Туянина Алтынай Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ поселка Дукат»
Лэпбокс – как одна из форм проектной (практической) деятельности
при подготовке к научно-практической конференции
Если человек в школе не научится творить, то и в
жизни он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
В основе любой исследовательской (проектной) работы лежит такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением (доказательство или опровержение). Исследование проходит с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности. По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы; ознакомление с литературой по данной проблеме; овладение методикой исследования; сбор собственного материала; анализ; обобщение; выводы. Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. И как писал Л.Н. Толстой «Если человек в школе не научиться творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Соответственно необходимо создавать для обучающегося проблемные ситуации, мотивацию к деятельности, где ученик будет проявлять творчество для решения поставленной проблемы.
При защите исследовательского проекта одной из форм предоставления своей работы является оформление результатов в виде презентации, приложения к исследовательским работам (лепбука, минибука, альбома, плаката, «раскладушки», буклета…). Наиболее презентабельным для нас было приложения в виде лепбокса.
Лэпбокс – это одна из форм лэпбука. А что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – это удобное и информационно-насыщенное пособие для расширения, закрепления представлений и понятий. Лэпбук представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, игр, раскрасок, загадок, стихов, пазлов, мини сообщений в любой форме и на любую тему. Лэпбук отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу и одна из форм представления итогов проекта. Лэпбокс ученик собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы в виде раскрывающейся коробки. Чаще всего основой для лэпбокса является картон, которая позволяет держать форму. Нужно взять лист картона, согнуть его на несколько частей, придать форму коробки, причем все 4 стороны должны раскрываться. Для лэпбокса подходят 5 или 6 коробок (но не больше), которые размещаются внутрь друг друга в виде матрешки. При необходимости можно обклеить цветной бумагой или самоклеящейся пленкой. Затем сделать различные кармашки разной формы и размеров в виде гармошки, блокнотика, конвертик, вращающийся круг, фигурный кармашек (шестиугольник, четырёхугольник, треугольник). Таким образом, можно сказать, что лэпбокс — это собирательный образ книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. А в остальном лэпбокс не отличается от лэпбука.
Лэпбокс, как и лэпбук обладает полифункциональностью, информативностью, вариативностью. Лэпбокс может собрать как один ребёнок, так и группа детей разных возрастов, но под руководством учителя или родителей. Своей интересной формой обеспечивает игровую, творческую и познавательную активность детей.
Задания в лэпбоксе могут быть разной сложности, содержать игровые формы заданий в виде собери пазл, раскрась рисунок, найди картинки по тени, отгадай загадки… Лэпбокс способствует компактному хранению информации (большое количество разной информации, заданий и игр в одной коробке), закреплению изученного материала, развитию речи, запоминанию материала, возможности добавлять новые задания в «кармашки».
Первый опыт работы с учеником при работе над лэпбоксом был на историческую тему при подготовке к научно-исследовательской работе «Мой первый шаг в науку» по теме: «Мой прадедушка – герой Великой Отечественной войны». Лэпбокс состоял из шести коробок. Верхняя первая часть была посвящена страницам истории Великой Отечественной войны. Информация и фотографии о войне в 1941-1945 г.г. была взята из энциклопедий и интернет-источников. Вторая коробка (поменьше) была посвящена артиллерийской танковой части, в которой служил прадед ученика (фото техники, военный путь части, игровая часть (отгадай загадки про технику, собери пазл, найди по тени военную технику, раскраски). Третья коробка была про самого прадеда (военный путь, архивные материалы семьи: страницы военного билета, фотографии орденов и медалей с документами; архивные материалы с интернет-портала «Память народа» (копии приказов о награждении, копии страниц полевого журнала). Четвертая коробка посвящена семье прадеда (фотографии из семейного альбома). Пятая коробка состояла из фотографий класса с 9 мая, фотографий ученика с родителями на разных патриотических мероприятиях. Внутри шестой коробки была ласточка, которая в клюве держала письмо ученика прадеду, рядом лежала последняя юбилейная медаль прадеда. Кармашки с заданиями, информационный материал, фотографии клеились на внешние и внутренние стенки коробок. В целом лэпбокс получился интересным, занимательным, насыщенным и в течение нескольких месяцев был в центре внимания детей. Дети лэпбокс открывали на переменах, рассматривали ордена и медали, переспрашивали, выполняли задания игровой части.
Впоследствии, уже с остальными детьми, были сделаны еще несколько лэпбоксов на разные темы: перелётные и зимующие птицы севера; космос; защитники отечества (к 23 февраля); всё для девочек (к 8 марту); материки земли; наша родина – Россия; времена года; части речи; в мире математики. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Темы должны соответствовать возрасту детей и быть интересными для них. Часто тема будущего лэпбокса определялась после беседы с детьми. И с этого момента начинается совместная деятельность педагога и обучающихся.
Для учащихся лэпбокс — это не только возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, ну и самим поучаствовать в творческой деятельности.
При работе над лэпбоксом мы опирались на следующие алгоритмы:
– выявление интересов обучающихся;
– анализ результативности усвоения образовательной программы;
– изучение методической литературы по теме;
– систематизация и анализ методической литературы (подбор заданий, дидактических игр, информации по теме, кармашков, раскрасок, пазлов);
– сборка лэпбокса (использование парной, групповой работы, установление взаимодействия с родителями);
– оформление лэпбокса.
Для лэпбокса можно выбрать такие задания: собери пазл; раскрась картинку; найди по тени (предмет определяется по тематике); кармашки с загадками, стихами, песнями; паспорт (например птицы); календарь; творческие задания (ребусы, кроссворды); рассказы по картинкам; карточки с изображением предметов по теме (зимующие птицы, звездное небо…); игры-находилки; карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстрации…
При работе над лэпбоксом дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться цели, предвидеть результат своей работы, учатся подбирать материал, располагать его на макете.
Таким образом, мы можем сказать, что метод «лэпбокс» актуален и эффективен. В использовании данного метода происходит творческое развитие, раскрываются его индивидуальные способности. В современной проектной деятельности и в учебном процессе использование лэпбокса весьма ценна как для педагогов, так и для обучающихся.
Используемая литература:
Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга»//Обруч.2015.№4. с.29-30
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. От качественного урока – к качественному образованию. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ot-kachestvennogo-uroka-k-kachestvennomu-obrazovaniyu-807659.html