Проектная деятельность – структурная единица учебно-воспитательного процесса
Рассматриваемые вопросы:
1. Характеристика основных элементов процесса обучения школьников творческой проектной деятельности.
2. Качественные особенности проектной деятельности школьников как метода и средства обучения.
3. Мотивация для самообразования школьников в проектной деятельности.
Используемая литература:
1. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.: ил. – (Библиотека учителя).
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
Примерное содержание лекции
1. Характеристика основных элементов процесса обучения школьников творческой проектной деятельности.
В современной педагогической науке процесс обучения рассматривается как двусторонний: преподавание (обучение) – деятельность учителя и учение – деятельность учеников. В структуру процесса обучения включаются следующие элементы: цель, задачи обучения, деятельность преподавания, деятельность учения, содержание учебного материала, методы обучения, средства обучения, организационные формы обучения, результат (Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя).
Целью проектного образования является развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка их к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Это функционирование связано, прежде всего, с преобразовательной проектной деятельностью.
Проектное образование можно рассматривать как способ формирования нового типа культуры – проектной культуры, или культуры «Большого дизайна» (В.Ф. Сидоренко).
Исходя из этого, задачи проектного обучения школьников определены следующим образом:
- формирование проектной культуры (проектное мировоззрение и преобразующее мышление; графическая, дизайнерская, экологическая и экономическая грамотность; культура труда, потребность в проектной деятельности, высокие мотивы этой деятельности);
- практическая подготовка к проектной деятельности (специальные знания, умения, навыки, опыт проектной деятельности);
- развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности (развитие сенсорной, моторно-двигательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер личности);
- формирование адекватного профессионального самоопределения.
Деятельность субъектов проектного обучения (учителя – преподавание и учащихся – учение) осуществляется в следующей последовательности: анализ исходной позиции и определение целей и задач обучения; планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций, организация работы; контроль, коррекция; анализ и оценка результатов обучения. В соответствии с данной структурой организуется деятельность преподавателя и учащихся.
В психологии нет строго научной классификации форм обучения. Но по количеству и составу учащихся, месту учебы, продолжительности учебной работы формы обучения школьников делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, классные и внеклассные, школьные и внешкольные.
Все эти организационные формы используются и в обучении школьников проектной деятельности. Специфика же форм организации проектной деятельности состоит в том, что творческие проекты, выполняемые учениками, могут быть изготовлены как индивидуально, так и коллективно (весь класс работает над изготовлением); возможны и групповые формы работы (класс разбивается на микрогруппы, члены которых выполняют часть общего замысла или самостоятельное завершенное задание).
2. Качественные особенности проектной деятельности школьников как метода и средства обучения.
Учебное проектирование следует рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две очень важные стороны процесса познания. В одном случае оно является методом обучения, в другом – средством практического применения усвоенных знаний и умений. Таким образом, проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в технологическом образовании школьников.
Рассмотрим качественные особенности проектной деятельности школьников.
1). Направленность обучения посредством метода проектов на значимую практическую цель – формирование устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности; развитие структуры учебной деятельности, обобщённых способов и учебных действий.
2). Развитие творческих способностей и творческого мышления – формирование широкого переноса полученных знаний, решения нестандартных ситуаций.
3). Преодоление фрагментарности содержания учебных предметов – развитие эрудиции и широкого кругозора; формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам познания и деятельности.
Проведение анализа основных позиций влияния проектной деятельности школьников на процесс обучения в целом позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность как основная структурная единица процесса обучения способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Анализ теоретических источников и практики работы учителей показывает, что образовательные предметы могут играть значительную роль в обучении школьников проектной деятельности, которая сводится к двум основным направлениям.
- косвенная подготовка к творческой проектной деятельности в процессе изучения основ наук;
- непосредственное обучение проектной деятельности в процессе выполнения творческих проектов по учебным предметам.
Непосредственное обучение школьников проектной деятельности осуществляется в процессе выполнения творческих проектов по учебным предметам.
3. Мотивация для самообразования школьников в проектной деятельности.
Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для самообразования. Это одна из самых сильных его сторон. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической, научной литературе.
Проектное обучение школьников в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности ученика, формируя её положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите.
Мотивация проектной деятельности побуждает учащихся более осознанно изучать основы наук. По Гегелю, «что известно, ещё не познано». Именно в проектной деятельности каждый школьник находит себе работу «душевную» (К.Д. Ушинский), «от всего сердца» (У.Х. Килпатрик), «... действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (Е.Г. Каган).