СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лэпбук, как дидактический материал для формирования математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке описывается работа по лэпбукам,которые можно использовать на уроках математики как дидактический материал

Просмотр содержимого документа
«Лэпбук, как дидактический материал для формирования математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики»

Методическая разработка по теме

«Лэпбук, как дидактический материал для формирования математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики»

Автор: Зайцева Наталья Владимировна

Организация: Государственное казенное «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Переход на новые образовательные стандарты предполагает использование новых подходов к процессу обучения, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения. В рамках ФГОС учителю необходимо научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди большого множества источников информации. И самое главное, необходимо сделать так, чтобы процесс обучения был ориентирован на успех и изучаемый материал остался в памяти надолго, чтобы он научился пользоваться знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно узнать что-то большее по этой теме. Встает вопрос как это сделать? Как же воспитать в школьнике такую инициативу, сформировать в нем желание получать новые знания и, главное, пользоваться ими, тем самым закрепляя пройденные темы? Ребенку легче всего дается тот образовательный материал, который ему интересен – яркий, красочный, запоминающийся. Также мы все знаем, что дети очень любят играть. Наиболее полно реализовать задачи ФГОС позволяют технологии деятельностного обучения. К этой технологии можно отнести создание лэпбука. Термин lapbook (лэпбук) впервые был придуман Тэмми Дюби, писательницей из Вирджинии, США. Она назвала его так, потому что весь проект может быть оформлен в виде небольшой книги или папки, которая помещается на коленях ребенка (lap – колени, book – книга). Идея создания лэпбуков активно используется американскими педагогами и родителями и становится популярной в России. Лэпбук — это папка с кармашками, окошками и всевозможными вкладками, в которую помещены материалы на одну тему. При создании лэпбука не предполагается простое переписывание текста из учебника. Здесь требуется творческий подход: в лэпбуке помимо справочной информации могут размещаться кроссворды, загадки, ребусы, раскраски по изучаемой теме. Для оформления материала придумываются разнообразные кармашки, вкладки. Все это оформляется в цвете. С помощью технологии лэпбукинга решить поставленные задачи могут и преподаватели математики. Уже несколько лет я практикую идею создания лепбуков на уроках математики в 5 – 9 классах. Данная идея очень хорошо вписалась в мою образовательную деятельность. Создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение. Кроме того, всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. То есть в процессе создания лэпбука материал по изучаемой теме запоминается легче.

Самое главное и ценное то, что лэпбук делается вручную. В школах сейчас идет массовое увлечение презентациями, созданными в Microsoft Power Point. При этом совсем упускается из поля зрения то, что ребенок должен не только увидеть картинку и прочитать готовый текст, а потрогать, почувствовать. Нельзя забывать о важности мелкой моторики рук в процессе развития речи. А ведь при создании лэпбука нужно что-то вырезать, приклеить, написать. И это важно не только для школьников младших классов, но и для обучающихся более старшего возраста. На уроках математики за создание лэпбуков с удовольствием берутся как учащиеся 5-х классов, так и девятиклассники. Хотя у обучающихся работы на первых порах получаются простенькие, но результаты качества знаний при работе с лэпбуками значительно выше. Лэпбук помогает закрепить изучаемую тему из школьной программы, собрать воедино информацию по этой теме, систематизировать полученные знания. Обучающийся учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. При этом нет строгих рамок в оформлении лэпбука. Обучающийся по своему желанию может организовать изложение информацию по изучаемой теме, что дает ему возможность лучше понять и запомнить материал. В своей практике я часто использую создание лэпбуков в конце изучаемой темы. Это хороший способ для повторения пройденной темы.

Лэпбуки, созданные моими учениками, хранятся в кабинете математики. При повторении тем учащиеся всегда могут взять свои работы и использовать их на уроке. Это вызывает положительные эмоции потому, что всегда приятно держать в руках, показать соседу книжечку, сделанную своими руками.

Работа над созданием лэпбука может проходить по-разному. Можно выполнять лэпбук индивидуально, а можно в парах или мини-группах. Работая в паре или мини-группе, обучающиеся учатся договариваться, делить ответственность между собой, делать работу сообща. Таким образом, в основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение обучающихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. Так же можно на уроке показать идею создания лэпбука и попросить реализовать эту идею в качестве домашнего задания. Таким образом, домашнее задание будет носить творческий характер. Часто ребята 5–6 классов при выполнении такого задания привлекают в помощь родителей. Совместное творчество с родителями очень полезно, родители непосредственно вовлекаются в процесс развития творческих способностей детей.

Кроме того, лэпбук может быть использован и в качестве результата проектной деятельности. Создание лэпбука содержит все этапы проектной деятельности: целеполагание (выбор темы); разработка лэпбука (составление плана), выполнение (практическая часть), подведение итогов (демонстрация лэпбука, коллективное обсуждение). Результат такой проектной работы может быть оформлен в виде выставки.

Таким образом, лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который сделан вручную и направлен на развитие у обучающегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы

Создание лэпбука помогает в формирование предметных результатов и базовых учебных действий по математике.

Подводя итоги всему сказанному, можно утверждать, что результатом обучения при таком подходе оказывается уже не усвоение конкретных знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!