СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В лекции рассматриваются возможности шахмат для интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики
Лекция 16. Возможности шахмат для интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики
ДЛЯ ТЕХ, КТО УЧИТ А.Тимофеев Шахматы лечат детей!?
В данном выпуске поднята ещё одна важнейшая тема. Время от времени в прессе появляются интереснейшие материалы на эту тему, но пока ещё в комиссии "Шахматы и образование" нет специалиста, который мог бы обобщить работы по этой теме. Быть может В.С.Цатурян? Ведь, у Валерия Суреновича есть интереснейшие наработки! Или сам Александр Алексеевич? Сейчас ему и слово: "Речь пойдет об очень важной проблеме - как улучшить здоровье школьников с помощью шахмат. Люди давно уже заметили эту особенность шахмат - способность положительно воздействовать на здоровье человека в любом возрасте. Ещё несколько лет назад в нашем любимом журнале "64 - Шахматное обозрение" была приведена следующая старинная арабская пословица: "Правоверный, перестающий играть в шахматы, преждевременно стареет". Эта пословица подтверждается исследованиями современных медиков. Они установили, что интеллектуальные упражнения в зрелом и пожилом возрасте действительно продляют жизнь человека. При нынешней демографической ситуации в нашей стране это информация особенно важна. Интересные сведения на этот счет появляются иногда и в нашей "нешахматной" российской печати. Например, в газете "Вечерний клуб" от 31.08.96 появилась заметка Юлии Моисеевой с интригующим названием: "Даже шахматы сжигают калории", выдержку из которой мы воспроизводим. "И даже шахматы сжигают калории. Они укрепляют сердце, улучшают кровообращение. При этом необходимо есть яйца, овощи и фрукты, пить молоко". Оказывается, шахматы могут помочь человеку и в детстве, если у него по разным причинам имеются отклонения в психике. Для сегодняшней России это особенно важно. Ведь не секрет, что многие наши школьники имеют такие отклонения, в связи с чем для этих детей существуют классы коррекции. Имеются сведения о том, что шахматы для таких детей могут выступать в роли важного и эффективного психотерапевтического средства, средства борьбы с психическими отклонениями. Для России этот вопрос именно в наши дни важен как никогда, и развитие исследований в этом направлении совершенно необходимо. Вот где лежит один из важнейших рычагов решения нашей благородной задачи - всеобщего детского шахматного образования! И некоторые российские педагоги уже делают в этом направлении первые шаги. Однажды, просматривая педагогические журналы, в одном из номеров журнала "Народное образование" (№2, 1998г.) я наткнулся на статью Михаила Фельдмана, заместителя директора по учебно-воспитательной работе учебно-воспитательного комплекса (УВК) №1 г. Тобольска. Статья называется "От шахмат - к хорошему самочувствию". Кстати, очень часто материалы, представляющие большой интерес и для учителя шахмат, и для родителей, и, возможно, для людей от которых зависит финансирование школьных шахмат, публикуются не в шахматных изданиях, и, конечно, проходят мимо внимания всех тех, кто не только заинтересован, но и может реально помочь в решении проблемы "Шахматы - на школьный урок!". Ознакомление широкой шахматной общественности с такими материалами ведущий этой рубрики считает одной из своих важнейших задач, потому что он сомневается в том, что большинство посетителей нашего сайта читают журнал "Народное образование". Но вернемся к теме статьи. Её автор - сам шахматист, имеющий первый разряд и кандидатский балл, а также 30 лет педагогического стажа. Идеальное сочетание для одного из бойцов за всеобщее шахматное образование в школе! В своем УВК, который состоит из двух школ: школы для сирот и школы для детей из соседних микрорайонов, М.Фельдман создал специальную психолого-шахматную школу. Идея родилась в процессе раздумий и поиска по-настоящему эффективных путей реабилитации детей с "ослабленной жизненной позицией". Но, как известно, от возникновения идеи до её воплощения в жизнь - дистанция огромного размера. Прежде, чем в Тобольске возникла подобная школа, местным педагогам-энтузиастам пришлось пройти несколько подготовительных этапов: 1.Предварительные психологические исследования. Вот их результаты применительно к данному УВК для школьников 1 - 9 классов: нарушения механической памяти - 62% учащихся нарушения логической памяти - 50% находятся в состоянии заторможенности и рассредоточенности - 75% плохо считают - 50% Внушительные цифры. Вот где проблемы так проблемы! И если с помощью шахмат можно улучшить только эти показатели - какие ещё нужны доказательства целесообразности их внедрения в школу как учебного предмета. 2.Защита проекта в городском комитете по образованию. Защита проводилась при горячей поддержке директора УВК, что очень важно. (Жаль, что М. Фельдман не рассказывает, какие материалы входили в проект, кроме вышеприведенных цифр и как именно обосновывалась ожидаемая эффективность проекта - А.Т.) 3.Привлечение 4 банков-спонсоров (это большая удача - видимо, дело решили сочетание энтузиазма с деловой хваткой). 4.Решение вопросов с помещением. (Из статьи неясно, нужен ли для психолого-шахматной школы отдельный специализированный класс. Возможно он нужен в первую очередь для того, чтобы хранить в нем компьютеры "Мефисто" - А.Т.) 5.Приобретение оборудования - 4 компьютеров "Мефисто". Даже скупое перечисление этих предварительных этапов характеризует энтузиазм томских педагогов. За сухими строчками достигнутых результатов скрывается большая работа…" В конце: дети об уроке шахмат.
А.Тимофеев Психолого–шахматная школа в Тобольске
В данном выпуске А.А.Тимофеев скрупулёзно анализирует положительные и отрицательные стороны статьи М. Фельдмана и в заключение констатирует: "В конечном счете, всё у нас в России (и в Тобольске тоже) упирается в финансирование, и «полезные педагогические новации засыхают на корню». Так пишет о ситуации в Тобольске редакция журнала «Народное образование». Мы с этой оценкой полностью согласны. Почему бы например, руководству Российской шахматной Федерации и одному из её вице – президентов, председателю комитета по бюджету Госдумы г-ну Жукову не оказать помощь в изыскании средств на продолжение исследований по данной теме. Ведь когда учителя ведут важный и сложный эксперимент, им нужно доплачивать, и не 15%, как это обычно делается, а 100%, или хотя бы 50%. В конце концов, учителя в России так мало получают, что даже в этом случае для доведения эксперимента до конца средства требуются небольшие, во всяком случае гораздо меньшие, чем инвестиции в помещение и в шахматные микрокомпьютеры «Мефисто». Но на действительно полезное дело, требующее минимальных затрат, деньги в России сейчас найти трудно!"
А.Тимофеев Ещё о шахматах как о лекарстве для детей
Третий материал на ту же тему, и, пожалуй, самый информативный. Существенно, что А.А.Тимофеев поделился здесь и своим положительным опытом: "В разное время и в разных школах г. Москвы ко мне на шахматный кружок родители часто приводили детей с психическими отклонениями, видимо, интуитивно чувствуя, что шахматы могут помочь им в борьбе за здоровье их детей. Обычно я относился к таким детям бережно, им на кружке очень нравилось, но и только. Спустя некоторое время они уходили. Но как-то одна мама привела ко мне своего сына, первоклассника Филиппа Л., ученика школы №825 г. Москвы, и попросила меня принять мальчика в школьный шахматный кружок. Она сообщила, что школьная психологическая служба ставит вопрос о переводе мальчика в класс коррекции, против чего и она, и муж категорически возражают. Я, конечно, согласился, и Филипп стал заниматься. Скажу сразу, что он был готов моментально ответить на любой вопрос, но что он при этом отвечал!? Это была некая «адская смесь» совершенно фантастической рассеянности и ещё чего - то, что мне было трудно даже определить! Видимо, в данном случае, для диагностики содержания его ответов мне нужно было установить контакт со школьными психологами немедленно, но я не стал этого делать в связи с напряженностью отношений между ними и родителями. Всячески демонстрируя своё благожелательное отношение к ребенку и поощряя его при малейшем намеке на успех, удалось добиться снятия вопроса о переводе его в класс коррекции, так как Филипп Л. стал учиться на «4» и «5», а в конце учебного года выполнил норму четвертого спортивного разряда по шахматам. Родители мальчика написали директору школы письмо, в котором отметили роль шахмат в решении вопроса о нормальной учебе их сына". Не менее важна и ссылка ведущего на другой перспективный опыт: "Два года спустя, я прочитал статью гроссмейстера и доктора психологических наук Н.В.Крогиуса, «Доживут ли гроссмейстеры до 2014 года» («64», №9, 1999г.). Автор статьи напоминает нам, что «московский шахматист Н.Греков ещё в 20-е годы установил, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом их серьезного увлечения шахматами». Значит, мой скромный личный опыт лишь подтвердил результаты, полученные Н.Грековым. Правда, о серьезном увлечении шахматами Филиппа Л. говорить не приходится, но тот факт, что они помогли ему в учебе, не подлежит сомнению. Интересные сведения о пользе шахмат для здоровья ребенка приводит доктор медицинских наук Н.С. Заноздра. Областью его профессиональных интересов является проблема кислородной недостаточности. В одном из номеров «64» - шахматное обозрение» (№3, 1984г.) он пишет: «Однажды, проводя исследования среди школьников Киева (за последние десятилетия гипертония значительно помолодела), мы увидели, что в одном из интернатов дело обстоит благополучней, чем в других. Из 360 ребят лишь один был с незначительным превышением артериального давления. Оказалось, что ученики в этом интернате систематически занимались физкультурой и шахматами. Так что могу рекомендовать игру в качестве одного из рецептов против детской гипертонии». Рекомендация, безусловно, вдохновляющая для энтузиастов шахматного всеобуча, но как выделить из результата обследования влияние именно шахмат на торможение развития гипертонии? Ведь ученики этого интерната систематически занимались спортом, что, безусловно, также способствовало уменьшению риска появления гипертонии и, может быть, в гораздо большей степени, чем шахматы. Разъяснений по этому поводу Н.С. Заноздра, к сожалению, не дает. Тем более значимыми могут быть результаты, полученные другими исследователями, имеющими собственные апробированные методики реабилитации детской психики, основанные на шахматном материале. О такой методике уже упоминается и в Интернете. На сайте www.сhesslove.h1.ru шахматный тренер Валерий Цатурян, говоря о методике обучения шахматам умственно отсталых детей, сообщает о применении специальных тестов-картинок для развития их памяти и мышления. Публикация такой методики (с предварительной защитой авторских прав) была бы очень полезна как для преподавателей шахмат, так и для родителей". В конце - дети о шахматах.
Комментарий И.Г.Сухина: Прекрасный материал!
М.Фельдман "От шахмат — к хорошему самочувствию" (адрес опыта — город Тобольск)
От редакции журнала "Народное образование": Пока полуфантастические прожекты открывают нам уже открытые "Америки", полезные педагогические новации из-за отсутствия денег засыхают на корню. Прочитав публикацию после такого вступления, вы, наверное, решите, что "есть повести печальнее на свете". Увы, да, но эта знаменательна тем, что дает дополнительный аргумент в пользу вывода: на голом энтузиазме теперь далеко не уедешь.
УВК №1, о котором пойдет речь, соединил в себе две школы: для сирот и для ребят из ближних микрорайонов. Факт немаловажный для жизни учебного заведения, требующий особого педагогического и (если позволительно так выразиться) финансового внимания. А тут еще зам. директора по учебно-воспитательной работе, Михаил Абрамович Фельдман оказался человеком беспокойным, ищущим. И придумал он школу в школе — психолого-шахматную, для сирот. Что же это за школа такая и зачем ее открыли? Дадим слово автору.
Мой педагогический стаж — 30 лет, половину его, начав с должности воспитателя, проработал в УВК № 1. Давно занимаюсь шахматами и имею кандидатский балл. Психолого-шахматная школа — плод моих размышлений и поисков путей эффективной реабилитации детей с ослабленной жизненной позицией. Почему не бильярд, не настольный теннис? Потому что позитивное влияние шахматных занятий на формирование личности неоспоримо. Шахматы — это и спорт, и наука, и искусство. Победа дает игроку сильнейший эмоциональный заряд и уверенность в собственных интеллектуальных силах, идущие от сознания, что правильно оценил позицию, точно рассчитал ход, нашел его красивое решение. Нашим воспитанникам, по большей части социальным сиротам, вера в себя особенно необходима, ведь в семьях они были лишены и психологического, и социального статуса.
Реализацию замысла предваряли психологические исследования (моим партнером по работе стала психолог). Они показали, что у 62 процентов школьников (1-9-е классы) нарушена механическая, а у половины учеников — логическая память. Три четверти учащихся находятся в состоянии заторможенности и рассредоточенности, а половина ребят плохо считает и потому слаба в математике. Шахматы, более чем любая другая игра, нормализуют эти психические процессы, развивают логическое мышление.
Разрабатывая концепцию экспериментальной психолого-шахматной школы, мы представляли эту школу как органическую часть структуры УВК, как своеобразную психологическую службу, помогающую детям восстанавливать и улучшать умственные способности, память, мышление, умение считать. Мы защитили свой проект в городском Комитете по образованию, решили и вопрос ставок и оплаты труда. Директор УВК, горячий сторонник эксперимента, добилась разрешения на передачу нам кирпичной пристройки к школе — здания бывшего магазина. С помощью банков-спонсоров приобрели четыре специализированных немецких компьютера "Мефисто". Они заменяют тренера и работают со школьниками на уровне, соответствующем году его обучения (1, 2 или 3-му), помогая выбирать оптимальный шахматный ход, решать логические задачи.
Программа школы рассчитана на три года, ее тематический план в общих чертах такой: теория шахматной игры; беседы "Тринадцать шахматных королей" (биографии и лучшие партии чемпионов мира); шахматы и компьютер; зачеты. Есть даже "региональный компонент" — "Шахматные партии Д.И. Менделеева" (занятия эти провожу в рамках цикла "Шахматы в жизни великих людей"; к шахматным знатокам относятся и Пушкин, и Тургенев, и Прокофьев, и другие великие люди).
Но цель наша не только научить школьников играть в шахматы. Главное — развить их личностный потенциал. Поэтому и концепция, и программа, и уроки двусоставные — психолого-шахматные. Психолог вела курс (теоретический и практический разделы) общения и этикета, преподавала ребятам элементарные основы психологии. Рассказывала о структуре памяти, о функциях полушарий головного мозга, о том, что такое мышление и понимание. Проводила тесты и учила самооценке своего психического состояния и интеллектуального развития. Школьники участвовали в психологических играх, выявляющих их познавательные потребности. Была разработана система упражнений на установление логических связей между понятиями и суждениями. На материале пословиц, стихотворений и художественной прозы развивала в учениках умение понимать глубинный смысл высказывания, мыслить образно, ассоциативно. Регулярно отслеживала динамику изменения параметров памяти.
На каждого ученика психолого-шахматной школы завели диагностическую карту. Это наше изобретение. Когда ребенок впервые приходит на занятия, мы отмечаем в карте начальные личностные характеристики ученика, уровень (низкий, средний, высокий) его возбудимости, тревожности, демонстративности. Привлекаем для этого данные из личного дела. Фиксируем социальные качества, такие, как требовательность к себе, чувство ответственности, дисциплина, самостоятельность в принятии решений. Учитываем личные особенноспс здоровье, работоспособность, такт, чувство справедливости, честность, самообладание, скромность, чувство юмора, авторитет. Устанавливаем развитость памяти (слуховой и зрительной), внимания (устойчивость и объем), мышления.
Вторая половина карты моя. В ней регистрирую навыки шахматной игры, знание фигур, доски, умение записывать партии, анализировать простые и сложные позиции; класс игры в соответствии с годом обучения; навык работы со справочной литературой; участие в соревнованиях. Как видите, занятия шахматами формируют многие навыки учебной деятельности, необходимые учащимся, в общеобразовательной школе. Диагностическая карта открыта ученику. Разъясняем, как с ней работать, и приглашаем его оценить себя. Он строит график синим карандашом, а мы красным. Из двух картин — как ребенок себя видит и как мы его видим — методом наложения получим одну более точную, объективную и реальную.
Вот карта Вопросова Валерия. Пришел с низкими показателями по всем параметрам, сам это отмечал. Но был у него стерженек — самостоятельность и ершистость, да и чувство ответственности присутствовало. Кроме того, пошутить любил. На этом и строили отношения с ним. Отличался он крайне слабой слуховой памятью. Из-за нее проиграл сеанс одновременной игры. И нам, и учителям, чтобы восстановить потенцию его памяти, приходилось почаще с ним разговаривать, общаться. Через год, сравнивая графики, увидели, что они стали выше. Учитель математики подтвердил: у мальчика действительно улучшилась память, он стал лучше считать.
Особенно замечательна история с Рустамом Набиевым. Когда подросток появился в шахматной школе, врачи и учителя считали, что у него сильно выраженная задержка в психическом развитии, и намеревались перевести в специальный интернат. А у этого "недоразвитого" прорезались вдруг недюжинные способности, и через год парнишка получил II мужской разряд по шахматам. На педсовете я долго доказывал, что ученик педагогически запущен, потому-то в его диктантах по 20 ошибок. Чтобы вытянуть его из болота, надо поработать с ним по предмету индивидуально. К сожалению, осуществить это в наше вынужденно меркантильное время не так просто, однако мальчика оставили в УВК. Сейчас он чемпион города по шахматам, гордость школы.
Хотя школьная команда всегда занимает в первенствах призовые места, мы не стремимся воспитывать детей в сугубо соревновательном духе. Мы хотим видеть их развитыми, умными, умеющими думать и делать в жизни правильный ход. Карпов сказал как-то: шахматы — моя жизнь, но моя жизнь не только шахматы. И мы стараемся не увлекаться игрой чрезмерно, следим, чтобы и в программе, и в уроке приоритеты были расставлены верно. Хотя сам я, страстный поклонник шахмат, восхищаюсь этим удивительным изобретением человеческой мысли и вполне разделяю чувства поэта:
Есть партии короче, чем сонет,
Где каждый ход единственный, как слово,
Забытое и найденное снова
В момент, когда другого слова нет.
Сухие догмы шахматной игры
Сверкают в них, как луч на гранях призмы,
В них варианты, словно афоризмы,
Красивы, неожиданно остры.
Их скрытый ритм естественен и строг.
Они — произведения искусства,
Где все полно стремительного чувства
И простоты изысканнейших строк.
Ребята тоже с удовольствием учат (в соответствии с программой) и знают немало стихов, в частности пушкинских, посвященных шахматам. Есть у нас в школе художественные коллекции шахмат, используемые в особенно торжественных случаях. Этот союз искусств, который ученики постоянно ощущают на занятиях, помогает им видеть и в окружающей их жизни красоту и поэзию. В работе с социально дезадаптированными детьми такой подход к обучению весьма актуален.
Но сегодня школа работает только как шахматная. Психологическая диагностика и педагогический эксперимент приостановлены. Психолог перешла на более перспективную должность, а найти ей достойную замену пока не удается: то претендента не устраивает зарплата, то нас не устраивает претендент. А жаль, дело стоит того, чтобы его продолжить. Выпускники УВК, закончившие психолого-шахматную школу, наведываясь в гости, рассказывают, что с шахматами не расстаются. Благодаря "хобби" у ребят складывается круг общения, куда входят люди увлеченные, думающие, читающие. Запись в аттестате об окончании трехгодичной психолого-шахматной школы открывает выпускникам двери для дальнейшей учебы и работы в этом направлении. Словом, и за стенами школы шахматы способствуют успешному вхождению наших воспитанников в малознакомую им жизнь.
Михаил Фельдман, заместитель директора по учебно-воспитательной работе УВК № 1, г. Тобольск
"Народное образование", 1998, №2, с.93-95
Наш комментарий: Прекрасный материал, который касается ещё одного важного участка работы комиссии "Шахматы и образование". Это проблемы реабилитации. К сожалению, если по другим направлениям деятельности нашей комиссии у нас собран уже некоторый материал, то по вопросам реабилитации пока нет специалиста. Будем признательны, если кто-то из вас возьмёт на себя данную проблематику. На что в статье М.Фельдмана я обратил внимание прежде всего? Вот несколько цитат: "Нашим воспитанникам, по большей части социальным сиротам, вера в себя особенно необходима, ведь в семьях они были лишены и психологического, и социального статуса… Моим партнером по работе стала психолог. На каждого ученика психолого-шахматной школы завели диагностическую карту… Но цель наша не только научить школьников играть в шахматы. Главное — развить их личностный потенциал. Поэтому и концепция, и программа, и уроки двусоставные — психолого-шахматные… Мы защитили свой проект в городском Комитете по образованию, решили и вопрос ставок и оплаты труда… Шахматы, более чем любая другая игра, нормализуют эти психические процессы, развивают логическое мышление… Мы не стремимся воспитывать детей в сугубо соревновательном духе… Мы стараемся не увлекаться игрой чрезмерно, следим, чтобы и в программе, и в уроке приоритеты были расставлены верно". Статья датирована 1998 годом. С тех пор о М.Фельдмане ничего не слышно. Удалось ли ему найти нового психолога? Как обстоят дела к 2004 году? Извечная беда - информационный голод.
Д.Д.Комаров "Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат"
Толчком к созданию шахматного клуба в реабилитационном центре Первой Киевской психоневрологической больницы послужили беседы с председателем тренерского комитета ФИДЕ международным гроссмейстером Ю.С.Разуваевым и ознакомление с работой доктора психологических наук Н.Г.Алексеева “Шахматы и развитие мышления”. Несмотря на то, что речь, в основном, шла о развитии интеллектуальных способностей детей 6-12 лет, подумалось: “Почему бы не попробовать применить шахматные методики в реабилитации психически больных?”
Занятия начались в ноябре 1999 года. Постепенно число участников росло. От одного-двух, случайно зашедших, в начале работы до 50 (из них 14 постоянных) через 10 месяцев. Посещают, как находящиеся на лечении в стационаре, так и приходящих из дома. Основные заболевания: шизофрения, эпилепсия, органическое поражение сосудов головного мозга. Играют с инструкторами и между собой. Конфликтов не бывает, все благодарят за игру и благожелательное отношение. Интерес большой, многие приезжают в центр из отдаленных районов города только для того, чтобы поиграть в шахматы. Игра помогает больным шизофренией преодолевать эмоциональную уплощенность и расторможенность.
Обращение к психиатрической литературе позволило найти статью киевского психиатра А.А.Рубинчик (“Шахматы в СССР” №11 за 1991 г.) Основной вывод: "Игра в шахматы укрепляет у больного чувство собственной интеллектуальной полноценности".
Использование методики Ю.С.Разуваева “Развитие мышления в уме на шахматном материале” принесло положительные результаты. Решая в уме упражнение из книг “30 шахматных уроков” (М.Попова, В.Манаенков, Тула 1995 г.) и “Сборник шахматных комбинаций” (С.Иващенко, Киев 1988 г.), занимающиеся М. и К. повысили свою шахматную квалификацию, перешли к игре с компьютерной программой Сhess Master 3000. Улучшился жизненный тонус, появился интерес к работе с компьютером.
Особенно следует отметить К., 20 лет с органическим поражением сосудов головного мозга. В начале занятий не было интереса ни к чему, кроме шахмат. Не мог ответить на элементарные вопросы (типа “Кто такой Александр Македонский?”), имел неразборчивый почерк. Шахматной нотации не знал. Постепенно выучил всю доску, называет поля, и в настоящее время это не вызывает никаких затруднений. Кроме игры на занятиях и разбора партий, стал получать задания по решению позиций (не передвигая фигур) с обязательным условием — вести запись решений. Больной стал значительно дисциплинированнее, резко улучшился почерк (образцы зафиксированы). Постепенно стал появляться интерес к жизни. К. увидел свои шахматные успехи, поверил в себя. Придя в ноябре со старой группой инвалидности, в апреле был переквалифицирован в третью с возможностью трудоустройства. Стал понемногу осваивать компьютер и готовиться к поступлению в Университет развития человека (по инвалидной квоте). В сентябре успешно выдержал экзамены. Вопросы были общими для всех поступающих и обрабатывались компьютером.
Результаты К. (в % от максимальной суммы баллов): украинская литература — 36, история — 28.5, психологическое тестирование — 30. Зачислен в обычную группу студентов на специальность “Социология”.
Больная эпилепсией Л. научилась играть в центре. Правила знает, дебют разыгрывает довольно грамотно. Играет с удовольствием, но, к сожалению, больше проигрывает — тяжело подобрать в группе равного ей соперника. Кстати, реакция на поражение у подавляющего большинства больных более спокойная, чем у людей без психических отклонений. Здоровая конкуренция в группе подстегивает занимающихся тратить больше времени на партию, играть старательно, заниматься в домашних условиях.
Спустя несколько месяцев, аналогичную работу мы начали проводить в благотворительном обществе помощи инвалидам и лицам с интеллектуальной недостаточностью “Джерела”.
Контингент — дети и подростки с болезнью Дауна, аутизмом, олигофренией в разных степенях дебильности (легкая, средняя), задержкой психического развития.
Результаты скромнее. Однако, преподаватели благотворительного общества отмечают, что детям нравится занятия шахматами. Улучшается память, развивается мышление. Так, практически все за два-три занятия научились расставлять начальную позицию и постепенно стали запоминать ходы фигур. К сожалению, из-за того, что занятия проводились два раза в неделю (кто-то из детей болел, кто-то не приходил), все приходилось начинать заново, повторяя ходы фигур.
Придумаю упражнение, развивающее память. С доски убираются все фигуры, затем ставится одна, две, три и т.д. Через несколько секунд фигуры убираются, и дети должны правильно показать поля, на которых они находились. Таким образом дошли до 4 фигур (у группы, занимающейся в Центре реабилитации Первой психоневрологической больницы — 11 фигур). Все играют с удовольствием, особенно дети с болезнью Дауна. Инструкторам следует проявлять большое терпение, так как занимающиеся любят играть по своим правилам.
К занятиям приходится привлекать волонтеров. Рекомендуется увеличить частоту уроков. На одного преподавателя должно приходиться не более двух учеников (желательно одного уровня подготовки и интеллекта). Для развития таких детей (которые даже считать могут с трудом или до какого-то предела) можно и нужно использовать и другие развивающие игры, но шахматы более знакомы в нашем обществе, к тому же имеются соответствующие программы и методики.
Занятия шахматами являются недорогим и общедоступным средством реабилитации психически больных и умственно отсталых. Специальные методики развития мышления позволяют использовать шахматы не только в качестве обычной развивающей игры. Полученные положительные результаты шахматных занятий для некоторых форм душевных болезней нуждаются в дальнейшей практической проверке, методическом обеспечении.
Дмитрий КОМАРОВ, международный гроссмейстер
Наш комментарий: Одна из лучших работ по данной тематике. Особую ценность представляет то, что проведена она шахматистом-профессионалом - международным гроссмейстером. Ключевые цитаты: "Занятия шахматами являются недорогим и общедоступным средством реабилитации психически больных и умственно отсталых… Использование методики Ю.С.Разуваева “Развитие мышления в уме на шахматном материале” принесло положительные результаты… Реакция на поражение у подавляющего большинства больных более спокойная, чем у людей без психических отклонений… Инструкторам следует проявлять большое терпение, так как занимающиеся любят играть по своим правилам… На одного преподавателя должно приходиться не более двух учеников (желательно одного уровня подготовки и интеллекта)". Что касается упомянутой книги “30 шахматных уроков” (М.Попова, В.Манаенков, Тула 1995 г.), то к ней у меня есть существенная претензия, о чём я писал в материале "Новая охота на плагиаторов".
Комаров Д.Д., Жестерев А. А. "Использование шахмат для социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью"
Чтобы помочь детям с отсталостью в развитии, эмоциональными и поведенческими нарушениями наряду с традиционными медицинскими средствами, сегодня все чаще используются новые формы психотерапевтической помощи. Одним из самых перспективных направлений в работе с такими детьми признается игровая терапия. Данная статья написана с целью популяризации опыта авторов в области игровой терапии детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Идея использования игровых методов с целью лечебно-коррекционного воздействия на систему взглядов ребенка основана на готовности педагогов, родителей и психотерапевтов воспользоваться игрой в качестве средства общения с ними. Большинство специалистов сходится во мнении, что игровая деятельность является для ребенка естественным средством самовыражения, а также незаменимым инструментом с универсальными возможностями для его психического и социального развития.
Предпосылкой возникновения игровой психотерапии как способа коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью явилось признание в начале прошлого века того, что игра есть деятельная форма психической активности, которая неизбежно ведет за собой развитие ребенка. Активно же использоваться психотерапевтами различные формы игротерапии начали в период 1920-1930 годов.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Она является естественным способом осознания ребенком мира взрослых. По определению западных психотерапевтов игра - "арифметика социальных отношений". В процессе игровой деятельности дети овладевают новыми знаниями, умениями, качествами, навыками. Только в игре ими осваиваются правила человеческого общения. Вне ее не может быть достигнуто полноценное нравственное, волевое и социальное развитие личности. Несомненно, игра является средством, лучше всего позволяющим маленьким детям выражать свои мысли и чувства. Непосредственно терапевтическое значение игровой терапии заключается в создании условий для творческого самовыражения детей, свободного проявления ими своих эмоций, приобретения навыков общения и продуктивного взаимодействия, целенаправленного влияния на социальную адаптацию детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью путем создания “зоны ближайшего развития”.
Теоретическое обоснование игровой психотерапии базируется на признании известного постулата, что дети могут самостоятельно решать свои психологические проблемы в связи с их способностью к самопознанию и самоисцелению через процесс игровой деятельности.
Организм человека является неисчерпаемо сложной, но единой и целостной системой как по своей структуре, так и по функциональным характеристикам. Самой природой запрограммирована высочайшая гармония всех его органов и систем. Функциональная активность любого органа, особенно столь важного, как кора головного мозга, закономерным образом влияет на состояние всего организма. Эта внутренняя гармония берет истоки в гармонии самой природы, закономерностях ее развития.
По нашему глубокому убеждению шахматы относятся к числу игр, наиболее подходящих для целей лечебно-коррекционного воздействия на детей с интеллектуальной недостаточностью. Применение шахмат в качестве одной из современних форм игровой психотерапии основано на мобилизации интеллектуального и творческого потенциала личности, включении присущих человеческой психике внутренних механизмов саморегуляции и самоисцеления.
Общепризнанно, что как методика психотерапии шахматная игра относится к структурированным ситуациям с жестко заданными правилами. При этом в ней гармонично переплетаются воспитательные, образовательные, состязательные, творческие и коммуникативные элементы. Шахматы предоставляют достаточное поле деятельности для осознания себя как развивающейся личности, творческого самовыражения, тренировки памяти и внимания, решения проблемы выбора, преодоления трудностей, привития навыков совместной работы. Шахматы позволяют установить психотерапевтический контакт с больным ребенком на доступном ему интеллектуальном уровне с учетом общего развития, основного диагноза, имеющихся эмоциональных и поведенческих нарушений.
Нередко шахматы рассматриваются как упрощенная модель человеческого сообщества. И это не случайно. Они удачно сочетают в себе элементы новизны и традиционности, развивают способность предвидения событий, помогают находить взаимосвязь между причиной и следствием, предоставляют богатейшие возможности для моделирования разнообразных ситуаций. Природа шахмат такова, что они неизбежно “провоцируют“ занимающихся ими на конкретные самостоятельные действия.
Основными целями применения шахмат в качестве методики игротерапии у детей с интеллектуальной недостаточностью могут являться:
- развитие самопонимания и положительного восприятия самого себя;
- повышение самооценки ребенка;
- формирование интереса к творческому и осмысленному времяпрепровождению;
- развитие способности к концентрации внимания;
- укрепление памяти;
- освоение новых форм жизненного опыта;
- развитие навыков общения и работы в команде;
- формирование навыков планирования и достижения поставленных целей;
- развитие способности предвидеть ход событий при совершении определенных действий.
Обучение шахматам в благотворительном обществе помощи инвалидам и лицам с интеллектуальной недостаточностью “Джерела“ ведется более 4 лет. За это время занятия посетили 25 детей с аутизмом, болезнью Дауна, олигофренией разной степени дебильности.
Занятия проводились 2 раза в неделю, в группах по 3-5 человек Продолжительность занятий ограничивалась интересом и концентрацией внимания детей, но обычно не превышала 45-50 минут. Авторы стремились поддерживать на занятиях спокойную, дружелюбную атмосферу. В процессе занятий мы постоянно отмечали любой, даже самый незначительный успех учеников. Группы составлялись с учетом пожеланий и взаимных симпатий детей. Цикл занятий начинался с изучения названий и ходов фигур а также расстановки начальной позиции. С наиболее способными учениками в дальнейшем разбирались некоторые вопросы теории, тактики и стратегии шахмат. Основная форма проведения занятий – игра учеников между собой и с преподавателем. Использовались также решение задач, анализ позиций, специальные упражнения и задания на дом.
В результате наблюдений за учениками в ходе игровой шахматной психотерапии авторы пришли к следующим заключениям.
Абсолютное большинство детей с интеллектуальной недостаточностью способно воспринимать шахматы и получать удовольствие от занятия ими. Целый ряд учеников показал уровень усвоения шахмат значительно выше, чем авторы ожидали (с учетом общего развития) от них после первых занятий.
Следующее важное наблюдение: занятия шахматами вызывали у детей искренний интерес. Это выражалось их эмоциональной реакцией на ход событий в партии, попытками подсказок друг другу, нескрываемым удивлением при нарушении закономерного (с их точки зрения) течения партии. Наиболее типичные случаи – осуществление преподавателем рокировки и превращения пешки в фигуру. Кроме того, благодаря неповторимой атмосфере игры, в процессе совместной игровой деятельности дети получают от взрослых большой “заряд” любви и других положительных эмоций. Позитивное влияние на детей занятия шахматами отмечали и родители, некоторые из которых обращались с просьбами помочь купить учебники шахматной игры с целью проведения дополнительных занятий на дому.
Отметим, что дети очень любят играть со взрослыми. Видимо, здесь имеет значение то обстоятельство, что в шахматной игре взрослые и дети выступают в качестве равноправных партнеров, выполняют равнозначную роль, они взаимодействуют с шахматным материалом абсолютно одинаковым образом. Факторы возраста, роста, веса, физической силы, умения хорошо говорить не имеют в шахматах существенного значения. Это не может не привлекать детей.
Следующие наблюдения касаются отличий в игре детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с обычными детьми. На наш взгляд в них проявляются особенности мышления и поведения, типичные для больных с отставанием в развитии, аутизмом и другими психопатологическими состояниями (замкнутость, отгороженность от окружающего мира, социальная пассивность, нежелание менять статус-кво). В отличие от обычных детей, которые обычно с первых же ходов стремятся добраться до неприятельского короля, активно разменивают и жертвуют свои фигуры и охотно уничтожают фигуры соперника, многие наши подопечные предпочитают маневрировать фигурами в своем лагере, не выходя за барьер из собственных пешек. Этот барьер устанавливается на 3-4-й, а если удастся, то и на 5-й горизонтали! Очень многие любят выводить фигуры на крайние вертикали (Ка3, h3 и Лh2, b6 и Сa6). Мы видели это столь часто, что не могли расценить, как простое совпадение. Скорее всего больные дети подсознательно ощущают, что в таком положении их фигуры сохраняют значительно меньшую вероятность контакта с неприятельскими, чем при рекомендуемом им центральном развитии.
В игре наших детей подмечена еще одна закономерность, которая является редкостью у обычных детей: они предпочитают играть фигурами черного цвета! Несомненно, это является одним из симптомов социальной пассивности, характерной для аутизма и некоторых других психических расстройств.
В ходе занятий шахматной игротерапией дети с отставанием в развитии показывали стойко низкий уровень конфликтности, неоднократно демонстрировали высокую взаимную терпимость, давали примеры чуткого и внимательного отношения друг к другу. Они крайне доброжелательно воспринимали замечания по поводу своей игры и совершенных ошибок сделанные как преподавателями, так и более опытными партнерами. Многие участники групп стали друзьями.
На наш взгляд, одним из привлекательных для детей с отставанием в развитии свойств шахмат является их маловербальный характер. Они предоставляют больным редкую возможность чувствовать себя в коллективе и заниматься совместной деятельностью без необходимости много говорить. Тем не менее, мы неоднократно были свидетелями того, как увлеченные игрой дети с нарушениями речи начинали выражать мысли и чувства членораздельными словами и целыми предложениями.
Крайне интересно было наблюдать за ростом самосознания у наиболее способных учеников, вызванным усилением их игры. В частности, это проявлялось в снисходительном разрешении более слабому партнеру брать назад ошибочные ходы.
Впрочем, авторы получали удовлетворение не только от общения с “отличниками”. Специалисты правильно оценят усилия и поймут чувства преподавателей, сумевших перевести больного ребенка из состояния, когда тот не может играть, в состояние обычной игровой деятельности.
ВЫВОДЫ
1. Шахматы, как методика игровой психотерапии, могут быть рекомендованы для широкого применения у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью с целью реабилитации и социальной адаптации.
2. Занятия шахматами в качестве методики игровой психотерапии позволяют гуманизировать практику лечения и социальной адаптации детей с отставанием в развитии, повысить качество жизни пациентов, создают предпосылки для их более стойкой и достойной социальной компенсации.
3. Шахматная игра предоставляет безграничные возможности для выработки психотерапевтических программ индивидуальной и коллективной направленности.
4. Занятия шахматами помогают больному ребенку осознать самого себя, способствуют развитию и укреплению здоровых качеств личности, обогащают его эмоциональную сферу, прививают ему социальные стимулы, помогают сформировать стиль поведения, приемлемый как для общества, так и для самого индивида.
5. Занятия шахматами вызывают у детей с отставанием в развитии повышение жизненного тонуса, способствуют развитию интеллектуальных и речевых возможностей.
Литература
Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: Апрель-Пресс, 1999. – 304 с.
Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии./Пер. с англ. - С-П.: Питер, 2000. – 416 с.
Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия./ Пер. с англ. – С-П.: Питер, 2001. – 384 с.
Копытин А. Практикум по арт-терапии. С-П.: Питер, 2002. - 448 с.
Комаров Д. Д. Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат//Вісник асоціації психіатрів України - № 3-4. - К. – 2001. Стр. 208 - 211.
Мартыненко А. І шахи лікують//Урядовий кур’єр – сентябрь 2003 – К.
Авторы: Комаров Д.Д., международный гроссмейстер
Жестерев А. А., врач первой категории, кандидат в мастера
Примечание: данная статья также размещена на сайте РШФ в разделе "Статьи" - http://russiachess.ru/mods.php?name=news&action=readmore&id=42&PHPSESSID=186f33af4aeeddca3e1d8d558c494b97.
Наш комментарий: Концептуальная статья. Ключевые цитаты: "По нашему глубокому убеждению шахматы относятся к числу игр, наиболее подходящих для целей лечебно-коррекционного воздействия на детей с интеллектуальной недостаточностью. Применение шахмат в качестве одной из современних форм игровой психотерапии основано на мобилизации интеллектуального и творческого потенциала личности, включении присущих человеческой психике внутренних механизмов саморегуляции и самоисцеления… В процессе занятий мы постоянно отмечали любой, даже самый незначительный успех учеников. Группы составлялись с учетом пожеланий и взаимных симпатий детей. Цикл занятий начинался с изучения названий и ходов фигур а также расстановки начальной позиции… Абсолютное большинство детей с интеллектуальной недостаточностью способно воспринимать шахматы и получать удовольствие от занятия ими. Целый ряд учеников показал уровень усвоения шахмат значительно выше, чем авторы ожидали (с учетом общего развития) от них после первых занятий… Авторы получали удовлетворение не только от общения с “отличниками”. Специалисты правильно оценят усилия и поймут чувства преподавателей, сумевших перевести больного ребенка из состояния, когда тот не может играть, в состояние обычной игровой деятельности… Шахматы, как методика игровой психотерапии, могут быть рекомендованы для широкого применения у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью с целью реабилитации и социальной адаптации".
А.В.Цатурян "Шахматно-музыкальная игротерапия, как средство интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики" - http://www.chessmusic.ru/content.php?article.31 и http://www.nature.ru/db/msg.html?mid=1156813&s=122100000.
А.В.Цатурян Шахматно-музыкальная игротерапия, как средство интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики.
Игра в шахматы может быть использована как средство психологической поддержки людей, находящихся в экстремальных условиях.
Шахматы могут быть успешно использованы для профилактики интеллектуального увядания пожилых людей, пенсионеров.
Коррекция патологии интеллектуального развития (обучение шахматам психически больных людей).
Использование шахмат для коррекции интеллектуального развития детей с патологией психики, неспособных к обучению в обычных, общеобразовательных школах.
Интеллектуальное отставание детей часто бывает связано с психическими заболеваниями, протекающими циклически или обусловленными тяжелым генетическим наследством. Это приводит к угасанию их интеллекта олигофрении (3 вида в зависимости от глубины интеллектуального недоразвития: идиотия, имбецильность и дебильность).
Лечение этих детей в психиатрических клиниках традиционными методами, как правило, бывает безуспешным.
Игротерапия для лечения психики больных людей с различной степенью слабоумия была применена впервые (около 30 лет назад) шахматным педагогом√тренером Валерием Цатуряном.
Первоначальная цель научить правилам игры и дать общее представление об основных элементах стратегии и тактики.
Программа рассчитана в основном на детей с диагнозом олигофрения, т.е. с выраженной дебильностью, но при необходимой корректировке возможно и обучение некоторых детей с болезнью Дауна и другими органическими заболеваниями центральной нервной системы. Программа рассчитана на 4 года обучения, после чего учащиеся достигают уровня первого разряда.
Максимальная простота учебного материала, основанного на применении специальных тестов картинок с целью развития на необходимом уровне памяти и мышления.
У умственно отсталых детей, как правило, наблюдается общее недоразвитие речи, проблемы с памятью.
Очень важен процесс повествования (речь неторопливая, выдержанная в полутонах, движения четкие, но не резкие).
Очень полезной и эффективной является музыкальная пауза во время проведения занятий. Многие психически больные дети обладают достаточными музыкальными способностями, да и вообще способны к другим видам творчества, просто необходимо искать с ними взаимного доверия, открытости, помогая реализоваться в них тому, что забивается страшной повседневной жизнью.
Самое трудное сохранить в отношениях с детьми деликатность, быть бесконечно добрым и терпеливым, налаживая равноправные, дружеские отношения.
В мире накоплен достаточно большой опыт реабилитации умственно отсталых людей.
Внедрение шахмат в систему обучения в детских домах, интернатах очень перспективное направление.
Б.Стеценко "Шахматы повышают работоспособность"
(фрагменты)
В учебную программу вторых классов общеобразовательной средней школы №25 г. Житомира (Украинская ССР) постоянно включается еженедельный урок шахматной игры. Вот уже 5 лет ведет его на общественных началах тренер житомирской ДЮСШ №1 Наум Наумович Гофман…
В связи с тем, что учащиеся занимаются шахматами и на уроках, и в кружке, мы провели работу, целью которой явилась оценка влияния дополнительной нагрузки на работоспособность и успеваемость второклассников. Были проведены исследования на скорость вычеркивания букв в течении 4-х минут с помощью специальных корректурных таблиц. Взяли опытную группу в школе №25 и контрольную группу в школе №3, где занятия шахматами программой не предусмотрены.
Исследование показало, что в день преподавания шахмат работоспособность выше в опытной группе. Дети просматривают больше знаков, делают меньше ошибок. Особенно преуспевают девочки. Однако в субботу работоспособность учащихся-шахматистов после уроков понижается. Это объясняется относительным утомлением. Нами не обнаружено разницы в продолжительности ночного сна и качестве приготовления уроков тестируемых учащихся. При анкетном опросе в обеих группах отмечаются нарушения режима дня, нерегулярные занятия утренней гимнастикой. Средний оценочный балл по четвертям и за учебный год у юных шахматистов был выше, чем в контрольном классе. Таким образом, юные шахматисты имеют более высокие показатели в успеваемости по математике, они внимательнее, меньше делают ошибок.
Мы, как гигиенисты, считаем, что дополнительный урок по шахматам и занятия в кружках способствуют повышению работоспособности школьников. Развивают мыслительные способности, вырабатывают быстроту, внимательность и волевые качества.
Автор: Б. Стеценко, зав. отделением гигиены детей и подростков Житомирской облсанэпидстанции
Подробнее - "Шахматы" (Рига) 1976, №12.
Мнение доктора медицинских наук:
— Как влияет увлечение шахматами на развитие дошкольников?
Ю. Змановский: Стоит ли малышам играть в шахматы, как это сказывается на их развитии, на состоянии здоровья, имеются ли противопоказания? Примерно так я расшифровал бы смысл этого вопроса.
Пожалуй, лучше всего начать с сравнения. Уровень развития современных дошкольников намного выше уровня двадцати-тридцатилетней давности. В детских садах в массовом порядке готовят детей к школе, в результате значительный процент поступающих в первый класс уже неплохо читают и считают.
В печати встречаются заметки о детях, овладевших чтением в трехлетнем возрасте. В этих — различных по своей природе — фактах просвечивает наметившаяся тенденция сдвига к более ранней общеобразовательной и частично даже профессиональной подготовке.
Вряд ли шахматы должны — да и могут — противостоять этой общей тенденции. Важно, избегая крайностей и преувеличений, разумно к этому подойти, добиться естественного вхождения детей в шахматы. Только тогда это, на мой взгляд, принесет им пользу, будет способствовать их умственному и духовному развитию.
Шахматы могут стать хорошим, эффективным средством в достижении этой общей цели. Что дает мне основания так думать?
Выделю два момента.
Шахматы - не берусь судить о высших спортивных уровнях — это игра. Как известно, для дошкольников ведущей является также игровая деятельность. Именно в ней складываются произвольные формы поведения, происходит развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. В игровой деятельности ребенка закладываются черты характера будущей личности.
Для вдумчивого педагога, тренера или родителей через привлечение ребенка к шахматной игре открываются широкие возможности для чуткого и осторожного воздействия, помощи в развитии ребенка. Помощи, которая базируется на интересе малыша, включившегося в игру.
В свое время шахматный мастер Б. М. Блюменфельд, анализируя особенности интеллектуальной деятельности в шахматной игре, пришел к выводу, что в ее основе лежит наглядно-действенная форма мышления. Его основная работа так и называется — «К характеристике наглядно-действенного мышления». Как игра является ведущей формой деятельности дошкольников, так и наглядно-действенное мышление — его основной формой. Последнее ни в коей мере, конечно, не означает, что шахматный мастер и ребенок мыслят одинаково.
Есть глубокие и многочисленные различия в характере мыслительной деятельности, в ее глубине, используемых технических приемах и т. д., но есть и общее — то, по чему, собственно, и выделяется наглядно-действенное мышление наряду с другими — образным и вербально-логическим.
Основной признак этого общего — тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения шахматы выступают в качестве эффективного средства развития мышления детей. И — что очень существенно — средства, адекватного возрастным закономерностям их развития, преобладающей в этом возрасте форме мышления. Остановлюсь еще на одном: не могут ли занятия шахматами отрицательно сказаться на состоянии здоровья детей? Думаю, что при правильной организации, соблюдении элементарных гигиенических норм ни в коем случае. Бесспорно следует регулировать продолжительность занятий, для дошкольников оно не должно занимать более 20—25 минут. Основная форма занятий — игровые ситуации. Еще раз подчеркну, что, «работая» на непроизвольном внимании, в игровой ситуации, ребенок действует присущим ему образом в усвоении нового материала. Он не устает и сохраняет к нему живой интерес.