СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лепбук на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепбук на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Лепбук на уроках литературы»

Лепбук на уроках русского языка

Актуальность:

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:

  • чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;

  • чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;

  • чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках технологии создания лэпбука.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Лэпбук позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Так при изучении темы «Словари» по русскому языку в 6 классе можно изготовить лепбук «Словари»

Папка содержит следующие элементы:
Книжка с памяткой «Как пользоваться словарем» и списком словарных слов.
Книжка-панорамка «Мой первый словарь».
Мини-книжка «Картинный словарь».
Мини-книжка «Фразеологизмы».
Кармашек «Найди пару».
Кармашек «Ребусы».
Кармашек «Загадки».
Вращающийся круг «Какие бывают словари».
Мини-книжка «Из истории словарей».
Мини-книжка «Тайны русского языка».

Для изготовления папки для лэпбука используются листы формата А3, края которых складывают к середине. 

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать?

Работа проходит в несколько этапов:

  1. выбор темы;

  2. обсуждение плана;

  3. создание макета;

  4. создание шаблона лэпбука.

Тема лэпбука

1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: « Части речи» Но такой лэпбук получится очень обзорным - вряд ли в нем можно полностью отразить все аспекты в ограниченном объеме папки. В таком случае получится обзорная книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для повторения и обобщения знаний по данной теме. А вот если взять какую-нибудь конкретную тему , праздник и дать подробную информацию - то это будет гораздо продуктивнее.

Когда вы определились с темой можно переходить к плану.

2. План

Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Как правило, все задания имеют развивающий характер и направлены на:

  1. развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;

  2. может проходить знакомство с терминологией;

  3. использоваться связь с жизнью, межпредметные связи;

  4. может быть предложена работа с геометрическим материалом и т.п.

На данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное. Очень важно адекватно оценить возможности свои и детей. Как обычно бывает, понравилась тема, появилось вдохновение, и началось, одна идея за другой, одна другой лучше, остановиться сложно, а ведь это еще нужно воплотить в жизнь, создать продукт.

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.

3. Макет

3 этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.

Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Элементы могут быть такими:

  • Кармашки. (обычные), Фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т.д.)

  • Конвертики обычные. Конвертики фигурные.

  • Вращающиеся круги.

  • Книжки простые. Книжка-гармошка.

  • Блокнотик разрезной. (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины.

  • Лист, сложенный в несколько раз (2, 4).

  • Полоса, сложенная в несколько раз.

4. Создание шаблона

Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальные программы, например, «Компас», «Авто КАД», можно воспользоваться и теми, в которых вы привыкли работать. Например, я работала вWord.

  1. Материалы и инструменты

Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:

  • Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, проще сделать своими руками.

  • Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее обычной цветной бумаги), но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас огромное количество видов картона, оформительской бумаги, пленки, пластиковые конверты, уголки. Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры.

  • Ножницы.

  • Клей-карандаш для бумаги.

  • Степлер.

  • Скотч.

  • Могут понадобиться скрепки. Все зависит от вашего воображения.

Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов! Можно заниматься.

Применение в педагогической деятельности

Лэпбук - это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Что же получается на выходе?