СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Психодиагностические методы психологии"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Психодиагностические методы психологии"»

Тема 1.3. Классификация психодиагностических методов

План:

  1. Классификация психодиагностических методов по Б.Г. Ананьеву.

  2. Вспомогательные и основные методы .

  3. Анализ и подбор методов психодиагностики для практической деятельности воспитателя дошкольного учреждения.



  1. Классификация психодиагностических методов по Б.Г. Ананьеву. [1 часть, с. 23-24]

Метод – это способ получения психологических фактов.

Существуют разные подходы к классификации и описанию методов психологического исследования. Общепризнанной классификацией различных методов психологического исследования является в отечественной психологии классификация Б.Ананьева.

  1. Организационные методы – группа методов, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

К организационным методам относятся:

  • Сравнительные — психологи собирают группу людей, сравнивают отдельных ее членов по роду деятельности, возрасту, привычкам, семейному положению, образованию.

  • Комплексные — субъект рассматривается с точки зрения различных учений. В таких исследованиях участвует большое количество ученых, занимающихся изучением разных наук. (Например: на одной дисциплине мы учим «что это такое?», а на другой «как этим пользоваться?»)

  • Лонгитюдный — на протяжении длительного промежутка времени исследователи проводят повторные тестирования с одним и тем же человеком.

Методики могут комбинироваться.

  1. Эмпирические методы – группа методов, представляющая собой техники сбора общих данных.

К ним относятся:

Основные методы:

  • Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, заключающийся в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определённых условиях.

Самонаблюдение — наблюдение, объектом которого выступают психические состояния и действия самого наблюдающего.

  • Эксперимент. - один из основных методов сбора первичной информации, заключающийся в воздействии экспериментатора на испытуемого.

Вспомогательные методы:

  • тесты,

  • опросники,

  • анкеты,

  • социометрия,

  • интервью и беседа;

  • анализ продуктов и процессов жизнедеятельности;

  • биографические методы (подразумевающие анализ событий жизни человека, свидетельств и документов.)

  1. Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.

К этой группе относятся такие методы:

  • Структурный — материалы, полученные в ходе исследований, интерпретируются в характеристиках готовых систем.

  • Генетический — материалы интерпретируются по стадиям развития, выделяя периоды становления психологических функций, критические моменты.

  1. Методы обработки данных – подразумевают проведение количественного и качественного анализа первичных данных (Например: разделение по группам, сравнение, сопоставление и т.д.)



  1. Вспомогательные и основные методы. [1 часть, с. 24-30]

Основные методы:

Наблюдение

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО НАБЛЮДЕНИЯ: ИСПЫТУЕМЫЙ НЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ЗА НИМ НАБЛЮДАЮТ.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

  3. Создание плана наблюдения.

  4. Выбор метода обработки результатов.

  5. Собственно наблюдение.

  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Виды наблюдения:

  • По участию исследователя в наблюдаемом явлении:



включенное

за объектом наблюдают в естественной среде, без вмешательства.


невключенное

проводится без контакта наблюдателя с объектами


  • По степени открытости:



Открытое

Предполагает, что люди знают, что за ними наблюдают.



Скрытое

Обследуемый не знает , что за ним наблюдают. (например: в магазине наблюдают за тем , насколько вежливы продавцы)


  • По срокам проведения:



Одиночное

наблюдения проводиться однократно.



Периодическое


Лонгитюдное











наблюдение проводиться многократно, но в течении ограниченного периода времени (в срок

от одного дня до одного года).



наблюдение проводится многократно, в течении длительного времени (больше года)



Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого выступают психические состояния и действия самого наблюдающего.

Самонаблюдение может быть непосредственным, т.е. происходить в режиме реального времени, или отсроченным (воспоминани, дневники, мемуары).

Эксперимент

Виды психологического эксперимента по Ананьеву:

  1. Естественный — условия, окружающие объект исследования, не изменяются. Он продолжает жить прежней жизнью, работать, заниматься своими делами. Экспериментатор вносит некоторые коррективы в привычный распорядок дня, чтобы получить необходимые данные.

  2. Лабораторный — при проведении исследования для испытуемого создаются определенные условия, применяется лабораторное оборудование.

  3. Формирующий — при проведении исследования экспериментатор воздействует на личность так, чтобы развить новые необратимые свойства.

  4. Констатирующий — ученые не изменяют поведения, привычки, другие свойства испытуемого.


Вспомогательные методы:

  • Тест – это стандартизированное испытание, в ходе которого испытуемому предъявляется набор заданий, результаты выполнения которых служат показателем особенностей тех или иных психических характеристик.

Достоинства: не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост.

Недостатки: невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого.

  • Опрос – представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.

Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

  • Анкеты - Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. На их основании нельзя де­лать выводы об индивидуально-психологических особенно­стях человека, формулировать психологический диагноз.

  • Интервью и беседа - может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задают­ся в строго определенном порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план интер­вью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возмож­ны и промежуточные формы.

Для получения надежных данных в беседе использу­ются разные типы вопросов. Помимо прямых, «откры­тых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в сво­бодное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

Психолог, проводящий беседу, с помощью специаль­ных средств создает особые условия для разговора, позво­ляющие собеседнику говорить раскованно, свободно вы­ражать свою точку зрения. Самое важное здесь - умение слушать собеседника.

  • Анализ продуктов деятельности - список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных: продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр; продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда; продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее; продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.;

  • Биографические методы (подразумевающие анализ событий жизни человека, свидетельств и документов.)

  • Социометрия - метод исследования малых групп коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Это опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности. Такое исследование позволяет фиксировать  как объект отношения между людьми, занимающими различное положение.

  • Социометрия находит применение в различных сферах микросоциологии, что позволяет смягчать конфликты, повышать производительность труда, способствует выработке групповых решений, повышает эффективность деятельности групп.

  • Особенности проведения социометрического опроса.

  • Социометрическое исследование как и другие, начинается с  программы, разработки социометрических критериев. 

  • При проведении социометрического опроса используются следующие понятия. Выбор – выражение каким-либо индивидом желания сотрудничать с другим индивидом. В опросе оно отмечается знаком  + .отклонение – отрицательный выбор, желание отклониться от сотрудничеств с кем – либо. В опросе отмечается знаком - . опускание – оставление одним индивидом другого без внимания, проявление к нему безразличия. Отмечается знаком 0.

  • Проведение социометрического опроса предполагает выбор критериев опроса. Социометрический критерий – это конкретная ситуация, характеризующаяся контактами, и предоставляющая возможность выбора или отклонения для опрашиваемого. Критерии обычно формируются в виде вопросов. Например, «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать вместе?»

  • Критерии бывают производственными и непроизводственными. Производственные критерии выясняют взаимосвязи при выполнении трудовых обязанностей. Непроизводственные критерии  выявляют межличностные отношения вне производства, например, по поводу проведения свободного времени.

  • Критерии могут быть прогностическими. В этом случае выявляется структура ожидаемых отношений.

  • Требования к социометрическим критериям:

  • 1. в их содержании должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива.

  • 2. Критерии должны воспроизводить ситуацию выбора для опрашиваемого.

  • 3. Ситуация выбора не должна быть ограниченной.

  • 4. Используемые критерии должны интересовать работника.

  • 5. Критерии должны описывать конкретную ситуацию.

  • 6. Критерии целесообразно формализовать  в вопросы.

  • При проведении социометрического опроса должно быть учтено следующее. Опрос может проводиться в группах, имеющих стаж работы не менее полугода. Размер коллектива, где работает метод социометрии составляет от 3 до 25 человек. Последнее время считается, что он может работать и при численности до 40 человек. 

  • Важно, чтобы опрос проводился лицом, не имеющим отношения к данному коллективу, особенно не его руководителем. Иначе результаты опроса будут не достоверны.

  • Особенностью социометрического опроса является и то, что он не может быть анонимным. Иначе будет невозможно установить взаимосвязи между работниками, что и изучает социометрия.

  • Для проведения опроса разрабатываются специальные карточки. Они бывают нескольких видов. Карточка может содержать один критерий – вопрос, либо сразу несколько вопросов.

  • Обработка результатов социометрического опроса.

  • Назначение социометрической процедуры можно представить следующим образом.

  • 1. измерение степени сплоченности,  разобщенности группы работников.

  • 2. Выявление социометрических позиций  - авторитета в группе, симпатии – антипатии членов группы, лидера группы, отверженных.

  • Указанные состояния определяются на основе расчета индивидуальных и групповых индексов. Расчет индексов проводится на основе данных, полученных в ходе социометрического опроса.

  • Первым этапом при обработке данных социометрического опроса является составление социоматрицы. После подготовки социоматрицы ведется расчет всех ее показателей, а на их основе и расчет индивидуальных и групповых индексов.

  • Полученные результаты доводятся до руководителя коллектива, группы. При необходимости  с ними знакомят отдельных индивидов с целью коррекции их поведения в группе. На основании этих расчетов и других видов анализа принимается решение об изменении состава группы, ее руководителя, о переводе отдельных членов группы в другие коллективы.