Департамент здравоохранения Брянской области
ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)
ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, МДК.01.01.1 Лекарствоведение. Фармакология.
Тема: Средства, применяемые для борьбы с возбудителями заболеваний человека. Антибиотики.
Курс: 2
Вид занятия: лекционное
Кол-во времени: 90 мин.
Брянск, 2021
Рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 33.02.01 Фармация «______ » _______ 2021г. Протокол № __ Председатель ___________ /Алексеева С.Н. Рекомендована методическим советом «_______» __________ 2021г. Протокол № __ | Утверждаю Зам. директора по учебной работе ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» ___________________М.А. Захарова «_______ » ________________2021г. |
Методическая разработка лекционного занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, примерной программой и рабочей программой по ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, по теме: «Средства, применяемые для борьбы с возбудителями заболеваний человека. Антибиотики» для специальности 33.02.01. Фармация.
Автор: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый
медицинский колледж»
Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».
Цели занятия:
Образовательная: изучить определение антибиотиков, их классификацию, особенности фармакокинетики и фармакодинамики природных и полусинтетических антибиотиков группы пенициллина.
После изучения темы студент должен:
Знать:
- классификацию антибиотиков по механизму действия, силе и спектру действия;
- современный ассортимент природных и полусинтетических антибиотиков группы пенициллина;
- характеристику отдельных препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.
Уметь:
- конспектировать, анализировать, обобщать, систематизировать теоретический
материал по теме.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.
Развивающая: развитие общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
Место проведения: аудитория ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
Время проведения: 90 минут
Оснащение:
- методическая разработка;
- мультимедийная презентация лекционного материала.
Внутридисциплинарные (внутримодульные) связи:
Темы: Общая фармакология. Антисептические и дезинфицирующие средства.
Междисциплинарные (межмодульные) связи:
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;
ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента Фармакогнозия; ПМ.02. Технология изготовления лекарственных форм.
Литература
Основная:
1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017
2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.
Дополнительная:
1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.
СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
№ | Содержание этапа занятия | Количество минут | |
1. | Организационный момент | 2 мин | |
2. | Тема, цели, требования ФГОС СПО к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по УД (ПМ, МДК), мотивация, актуальность, внутри – дисциплинарные (внутримодульные) и междисциплинарные (межмодульные) связи, план лекции | 8 мин | |
3 | Постановка проблемного вопроса | 3 мин | |
4. | Изложение материала лекции по плану | 60 мин | |
5. | Закрепление (проводится по ходу лекции) | 7 мин | |
6 | Решение проблемного вопроса | 4 мин | |
7. | Подведение итогов, выводы, обобщение, ответы на вопросы студентов | 3 мин | |
8. | Домашнее задание | 3 мин | |
№ | Содержание этапа занятия | Обоснование методических приёмов | |
1. | Организационный момент Оценить внешний вид студентов. Нацелить на активную работу на лекционном занятии. Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале. | Готовность студентов к занятию, наличие необходимого индивидуального обеспечения студентов: сменная обувь, халат, колпак, тетрадь для конспектирования материала лекции. | |
2. | Тема лекции: Лекарственные средства, применяемые для борьбы с возбудителями заболеваний человека. Антибиотики». Цель занятия: изучить определение антибиотиков, их классификацию, особенности фармакокинетики и фармакодинамики природных и полусинтетических антибиотиков группы пенициллина. Практическая значимость, актуальность темы: см. ниже. План лекции 1. Понятие антибиотиков, история их открытия. 2. Классификация антибиотиков по различным параметрам 3. Классификация антибиотиков группы пенициллина 4. Природные пенициллины 5. Полусинтетические антибиотики группы пенициллина | Раскрыть теоретическую и практическую значимость и актуальность темы, определить цели, внутридисциплинарные (внутримодульные) и междисциплинарные (межмодульные) связи, связь с будущей профессиональной деятельностью по специальности 33.02.01 Фармация | |
3 | Постановка проблемного вопроса. Преподаватель задает проблемный вопрос, одновременно он выводится на экран мультимедийной установки. Проблемный вопрос: как фармацевт должен информировать клиентов аптеки, чтобы применение антибиотиков (в частности антибиотиков группы пенициллина), не привело к развитию резистентности? | Способствует формированию умения решать проблемные вопросы. | |
4. | Изложение лекции по плану | Метод изложения: проблемный | |
5. | Закрепление Вопросы к группе по ходу изложения: Что означает «бактерицидное» и «бактериостатическое» действие? Почему при стафилококковой инфекции пенициллины могут быть малоэффективны? Почему возникла необходимость создания полусинтетических пенициллинов? С какой целью к антибиотикам добавляют клавулановую кислоту и сульбактам? | С целью: - Поддержания постоянной обратной связи со студентами и активизации внимания. - Развития логического клинического, аналитического мышления. - Активизации мыслительной деятельности и внимания. - Поэтапного закрепления нового материала. - Выяснения понимания студентами нового материала - Выяснения усвоения нового материала | |
6. | Решение проблемного вопроса Преподаватель предлагает студентам ответить на поставленный в начале лекции проблемный вопрос, в ходе ответов корректирует их выступления. | Формирует умение решать проблемные вопросы, стимулирует познавательный интерес. | |
7. | Ответы на вопросы студентов, подведение итогов, выводы, обобщение по теме лекции | С целью: - Сосредоточения внимания студентов на основных положениях темы. | |
8. | Домашнее задание: Учебник Федюкович Н.И. Фармакология стр. 99-108. К следующей лекции подготовить сообщения (не больше 5 минут): - Цефалоспорины 5 поколения (Цефтаролин, Цефтобипрол); - Монобактамы (Азтреонам); - Ванкомицин | С целью: - Активизации самоподготовки. - Обратить внимание на основной материал. - Развития творческой активности. - Обучения студентов самостоятельной работе с учебником и дополнительной медицинской литературой. |
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что антибиотики относятся к наиболее часто используемым препаратам для лечения инфекционных заболеваний человека и животных и в большинстве развитых стран занимают ведущее место по объему производства и потребления среди всех других групп лекарственных веществ.
Со времени получения в 40-50-е годы прошлого столетия первых антибиотиков (пенициллин, стрептомицин и т. д.) в последующие годы наблюдалось интенсивное создание новых антибактериальных препаратов. Главным образом разрабатывались новые препараты, имеющие в своей структуре бета-лактамное кольцо (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы): были созданы многочисленные полусинтетические пенициллины разной направленности действия, полусинтетические цефалоспорины I, II, III и IV поколений, карбапенемы. Появились новые препараты группы аминогликозидов (гентамицин, тобрамицин, амикацин и др.), макролидов (рокситромицин, кларитромицин и др.), гликопептидов (ванкомицин, тейкопланин), линкозамидов (линкомицин, клиндамицин) и ряд других.
Номенклатура антимикробных лекарственных средств в настоящее время превышает 200 наименований. Следует отметить, что не все лекарственные средства отдельных групп, входящие в номенклатуру, применяются одинаково широко, особенно препараты, созданные много лет назад и уступающие по активности более современным.
С появлением новых антибактериальных препаратов удалось значительно повысить результативность терапии многих инфекционных заболеваний и существенно снизить летальность.
Однако, несмотря на очевидный прогресс в лечении больных с бактериальными инфекциями, обусловленный как обширной номенклатурой антимикробных лекарственных средств, так и разработкой методов их рационального использования, проблема лечения многих инфекций и в настоящее время является актуальной.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на эффективность лечения инфекций, является развитие резистентности микробов к подавляющему большинству антибактериальных препаратов. Развитие устойчивости микробов к антибактериальным лекарственным средствам в принципе известно еще с 50-х годов прошлого столетия, но в последние годы она получила распространение по всему миру, в том числе и в нашей стране, и достигла в ряде случаев такого уровня, что многие высокоэффективные антибактериальные препараты стали терять свое клиническое значение.
В ходе лекции вы должны сформировать комплексное представление о такой особенной группе лекарственных средств, как антибиотики.
В конце лекции мы должны с вами найти ответ на вопрос:
Как фармацевт должен информировать клиентов аптеки, чтобы применение антибиотиков (в частности антибиотиков группы пенициллина), не привело к развитию резистентности?
Тезисы лекционного материала
План лекции:
1. Понятие антибиотиков, история их открытия.
2. Классификация антибиотиков по различным параметрам.
3. Классификация антибиотиков группы пенициллина.
4. Природные пенициллины.
5. Полусинтетические антибиотики группы пенициллина.
Антибиотики- это продукты жизнедеятельности микроорганизмов, их полусинтетические и синтетические аналоги, избирательно подавляющие чувствительные к ним микроорганизмы.
Термин антибиоз ("жизнь против жизни") предложил Л.Пастер, а вещества, реализующие антибиоз, назвали антибиотиками. Эта группа включает десятки и сотни препаратов различной химической структуры, отличающихся спектром и механизмом действия, возможными побочными эффектами, профилем использования в медицинской практике и т.д.
Принципы антибиотикотерапии
Выбор стартового препарата должен учитывать:
микрофлору, вызвавшую инфекционный процесс;
проникновение препарата в очаг инфекции и создание терапевтической концентрации;
состояние функции органов элиминации (печень, почки) и пути выведения препарата;
определение риска побочных эффектов (нефротоксичность, гепатотоксичность и др.) с учетом характера патологии (фоновые заболевания);
наличие беременности, лактации.
К принципам рациональной антибактериальной терапии также относится:
• Раннее начало лечения.
• Оценка эффективности через 48 час (по динамике клинического состояния).
• Достаточная продолжительность лечения (по стандартам терапии).
• Контроль побочного действия (клинический, лабораторный и др.).
• Мониторинг антибиотикорезистентности, ротация препаратов.
Классификация антибиотиков
по механизму действия
I. Антибиотики, нарушающие синтез микробной клетки
1- β- лактамные антибиотики:
а) пенициллины
б) цефалоспорины
в) карбапенемы
г) монобактамы.
П. Антибиотики, нарушающие функцию цитоплазматической мембраны:
а) полимиксины;
б) противогрибковые антибиотики.
III. Нарушающие синтез белков и нуклеиновых кислот:
а) аминогликозиды
б) тетрациклины
в) левомицетины
г) макролиды
д) рифампицин
е) гризеофульвин.
Классификация антибиотиков по силе действия
Антибиотики могут оказывать на микробов бактерицидное или
бактериостатическое действие.
1). Бактерицидные антибиотики - вызывающие гибель микроорганизмов β-лактамы, полимиксин, аминогликозиды.
2). Бактериостатические антибиотики - замедляют рост микроорганизмов тетрациклины, макролиды, линкомицин, левомицетин, рифампицин.
Классификация антибиотиков по спектру действия
1). Антибиотики узкого спектра действия, действующие преимущественно на грам - положительную флору:
пенициллины, макролиды
2). Антибиотики узкого спектра действия, действующие преимущественно на грам - отрицательные микроорганизмы:
полимиксины
3). Антибиотики широкого спектра действия:
тетрациклины, аминогликозиды, цефалоспорины, левомицетин
4). Противогрибковые антибиотики:
нистатин, гризеофульвин
5). Противоопухолевые антибиотики.
Препараты группы пенициллина.
Классифицируются на 2 группы:
1). Природные (биосинтетические) пенициллины:
- бензилпенициллина Nа соль
- бициллин -1
- бициллин -3
- бициллин- 5
2). Полусинтетические пенициллины
- ампициллин
- амоксициллин
- амоксициллин+клавулановая кислота (амоксиклав, аугментин, флемоклав солютаб)
- ампициллин+сульбактам (уназин, сулациллин)
Защищенные пенициллины
Амоксициллин/клавуланат (амоксиклав, аугментин, моксиклав, флемоклав солютаб) применяется в амбулаторной практике при лечении ЛОР-инфекции (синуситы, средний отит, тонзиллит), инфекциях дыхательных путей (бронхитах, пневмонии), инфекции мочевого тракта, гинекологической инфекции, инфекции кожи и мягких тканей.
Дозировка:
Амоксиклав - Таблетки. Взрослые - по 250 мг 3 раза в сутки или 500мг 2 раза в день; порошок для приготовления суспензии для детей.
Аугментин: амоксициллин+клавулановая кислота
250+125
500+125
875мг +125мг по 1таб.2р/д
Ампициллин/сульбактам (уназин, сулациллин, сультамициллин, амписид)
Порошок для приготовления раствора для инъекций во флаконах. Вводится в/в – разводится в воде для инъекций и в/м 2 раза в день в 0,5% растворе лидокаина
Таблетки по 375мг, по 1-2 таблетки 2 раза в день;
Порошок для приготовления суспензии для детей
Показания к применению: Синусит, средний отит, фарингит, ларингит, инфекции мочевых путей, внутрибрюшинные, кожи и мягких тканей, костей и суставов; септицемия, пневмонии, пиелонефрит, гонококковые инфекции, профилактика хирургических инфекций.
Домашнее задание:
1. Учебник Федюкович Н.И. Фармакология
стр. 99-108. Доработать лекционный материал.
2.Подготовить сообщения (не больше 5 минут):
- Цефалоспорины 5 поколения (Цефтаролин, Цефтобипрол);
- Монобактамы (Азтреонам).