СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лепка дымковской игрушки "Барыня с косой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лепка дымковской игрушки "Барыня с косой".»

ФГБОУ ВО «ПВГУС» ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Индивидуальная проектная деятельность детей на занятиях по лепке (на примере русской традиционной лепной игрушки) Итоговая работа на тему: Лепка дымковской игрушки «Барыня с косой» Работу выполнила: Кульчицкая Анна Владимировна, воспитатель ГБОУ школы-интерната № 4 г.о. Самара Самара, 2022

ФГБОУ ВО «ПВГУС»

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Индивидуальная проектная деятельность детей на занятиях по лепке (на примере русской традиционной лепной игрушки)

Итоговая работа на тему:

Лепка дымковской игрушки

«Барыня с косой»

Работу выполнила:

Кульчицкая Анна Владимировна,

воспитатель

ГБОУ школы-интерната № 4 г.о. Самара

Самара, 2022

Цель: Познакомить обучающихся с приемами и последовательностью лепки дымковской игрушки «Барыня с косой».

Цель: Познакомить обучающихся с приемами и последовательностью лепки дымковской игрушки «Барыня с косой».

Задачи: 1.  Познакомить с дымковским народным промыслом. 2. Развивать познавательную активность к изучению русских народных промыслов. 3. Развивать слуховое и зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, творческое воображение. 4. Воспитывать уважение к чужому труду.

Задачи:

1. Познакомить с дымковским народным промыслом.

2. Развивать познавательную активность к изучению русских народных промыслов.

3. Развивать слуховое и зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, творческое воображение.

4. Воспитывать уважение к чужому труду.

Актуальность: Развитие детского творчества является одной из актуальных проблем современного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми, телевизионными мультфильмами и телепередачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Актуальность: Развитие детского творчества является одной из актуальных проблем современного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми, телевизионными мультфильмами и телепередачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Материалы и инструменты:   пластилин   стеки, петли, ножи   доска для лепки   салфетки

Материалы и инструменты:

пластилин

стеки, петли, ножи

доска для лепки

салфетки

История дымковской игрушки  Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково. Среди жителей оказалось много талантливых мастеров гончарного дела. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Слобода Дымково г. Киров Река Вятка

История дымковской игрушки

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове.

Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково. Среди жителей оказалось много талантливых мастеров гончарного дела. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни.

Слобода Дымково г. Киров

Река Вятка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Последовательность лепки: 1. Кусочек пластилина синего цвета хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Делаем из него верхнюю часть туловища. 2. Из кусочка желтого пластилина лепим юбку и соединяем детали друг с другом.

Последовательность лепки:

1. Кусочек пластилина синего цвета хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Делаем из него верхнюю часть туловища.

2. Из кусочка желтого пластилина лепим юбку и соединяем детали друг с другом.

Последовательность лепки: 3. Белый пластилин раскатываем в тонкую пластину, вырезаем фартук. 4. Из синего пластилина катаем колбаску толщиной 2-3мм 5. Соединяем детали. С помощью стеки делаем легкие надавливания по краю детали, создавая оборки на фартуке.

Последовательность лепки:

3. Белый пластилин раскатываем в тонкую пластину, вырезаем фартук.

4. Из синего пластилина катаем колбаску толщиной 2-3мм

5. Соединяем детали. С помощью стеки делаем легкие надавливания по краю детали, создавая оборки на фартуке.

Последовательность лепки: 6. Крепим фартук на талию 7. Из кусочка красного пластилина катаем горошинки диаметра 4-5мм 8. С помощью стеки формируем узор в виде цветов на фартуке

Последовательность лепки:

6. Крепим фартук на талию

7. Из кусочка красного пластилина катаем горошинки диаметра 4-5мм

8. С помощью стеки формируем узор в виде цветов на фартуке

Последовательность лепки: 9. Из кусочка фиолетового пластилина катаем горошинки диаметра 2-3мм 10. С помощью стеки формируем узор в виде цветов на фартуке 11. Из зеленого пластилина формируем листочки, помогая себе стекой.

Последовательность лепки:

9. Из кусочка фиолетового пластилина катаем горошинки диаметра 2-3мм

10. С помощью стеки формируем узор в виде цветов на фартуке

11. Из зеленого пластилина формируем листочки, помогая себе стекой.

Последовательность лепки: 12. Кусочек синего пластилина раскатать в тонкую колбаску толщиной 2-3мм. 13. Опоясываем верх фартука полоской из синего пластилина. С помощью стеки делаем узор.

Последовательность лепки:

12. Кусочек синего пластилина раскатать в тонкую колбаску толщиной 2-3мм.

13. Опоясываем верх фартука полоской из синего пластилина. С помощью стеки делаем узор.

Последовательность лепки: 14. Катаем две «морковки» из синего пластилина 15. Крепим наши детали на место, где должны быть руки

Последовательность лепки:

14. Катаем две «морковки» из синего пластилина

15. Крепим наши детали на место, где должны быть руки

Последовательность лепки: 16. Из белого пластилина формируем голову.   17. Присоединяем голову к торсу. Сглаживаем, придаём форму.

Последовательность лепки:

16. Из белого пластилина формируем голову.

17. Присоединяем голову к торсу. Сглаживаем, придаём форму.

Последовательность лепки: 18. Коричневый пластилин катаем в тонкие колбаски, делаем жгутики.    19. Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.

Последовательность лепки:

18. Коричневый пластилин катаем в тонкие колбаски, делаем жгутики.

19. Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.

Последовательность лепки: 20. Кусочек красного пластилина раскатываем в пластину толщиной 2 мм., вырезаем с помощью стеки кокошник 21. Крепим кокошник к голове.

Последовательность лепки:

20. Кусочек красного пластилина раскатываем в пластину толщиной 2 мм., вырезаем с помощью стеки кокошник

21. Крепим кокошник к голове.

Последовательность лепки: 22. Катаем 2 горошины зеленого цвета, 2 горошины оранжевого цвета, 1 горошину красного цвета. Формируем лицо Барыни.

Последовательность лепки:

22. Катаем 2 горошины зеленого цвета, 2 горошины оранжевого цвета, 1 горошину красного цвета.

Формируем лицо Барыни.

Последовательность лепки: 23. Из желтого пластилина катаем 7 горошин диаметра 2мм. 24. Крепим бусы на шею.

Последовательность лепки:

23. Из желтого пластилина катаем 7 горошин диаметра 2мм.

24. Крепим бусы на шею.

Последовательность лепки: 25. Украшаем кокошник желтыми листочками. 26. Катаем колбаску красного цвета толщиной 2-3 мм.

Последовательность лепки:

25. Украшаем кокошник желтыми листочками.

26. Катаем колбаску красного цвета толщиной 2-3 мм.

Последовательность лепки: 27. Опоясываем низ юбки. Стекой формируем оборки.

Последовательность лепки:

27. Опоясываем низ юбки. Стекой формируем оборки.

Любуемся результатом работы Красна девица в венце. У нее румянец на лице. Собою хороша, Стоит не дыша! 

Любуемся результатом работы

Красна девица в венце.

У нее румянец на лице. Собою хороша,

Стоит не дыша!