СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекционный материал по учебной дисциплине "Гимнастика с методикой преподавания" для учащихся 3 курса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекции по теме "Организация занятий по гимнастике в школе"

Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал по учебной дисциплине "Гимнастика с методикой преподавания" для учащихся 3 курса»

9

Организация и проведение занятий по гимнастике в школе


Основной формой организации занятий по гимнастике в шко­ле являются уроки физической культуры и здоровья с гимнастической на­правленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения вклю­чаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного и продленного дня, в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию.

Основные задачи урока

На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, об­разовательные, воспитательные и прикладные задачи:

  1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физи­ческому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.

  2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приуче­ние к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обу­чение новым видам движений, обогащение занимающихся двига­тельным опытом. Формирование организаторских умений и навы­ков, обучение правилам общения с окружающими людьми.

  3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладе­ния гимнастическими упражнениями различной сложности, бы­товыми, профессиональными, военно-прикладными двигатель­ными умениями и навыками.

  4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к тру­ду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.

  5. Успешное решение перечисленных выше задач предусматрива­ет всестороннее педагогическое воздействие на личность занима­ющихся в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам (биологически обусловленной, психике, опыту, направленности личности).

Подготовительная часть урока

В подготовительной части урока осуществляется подготовка занимающихся к успешному решению задач его основной части. Начинается она с организации группы и психологического на­строя занимающихся на активное и сознательное отношение к уроку. Оно создается, прежде всего, за счет воздействия педагога на чувства и эмоции занимающихся, возбуждения у них интереса к уроку. Это достигается искусством педагога оказывать влияние на занимающихся своим внешним видом, поведением, приветливо­стью и в то же время необходимой строгостью, требовательно­стью. Главным же в формировании отношения занимающихся к уроку является убеждение их в пользе занятий гимнастикой для здоровья, для повышения физической и умственной работоспо­собности, для обогащения двигательным, эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, морально-нравственным опытом, для разви­тия психических и личностных свойств. Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока, условно объе­диняются в три большие группы: физиологические (оздоровитель­ные), образовательные и воспитательные.

В группу физиологических задач входят: а) подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к ин­тенсивной работе; б) разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений; в) подго­товка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, вынос­ливости. Такая разносторонняя предварительная подготовка зани­мающихся является важным профилактическим мероприятием от возможных перегрузок и травм. Методически грамотное проведе­ние перечисленных выше мероприятий содействует повышению работоспособности занимающихся, эффективности урока.

Увеличение нагрузки к концу подготовительной части урока до значительной (160 — 180 уд/мин) оказывает тренирующее воз­действие на организм занимающихся, готовит их к значительным физическим и психическим напряжениям в основной части урока и содействует установлению дисциплины, устойчивого внимания и порядка. Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка приводит, как правило, к противоположным результатам.

К образовательным задачам относятся: а) обогащение занима­ющихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возмож­ности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях; приучение к правильному режиму учебы, отдыха, питания, занятий гимнастикой и др.; б) формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, приклад­ных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осан­ки, красивой манеры движений, походки; в) обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в соот­ветствии с требованиями строевого устава Армии РБ; г) развитие психомоторных способностей. При решении образова­тельных задач одновременно осуществляется и воспитание юных гимнастов. Им сообщаются научные знания, а они носят воспи­тывающий характер.

Воспитательные задачи: а) привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимна­стикой; б) приучение к опрятности во внешнем виде, организо­ванности, подтянутости, к красоте движений; в) воспитание чув­ства собственного достоинства, скромности, трудолюбия, ста­рательного выполнения поручений учителя, уважительного от­ношения к товарищам и старшим, постоянной готовности ока­зать помощь нуждающимся в ней; г) развитие целеустремленно­сти, настойчивости в достижении поставленной цели, решитель­ности и смелости; д) приучение к коллективным действиям, вза­имовыручке; е) воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении любых заданий педагога; ж) при­учение к тщательному продумыванию техники исполнения уп­ражнений, к самостраховке в случае неудачного исполнения уп­ражнения.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решаются во взаимосвязи. Однако соотношение времени, отводи­мого на их осуществление, может изменяться в зависимости от складывающихся условий на занятиях, непредвиденных и заведо­мо не планируемых обстоятельств. Основными средствами реше­ния педагогических задач служат строевые и общеразвивающие упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упраж­нения, подвижные игры в сочетании со словом педагога, а так же упражнения нетрадиционных видов гимнастики.

Основная часть урока

В основной части урока решаются следующие задачи:

  1. Повышение функциональных возможностей организма, фи­зической подготовленности и работоспособности занимающихся.

  2. Обучение занимающихся новым спортивным, прикладным, строевым и общеразвивающим упражнениям с целью доведения их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретичес­ких сведений о назначении вновь изучаемых упражнений и о тех­нике их исполнения, развитие способностей, необходимых для овладения более сложными упражнениями, трудовыми и военно-прикладными двигательными действиями.

  3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отноше­ния к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, а также воли, доб­рожелательного отношения к окружающим, чувства собственно­го достоинства и др.

Эти задачи решаются во взаимосвязи. Для этого применяются упражнения на снарядах и со снарядами, игры, эстафеты и др. Упражнения подбираются в зависимости от способностей зани­мающихся справиться с ними. Их возможности должны быть не­сколько выше, чем того требуют изучаемые упражнения, потому что обучаемым нужен успех: он вселяет уверенность в своих си­лах, вызывает интерес, побуждает к проявлению воли, формиру­ет активное отношение к занятиям. Большие трудности и неудачи вызывают неприятные чувства, переживания, неуверенность в себе, робость и в конечном итоге отрицательное отношение к уроку, к занятиям гимнастикой. Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его плотности.

Высокая работоспособность занимающихся достигается с по­мощью следующих методических приемов:

  1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором — может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем — повто­ряется пройденное, развиваются двигательные способности.

  2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с уп­ражнениями в упоре. При этом нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты распределяется равномерно. В работу вовлека­ется возможно большее количество мышечных групп. Этим дости­гается гармоническое развитие мышечной силы, быстроты и вы­носливости к мышечной работе. При развитии у занимающихся дви­гательных способностей в начале основной части урока выполня­ются упражнения для развития координации движений, гибкости, равновесия, затем — быстроты; урок заканчивается выполнением упражнений для развития мышечной силы и выносливости.

  3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению после­дующими упражнениями или не оказало бы отрицательного вли­яния.

  4. Успешное решение задач основной части урока в целом зави­сит от правильного распределения времени на каждый вид уп­ражнений, от чередования режима работы и отдыха.



Заключительная часть урока

В этой части осуществляется завершение урока и решаются сле­дующие задачи:

  1. Постепенное снижение физической и психологической на­грузки. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для протекания восстановительных процессов в организме.

  2. Подведение итогов урока. Здесь педагог должен предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на уроках.

  3. Задание для самостоятельной работы.

Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений:

  1. Успокаивающие упражнения: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхива­нии, самомассаж. Выполнение этих упражнений позволяет посте­пенно снизить нагрузку и содействовать активному отдыху.

  2. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.

  3. Упражнения, повышающие эмоциональное состояние зани­мающихся: игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней. Эти упражнения создают бодрое, жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива, усиливают желание заниматься гимнастикой.

  4. Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяется содержанием его основной части. Поэтому при на­писании конспекта урока сначала составляется основная часть, затем — подготовительная и, наконец, заключительная.

Организация учебного труда на уроке

Учебный труд занимающихся на уроке может быть организо­ван фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым спо­собами.

Фронтальный способ применяется, как правило, в подготови­тельной и заключительной частях урока. В ряде случаев его ис­пользуют и в основной части, например, при разучивании воль­ных упражнений для массовых выступлений на спортивных празд­никах, при развитии двигательных способностей с использова­нием гимнастической стенки, скамеек, скакалок, гантелей и др. При этом способе применяются несложные по технике испол­нения или ранее хорошо разученные упражнения, не требую­щие помощи и страховки. Его вариантами являются: а) одновре­менное выполнение упражнений всеми занимающимися; б) по­переменное выполнение упражнений, при котором одни выпол­няют упражнение, а другие смотрят, оценивают, устраняют ошибки, оказывают помощь, соревнуются на лучшее исполнение.

Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Суть его состоит в том, что занимающиеся делятся на груп­пы по полу, уровню физической или гимнастической подготов­ленности. Каждая группа выполняет упражнения на определен­ном снаряде, а затем по команде педагога меняется местами. В груп­пе занимающиеся выполняют упражнение поочередно или один выполняет упражнение, а другие оказывают помощь, страхуют, исправляют ошибки. Каждая группа имеет своего старосту, кото­рый следит за порядком, оказывает помощь занимающимся.

При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое за­дание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведен­ном ему рабочем месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств.

Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе не­большой группы. На одном рабочем месте могут выполняться уп­ражнения для развития координации движений, на другом — для развития равновесия на уменьшающейся площади опоры, на тре­тьем — гибкости, на четвертом — мышечной силы, на пятом — быстроты двигательных действий, на шестом — выносливости к мышечной работе и др.

Организация урока и способы управления занимающимися

Организация урока складывается из подготовки к нему учите­ля и учеников, инвентаря и оборудования; своевременного нача­ла и окончания урока.

Подготовка учителя предусматривает: тщательное планирова­ние урока с учетом условий, в которых он будет проходить; со­ставление конспекта занятия; соответствующий внешний вид учи­теля, его настрой на урок.

Подготовка учеников к уроку заключается в сообщении им темы очередного занятия; в подготовке ими своего спортивного костю­ма в зависимости от условий, в которых будет проходить занятие; в организации места и порядка переодевания.

Построение учащихся в начале, в конце или в ходе урока время от времени целесообразно менять. Построение возможно не толь­ко в одну шеренгу, как это принято, но и в две шеренги лицом одна к другой. Такое построение удобно при обучении строевым приемам на месте, несложным общеразвивающим, акробатичес­ким и другим видам упражнений. Часто бывает целесообразным построение буквой «Г» или «П», полукругом, по кругу, по специ­альной разметке спортивного зала. Важно выбрать такой способ построения, чтобы ученики хорошо видели и слышали учителя, могли оказать помощь друг другу в выполнении изучаемых упраж­нений. Его рекомендуется периодически менять, особенно при занятиях с младшими школьниками.

Подготовка инвентаря и оборудования состоит в том, что учи­тель проверяет их наличие, исправность, удобно располагает ин­вентарь в зале или заранее готовит его; правильно размещает уче­ников в зале, обеспечивая безопасность упражнений.

Распределение и сбор мелкого инвентаря (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели и др.) могут осуществляться: а) са­мим учителем; б) специально назначенным раздатчиком и сборщиком; в) каждым учащимся самостоятельно. Каждый из способов может выполняться по-разному: передвигаться к месту раздачи в колонне по одному и брать нужный предмет самостоятельно или из рук раздатчика, самостоятельно выходить из строя и брать нуж­ный предмет. Двигаться к месту раздачи и обратно к строю можно одной из разновидностей шага, бега, подскоками, выполняя не­сложные движения руками, головой, туловищем и др. При этом надо приучать учеников к следующим требованиям: передвигать­ся, никого не задевая, брать предметы, не выбирая, без разреше­ния не выполнять с ними никаких движений, в получении и сда­че предметов мальчики должны уступать первенство девочкам. Дей­ствия каждого учащегося учитель оценивает.

Помощники учителя. С целью лучшей организации и качества проведения урока учитель выбирает в помощь себе наиболее под­готовленных в гимнастике, дисциплинированных и ответствен­ных учеников. По мере надобности с ними проводятся краткие беседы и методические занятия, инструктажи с целью обучения приемам помощи и страховки, технике исполнения и методике обучения несложным упражнениям. Работа помощников перио­дически оценивается, укрепляется их авторитет среди учащихся. Желательно, чтобы помощниками поработали все ученики. Это позволит им испытать свои способности, стать более общитель­ными, улучшить отношение к занятиям, повысить свою успевае­мость.

Своевременность начала и окончания урока в значительной мере определяет порядок, дисциплину, отношение учеников к заня­тию и его эффективность. Каково начало урока, таковы его конец и эффективность. Опоздание класса или отдельных учеников сры­вает план учителя, подрывает его авторитет, дезорганизует зани­мающихся.

Учащиеся младших классов приходят на урок строем, мальчи­ки и девочки располагаются в общем строю; в старших классах юноши и девушки строятся отдельно. Освобожденные от занятий присутствуют на уроке и находятся на левом фланге как в начале, так и в конце урока. Они привлекаются в качестве помощников учителя при организации занятия, при учете посещаемости и ус­певаемости, при раздаче и сборе мелкого инвентаря. Они слуша­ют объяснения учителя и выполняют доступные для них упражне­ния или же наблюдают за действиями своих товарищей, оценива­ют их и помогают устранять замеченные ошибки.

Урок начинается с рапорта дежурного. Бодрый рапорт, хоро­шая строевая подготовленность дежурного и его внешний вид во многом содействуют созданию бодрого, рабочего настроения, деловой обстановки на уроке. Это закрепляется и усиливается дей­ствиями учителя: его манерой здороваться с учащимися, сообще­нием задач урока, внешним видом и поведением перед строем, умением пользоваться различными способами управления зани­мающимися.

Управление занимающимися складывается из умения пользоваться командами, распоряжениями, просьбой, личным примером.

Команда должна подаваться громко, отчетливо, чтобы все ее слышали и понимали смысл. Однако в зависимости от возраста за­нимающихся, их пола, дисциплины и отношения к занятию, эмо­ционального настроя она может (должна) подаваться с различны­ми эмоционально-смысловыми оттенками и степенью громкости: а) мягко, уважительно и не слишком громко — при очень хорошей дисциплине и четком исполнении строевых (общеразвивающих и др.) упражнений; б) громко и требовательно — когда надо моби­лизовать занимающихся на более четкое и старательное выполне­ние заданий; в) сурово и властно — при нарушениях дисциплины, невнимательном и халатном выполнении строевых приемов.

Надо избегать однотипной подачи команд, не злоупотреблять ими, стараясь умело сочетать их с распоряжениями, просьбами, различного рода сигналами, личным примером.

Распоряжение отдается кратко, мягче, чем команда, но доста­точно категорично, так, чтобы у занимающихся не возникла мысль о возможности выполнить его кое-как и тем более игнорировать. Просьба выражается мягко, со словом «пожалуйста». Однако мягкость выражения просьбы не должна давать повода для не­брежности или халатности, нерасторопности при выполнении, тем более для отказа. Она должна располагать учащихся к педаго­гу, побуждать желание выполнить ее в знак уважения к нему.

Личный пример педагога должен обладать большой побуди­тельной силой для проявления самых активных и старательных действий учащихся. Здесь сочетаются распоряжение (уверенные, повелительные и в то же время задорные нотки в голосе), мяг­кость и такт просьбы и активные, увлекающие действия самого педагога. Например: «Времени в обрез, но надо успеть навести Порядок в спортивном зале. Каждый выполняет свое задание, не задерживая других. Начали!»

Точность исполнения команд, распоряжений, просьб, активное следование личному примеру педагога зависят от его делово­го авторитета, справедливой требовательности во всем и уважи­тельного отношения к занимающимся.

К способам управления занимающимися относятся также: по­мощь, утешение, одобрение, поощрение, напоминание, совет, подбадривание, доверительное общение, убеждение, порицание. Во всех случаях нужен индивидуальный и личностный подход к занимающимся.

Место учителя перед учащимися на уроке выбирается с таким расчетом, чтобы он мог видеть всех учеников, наблюдать за дей­ствиями каждого из них, чтобы учащиеся хорошо видели и слы­шали своего педагога и не мешали друг другу при выполнении упражнений.

Примерными критериями качества урока могут быть следующие:

  1. Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методи­ческих приемов и к их планированию; успешность решения по­ставленных перед уроком задач.

  2. Способность учителя давать систему знаний о вновь изучае­мых упражнениях: о технике исполнения и требованиях, которые они предъявляют к занимающимся; о потенциальных возможно­стях упражнений для эффективного использования их при реше­нии оздоровительных, образовательных, воспитательных и при­кладных задач, для развития способностей, необходимых в учеб­ной, спортивной и будущей профессиональной деятельности^уча-щихся.

  3. Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортив­ной тренировки.

  4. Хорошо продуманная и практически осуществленная орга­низация урока, уверенное управление занимающимися, хорошая дисциплина, организованность, полноценное решение задач урока.

Каждый из указанных критериев и урок в целом могут оцени­ваться дифференцированно. В зависимости от вида урока (учеб­ный, тренировочный, контрольный и др.) эти критерии могут несколько видоизменяться или дополняться.


Планирование и учет учебной работы по гимнастике в школе

Учебно-тренировочные занятия в школе, средних профессио­нальных учебных заведениях и ДЮСШ организуются и проводят­ся в соответствии с государственными программами, которые

предусматривают: а) укрепление здоровья и поддержание высо­кой физической работоспособности; б) обеспечение разносторон­него физического развития; в) обогащение занимающихся новы­ми знаниями, умениями и навыками; г) подготовку спортсменов и судей по гимнастике.

Успех в работе в значительной мере определяется постановкой четко организованного и хорошо спланированного учебно-трени­ровочного процесса. Его эффективность зависит от систематичес­кого учета результатов работы. На основании данных учета вно­сятся необходимые изменения в планирование работы, совершен­ствуется содержание занятий, методика обучения, повышается пе­дагогическое мастерство тренеров. При планировании учитыва­ются контингент занимающихся, задачи, стоящие перед коллек­тивом, условия работы и количество часов, отводимых для заня­тий с группой.



Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной

и специальной медицинских групп


На основании медицинского заключения все школьники рас­пределяются на три группы: основную, подготовительную и спе­циальную.

К основной медицинской группе относятся учащиеся без откло­нений в состоянии здоровья и физическом развитии. Им разреша­ются занятия в полном объеме по программе физического воспи­тания, а также тренировочные занятия и участие в соревнованиях по гимнастике и другим видам спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники, не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья, но слабо физически подготовленные. Они занимаются по школьной программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений) и дифференцированного дозирования нагрузки. Программный ма­териал они осваивают постепенно; нормативы, по которым опре­деляется их успеваемость, разрабатываются учителем индивиду­ально, с учетом имеющихся у каждого из них отклонений в со­стоянии здоровья. Занятия в каких-либо секциях им не разреша­ются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах специальной физической подготовки или самостоятель­но. Для них составляются индивидуальные комплексы упражне­ний, направленные на расширение функциональных возможно­стей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие силы, координации движений и быстроты, гибкости, выносливости, внимания, памяти на движения, воли и др.

При улучшении состояния здоровья, физической подготовлен­ности учащиеся переводятся в основную медицинскую группу. Обычно школьники основной и подготовительной медицинских групп занимаются вместе. Это, безусловно, усложняет работу учи­теля, поэтому приходится изыскивать такой способ организации совместных учебных занятий, который бы в меньшей мере сни­жал их качество. Однако в любом случае дети подготовительной группы должны чувствовать себя наравне со всеми, и излишняя опека может снизить их активность.

Наибольшее внимание уделяется учащимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим предметам, но являются противопоказанием к заняти­ям физической культурой по школьной программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.

Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, Уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого ребенка различны, то комплектование групп рекомендуется вести по воз­растному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объеди­нение в одну группу школьников, страдающих различными забо­леваниями, допустимо и целесообразно, так как характер при­способления здорового организма и с отклонениями к физичес­кой нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и Методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упраж­нения на лечение заболеваний, показания и противопоказания.














































Массовые гимнастические выступления и спортивные праздники в школе

и детских оздоровительных лагерях

Спортивные праздники и гимнастические выступления способ­ствуют формированию личности человека, его гармоническому развитию. Они служат прекрасным средством общения людей, имеют большое агитационное значение в приобщении школьни­ков и их родителей к регулярным занятиям физическими упраж­нениями, спортом, активно влияют на духовный мир участников выступлений и зрителей, создают возможности для решения мно­гих воспитательных задач. Динамика и острота борьбы за первое место в спортивном состязании, эстетическое наслаждение от массовых гимнастических выступлений объединяют школьников, учителей и родителей и тем самым способствуют решению педа­гогических задач: воспитанию сознательного отношения к физи­ческой культуре, дисциплинированности, чувства коллективизма и др.

Спортивные праздники школьников, как правило, посвяща­ются знаменательным датам, подведению итогов спортивного года, открытию и закрытию пионерского лагеря, соревнованиям типа «Папа, мама и я — спортивная семья» и др. Они могут проводить­ся на стадионе, спортивной площадке, водоеме или в спортив­ном зале. И начинаются они, как правило, с марш-парада (смот­ра строя и песни). Затем проводятся [массовые гимнастические выступления с включением элементов акробатики, художествен­ной гимнастики и народных танцев. Организуются соревнования между командами по волейболу, баскетболу, футболу, перетяги­ванию каната, проводятся показательные выступления борцов, боксеров, фехтовальщиков и представителей других видов спорта.

Содержание массовых физкультурных праздников зависит от их смыслового предназначения, от условий и места проведения, от контингента и подготовленности участников, от материальных возможностей и творческих способностей организаторов празд­ника.

Исходя из предназначения и содержания физкультурного празд­ника разрабатывается программа. Для ее отдельных номеров со­ставляются специальные упражнения. В соответствии с раскрыти­ем темы праздника подбирается музыкальное оформление. Жела­тельно, чтобы оно соответствовало возрастным возможностям участников выступления, было эмоциональным по содержанию, с четким ритмическим рисунком. Яркая жизнерадостная музыка способствует установлению активного контакта участников выс­тупления со зрителями.

Вольные упражнения для массовых выступлений составляются из движений, удобных для согласованного выполнения участни­ками выступления. Они должны быть зрелищными, поддающи­мися элементам театрализации.

Практика проведения физкультурных праздников показала, что наиболее доступными для выполнения младшими школьниками и зрелищными являются вольные упражнения с флажками, с боль­шими разноцветными мячами, лентами и детскими зонтиками. Для девочек среднего и старшего возраста доступны достаточно сложные и красивые упражнения типа ритмической гимнастики, упражнения с лентами, скакалками, обручами и др. Для юношей этого же возраста могут быть применены упражнения с гимнасти­ческими палками, гантелями, шестами, канатами, а также с ис­пользованием элементов акробатики. Украшением праздников все­гда были хороводы, народные танцы и пирамиды, построенные с применением легких конструкций.

Подготовка и проведение массовых выступлений включают ряд последовательно выполненных мероприятий: составление програм­мы и сценария, подбор музыкального оформления, составление и изучение комплексов упражнений, танцевальных комбинаций, проведение сводных и генеральных репетиций, проведение празд­ника и подведение итогов.

Подготовка праздника в школе и лечебно-оздоровительном ла­гере начинается с создания оргкомитета (штаба). В его состав вклю­чаются лица, способные успешно решать хозяйственные, органи­зационные и творческие задачи, связанные с подготовкой и про­ведением праздника.

Разработка сценария основывается на имеющихся в распоря­жении организаторов праздника условиях (стадион, площадки и др.), средствах (инвентарь, снаряды, разнообразие и цвет спортив­ной формы), на подготовленности выступающих. В сценарий вхо­дит подробная разработка содержания предстоящего праздника и последовательность проведения всех намеченных номеров выступ­лений с учетом того, что к концу праздника зрелищность выступ­лений должна нарастать.

Обучение упражнениям и тренировка в их исполнении прово­дятся сначала с небольшими группами участников, затем по мере усвоения упражнений группы укрупняются. Среди участников вы­являются наиболее сообразительные и надежные исполнители, для того чтобы их можно было поставить на наиболее ответствен­ные места в общем строю. После отработки каждого номера про­граммы приступают к сводным репетициям, отрабатываются вы­ходы и уходы, уточняются ориентиры, сигналы руководителя, монтируются музыкальное оформление и дикторский текст. За­вершающим этапом подготовки является проведение генеральной репетиции всего будущего спортивного праздника. Желательно проводить ее в парадной форме, чтобы потом можно было подо­гнать форму под каждого участника.

После завершения спортивного праздника подводятся итоги, отмечаются участники, внесшие наибольший вклад в его подго­товку и проведение.