Составили: Прокопьева А. А., Грогуль С.П.
г. Усолье- Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 17»
Лэпбук как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста
«Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».
Актуальность
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
В законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Новая форма организации- лэпбук
Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая решает все данные проблемы является лэпбук
Лэпбук– в дословном переводе с английского значит «наколенная папка». Это такая небольшая самодельная книга- игрушка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками (гармошками), которые ребенок может достaвать, перекладывать, складывать, играть по своему усмотрению. В нем собирается материал по какой-то определенной теме.
Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного процесса у детей дошкольного возраста.Рассматривание такой папки в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из их потребностей и интересов.
Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта в процессе, которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Само создание лэпбука поможет им закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание лэпбука в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В процессе такого творчества ребенок становиться не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги, журнала, раздаточного и наглядного материала, который направлен на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в рамках заданной темы.
Требования к оформлению лэпбука
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
доступен: например, лэпбук имеет свободный доступ, находится на уровне глаз детей. Его можно использовать как индивидуально с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
безопасен: например, выполнен из картона, бумаги, довольно легкий и небольшого размера;
обладает дидактическими свойствами: например, ребенок знакомиться с цветом, формой, величиной, признаками предмета. Проводит классификацию предметов по одному признаку, закрепляет счет, монологическую речь, находит лишнее, и т.д.
является средством художественно-эстетического развития ребенка: например, знакомится с художниками с их репродукциями, приобщается к миру природы, знакомится с художественными произведениями: стихами, загадками и т.п.
вариативен: например, использование разрезных картинок, как для сложения, так и для составления рассказа по ним, также идет закрепление пройденного материала.
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников: например, задания могут содержать ребусы, кроссворды, «ходилки». Дети проявляют творческую активность при изготовлении лэпбука: придумывают название «кармашкам», оформляют, украшают его и т.д.
Лэпбук, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, дает возможность педагогу построить деятельность ребенка на основе индивидуальных его особенностей, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Преимущества лэпбука
Работая с лэпбуком, мы выделили некоторые его преимущества:
лэпбук для детей –книжка-игрушка, папка-сюрприз, побуждающая к активному взаимодействию со взрослым и сверстниками. Например, ребенок раскрывает для себя мирприроды находит взаимосвязи, использует эти знания в самостоятельной, трудовой деятельности, в игре.
лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную познавательную деятельность воспитанников, осуществляя индивидуальную работу; отличный способ закрепления материала, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности. Нaпример, при создании совместного лэпбука о зимующих птицах мы выявили интересы некоторых детей, увидели их возможности, способности к собственной деятельности, которую они проявляли.
лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал собственного ребенка, проявить свое творчество, принять участие в жизни группы, детского сада.
лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития самого педагога, средство повышения компетентности родителей и педагога. Лэпбуки значительно пополнили нашу предметно-развивающую среду в группе, тематика их разнообразна: «Правила дорожного движения», «Зимующие птицы», «Усолье-Сибирское» Каждый лэпбук тесно переплетается с темами ДОУ. Посещая нашу группу, можно сразу определить какая тема у нас.
Лэпбук универсальное пособие, так как может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Он включает в себя познавательные, коммуникативные, развивающие и игровые функции. Используется как на занятии, так и в самостоятельной деятельности.
Лэпбук раскрывает коммуникативный потенциал ребенка. Чтобы его заполнить, детям необходимо выполнить определенные задания, отгадать загадки, выучить стихотворения, пословицы, скороговорки, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения: за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе.
Используя познавательную функцию в лэпбуке, мы даем возможность детям проявить любознательность,самостоятельность, расширить их кругозор.
Больше всего детей привлекает наличие игровой функции в лэпбуке, где проявляется увлеченность, активность, удовольствие от полученного результата. Например, выложенные самостоятельно ребенком мини-пазлы в целую картину радуют его искренне, он доволен своим результатом, улыбается, смеется, рассказывает всем как он это сделал. Игровые действия помогают детям развивать мышление, воображение, самостоятельность и многое другое.
Этапы изготовления лэпбука
Исходя из своего опыта, мы определили несколько этапов изготовления лэпбука:
1 этап – определение темы. Она может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего получаются лэпбуки на частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Птицы». Но он получится очень обзорным – вряд ли мы сумеем полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У нас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять конкретную профессию, например врач и в лэпбуке дать подробную информацию о ней – то это будет гораздо продуктивнее. Названия для наших лэпбуков выбирали в основном дети, если были разногласия, проводили голосование.
2 этап – планирование. После того, как мы выбрали тему, мы пишем план. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому продумываем, что он должен включать в себя, какие задания, чтобы полностью раскрыть тему. Помощь детей здесь тоже важна, иногда они наталкивают на интересные моменты, которые сам не замечаешь.
3 этап – это сбор информации. Это могут быть пословицы, поговорки, загадки, игры по теме, стихи, рассказы, игровые упражнения, кроссворды, головоломки, «ходилки», раскраски и другая информация. Вот на этом этапе мы подключаем родителей, как участников образовательных отношений. Даем им домашнее задание, рассказываем, как и каким образом лучше предоставить материал детям. Какой использовать формат текста, цветовую гамму, рекомендуем искать информацию не только в Интернете, а больше использовать книги, журналы, газеты, фотографии и т.д.
4 этап – создание макета. Это самый интересный этап. Придумываем, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть рисуем макет. Здесь фантазия безгранична. Формы представления могут быть любые: от самого простого – текстового, до игр и развивающих заданий. И все это помещаем на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Потом все это зарисовываем на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так нам было легче понять, как расположить все элементы. Моим детям больше всего нравятся кармашки необычной формы, например, в форме яблока, листочка, палитры, чайничка и т.п.
5 этап – создание, оформление лэпбука. В соответствии с нашим макетом мы делаем шаблон папки в натуральную величину. Используем для этого готовую картонную папку, обклеиваем ее цветной бумагой для принтера или самоклеящейся пленкой (можно использовать обои), края папки украшаем цветным скотчем или декоративной лентой; всевозможные кармашки в основном делаем из цветной плотной бумаги или картона. Все задания, карточки в лэпбуке ламинируем скотчем или прозрачным файлом для сохранности и долгого использования их.
6 этап – декорирование лэпбука. Здесь играет наша с детьми фантазия. Мы используем различные ленточки, ажурные салфетки, гелевые ручки, фломастеры, стикеры, фигурные дыроколы и т.п. Дети с удовольствием украшают лэпбук, применяя декораторские способности.
Вывод
Таким образом, можно предположить, что лэпбук – это мобильное средство обогащения развивающей среды группы, помогающее закрепить и отработать полученные знания детей на игровых занятиях, это полет фантазии, которая может дать непредсказуемый результат, который однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. А еще лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования, где развиваются доверительные взаимоотношения с семьей, раскрываются интересы и потенциал дошкольника.
Библиографический список
Алябьева, Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях (Библиотека современного детского сада) / Е.А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 38 с.
Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/26230.html
Пироженко, Т. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс] / Т. Пироженко // Режим доступа: http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk-2018
Пуляевская, А. Технология «Лэпбук» и ее применение [Электронный ресурс] / А. Пуляевская // Режим доступа: http://nitforyou.com/lepbuk/-2017-03