Тема лекции «Философские проблемы социальной динамики. Основные факторы социальной динамики»
Цель: познакомить учащихся с понятием социальной динамики, её основными характеристиками и чертами.
Основные понятия лекции:
Социальная динамика, субъект истории, цивилизационный подход, восточная цивилизация, западная цивилизация, глобализация.
Задание для учащихся: Прочитайте внимательно содержание лекции и выполните задания, которые размещены после основного текста.
Обратите внимание! Задания выполняются письменно, кроме тех, которые отмечены словом УСТНО!!!
Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято вне контекста исторического развития.
Развитие и функционирование общества определяется объективными факторами, независимыми от воли и сознания людей (социально‑экономические, природно‑географические, демографические, этнокультурные, технико-технологические), и субъективными факторами, представляющими собой сознательную деятельность различных социальных субъектов (социальные группы, политические институты, элиты, массы, человечество в целом)
В социальной философии важную роль играет проблема источника социальной динамики, которая получила различную интерпретацию в истории философии. Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие “социальные изменения”
Сущность проблемы факторов социальной динамики сводится к вопросу о том, от чего зависит динамика общества. Среди факторов, чье воздействие сказывается на особенностях исторического развития общества, укажем следующие: геоклиматический (территория, климат, рельеф местности, удаленность или близость к различного типа коммуникативным путям), демографический, технико-технологический, экономический, политический, национально-психологический и культурно-исторический.
Для раскрытия в социальной философии проблемы субъекта и движущих сил истории используют два понятия: субъект истории, чье воздействие на исторический процесс является осмысленным и осуществляется на основе осознания определенных интересов; и движущие силы истории, движимые бессознательными импульсами или являющиеся объектами манипуляции, средствами достижения определенных целей. Проблема субъекта и движущих сил истории в социальной философии получила три варианта решения: 1) субъект истории – это великая личность, направляющая массы; 2) основным субъектом истории выступает элита (концепции элитаризма); 3) субъектом истории является толпа, масса.
Социальное развитие – процесс накапливающихся, необратимых изменений в достаточно больших интервалах времени, в результате которого возникает качественно новое состояние социального объекта. Типы: прогрессивные и регрессивные, эволюционные и революционные, цикличные, глобальные.
Существует два подхода к определению направленности исторического процесса: линейный и нелинейный. При линейном подходе история рассматривается как поступательное восхождение общества к более совершенному состоянию, к усложнению системно-структурной организации (прогресс) или же нисхождение к более простым состояниям, деградация общества (регресс) (представление о «золотом веке» в древней Греции, философия Древнего Востока, экологический пессимизм).
Наиболее детальную разработку концепция социального прогресса получила в марксистской философии. В теории общественно-экономических формаций (К. Маркс)история рассматривается как естественно-исторический процесс смены исторических типов общества, основывающихся на определенном способе производства (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое).
В нелинейном подходе, представленном в теориях локальных цивилизаций, подчеркивается своеобразие, уникальность судеб различных этносов, обосновывается цикличность и нелинейность развертывания истории. В теориях локальных цивилизаций акцент сделан на циклическом развитии.
Современная социальная философия делает особый упор на цивилизационный подход в исследовании социальных и исторических явлений. Понятие «цивилизация» выступает в нескольких значениях: как синоним культуры (А. Тойнби); определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер); наиболее прогрессивная ступень развития общества (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Сущность цивилизационного подхода к социальной динамике заключается в анализе технико-технологических условий развития, социально-этнических, социально-психологических особенностей различных регионов планеты. Одна из наиболее распространенных типологий связана с выделением восточной и западной цивилизаций.
Основные черты восточной цивилизации: традиционное общество; экстенсивный тип экономики; господство общинной собственности; подчинение общества государству, личности – общине; деспотическое государство; регуляция социальной жизни обычаями и традициями.
Основные черты западной цивилизации: целенаправленный стиль мышления, ориентированный на конкретный результат и эффективность социальных технологий; стремление изменить мир и самого человека; установка на инновационный путь развития; гражданское общество с гарантией частной собственности и гражданских прав личности; стремление к установлению гармонии общества и государства.
Глобализацию обычно рассматривают как качественно новую стадию интернационализации экономической жизни планеты, выражающуюся прежде всего в усилении взаимозависимости национальных экономик.
К достоинствам глобализации относят следующее:
Рост количества потребительской продукции на мировом рынке.
Технологический прогресс, в результате которого уменьшается себестоимость выпускаемой продукции и снижаются цены на значительную часть товаров массового спроса.
Возникновение новых рабочих мест, главным образом в непроизводственной сфере, в результате развития информационных технологий.
Значительно более широкий и свободный доступ к информации
К недостаткам глобализации, как правило, относят следующие ее проявления:
1. Резкое увеличение разрыва в экономическом и социальном развитии между богатым Севером и бедным Югом.
2. Мировая экономика становится более нестабильной и уязвимой.
3. Возрастание масштабов миграции населения в первую очередь из бедных стран в зажиточные. Этот процесс выходит из под контроля национальных правительств и международных организаций.
4. Увеличение даже в самых благополучных странах разницы между уровнем жизни и благосостоянием богатых и бедных слоев населения.
5. Усиление влияния транснациональных корпораций на политические процессы в современном мире, возрастание возможностей вывода элит (в первую очередь экономической и финансовой) из-под контроля системы национального контроля.
Поставим вопрос: как действовать России, Беларуси, Украине с учетом современного мирового контекста, связанного как с новыми интеграционными процессами, так и новыми разделительными линиями? К сожалению, славянский мир вступил в третье тысячелетие раздробленным и обессиленным, подверженным внутренним распрям и разрушительному внешнему воздействию. Наиболее важным в геостратегическом плане для восточнославянских народов в данный исторический момент является формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы на собственной культурно-цивилизационной основе. Так, объединяющаяся и объединенная Европа однозначно не считает православные восточнославянские народы своими и, вероятнее всего, в обозримом будущем считать не будет. Для «тигров» Азии (прежде всего Юго-Восточной) и народов исламского мира славяне также далеко не свои. В этой ситуации восточнославянским народам остается два пути: либо консолидироваться, объединяться и создавать свой собственный центр развития и силы, либо превратится в «этнографический материал», почву и удобрение для развития других цивилизационных центров развития. Отсюда следует, что только в союзе друг с другом и некоторыми другими странами Евразии восточнославянские народы смогут сохранить себя, найти свою нишу и место в мире. Но союз этот должен быть равноправным и справедливым.
ЗАДАНИЯ:
1. Что такое социальная динамика?
2. Какие факторы оказывают воздействие на историческое развитие общества?
3. Кто может являться движущими силами исторического развития (дополните)?
- великая личность, направляющая массы;
- …..
- …..
4. Дать определение (и сравнить) понятий (найти самостоятельно):
прогресс – регресс;
эволюция – революция
5. В чем сущность цивилизационного подхода к социальной динамике?
6. Какие типы цивилизаций выделяют в социологии?
7. Что такое «глобализация»?
УСТНО!!!! 8. Чем отличается восточная цивилизация от западной? Какие государства к ним относятся (приведите примеры)?
УСТНО!!!! 9. Глобализация: это хорошо или плохо?