СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекционное занятие по теме: "Лекарственные средства, применяемые для борьбы с возбудителями заболеваний человека. Антибиотики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена история открытия антибиотиков, классификации, особенности действия и применения антибиотиков группы пенициллина.

Просмотр содержимого документа
«Лекционное занятие по теме: "Лекарственные средства, применяемые для борьбы с возбудителями заболеваний человека. Антибиотики"»

Департамент здравоохранения Брянской области

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя







Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)


ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, МДК.01.01.1 Лекарствоведение. Фармакология.


Тема: Средства, применяемые для борьбы с возбудителями заболеваний человека. Антибиотики.

Курс: 2


Вид занятия: лекционное


Кол-во времени: 90 мин.













Брянск, 2021



Рассмотрена

на заседании методической комиссии

по специальности 33.02.01 Фармация

«______ » _______ 2021г.

Протокол № __

Председатель ___________ /Алексеева С.Н.

Рекомендована

методическим советом

«_______» __________ 2021г.

Протокол № __


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

«_______ » ________________2021г.






Методическая разработка лекционного занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, примерной программой и рабочей программой по ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, по теме: «Средства, применяемые для борьбы с возбудителями заболеваний человека. Антибиотики» для специальности 33.02.01. Фармация.


Автор: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».













Цели занятия:


Образовательная: изучить определение антибиотиков, их классификацию, особенности фармакокинетики и фармакодинамики природных и полусинтетических антибиотиков группы пенициллина.


После изучения темы студент должен:


Знать:

- классификацию антибиотиков по механизму действия, силе и спектру действия;

- современный ассортимент природных и полусинтетических антибиотиков группы пенициллина;

- характеристику отдельных препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.


Уметь:

- конспектировать, анализировать, обобщать, систематизировать теоретический

материал по теме.


Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.


Развивающая: развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

Место проведения: аудитория ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Время проведения: 90 минут

Оснащение:

- методическая разработка;

- мультимедийная презентация лекционного материала.


Внутридисциплинарные (внутримодульные) связи:

Темы: Общая фармакология. Антисептические и дезинфицирующие средства.

Междисциплинарные (межмодульные) связи:

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента Фармакогнозия; ПМ.02. Технология изготовления лекарственных форм.



Литература

Основная:

1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017

2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.

Дополнительная:

1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.





























СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ


Содержание этапа занятия

Количество

минут


1.

Организационный момент

2 мин


2.

Тема, цели, требования ФГОС СПО к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по УД (ПМ, МДК), мотивация, актуальность, внутри – дисциплинарные (внутримодульные) и междисциплинарные (межмодульные) связи, план лекции

8 мин


3

Постановка проблемного вопроса

3 мин


4.

Изложение материала лекции по плану

60 мин


5.

Закрепление (проводится по ходу лекции)

7 мин


6

Решение проблемного вопроса

4 мин


7.

Подведение итогов, выводы, обобщение, ответы на вопросы студентов

3 мин


8.

Домашнее задание

3 мин


Содержание этапа занятия

Обоснование

методических приёмов


1.

Организационный момент

Оценить внешний вид студентов.

Нацелить на активную работу на лекционном занятии.

Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале.

Готовность студентов к занятию, наличие необходимого индивидуального обеспечения студентов: сменная обувь, халат, колпак, тетрадь для конспектирования материала лекции.



2.

Тема лекции: Лекарственные средства, применяемые для борьбы с возбудителями заболеваний человека. Антибиотики».

Цель занятия: изучить определение антибиотиков, их классификацию, особенности фармакокинетики и фармакодинамики природных и полусинтетических антибиотиков группы пенициллина.

Практическая значимость, актуальность темы: см. ниже.

План лекции

  1. 1. Понятие антибиотиков, история их открытия.

2. Классификация антибиотиков по различным параметрам

  1. 3. Классификация антибиотиков группы пенициллина

  2. 4. Природные пенициллины

  3. 5. Полусинтетические антибиотики группы пенициллина

Раскрыть теоретическую и практическую значимость и актуальность темы, определить цели, внутридисциплинарные (внутримодульные) и междисциплинарные (межмодульные) связи, связь с будущей профессиональной деятельностью по специальности 33.02.01 Фармация



3

Постановка проблемного вопроса.

Преподаватель задает проблемный вопрос, одновременно он выводится на экран мультимедийной установки.

Проблемный вопрос: как фармацевт должен информировать клиентов аптеки, чтобы применение антибиотиков (в частности антибиотиков группы пенициллина), не привело к развитию резистентности?



Способствует формированию умения решать проблемные вопросы.


4.

Изложение лекции по плану


Метод изложения: проблемный



5.

Закрепление

Вопросы к группе по ходу изложения:

  1. Что означает «бактерицидное» и «бактериостатическое» действие?

  2. Почему при стафилококковой инфекции пенициллины могут быть малоэффективны?

  3. Почему возникла необходимость создания полусинтетических пенициллинов?

  4. С какой целью к антибиотикам добавляют клавулановую кислоту и сульбактам?

С целью:

- Поддержания постоянной обратной связи со студентами и активизации внимания.

- Развития логического клинического, аналитического мышления.

- Активизации мыслительной деятельности и внимания.

- Поэтапного закрепления нового материала.

- Выяснения понимания студентами нового материала

- Выяснения усвоения нового материала



6.

Решение проблемного вопроса

Преподаватель предлагает студентам ответить на поставленный в начале лекции проблемный вопрос, в ходе ответов корректирует их выступления.

Формирует умение решать проблемные вопросы, стимулирует познавательный интерес.



7.

Ответы на вопросы студентов, подведение итогов, выводы, обобщение по теме лекции

С целью:

- Сосредоточения внимания студентов на основных положениях темы.


8.

Домашнее задание:

Учебник Федюкович Н.И. Фармакология

стр. 99-108.

К следующей лекции подготовить сообщения (не больше 5 минут):

- Цефалоспорины 5 поколения (Цефтаролин, Цефтобипрол);

- Монобактамы (Азтреонам);

- Ванкомицин



С целью:

- Активизации самоподготовки.

- Обратить внимание на основной материал.

- Развития творческой активности.

- Обучения студентов самостоятельной работе с учебником и дополнительной медицинской литературой.




АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ


Актуальность данной темы обусловлена тем, что антибиотики относятся к наиболее часто используемым препаратам для лечения инфекционных заболеваний человека и животных и в большинстве развитых стран занимают ведущее место по объему производства и потребления среди всех других групп лекарственных веществ.

Со времени получения в 40-50-е годы прошлого столетия первых антибиотиков (пенициллин, стрептомицин и т. д.) в последующие годы наблюдалось интенсивное создание новых антибактериальных препаратов. Главным образом разрабатывались новые препараты, имеющие в своей структуре бета-лактамное кольцо (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы): были созданы многочисленные полусинтетические пенициллины разной направленности действия, полусинтетические цефалоспорины I, II, III и IV поколений, карбапенемы. Появились новые препараты группы аминогликозидов (гентамицин, тобрамицин, амикацин и др.), макролидов (рокситромицин, кларитромицин и др.), гликопептидов (ванкомицин, тейкопланин), линкозамидов (линкомицин, клиндамицин) и ряд других.

Номенклатура антимикробных лекарственных средств в настоящее время превышает 200 наименований. Следует отметить, что не все лекарственные средства отдельных групп, входящие в номенклатуру, применяются одинаково широко, особенно препараты, созданные много лет назад и уступающие по активности более современным.

С появлением новых антибактериальных препаратов удалось значительно повысить результативность терапии многих инфекционных заболеваний и существенно снизить летальность.

Однако, несмотря на очевидный прогресс в лечении больных с бактериальными инфекциями, обусловленный как обширной номенклатурой антимикробных лекарственных средств, так и разработкой методов их рационального использования, проблема лечения многих инфекций и в настоящее время является актуальной.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на эффективность лечения инфекций, является развитие резистентности микробов к подавляющему большинству антибактериальных препаратов. Развитие устойчивости микробов к антибактериальным лекарственным средствам в принципе известно еще с 50-х годов прошлого столетия, но в последние годы она получила распространение по всему миру, в том числе и в нашей стране, и достигла в ряде случаев такого уровня, что многие высокоэффективные антибактериальные препараты стали терять свое клиническое значение.

В ходе лекции вы должны сформировать комплексное представление о такой особенной группе лекарственных средств, как антибиотики.

В конце лекции мы должны с вами найти ответ на вопрос:

  • Как фармацевт должен информировать клиентов аптеки, чтобы применение антибиотиков (в частности антибиотиков группы пенициллина), не привело к развитию резистентности?



Тезисы лекционного материала

План лекции:


1. Понятие антибиотиков, история их открытия.

2. Классификация антибиотиков по различным параметрам.

3. Классификация антибиотиков группы пенициллина.

4. Природные пенициллины.

5. Полусинтетические антибиотики группы пенициллина.


Антибиотики- это продукты жизнедеятельности микроорганизмов, их полусинтетические и синтетические аналоги, избирательно подавляющие чувствительные к ним микроорганизмы.

Термин антибиоз ("жизнь против жизни") предложил Л.Пастер, а вещества, реализующие антибиоз, назвали антибиотиками. Эта группа включает десятки и сотни препаратов различной химической структуры, отличающихся спектром и механизмом действия, возможными побочными эффектами, профилем использования в медицинской практике и т.д.

Принципы антибиотикотерапии

Выбор стартового препарата должен учитывать:

  • микрофлору, вызвавшую инфекционный процесс;

  • проникновение препарата в очаг инфекции и создание терапевтической концентрации;

  • состояние функции органов элиминации (печень, почки) и пути выведения препарата;

  • определение риска побочных эффектов (нефротоксичность, гепатотоксичность и др.) с учетом характера патологии (фоновые заболевания);

  • наличие беременности, лактации.

К принципам рациональной антибактериальной терапии также относится:

• Раннее начало лечения.

• Оценка эффективности через 48 час (по динамике клинического состояния).

• Достаточная продолжительность лечения (по стандартам терапии).

• Контроль побочного действия (клинический, лабораторный и др.).

• Мониторинг антибиотикорезистентности, ротация препаратов.


Классификация антибиотиков

  1. по механизму действия

I. Антибиотики, нарушающие синтез микробной клетки

1- β- лактамные антибиотики:

а) пенициллины

б) цефалоспорины

в) карбапенемы

г) монобактамы.

П. Антибиотики, нарушающие функцию цитоплазматической мембраны:

а) полимиксины;

б) противогрибковые антибиотики.

III. Нарушающие синтез белков и нуклеиновых кислот:

а) аминогликозиды

б) тетрациклины

в) левомицетины

г) макролиды

д) рифампицин

е) гризеофульвин.


  1. Классификация антибиотиков по силе действия

Антибиотики могут оказывать на микробов бактерицидное или

бактериостатическое действие.

1). Бактерицидные антибиотики - вызывающие гибель микроорганизмов β-лактамы, полимиксин, аминогликозиды.

2). Бактериостатические антибиотики - замедляют рост микроорганизмов тетрациклины, макролиды, линкомицин, левомицетин, рифампицин.


  1. Классификация антибиотиков по спектру действия

1). Антибиотики узкого спектра действия, действующие преимущественно на грам - положительную флору:

пенициллины, макролиды

2). Антибиотики узкого спектра действия, действующие преимущественно на грам - отрицательные микроорганизмы:

полимиксины

3). Антибиотики широкого спектра действия:

тетрациклины, аминогликозиды, цефалоспорины, левомицетин

4). Противогрибковые антибиотики:

нистатин, гризеофульвин

5). Противоопухолевые антибиотики.

Препараты группы пенициллина.

Классифицируются на 2 группы:

1). Природные (биосинтетические) пенициллины:

- бензилпенициллина Nа соль

- бициллин -1

- бициллин -3

- бициллин- 5


2). Полусинтетические пенициллины

- ампициллин

- амоксициллин

- амоксициллин+клавулановая кислота (амоксиклав, аугментин, флемоклав солютаб)

- ампициллин+сульбактам (уназин, сулациллин)


Защищенные пенициллины

Амоксициллин/клавуланат (амоксиклав, аугментин, моксиклав, флемоклав солютаб) применяется в амбулаторной практике при лечении ЛОР-инфекции (синуситы, средний отит, тонзиллит), инфекциях дыхательных путей (бронхитах, пневмонии), инфекции мочевого тракта, гинекологической инфекции, инфекции кожи и мягких тканей.
   Дозировка:
 Амоксиклав -   Таблетки. Взрослые - по 250 мг 3 раза в сутки или 500мг 2 раза в день; порошок для приготовления суспензии для детей.

Аугментин: амоксициллин+клавулановая кислота

250+125

500+125

875мг +125мг по 1таб.2р/д



Ампициллин/сульбактам (уназин, сулациллин, сультамициллин, амписид)

Порошок для приготовления раствора для инъекций во флаконах. Вводится в/в – разводится в воде для инъекций и в/м 2 раза в день в 0,5% растворе лидокаина

Таблетки по 375мг, по 1-2 таблетки 2 раза в день;

Порошок для приготовления суспензии для детей

Показания к применению: Синусит, средний отит, фарингит, ларингит, инфекции мочевых путей, внутрибрюшинные, кожи и мягких тканей, костей и суставов; септицемия, пневмонии, пиелонефрит, гонококковые инфекции, профилактика хирургических инфекций.




Домашнее задание:


1. Учебник Федюкович Н.И. Фармакология

стр. 99-108. Доработать лекционный материал.

2.Подготовить сообщения (не больше 5 минут):

- Цефалоспорины 5 поколения (Цефтаролин, Цефтобипрол);

- Монобактамы (Азтреонам).