иметь три цветных карандаша: красный, синий и зеленый.
Материал для тестирования представляет собой два ряда по три одинаковых квадрата.
Инструкция № 1: «Раскрась верхний ряд квадратов так, чтобы каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только синий. Все квадраты должны быть разного цвета».
Инструкция № 2: (После того, как ребенок выполнит раскрашивание верхнего ряда квадратов, ему дается новое задание) «Посмотри на раскрашенный тобой ряд и подумай, нравится ли тебе такое расположение квадратов по цвету. Хочется ли тебе его изменить, или ты хочешь все оставить по-прежнему? Второй ряд квадратов раскрась так, как тебе захочется».
Интерпретацию и расшифровку данной методики проводят по второму ряду раскрашенных детьми квадратов . Первое раскрашивание необходимо для ориентировки и тренировки ребёнка в выполнении задания, поэтому во внимание не принимается.
Цвета раскрашенных квадратов второго ряда записываются в виде формулы, буквы которой соответствуют цветовой раскладке данного испытуемого. Расшифровка каждой формулы даётся в таблице №1 «Интерпретация результатов».
Таблица № 1. Интерпретация результатов (по Дорофеевой и по Т.А. Огневой)
Цветовая формула | Функциональное состояние | Описание функционального состояния | Уровень |
К – С – З
| Функциональное напряжение (ФН) | Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы. | Высокий - 3 |
С – К – З | Функциональное расслабление (ФР) | Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний. | Средний - 2 |
С – З – К
| Функциональное возбуждение (ФВ) | Доминирование положительных эмоций - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. | Высокий - 3 |
К – З – С | Функциональное торможение ( ФТ) | Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений – от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма. | Низкий - 1 |
З – С – К | Состояние аффективного возбуждения (АВ) | Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости. | Средний - 2 |
З – К – С | Состояние аффективного торможения (АТ) | Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. | Низкий - 1 |
Самым оптимальным для обучения шахматам является состояние функциональной напряженности или функционального возбуждения. Все остальные состояния не способствуют данной деятельности. С большой долей вероятности можно утверждать, что ребёнок откажется от занятий шахматами, если интеллектуальная деятельность вызывает у него сильный внутренний дискомфорт .
Данный блок методик позволяет с высокой прогностической точностью определять структуру детской группы по возможностям ее участников в обучении шахматной игре. Дети, показывающие высокие результаты в моем тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени. Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием эффективности его работы.
ЛИТЕРАТУРА
Огнева Т.А. Диагностика уровня дифференцированности зрительного восприятия у первоклассников/ «Возможности практической психологии в образовании. Из опыта работы психологов УЦ «перспектива». Вып. 3. Ред. Пилипко Н.В. М.: УЦ «Перспектива», 2001. С. 78-84
ЗАК А. Путешествие в Сообразилию или как помочь ребенку стать смышленым. НПО «Перспектива». М., 1993
Дополнительные материалы
И.Г.Сухин
Круглый стол "Непростой путь проявления одаренности у способных детей. Как научить ребенка не терять, а эффективно использовать и развивать свой потенциал", Москва, Федерация Интернет Образования, 28.04.2004, 15.00-18.30
О данном мероприятии я узнал в этот же день в 12.00 из новостной строки "Российского образовательного форума". Об организаторе - Федерации Интернет Образовании - там было написано так: "Федерация Интернет Образования (ФИО) осуществляет бесплатное обучение педагогов информационным технологиям. Для этого создаются региональные центры Интернет - образования. В настоящее время в 42 центрах ФИО прошли обучение более 100 тысяч учителей. Деятельность организации отмечена на самом высоком уровне: авторскому коллективу ФИО под руководством ответственного секретаря Сергея Монахова присуждена премия Президента РФ в области образования за 2002 год". С помощью имеющейся там формы сразу же выразил сожаление о том, что на столь важное мероприятие не приглашено руководство комиссии "Шахматы и образование". Буквально через несколько минут раздался телефонный звонок, и руководитель проекта Тамара Борисовна Малых любезно предоставила мне аккредитацию. К началу успеть не удалось: предстояли важные встречи с секретарём ДЮК РШФ В.А.Пожарским и поездка в редакцию популярного журнала "Мурзилка", которому в эти дни исполнилось 80 лет. Прибыл только в 17.00 и убедился, что и впереди было немало интересного. Непосредственно о шахматах было сказано не так-то и много, но, если преломить многие проблемы к шахматам, то картина получается любопытная.
Итак, 28 апреля 2004 года сайт Родитель.ru организовал круглый стол "Непростой путь проявления одаренности у способных детей. Как научить ребенка не терять, а эффективно использовать и развивать свой потенциал". Обсуждение этой темы продолжило серию встреч представителей СМИ и ведущих специалистов, занимающихся научными исследованиями в области детской одаренности.
Темы круглого стола 28 апреля: 1. Почему способные дети не всегда могут реализовать свой потенциал? 2. Как выявить доминирующие способности ребенка? 3. Сложности обучения одаренного ребенка. 4. Как построить качественную массовую систему поддержки одаренных детей? 5. Как помочь общеобразовательной школе обучать одаренных детей? 6. Одаренные дети сельской школы – кто поможет современным Ломоносовым? 7. Необходимо ли учить чему-то особому одаренных детей?
Приглашённые на круглый стол: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, зав. лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО; Ушаков Дмитрий Викторович, Вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношей при совете Европы (Евроталант); Войскунский Александр Евгеньевич, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией "Психологические проблемы информатизации" факультета психологии МГУ; Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией проблем развития одаренности Московского городского психолого-педагогического института; Бабаева Юлия Давыдовна, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ; Мелик-Пашаев Александр Александрович, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, зав. лабораторией психологических проблем художественного развития; Овчинников Владимир Федорович, директор ВЗМШ, директор физико-математического Лицея "Вторая школа".
Не смогли приехать на круглый стол или ушли до 17.00: Ященко Иван Валерьевич, директор Центра непрерывного математического образования; Агаханов Назар Хангельдыевич, кандидат физико-математических наук, доцент МФТИ, зам. председателя жюри Всероссийской математической олимпиады школьников, руководитель сборной РФ на международной математической олимпиаде, преподаватель ЗФТШ; Грабиленков Михаил Васильевич, Минобразования науки и образования РФ, и.о. заместителя начальника Управления развития и планирования научных исследований; Альминдеров Владимир Васильевич, Президент Международного интеллект-клуба "ГЛЮОН"; Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития; Калиш Ирина Викторовна, и.о. главного специалиста, Министерство науки и образования; Ильясов Ислам Имранович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ; Прутченков Александр Сергеевич, ведущий научный сотрудник государственного НИИ "Семьи и Воспитания", доктор педагогических наук, профессор, директор Лицея для одаренных детей.
Круглый стол состоялся по адресу: Малая Тульская улица, д. 59, в конференц-зале Московского центра Федерации Интернет Образования (второй этаж). Организатор круглого стола Тамара Борисовна Малых ([email protected]) - раб. тел: 954-62-84.
Что сказать о мероприятии в целом? Оно удалось. Тамара Борисовна собрала в этот день настоящих профессионалов, которые приоткрыли коллегам многочисленные аспекты проблемы одарённости. На вопрос: "Какова оптимальная система работы в школе с одарёнными детьми в РФ и за рубежом?", Д.В.Ушаков ответил, что такой работы в РФ нет, а за рубежом есть интересные модели (Вензулли? и др.) Он заметил, что если считать весь класс за 100% и посмотреть 5% лучших учеников и 5% худших (неуспевающих), то "разница в обучаемости составит в 8 раз". Что касается РФ, то нужны а) модель, б) её тиражируемость. Проблема вундеркиндов – хорошо ли это? Скорее плохо: формируются завышенные ожидания и т.п. Любопытен тезис Д.В.Ушакова о том, что у тех детей-вундеркиндов, которые реализовали себя в абстрактных предметах (математика и физика), много личностных проблем. А вот в неабстрактных – вроде как нет. Если преломить это к шахматам, то заставляет задуматься.
Д.Б.Богоявленская не согласилась, что "такой работы в РФ нет": "А свободное расписание?" Ю.Д.Бабаева подчеркнула, что в школах учителя боятся одарённых детей. Заметила, что "диагностика сейчас смотрит очень фрагментарно", хромает. Часто диагностика сводится только к тому, что поставят штамп и всё. Такая диагностика не нужна. Беда в том, что отечественное обучение немотивированное, а ведь это легко исправить. Также Ю.Д.Бабаева посетовала на изоляцию школ, каждая из которых "создаёт рай только у себя", а дети почти "нескоординированы". В школе одарённых ребят эксплуатируют только как "выставочный образец". А в вузах говорят "забудьте, чему вас учили в школе", т.е. детей очень долго учат не тому. В школах не нужно учить вузовские курсы, а стоит дать детям перспективу.
В.С.Юркевич посетовала, что с 17 века цели и задачи школы не изменились: качественные, систематизированные, глубокие знания. А ведь нужно развить возможности человека. Нужно заниматься способностями, научить самообразованию. (Вспомним о шахматах!)
Д.Б.Богоявленская сообщила, что диагностика учеников начальных классов в сельских школах показала – "мозги в детей великолепные", показатели выше, чем в городе. Поэтому движение компьютеров в село – замечательная вещь. Д.Б.Богоявленская не согласилась с методикой недавно обнародованных исследований детей разных стран, где РФ заняла одно из не престижных мест: "Задания были неадаптированными для россиян, непривычными и т.п."
Собравшиеся отметили ещё одну важную проблему (кстати, применительно к шахматами, озвученную недавно противниками всеобуча): "стоит ли давать детям мудрое, хорошее, если затем они окунутся в такую непростую жизнь". Как видим, это проблема всепредметная. Многие ссылались на недостаток информации буквально во всём. Полностью согласен, поэтому я в меру сил пытаюсь давать максимум информации, безусловно, в ущерб своей работе и интересам. Но я не хочу, чтобы шахматные педагоги также страдали от отсутствия информации, как раньше (впрочем, и теперь положение не лучше) страдал я сам!
Затем одна из сотрудниц журнала "Семья и школа" с огорчением сообщила, что её дочь учится по системе Занкова, но "учитель попался серый, и дети плачут". В частности, сейчас дети сами должны освоить 8 страниц учебника, а они не понимают. Заговорили о личности педагога, она определяющая. Хороший педагог важнее, чем хорошая учебная система. Д.В.Ушаков подчеркнул, что "нужно развивать способность мыслить, но как?"
Тут я вмешался в дискуссию. Шахматы – в числе эффективных средств! Возражать против шахмат никто не стал. Я обратился к Д.Б.Богоявленской: "Диана Борисовна, в конце 80-х гг. широко обсуждались перспективы преподавания шахмат в школах. Редакция "Учительской газеты" в те годы специально обратилась в Ваш институт, чтобы узнать Ваше профессиональное мнение по данному вопросу. Вы очень хорошо написали о шашках и шахматах. Не изменилось ли с тех пор Ваше мнение? Кстати, не все знают, что предмет "шахматы" официально в начальных классах РФ с 1994 года стал факультативом". Напомню, что ответ Дианы Борисовны можно найти на нашей веб-странице "О пользе шахмат". Вот фрагмент от 1990 года: "…Наряду с другими интеллектуальными играми, тренирующими мышление, память, внимание, эта игра является позиционной, т.е. она позволяет моделировать функцию установления отношений между элементами ситуации (условиями) и строить мысленную модель данной ситуации. Быстрота смены моделей, связанная с объективным изменением ситуации (ход) и с необходимостью видения различных структур в одной и той же позиции, - великолепный тренинг гибкости мышления. Необходимость прогноза (просчёта ходов) развивает планирующую функцию мышления. Неограниченная вариативность ситуации и необходимость быстрого принятия решения наиболее эффективно оттачивает процессы анализа и синтеза, качество которых классик советской психологии С.Рубинштейн отнёс к ядру умственных способностей человека. Но, кроме тренинга разных сторон мышления, игра в шашки и шахматы создаёт условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина. Необходимо отметить, что эти игры способствуют формированию многих качеств личности, например, таких, как, выдержка, воля и др., без которых невозможна продуктивная деятельность человека даже при наличии высоких умственных способностей. Шашки и шахматы являются хорошим тренингом мышления именно в силу того, что стимулируют его, не отягощая нас необходимостью специальных знаний, требуя лишь минимум - знания определённых правил… Особенно дорога ситуация свободы выбора, так как она обеспечивает в игре её внутреннюю мотивацию… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду… Главное, чтобы шахматы помогали поднять общий интеллектуальный уровень школьников, необходимо прекратить ориентировать их на чисто спортивный результат, на выявление отдельных перспективных игроков, что принято в наших кружках и спортивных школах..." (Подробнее - см. "Учительская газета", 1990, №48). 28 апреля 2004 года Д.Б.Богоявленская снова отозвалась о шахматах, как об очень важном предмете, но указала, что начинать нужно с шашек, как с более простой игры. Я не согласился: "Шашки менее важная игра для детей, так как, помимо всего прочего, если в шахматах можно (порой) играть на основе общих соображений, то в шашках – нет, они слишком тактичны". Д.Б.Богоявленская: "Шашки проще, потому что у них только одно свойство; поэтому в 5-6 лет нужно изучать шашки, а уже потом шахматы. Шахматы слишком сложны для детей 5-6 лет". Я: "Ничего не имею против шашек, но для детей 5-6 лет ГОРАЗДО полезнее игра в шахматы на фрагментах доски: фигура против фигуры, например, ладья против слона на фрагментах 3 на 3 поля и 4 на 4 поля. Здесь хорошо отрабатываются и элементы централизации, и ограничения подвижности, и общее планирование, и поиск алгоритма. Ничего этого шашки дать не могут. На эту тему я написал в своё время книгу "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет". Д.Б.Богоявленская не знала об этой книге, спросив: "А где можно её купить?", затем согласилась с моим подходом, с моей идеей и намеревается обязательно её опробовать. После заседания мы с Д.Б.Богоявленской продолжили беседу на эту тему и вспомнили нашу последнюю встречу, состоявшуюся лет 15 назад. Очень интересен был обмен мнениями и с Тамарой Борисовной Малых. Позднее я посмотрел материалы веб-проектов Тамары Борисовны на сервере Федерации Интернет Образования, и почти все они меня чрезвычайно заинтересовали. Считаю весьма важным координировать работу совместно с данной Федерацией, имеющей огромный опыт распространения информации.
Посвящена 85-летию со дня рождения выдающегося российского психолога Якова Александровича Пономарева
День первый, 15 сентября 2005 года, впечатления
О Пономарёве: "Выдающийся российский ученый Яков Александрович Пономарев (1920-1997) не только создал структурно-уровневую теорию творчества. Он также внес вклад в исследование философско-методологических проблем психологии, разработку системно-структурного подхода, заложил оригинальную теорию интеллектуального развития человека, в красивых экспериментах установил такие фундаментальные психологические феномены, как неоднородность психического отражения, явление побочного продукта деятельности и многое другое. Уже в школе большие способности будущего ученого не были секретом, причем проявлялись они не только в учебе, но и спорте. Юный Яков Пономарев имел первый разряд по шахматам и боксу, полупрофессионально играл в футбол" - http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html.
Я поздно узнал об этой конференции, но не мог её не посетить, так как труды учёного дали мне немало идей при создании курса "Шахматы - школе". Я посетил не мало конференций, которые ничего не дали ни уму, ни сердцу, поэтому был приятно удивлён днём первым данной конференции, когда не только удалось наладить контакты с рядом коллег, но и прослушать качественные пленарные выступления.
Перед началом работы конференции удалось познакомиться с Николаем Евгеньевичем Веракса http://psychol.ras.ru/ponomarev/abstracts_rus/Sessions/Veraksa.html (учеником Л.А.Венгера), заведующим лабораторией Института развития дошкольного образования (директор Института - В.И.Слободчиков). Предмет беседы - вопрос «О научных подходах к решению проблемы «предшкольного образования», который обсуждался 6 июля на заседании Президиума РАО. Так как к проекту Постановления «О научных подходах к решению проблемы «предшкольного образования» Институт развития дошкольного образования имел прямое отношение, то мне хотелось, чтобы в директивных материалах по предшкольному образованию шахматы были записаны хотя бы одной строкой. Важно, что Николай Евгеньевич сказал, что положительно относится к шахматам.
Затем я подарил Диане Борисовне Богоявленской http://psychol.ras.ru/ponomarev/abstracts_rus/Sessions/Bogojavlenskaya.html (доктор психологических наук, зав. лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО) свою книгу "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет" (давно обещал). С Дианой Борисовной я впервые встретился лет 10 назад. Затем 28-04-2004 с 15.00 до 18.30 в Федерации Интернет Образования состоялся круглый стол "Непростой путь проявления одарённости у способных детей". В ходе мероприятия у нас с Дианой Борисовной состоялся обмен мнениями о необходимости проведения шахматных уроков в школах. Д.Б.Богоявленская очень хорошо отозвалась о шахматах, но полагала, что вначале следует изучать шашки, как более простую игру. Думается, мне удалось убедить Диану Борисовну в том, что начинать нужно именно с шахмат. Она тогда спросила, где можно купить мою книгу, и я обещал её подарить.
Напомню, что в ходе указанного круглого стола одна из сотрудниц журнала "Семья и школа" с огорчением сообщила, что её дочь учится по системе Занкова, но "учитель попался серый, и дети плачут". В частности, сейчас дети сами должны освоить 8 страниц учебника, а они не понимают. Заговорили о личности педагога, она определяющая. Хороший педагог важнее, чем хорошая учебная система. Д.В.Ушаков подчеркнул, что "нужно развивать способность мыслить, но как?" Тут я вмешался в дискуссию. Шахматы – в числе эффективных средств! Возражать против шахмат никто не стал.
В 14.33 выступил один из учеников Петра Яковлевича Гальперина Николай Николаевич Нечаев "Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы". Он сообщил, что хотя Гальперин и Пономарёв придерживались в какой-то степени противоположных взглядов (Пономарёв выступал против деятельностного подхода), в жизни они очень бережно относились друг к другу, и советовал всем прочитать журнал "Вопросы психологии, 1990, №6, в котором Пономарёв рельефно изложил свои взгляды. Острое выступление Н.Н.Нечаева было очень интересным. Вот несколько цитат: "Творчество - абсолютно для всех. Всё, что делает человек - творческий акт. Значит, нет стереотипов, шаблона. "Каждый лист шуршит по-своему", - сказала работница конвейера. Творчество в чистом виде - мышление животного. Для Гальперина понять факт - научиться его производить. По Пономарёву творческая задача - задача на способ действия. Средневековая жизнь не предполагала человека-творца. Рубенс часто ставил свою подпись под работами других. Полагаю и Церетели, он не мог сделать столько".
В 15.20 выступил Дмитрий Викторович Ушаков "Истоки и перспективы структурно-уровневой теории творчества Я.А.Пономарёва". Он указал, что это 1-ая в РФ конференция по проблемам творчества. Проблематика психологии творческого мышления вначале была поставлена в Европе (Германия, "полюс сложности"), а после войны в США ("полюс точности"). Показал известную задачу "4 точки". Затем о решении задач с подсказкой - идею Пономарёв заимствовал у немцев (я реализовал её в своей первой книге "Приключения в Шахматной стране" - спасибо Помомарёву!). Теория Платона - мы всё вспоминаем. Некоторые моменты из выступления Д.В.Ушакова - У нас есть режимы: а) логический, б) интуитивный. И есть аппарат смены режимов. Когда идёт проговаривание - деятельность порой нарушается. Осознание иногда портит, т.е. не существует универсального метода. Произошла когнитивная революция. Ровно в 16.00 заседание завершилось.