СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лепка, аппликация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лепка, аппликация»

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация» направлена на детей дошкольного возраста и ориентирована на развитие творческих способностей в сфере свободного времени.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Лепка.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.

Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.

Аппликация

В дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силу­этным, многослойным, а также техникой обрывания, пле­тения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъ­емная аппликация получается и при частичном наклеива­нии деталей, например, только середины снежинки, цвет­ка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометриче­ских, так и из растительных форм. Более сложными стано­вятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжет­ные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в мно­гослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и накле­ивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются пред­меты заднего плана, а потом среднего и переднего.

Систематическое обучение детей разнообразным спо­собам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоя­тельной деятельности: он может выбрать содержание апп­ликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Воспитателю необходимо закреплять умения, создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.).

Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения.

Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).

Цель программы: сформировать эстетическую культуру, духовность, развитие художественного творчества, через занятие лепкой и аппликацией.

Задачи:

  1. Образовательные:

- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;

- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;

- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.

- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

2. Воспитательные:

- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;

- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;

- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.

3. Развивающие:

- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;

- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;

- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.


Основополагающие принципы обучения.

- принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных творческих навыков, способности их применять в практической деятельности в повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации; умений работать в сотрудничестве; способности работать самостоятельно;

- принцип учета индивидуальных возможностей и способностей, обучающихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания.

- принцип реальности предполагает координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у обучающихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.


Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

-технология развивающего обучения;

-технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;

-технологии сотрудничества;

-информационно-коммуникационные технологии;

-игровые технологии;

-коммуникативно-диалоговые технологии;

-технология индивидуально-группового обучения;

-технология коллективных творческих дел.


Уровни обучения.

  1. "Стартовый уровень". Его задачами являются:

-знакомство с материалом и инструментами и умение сними работать;

- научить умению делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы;

- научить умению вырезать фигуру по прямой линии и по кругу и приклеивать детали на основу.

  1. "Базовый уровень". Его задачами являются:

- создавать предметы, в основе которых лежат геометрические фигуры;

- научить раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;

- научить заострять и закруглять предметы;

- научить вырезать более сложные декоративные узоры как из геометриче­ских, так и из растительных форм;

  1. "Продвинутый уровень". Его задачами являются:

- научить лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой;

- научить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты;

- научить выполнять многослойные сюжет­ные аппликации из бумаги и артона;

- научить создавать сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения;

-продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.

Методы обучения.

Метод дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Метод индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого обучающегося (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Метод проблемного обученияпри такой организации учебного процесса педагог не дает обучающимся готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с Его задачами являются: повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего они сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.





Формы организации учебной деятельности.

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные

Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.





Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводная беседа по технике

безопасности.

Знакомство с материалами и инструментами для творчества.

2

1

1

Опрос

2

«Созрели яблоки в саду»

(пластилинография).

2

1

1

Творческое задание.

3

«Грибы».

2

1

1

Творческое задание.

4

«Цветочная клумба».

2

1

1

Творческое задание.

5

Вылепи, какие хочешь, овощи.

2

1

1

Творческое задание.

6

«Гриб мухомор».

2

1

1

Творческое задание.

7

«Наши любимые игрушки».

2

1

1

Творческое задание.

8

«Фрукты».

2

1

1

Творческое задание.

9

«Наш пруд» (коллективная

композиция».

2

1

1

Творческое задание.

10

«Осенний натюрморт».

2

1

1

Творческое задание.

11

«Блюдо».


2

1

1

Творческое задание.

12

«Листья танцуют и превращаются

в деревья» (лепка декоративная,

рельефная).

2

1

1

Творческое задание.

13

«Снегири на ветках».

2

1

1

Творческое задание.

14

«Девочка в зимней шубе».

2

1

1

Творческое задание.

15

«Снеговики в шапочках и

шарфиках».

2

1

1

Творческое задание.

16

«Ёлочка».

2

1

1

Творческое задание.

17

«Снегурочка».

2

1

1

Творческое задание.

18

«Весёлые человечки».

2

1

1

Творческое задание.

19

«Зимние забавы» (лепка сюжетная).

2

1

1

Творческое задание.

20

«Зайчик».

2

1

1

Творческое задание.

21

«Щенок».

2

1

1

Творческое задание.

22

«Валентинка».

2

1

1

Творческое задание.

23

«Летят самолёты» (Папин день).

2

1

1

Творческое задание.

24

«Чайник».

2

1

1

Творческое задание.

25

«Чашка и блюдце».

2

1

1

Творческое задание.

26

«Цветок для мамы».

2

1

1

Творческое задание.

27

«Пластилиновая картина».

2

1

1

Творческое задание.

28

«Мышка».

2

1

1

Творческое задание.

29

«Волк».

2

1

1

Творческое задание.

30

«Лисичка».

2

1

1

Творческое задание.

31

«Плывут по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная).

2

1

1

Творческое задание.

32

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка сюжетная, коллективная).

2

1

1

Творческое задание.

33

«Радуга-дуга» (плоскостная лепка).

2

1

1

Творческое задание.

34

«Белочка грызет орешки».

2

1

1

Творческое задание.

35

«Индюк».

2

1

1

Творческое задание.

36

«Веселые портреты».

2

1

1

Творческое задание.

37

«Грибы».

2

1

1

Творческое задание.

38

«Мухомор на поляне».

2

1

1

Творческое задание.

39

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

2

1

1

Творческое задание.

40

«Яблоки и груши лежат на блюде».

2

1

1

Творческое задание.

41

«Наш огород» (коллективная композиция).

2

1

1

Творческое задание.

42

«Осенний ковер».

2

1

1

Творческое задание.

43

«Машина».

2

1

1

Творческое задание.

44

«Наша ферма» (аппликация из геометрических фигур разной величины).

2

1

1

Творческое задание.

45

«Листочки на окошке» (аппликация симметричная).

2

1

1

Творческое задание.

46

«Цветные зонтики».

2

1

1

Творческое задание.

47

«Осенние картины».

2

1

1

Творческое задание.

48

«Украшение дымковской игрушки».

2

1

1

Творческое задание.

49

«Дома на нашей улице».

2

1

1

Творческое задание.

50

«Снеговик».

2

1

1

Творческое задание.

51

«Елочка-красавица» (поздравительная открытка).

2

1

1

Творческое задание.

52

«Волшебные снежинки».

2

1

1

Творческое задание.

53

«Снегири на ветках».

2

1

1

Творческое задание.

54

«Где-то на белом свете…».

2

1

1

Творческое задание.

55

«Бокальчик».

2

1

1

Творческое задание.

56

«Дружные ребята» (аппликация ленточная).

2

1

1

Творческое задание.

57

«Валентинка».

2

1

1

Творческое задание.

58

«Галстук для папы» (аппликация предметно-декоративная).

2

1

1

Творческое задание.

59

«Пароход».

2

1

1

Творческое задание.

60

«Солнышко улыбнись».

2

1

1

Творческое задание.

61

«Подарок маме».

2

1

1

Творческое задание.

62

«Башмак в луже».

2

1

1

Творческое задание.

63

«Нежные подснежники».

2

1

1

Творческое задание.

64

«А водица далеко, а ведерко велико…» (иллюстрация к потешке).

2

1

1

Творческое задание.

65

«По морям, по волнам…».

2

1

1

Творческое задание.

66

«Стайка дельфинов».

2

1

1

Творческое задание.

67

«Ваза с цветами».

2

1

1

Творческое задание.

68

«Городской транспорт».

2

1

1

Творческое задание.

69

«Во поле берёзка стояла».

2

1

1

Творческое задание.

70

«Декоративный поднос».

2

1

1

Творческое задание.

71

Итоговое занятие

Оформление выставки.

2

1

1

Выставка


72

Итоговое занятие


2

1

1

Выставка


Итого

144

72

72












Содержание учебного плана.

Тема № 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Профориентационное направление. Мастер –классы обучающихся.

Тема № 2. Лепка. Освоение приемов лепки , приобретение навыков работы со скульптурными инструментами. Выполнение различных предметов из пластилина, полимерной глины, соленого теста.

Тема № 3. Аппликация. Организация рабочего места. Работа с шаблонами. Изготовление аппликаций из различных видов бумаги и картона. Изготовление коллективной композиции. Совмещение различных техник в одну аппликацию.

Тема № 4. Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке (создание композиции, оформление этикетки). Монтаж выставки.


Методическое и техническое обеспечение.


Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:

• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;

• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);

• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;

• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).

Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:

• кабинет со столами, стульями и школьной (маркерно-магнитной) доской;

• компьютер, проектор.













В результате освоения программы дети должны:


ЗУВ

Стартовый уровень

(1 ступень обучения, начальная)

Базовый уровень

(2 ступеньобучения,

развивающая)


Продвинутый уровень

(3 ступень обучения,

творческая)


Знать

Технику безопасности в работе с инструментом

Материал для работы

Разные приемы работы с пластилином, глиной т тестом.

Виды бумаги , картона , клея .

Техники декоративно-прикладного творчества.

Разные техники работы с пластилином,глиной и бумагой

Уметь

Лепить предметы разной формы

Работать с инструментами

Делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы;

Вырезать фигуру по прямой линии и по кругу и приклеивать детали на основу.

Создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец).

Раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;

-заострять и закруглять предметы;

- вырезать более сложные декоративные узоры как из геометриче­ских, так и из растительных форм;


- лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой;

- передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты;

выполнять многослойные сюжет­ные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев.

создавать сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.


Владеть

Навыками работы с ножницами, стеком, линейкой, бумагой и пластилином.

Навыками работы с дополнительными материалами работы с пластилином и бумагой

Навыками участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества

Навыки бережного отношения к материалу.









Список литературы:

  1. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.

  2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

  3. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.

  4. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.

  5. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.

  6. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.

  7. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.

  8. Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.

  9. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.

  10. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.

  11. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.



Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:

        1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.

        2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.

        3. Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.