СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция Выполнение арифметических операций в двоичной системе счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для студентов 1 года обучения.

Тема № 11.

Просмотр содержимого документа
«Лекция Выполнение арифметических операций в двоичной системе счисления»

Выполнение арифметических операций в двоичной системе счисления.



Можно ли производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления?

Мы продолжаем изучать позиционные системы счисления. Вы узнали, что позиционные системы счисления бывают разные: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Вы научились переводить числа из одной системы счисления в другую. Но зачем нам с вами это надо? Конечно, для того чтобы производить расчеты. С 1 класса нас учат производить расчеты в десятичной системе счисления. А как вы думаете, можно ли производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления? И зачем это нужно?


Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Первый кто заговорил о двоичном кодировании, был Лейбниц Готфрид Вильгельм. Он написал трактат «Expication de l'Arithmetique Binary» — об использовании двоичной системы счисления в вычислительных машинах. В рукописи на латинском языке, написанной в марте 1679 года, Лейбниц разъясняет, как выполнять вычисление в двоичной системе, в частности умножение, а позже в общих чертах разрабатывает проект вычислительной машины, работающей в двоичной системе счисления. Вот что он пишет: « Вычисления такого рода можно было бы выполнять и на машине». Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

Изучению двоичной системы много времени посвятил В. Лейбниц. По его просьбе была отчеканена медаль в честь двоичной системы, на которой отображались простейшие арифметические действия с двоичными числами.

Рис. 1. Медаль в честь двоичной системы счисления


Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

— справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

— справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.


Наиболее же распространенной системой является двоичная, которая используется в программировании практически всех ЭВМ.

Чтобы компьютер мог работать с двоичными числами (кодами), необходимо чтобы они где-то хранились. Для хранения каждой отдельной цифры применяется триггер, представляющий собой электронную схему. Он может находиться в 2-х состояниях, одно из которых соответствует нулю, другое — единице. Для запоминания отдельного числа используется регистр — группа триггеров, число которых соответствует количеству разрядов в двоичном числе. А совокупность регистров — это оперативная память. Число, содержащееся в регистре — машинное слово. Арифметические и логические операции со словами осуществляет арифметико-логическое устройство (АЛУ)


Все арифметические действия, которые применимы к двоичным числам, выполняются аналогично как в десятичной системе. Удобнее всего двоичные числа складывать, вычитать, умножать и делить столбиком.

Числа записываются друг под другом с учетом разрядов. При необходимости производится перенос в старший разряд или заем из старшего разряда.

При сложении двоичных чисел следует помнить, что в числовом двоичном ряду после 1 идет 10. Это означает, что 1 + 1 = 10, а 11 + 1= 100.


Сложение

Вычисление суммы двоичных чисел производится следующим образом: числа записываются в столбик. Затем производится поразрядное суммирование цифр, начиная с младшего разряда, как в десятичной системе. Если сумма цифр текущего разряда превышает его размер, то происходит перенос единицы в старший разряд

Правила сложения двоичных чисел:

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 1 =10

Например, сумма двоичных чисел 1000111 + 110011 = 1111010

Первое слагаемое

1

0

0

0

1

1

1

Второе слагаемое


1

1

0

0

1

1

Сумма

1

1

1

1

0

1

0

На примере видно, как происходит перенос в старший разряд. При сложении единиц самого младшего разряда получается 10. Ноль остается на своем месте, а единица переносится в старший разряд слева, где уже складываются две единицы. Получается 11. И снова, младшую единицу оставляют, а старшую переносят влево.



Вычитание

Действие разности следует также выполнять столбиком. Вычитание производится поразрядно. Если возникает ситуация, что приходится вычитать из нуля единицу, то происходит заем из старшего разряда.

Все как в десятичной системе. Только следует помнить, что в двоичной системе 10 – 1 = 1.


Например, разность чисел: 1000111 – 110011 = 10100

Уменьшаемое

1

0

0

0

1

1

1

Вычитаемое


1

1

0

0

1

1

Разность



1

0

1

0

0

На примере видно, как производится заем в старшем разряде. В пятом справа разряде производится вычитание 0 – 1. Здесь следует занять единицу из ближайшего старшего разряда слева.



Умножение

Умножать следует столбиком с учетом правил умножения:

0 * 0 = 0

0 * 1 = 0

1 * 1 = 1

Произведение выполняется также поразрядно, каждый разряд второго числа умножается на каждую цифру первого числа, результат суммируется (итог)

Произведение двоичных чисел 1101 * 11 = 100111

Первый множитель



1

1

0

1

Второй множитель





1

1




1

1

0

1



1

1

0

1


Итог (произведение)

1

0

0

1

1

1



Деление

Операция деления выполняется столбиком, аналогично как в десятичной системе счисления.

Рис. 2. Деление двоичных чисел




ВАЖНО! Подведем итоги


Арифметические операции в позиционных системах счисления с основанием q выполняются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления.


Удобнее всего выполнять арифметические операции над двоичными числами - столбиком. Числа следует располагать с учетом разрядов и помнить об особенностях двоичной системы.


4