СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция2. Проектная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция 1

Проектная деятельность школьников в современной системе образования

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Современное состояние образования.

2. Проектная деятельность как вид учебной деятельности.

3. Исторические предпосылки развития метода проектов в мировой и отечественной педагогической практике.

Просмотр содержимого документа
«Лекция2. Проектная деятельность»

Проектная деятельность – структурная единица учебно-воспитательного процесса



Рассматриваемые вопросы:

1. Характеристика основных элементов про­цесса обучения школьников творческой проектной деятельности.

2. Качественные особенности проектной деятельности школьников как метода и средства обучения.

3. Мотивация для самообразования школьников в проектной деятельности.



Используемая литература:

1. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.: ил. – (Библиотека учителя).

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).


Примерное содержание лекции

1. Характеристика основных элементов про­цесса обучения школьников творческой проектной деятельности.

В современной педагогической науке процесс обучения рас­сматривается как двусторонний: преподавание (обучение) – дея­тельность учителя и учение – деятельность учеников. В структуру процесса обучения включаются следующие элементы: цель, зада­чи обучения, деятельность преподавания, деятельность учения, содержание учебного материала, методы обучения, средства обу­чения, организационные формы обучения, результат (Н.Ф. Талы­зина, И.А. Зимняя).

Целью проектного образования является развитие учащихся как субъектов творческой проектной дея­тельности, подготовка их к успешному и гармоничному функци­онированию в информационно и технологически насыщенном мире. Это функционирование связано, прежде всего, с преобра­зовательной проектной деятельностью.

Проектное образование можно рассматривать как способ фор­мирования нового типа культуры – проектной культуры, или культу­ры «Большого дизайна» (В.Ф. Сидоренко).

Исходя из этого, задачи проектного обучения школьников опре­делены следующим образом:

- формирование проектной культуры (проектное мировоззрение и преобразующее мышление; графическая, дизайнерская, экологическая и экономическая гра­мотность; культура труда, потребность в проектной деятельности, высокие мотивы этой деятельности);

- практическая подготовка к проектной деятельности (специ­альные знания, умения, навыки, опыт проектной деятельности);

- развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятель­ности (развитие сенсорной, моторно-двигательной, интеллектуаль­ной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер личности);

- формирование адекватного профессионального самоопреде­ления.

Деятельность субъектов проектного обучения (учителя – препо­давание и учащихся – учение) осуществляется в следующей последо­вательности: анализ исходной позиции и определение целей и задач обучения; планирование работы, отбор содержания и средств до­стижения целей, выполнение необходимых операций, организация работы; контроль, коррекция; анализ и оценка результатов обуче­ния. В соответствии с данной структурой организуется деятель­ность преподавателя и учащихся.

В психологии нет строго научной классификации форм обуче­ния. Но по количеству и составу учащихся, месту учебы, продолжи­тельности учебной работы формы обучения школьников делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, классные и внеклассные, школьные и внешкольные.

Все эти организационные формы используются и в обучении школьников проектной деятельности. Специфика же форм органи­зации проектной деятельности состоит в том, что творческие про­екты, выполняемые учениками, могут быть изготовлены как инди­видуально, так и коллективно (весь класс работает над изготовлени­ем); возможны и групповые формы работы (класс разбивается на микрогруппы, члены которых выполняют часть общего замысла или самостоятельное завершенное задание).

2. Качественные особенности проектной деятельности школьников как метода и средства обучения.

Учебное проектирование следует рассматривать как учебно-про­изводственный эксперимент, связывающий две очень важные сто­роны процесса познания. В одном случае оно является методом обу­чения, в другом – средством практического применения усвоенных знаний и умений. Таким образом, проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в технологическом образовании школьников.

Рассмотрим качественные особенности проектной деятельности школьников.

1). Направленность обучения посредством метода проектов на значимую практическую цель – формирование устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности; развитие структуры учебной деятельности, обобщённых способов и учебных действий.

2). Развитие творческих способностей и творческого мышления – формирование широкого переноса полученных знаний, решения нестандартных ситуаций.

3). Преодоление фрагментарности содержания учебных предметов – развитие эрудиции и широкого кругозора; формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам познания и деятельности.

Проведение анализа основных позиций влияния проектной деятельности школьников на про­цесс обучения в целом позволяет сделать вывод о том, что проект­ная деятельность как основная структурная единица процесса обуче­ния способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуще­ствлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспи­тания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- формированию проектного мировоззрения и мышления, обес­печению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

- адаптации к современным социально-экономическим услови­ям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения, так как уча­щиеся видят конечный результат своей деятельности, который воз­величивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Анализ теоретических источников и практики работы учителей показывает, что образовательные предметы могут иг­рать значительную роль в обучении школьников проектной деятель­ности, которая сводится к двум основным направлениям.

- косвенная подготовка к творческой проектной деятельности в процессе изучения основ наук;

- непосредственное обучение проектной деятельности в процессе выполнения творческих проектов по учебным предметам.

Непосредственное обучение школьников проектной деятельнос­ти осуществляется в процессе выполнения творческих проектов по учебным предметам.

3. Мотивация для самообразования школьников в проектной деятельности.

Проектное обучение создаёт положитель­ную мотивацию для самообразования. Это одна из самых сильных его сторон. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической, научной литературе.

Проектное обучение школьников в значительной степени изме­няет мотивацию учебной деятельности ученика, формируя её поло­жительную направленность. В процессе выполнения проекта у уча­щихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата, содержательности и значи­мости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите.

Мотивация проектной деятельности побуждает учащихся более осознанно изучать основы наук. По Гегелю, «что из­вестно, ещё не познано». Именно в проектной деятельности каж­дый школьник находит себе работу «душевную» (К.Д. Ушинский), «от всего сердца» (У.Х. Килпатрик), «... действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (Е.Г. Каган).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!