9
Организация и проведение занятий по гимнастике в школе
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры и здоровья с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного и продленного дня, в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию.
Основные задачи урока
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает всестороннее педагогическое воздействие на личность занимающихся в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам (биологически обусловленной, психике, опыту, направленности личности).
Подготовительная часть урока
В подготовительной части урока осуществляется подготовка занимающихся к успешному решению задач его основной части. Начинается она с организации группы и психологического настроя занимающихся на активное и сознательное отношение к уроку. Оно создается, прежде всего, за счет воздействия педагога на чувства и эмоции занимающихся, возбуждения у них интереса к уроку. Это достигается искусством педагога оказывать влияние на занимающихся своим внешним видом, поведением, приветливостью и в то же время необходимой строгостью, требовательностью. Главным же в формировании отношения занимающихся к уроку является убеждение их в пользе занятий гимнастикой для здоровья, для повышения физической и умственной работоспособности, для обогащения двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, морально-нравственным опытом, для развития психических и личностных свойств. Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические (оздоровительные), образовательные и воспитательные.
В группу физиологических задач входят: а) подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к интенсивной работе; б) разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений; в) подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости. Такая разносторонняя предварительная подготовка занимающихся является важным профилактическим мероприятием от возможных перегрузок и травм. Методически грамотное проведение перечисленных выше мероприятий содействует повышению работоспособности занимающихся, эффективности урока.
Увеличение нагрузки к концу подготовительной части урока до значительной (160 — 180 уд/мин) оказывает тренирующее воздействие на организм занимающихся, готовит их к значительным физическим и психическим напряжениям в основной части урока и содействует установлению дисциплины, устойчивого внимания и порядка. Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка приводит, как правило, к противоположным результатам.
К образовательным задачам относятся: а) обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях; приучение к правильному режиму учебы, отдыха, питания, занятий гимнастикой и др.; б) формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осанки, красивой манеры движений, походки; в) обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в соответствии с требованиями строевого устава Армии РБ; г) развитие психомоторных способностей. При решении образовательных задач одновременно осуществляется и воспитание юных гимнастов. Им сообщаются научные знания, а они носят воспитывающий характер.
Воспитательные задачи: а) привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимнастикой; б) приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений; в) воспитание чувства собственного достоинства, скромности, трудолюбия, старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся в ней; г) развитие целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности и смелости; д) приучение к коллективным действиям, взаимовыручке; е) воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении любых заданий педагога; ж) приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решаются во взаимосвязи. Однако соотношение времени, отводимого на их осуществление, может изменяться в зависимости от складывающихся условий на занятиях, непредвиденных и заведомо не планируемых обстоятельств. Основными средствами решения педагогических задач служат строевые и общеразвивающие упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры в сочетании со словом педагога, а так же упражнения нетрадиционных видов гимнастики.
Основная часть урока
В основной части урока решаются следующие задачи:
Повышение функциональных возможностей организма, физической подготовленности и работоспособности занимающихся.
Обучение занимающихся новым спортивным, прикладным, строевым и общеразвивающим упражнениям с целью доведения их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений о назначении вновь изучаемых упражнений и о технике их исполнения, развитие способностей, необходимых для овладения более сложными упражнениями, трудовыми и военно-прикладными двигательными действиями.
Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, а также воли, доброжелательного отношения к окружающим, чувства собственного достоинства и др.
Эти задачи решаются во взаимосвязи. Для этого применяются упражнения на снарядах и со снарядами, игры, эстафеты и др. Упражнения подбираются в зависимости от способностей занимающихся справиться с ними. Их возможности должны быть несколько выше, чем того требуют изучаемые упражнения, потому что обучаемым нужен успех: он вселяет уверенность в своих силах, вызывает интерес, побуждает к проявлению воли, формирует активное отношение к занятиям. Большие трудности и неудачи вызывают неприятные чувства, переживания, неуверенность в себе, робость и в конечном итоге отрицательное отношение к уроку, к занятиям гимнастикой. Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его плотности.
Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов:
Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором — может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем — повторяется пройденное, развиваются двигательные способности.
При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре. При этом нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты распределяется равномерно. В работу вовлекается возможно большее количество мышечных групп. Этим достигается гармоническое развитие мышечной силы, быстроты и выносливости к мышечной работе. При развитии у занимающихся двигательных способностей в начале основной части урока выполняются упражнения для развития координации движений, гибкости, равновесия, затем — быстроты; урок заканчивается выполнением упражнений для развития мышечной силы и выносливости.
Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующими упражнениями или не оказало бы отрицательного влияния.
Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередования режима работы и отдыха.
Заключительная часть урока
В этой части осуществляется завершение урока и решаются следующие задачи:
Постепенное снижение физической и психологической нагрузки. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для протекания восстановительных процессов в организме.
Подведение итогов урока. Здесь педагог должен предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на уроках.
Задание для самостоятельной работы.
Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений:
Успокаивающие упражнения: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, самомассаж. Выполнение этих упражнений позволяет постепенно снизить нагрузку и содействовать активному отдыху.
Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.
Упражнения, повышающие эмоциональное состояние занимающихся: игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней. Эти упражнения создают бодрое, жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива, усиливают желание заниматься гимнастикой.
Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяется содержанием его основной части. Поэтому при написании конспекта урока сначала составляется основная часть, затем — подготовительная и, наконец, заключительная.
Организация учебного труда на уроке
Учебный труд занимающихся на уроке может быть организован фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым способами.
Фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной и заключительной частях урока. В ряде случаев его используют и в основной части, например, при разучивании вольных упражнений для массовых выступлений на спортивных праздниках, при развитии двигательных способностей с использованием гимнастической стенки, скамеек, скакалок, гантелей и др. При этом способе применяются несложные по технике исполнения или ранее хорошо разученные упражнения, не требующие помощи и страховки. Его вариантами являются: а) одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися; б) попеременное выполнение упражнений, при котором одни выполняют упражнение, а другие смотрят, оценивают, устраняют ошибки, оказывают помощь, соревнуются на лучшее исполнение.
Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Суть его состоит в том, что занимающиеся делятся на группы по полу, уровню физической или гимнастической подготовленности. Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем по команде педагога меняется местами. В группе занимающиеся выполняют упражнение поочередно или один выполняет упражнение, а другие оказывают помощь, страхуют, исправляют ошибки. Каждая группа имеет своего старосту, который следит за порядком, оказывает помощь занимающимся.
При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему рабочем месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств.
Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы. На одном рабочем месте могут выполняться упражнения для развития координации движений, на другом — для развития равновесия на уменьшающейся площади опоры, на третьем — гибкости, на четвертом — мышечной силы, на пятом — быстроты двигательных действий, на шестом — выносливости к мышечной работе и др.
Организация урока и способы управления занимающимися
Организация урока складывается из подготовки к нему учителя и учеников, инвентаря и оборудования; своевременного начала и окончания урока.
Подготовка учителя предусматривает: тщательное планирование урока с учетом условий, в которых он будет проходить; составление конспекта занятия; соответствующий внешний вид учителя, его настрой на урок.
Подготовка учеников к уроку заключается в сообщении им темы очередного занятия; в подготовке ими своего спортивного костюма в зависимости от условий, в которых будет проходить занятие; в организации места и порядка переодевания.
Построение учащихся в начале, в конце или в ходе урока время от времени целесообразно менять. Построение возможно не только в одну шеренгу, как это принято, но и в две шеренги лицом одна к другой. Такое построение удобно при обучении строевым приемам на месте, несложным общеразвивающим, акробатическим и другим видам упражнений. Часто бывает целесообразным построение буквой «Г» или «П», полукругом, по кругу, по специальной разметке спортивного зала. Важно выбрать такой способ построения, чтобы ученики хорошо видели и слышали учителя, могли оказать помощь друг другу в выполнении изучаемых упражнений. Его рекомендуется периодически менять, особенно при занятиях с младшими школьниками.
Подготовка инвентаря и оборудования состоит в том, что учитель проверяет их наличие, исправность, удобно располагает инвентарь в зале или заранее готовит его; правильно размещает учеников в зале, обеспечивая безопасность упражнений.
Распределение и сбор мелкого инвентаря (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели и др.) могут осуществляться: а) самим учителем; б) специально назначенным раздатчиком и сборщиком; в) каждым учащимся самостоятельно. Каждый из способов может выполняться по-разному: передвигаться к месту раздачи в колонне по одному и брать нужный предмет самостоятельно или из рук раздатчика, самостоятельно выходить из строя и брать нужный предмет. Двигаться к месту раздачи и обратно к строю можно одной из разновидностей шага, бега, подскоками, выполняя несложные движения руками, головой, туловищем и др. При этом надо приучать учеников к следующим требованиям: передвигаться, никого не задевая, брать предметы, не выбирая, без разрешения не выполнять с ними никаких движений, в получении и сдаче предметов мальчики должны уступать первенство девочкам. Действия каждого учащегося учитель оценивает.
Помощники учителя. С целью лучшей организации и качества проведения урока учитель выбирает в помощь себе наиболее подготовленных в гимнастике, дисциплинированных и ответственных учеников. По мере надобности с ними проводятся краткие беседы и методические занятия, инструктажи с целью обучения приемам помощи и страховки, технике исполнения и методике обучения несложным упражнениям. Работа помощников периодически оценивается, укрепляется их авторитет среди учащихся. Желательно, чтобы помощниками поработали все ученики. Это позволит им испытать свои способности, стать более общительными, улучшить отношение к занятиям, повысить свою успеваемость.
Своевременность начала и окончания урока в значительной мере определяет порядок, дисциплину, отношение учеников к занятию и его эффективность. Каково начало урока, таковы его конец и эффективность. Опоздание класса или отдельных учеников срывает план учителя, подрывает его авторитет, дезорганизует занимающихся.
Учащиеся младших классов приходят на урок строем, мальчики и девочки располагаются в общем строю; в старших классах юноши и девушки строятся отдельно. Освобожденные от занятий присутствуют на уроке и находятся на левом фланге как в начале, так и в конце урока. Они привлекаются в качестве помощников учителя при организации занятия, при учете посещаемости и успеваемости, при раздаче и сборе мелкого инвентаря. Они слушают объяснения учителя и выполняют доступные для них упражнения или же наблюдают за действиями своих товарищей, оценивают их и помогают устранять замеченные ошибки.
Урок начинается с рапорта дежурного. Бодрый рапорт, хорошая строевая подготовленность дежурного и его внешний вид во многом содействуют созданию бодрого, рабочего настроения, деловой обстановки на уроке. Это закрепляется и усиливается действиями учителя: его манерой здороваться с учащимися, сообщением задач урока, внешним видом и поведением перед строем, умением пользоваться различными способами управления занимающимися.
Управление занимающимися складывается из умения пользоваться командами, распоряжениями, просьбой, личным примером.
Команда должна подаваться громко, отчетливо, чтобы все ее слышали и понимали смысл. Однако в зависимости от возраста занимающихся, их пола, дисциплины и отношения к занятию, эмоционального настроя она может (должна) подаваться с различными эмоционально-смысловыми оттенками и степенью громкости: а) мягко, уважительно и не слишком громко — при очень хорошей дисциплине и четком исполнении строевых (общеразвивающих и др.) упражнений; б) громко и требовательно — когда надо мобилизовать занимающихся на более четкое и старательное выполнение заданий; в) сурово и властно — при нарушениях дисциплины, невнимательном и халатном выполнении строевых приемов.
Надо избегать однотипной подачи команд, не злоупотреблять ими, стараясь умело сочетать их с распоряжениями, просьбами, различного рода сигналами, личным примером.
Распоряжение отдается кратко, мягче, чем команда, но достаточно категорично, так, чтобы у занимающихся не возникла мысль о возможности выполнить его кое-как и тем более игнорировать. Просьба выражается мягко, со словом «пожалуйста». Однако мягкость выражения просьбы не должна давать повода для небрежности или халатности, нерасторопности при выполнении, тем более для отказа. Она должна располагать учащихся к педагогу, побуждать желание выполнить ее в знак уважения к нему.
Личный пример педагога должен обладать большой побудительной силой для проявления самых активных и старательных действий учащихся. Здесь сочетаются распоряжение (уверенные, повелительные и в то же время задорные нотки в голосе), мягкость и такт просьбы и активные, увлекающие действия самого педагога. Например: «Времени в обрез, но надо успеть навести Порядок в спортивном зале. Каждый выполняет свое задание, не задерживая других. Начали!»
Точность исполнения команд, распоряжений, просьб, активное следование личному примеру педагога зависят от его делового авторитета, справедливой требовательности во всем и уважительного отношения к занимающимся.
К способам управления занимающимися относятся также: помощь, утешение, одобрение, поощрение, напоминание, совет, подбадривание, доверительное общение, убеждение, порицание. Во всех случаях нужен индивидуальный и личностный подход к занимающимся.
Место учителя перед учащимися на уроке выбирается с таким расчетом, чтобы он мог видеть всех учеников, наблюдать за действиями каждого из них, чтобы учащиеся хорошо видели и слышали своего педагога и не мешали друг другу при выполнении упражнений.
Примерными критериями качества урока могут быть следующие:
Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методических приемов и к их планированию; успешность решения поставленных перед уроком задач.
Способность учителя давать систему знаний о вновь изучаемых упражнениях: о технике исполнения и требованиях, которые они предъявляют к занимающимся; о потенциальных возможностях упражнений для эффективного использования их при решении оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных задач, для развития способностей, необходимых в учебной, спортивной и будущей профессиональной деятельности^уча-щихся.
Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортивной тренировки.
Хорошо продуманная и практически осуществленная организация урока, уверенное управление занимающимися, хорошая дисциплина, организованность, полноценное решение задач урока.
Каждый из указанных критериев и урок в целом могут оцениваться дифференцированно. В зависимости от вида урока (учебный, тренировочный, контрольный и др.) эти критерии могут несколько видоизменяться или дополняться.
Планирование и учет учебной работы по гимнастике в школе
Учебно-тренировочные занятия в школе, средних профессиональных учебных заведениях и ДЮСШ организуются и проводятся в соответствии с государственными программами, которые
предусматривают: а) укрепление здоровья и поддержание высокой физической работоспособности; б) обеспечение разностороннего физического развития; в) обогащение занимающихся новыми знаниями, умениями и навыками; г) подготовку спортсменов и судей по гимнастике.
Успех в работе в значительной мере определяется постановкой четко организованного и хорошо спланированного учебно-тренировочного процесса. Его эффективность зависит от систематического учета результатов работы. На основании данных учета вносятся необходимые изменения в планирование работы, совершенствуется содержание занятий, методика обучения, повышается педагогическое мастерство тренеров. При планировании учитываются контингент занимающихся, задачи, стоящие перед коллективом, условия работы и количество часов, отводимых для занятий с группой.
Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной
и специальной медицинских групп
На основании медицинского заключения все школьники распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной медицинской группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. Им разрешаются занятия в полном объеме по программе физического воспитания, а также тренировочные занятия и участие в соревнованиях по гимнастике и другим видам спорта.
К подготовительной медицинской группе относятся школьники, не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья, но слабо физически подготовленные. Они занимаются по школьной программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений) и дифференцированного дозирования нагрузки. Программный материал они осваивают постепенно; нормативы, по которым определяется их успеваемость, разрабатываются учителем индивидуально, с учетом имеющихся у каждого из них отклонений в состоянии здоровья. Занятия в каких-либо секциях им не разрешаются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах специальной физической подготовки или самостоятельно. Для них составляются индивидуальные комплексы упражнений, направленные на расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие силы, координации движений и быстроты, гибкости, выносливости, внимания, памяти на движения, воли и др.
При улучшении состояния здоровья, физической подготовленности учащиеся переводятся в основную медицинскую группу. Обычно школьники основной и подготовительной медицинских групп занимаются вместе. Это, безусловно, усложняет работу учителя, поэтому приходится изыскивать такой способ организации совместных учебных занятий, который бы в меньшей мере снижал их качество. Однако в любом случае дети подготовительной группы должны чувствовать себя наравне со всеми, и излишняя опека может снизить их активность.
Наибольшее внимание уделяется учащимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим предметам, но являются противопоказанием к занятиям физической культурой по школьной программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.
Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, Уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого ребенка различны, то комплектование групп рекомендуется вести по возрастному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объединение в одну группу школьников, страдающих различными заболеваниями, допустимо и целесообразно, так как характер приспособления здорового организма и с отклонениями к физической нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и Методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упражнения на лечение заболеваний, показания и противопоказания.
Массовые гимнастические выступления и спортивные праздники в школе
и детских оздоровительных лагерях
Спортивные праздники и гимнастические выступления способствуют формированию личности человека, его гармоническому развитию. Они служат прекрасным средством общения людей, имеют большое агитационное значение в приобщении школьников и их родителей к регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, активно влияют на духовный мир участников выступлений и зрителей, создают возможности для решения многих воспитательных задач. Динамика и острота борьбы за первое место в спортивном состязании, эстетическое наслаждение от массовых гимнастических выступлений объединяют школьников, учителей и родителей и тем самым способствуют решению педагогических задач: воспитанию сознательного отношения к физической культуре, дисциплинированности, чувства коллективизма и др.
Спортивные праздники школьников, как правило, посвящаются знаменательным датам, подведению итогов спортивного года, открытию и закрытию пионерского лагеря, соревнованиям типа «Папа, мама и я — спортивная семья» и др. Они могут проводиться на стадионе, спортивной площадке, водоеме или в спортивном зале. И начинаются они, как правило, с марш-парада (смотра строя и песни). Затем проводятся [массовые гимнастические выступления с включением элементов акробатики, художественной гимнастики и народных танцев. Организуются соревнования между командами по волейболу, баскетболу, футболу, перетягиванию каната, проводятся показательные выступления борцов, боксеров, фехтовальщиков и представителей других видов спорта.
Содержание массовых физкультурных праздников зависит от их смыслового предназначения, от условий и места проведения, от контингента и подготовленности участников, от материальных возможностей и творческих способностей организаторов праздника.
Исходя из предназначения и содержания физкультурного праздника разрабатывается программа. Для ее отдельных номеров составляются специальные упражнения. В соответствии с раскрытием темы праздника подбирается музыкальное оформление. Желательно, чтобы оно соответствовало возрастным возможностям участников выступления, было эмоциональным по содержанию, с четким ритмическим рисунком. Яркая жизнерадостная музыка способствует установлению активного контакта участников выступления со зрителями.
Вольные упражнения для массовых выступлений составляются из движений, удобных для согласованного выполнения участниками выступления. Они должны быть зрелищными, поддающимися элементам театрализации.
Практика проведения физкультурных праздников показала, что наиболее доступными для выполнения младшими школьниками и зрелищными являются вольные упражнения с флажками, с большими разноцветными мячами, лентами и детскими зонтиками. Для девочек среднего и старшего возраста доступны достаточно сложные и красивые упражнения типа ритмической гимнастики, упражнения с лентами, скакалками, обручами и др. Для юношей этого же возраста могут быть применены упражнения с гимнастическими палками, гантелями, шестами, канатами, а также с использованием элементов акробатики. Украшением праздников всегда были хороводы, народные танцы и пирамиды, построенные с применением легких конструкций.
Подготовка и проведение массовых выступлений включают ряд последовательно выполненных мероприятий: составление программы и сценария, подбор музыкального оформления, составление и изучение комплексов упражнений, танцевальных комбинаций, проведение сводных и генеральных репетиций, проведение праздника и подведение итогов.
Подготовка праздника в школе и лечебно-оздоровительном лагере начинается с создания оргкомитета (штаба). В его состав включаются лица, способные успешно решать хозяйственные, организационные и творческие задачи, связанные с подготовкой и проведением праздника.
Разработка сценария основывается на имеющихся в распоряжении организаторов праздника условиях (стадион, площадки и др.), средствах (инвентарь, снаряды, разнообразие и цвет спортивной формы), на подготовленности выступающих. В сценарий входит подробная разработка содержания предстоящего праздника и последовательность проведения всех намеченных номеров выступлений с учетом того, что к концу праздника зрелищность выступлений должна нарастать.
Обучение упражнениям и тренировка в их исполнении проводятся сначала с небольшими группами участников, затем по мере усвоения упражнений группы укрупняются. Среди участников выявляются наиболее сообразительные и надежные исполнители, для того чтобы их можно было поставить на наиболее ответственные места в общем строю. После отработки каждого номера программы приступают к сводным репетициям, отрабатываются выходы и уходы, уточняются ориентиры, сигналы руководителя, монтируются музыкальное оформление и дикторский текст. Завершающим этапом подготовки является проведение генеральной репетиции всего будущего спортивного праздника. Желательно проводить ее в парадной форме, чтобы потом можно было подогнать форму под каждого участника.
После завершения спортивного праздника подводятся итоги, отмечаются участники, внесшие наибольший вклад в его подготовку и проведение.