СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция «Свобода и дисциплина на различных возрастных этапах»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина у многих ассоциируется с ограничениями и наказаниями. Вероятно, потому, что с помощью этих «инструментов» устанавливают порядок в традиционной школе. Опоздаешь на урок — выгонят, не сделаешь гербарий — «двойка», будешь спорить с учителем — отправишься к директору.      

Однако термин «дисциплина» в переводе с латыни означает «воспитание». Дисциплина — это умение контролировать поведение и делать не то, что хочется, а то, что нужно. Суть дисциплины не в наказании, а в том, чтобы научить ребёнка действовать рационально.

Просмотр содержимого документа
«Лекция «Свобода и дисциплина на различных возрастных этапах»»

Выступление социального педагога на общешкольном родительском собрании по теме «Хочу или надо? Свобода и дисциплина на различных возрастных этапах».

Дисциплина у многих ассоциируется с ограничениями и наказаниями. Вероятно, потому, что с помощью этих «инструментов» устанавливают порядок в традиционной школе. Опоздаешь на урок — выгонят, не сделаешь гербарий — «двойка», будешь спорить с учителем — отправишься к директору.      

Однако термин «дисциплина» в переводе с латыни означает «воспитание». Дисциплина — это умение контролировать поведение и делать не то, что хочется, а то, что нужно. Суть дисциплины не в наказании, а в том, чтобы научить ребёнка действовать рационально.

Как приучить к дисциплине. Чем раньше вы будете развивать в ребёнке навыки самоконтроля, тем быстрее он начнёт учиться самостоятельно. Приучать детей к дисциплине следует с раннего детства.

Маленький ребёнок словно вечный двигатель — бессмысленно что-то запрещать и ругаться. Энергию детей необходимо перенаправлять в полезное русло. Например, ребёнок играет с мячом на кухне, мама просит прекратить (рядом посуда и острые предметы), а он будто не слышит. Мама раздражается и уже готова наказать его. Но станет ли от этого легче? Ребёнок обидится, а мать испытает чувство вины. Лучше сказать: «В нашей семье действует правило — играть с мячом на улице. Пойдём-ка дружок на прогулку!»

Устанавливая правила, говорите мягко, спокойно, но уверенно. Не приказывайте и не кричите. Если вы что-то запрещаете, всегда объясняйте почему. Старайтесь не использовать отрицательные конструкции. Дети прекрасно понимают связь между действиями и последствиями. Например, если мама с папой идут ребёнку на поводу, то ребёнок будет истерить всякий раз, когда захочет добиться своего.

Чтобы приучить ребёнка к дисциплине, важно отмечать хорошее поведение и поощрять за него. Можно даже повесить на холодильник «таблицу заслуг» и рисовать туда звёздочки, когда ребёнок проявляет самоконтроль.  

В начальной школе начинается обучение ребёнка азам грамоты и счёта. В этот период важно, чтобы всё подчинялось правилам. Разработайте, запишите и объясните правила поведения ребёнку. Вот несколько примеров того, как дисциплинировать детей:

  • игры только после выполнения домашнего задания, и тогда в выходные у тебя будет время погулять или отправиться с друзьями в кино.

  • уроки нужно сделать до 18 часов, иначе родители уйдут на вечернюю прогулку без тебя;

  • одна книга в месяц, иначе поездка в цирк или зоопарк отменяется. 

Правила и требования взрослых должны быть разумными и обоснованными, ребёнок должен быть заинтересован следовать им. Если уговор не сработал, повторите ещё раз — возможно, ребёнок просто не понял формулировки.

Внедрение правил для приучения к дисциплине требует твёрдости и последовательности. Родители должны быть заодно: нельзя, чтобы мама закон «издавала», а папа его отменял, и наоборот. Детей, не соблюдающих договорённости, нельзя жалеть и «прощать на первый раз». Ребёнок будет канючить и даже плакать, но необходимо, чтобы он осознал, что правило есть правило. Иначе приучить ребёнка к дисциплине не получится.

В этом возрасте по-прежнему хорошо работают таблицы поощрений, только вместо звёздочек уже следует начислять баллы. Чтобы при достижении определённого количества очков, ребёнок мог получать награду (обычно она формулируется и обговаривается с ребёнком заранее).

В вопросах приучения к дисциплине как никогда важен пример взрослых. Если вы хотите, чтобы дети были вежливыми, аккуратными и пунктуальными, будьте такими сами.

Начало формы

Конец формы

Дисциплина в средней школе. При переходе в среднюю школу важно соблюдать режим. Упорядоченная, расписанная по часам жизнь избавит ребёнка от скуки, которая в период подросткового периода особенно опасна.‍ Распорядок дня даёт ребёнку ощущение безопасности и позволяет вести себя спокойно. Если в один из дней придерживаться режима не получится, заранее обговорите это с ребёнком. Объясните, что иногда случаются форс-мажоры, но после них нужно возвращаться в привычное русло.

С возрастом степень самоконтроля ребёнка будет повышаться. Если в 5–7-х классах детям всё ещё необходим авторитетный взрослый, который сможет вести их по расписанию, то к 8-9 -му классу они практически полностью учатся самостоятельно. Это позволяет родителям расслабиться и просто наблюдать. Если что-то пойдёт не по плану, родители тут же корректируют учебный процесс. Таким образом, ребёнку плавно прививается умение учиться самостоятельно.

Выводы. Дисциплина не равно «наказанию». Дисциплина — это воспитание в ребёнке самоконтроля и способности противостоять своим импульсивным желаниям. Дисциплинированные дети более ответственны и уважительны по отношению к взрослым, они легко общаются с людьми, умеют учиться самостоятельно и достигают больших успехов в учёбе и карьере. Если родители не приучают ребёнка с раннего возраста к дисциплине, в одиночку школа этого в полной мере восполнит не может.

Помните, что подростками движет жажда познаний, они привыкают самостоятельно учиться и добывать знания. Важное условие в подростковом возрасте, чтобы родители были рядом с ребёнком, интересовались его учёбой, успехами и достижениями.