Этапы учебного занятия | Время | Цель | Компетенция | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
I. Орг. момент «Минута доброты» | 1 мин. | Активизация внимания | | | Психологический настрой (ситуация успеха) | Пожелания друг другу. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Я хочу вам пожелать -
Активности; -
Усидчивости; -
Удачи; -
Самостоятельности; -
Хороших успехов. Учитель вразброс показывает на пожелания указкой. | Ученики следят за указкой глазами. |
II Тема, цели, урока. | 2 мин. | Отработка понятийной стороны. Активизация полученных знаний. | Знать тему, цели урока. | Правильно и полно отвечать на поставленные вопросы. | Словесный | Диалог Рассказ | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
-
Работа над темой урока. - Прочитайте тему урока. - Учитель читает вслух. - Кто автор произведения? - Как называется стихотворение Цели урока. - С чем мы познакомимся? - Что мы сегодня вспомним? - Чему будем учиться? - В процессе работы над стихотворением вы должны ответить на самый главный вопрос: «Как трагическая кончина А.С.Пушкина повлияла на творчество М.Ю.Лермонтова и его жизнь». -
План урока. 1.Из стихов А.С.Пушкина. 2.Чтение стихотворения. 3.Словарная работа. 4.Работа над содержанием. 5.Домашнее задание. С М.Ю.Лермонтовым мы с вами знакомились на прошлом уроке. Изучили основные этапы его творчества, знаем его судьбу. Знаем, что имя М.Ю.Лермонтова стоит рядом с именем А.С.Пушкина, что именно Лермонтов стал продолжателем дела Пушкина, стал его преемником. Жизнь А.С.Пушкина не прошла мимо Лермонтова, и одно из трагических событий в жизни А.С.Пушкина подтолкнуло его к написанию стихотворения «Смерть Поэта». Вспомним, кто такой А.С.Пушкин, и чем он «славен народу». | - Учащиеся читают «про себя». - Автор произведения М.Ю.Лермонтов. - Стихотворение называется «Смерть Поэта». - Познакомимся со стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта. - Вспомним моменты из жизни А.С.Пушкина. - Будем учиться работать по содержанию. Учащиеся слушают словесный рассказ учителя о М.Ю.Лермонтове. |
III. Повторение творчества А.С.Пушкина. | 3 мин | Активизация ранее полученных знаний | Знать творчество А.С.Пушкина | Выразительно рассказывать наизусть | Словесный Наглядный | Рассказ учителя, чтение отрывков наизусть Иллюстрации | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель читает: «Я памятник воздвиг себе не рукотворный, К нему не зарастет народная тропа…» - По истине это великие слова. Именно благодаря своим гениальным, великолепным, оригинальным произведениям А.С.Пушкин заслужил признание, славу, любовь русского народа. Он создавал произведения для взрослых и детей. В этих произведениях раскрывал красоту родной природы и души русского народа. Эти произведения читали, читают и будут читать еще многие поколения. Давайте вспомним некоторые из них. - Вот какие прекрасные красивые строки были написаны великим, гениальным поэтом. Молодцы! Хорошо прочитали стихотворения. | Дети по цепочке читают стихи А.С.Пушкина Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. |
V. Первичное знакомство со стихотворением. | 5 мин. | Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» для понимания исторических событий того времени. | | Уметь внимательно слушать, выделять главное. | Словесный | Выразительное чтение стихотворения учителем. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
(Появляется картина дуэли, звучит музыка) - Учитель: «Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять». Передовые люди прислушивались и верили словам поэта, с наслаждением читали его произведения. Но власть была не довольна «вольными стихами» А.С.Пушкина. Разъяренный царь приказал сослать его в ссылку, где А.С.Пушкин чувствовал очень одиноким. Ему не разрешалось встречаться даже с друзьями, его постоянно пыталась оклеветать, оговорить, он был изгоем в обществе, его творчество не хотели признавать. (картина Званого вечера). - Посмотрите на иллюстрацию. Вглядитесь в лица людей, которые окружают А.С.Пушкина и его жену. Как вы думаете, как они относятся к семье Пушкина? - По мимо пренебрежения , ненависти, о них часто распускали сплетни, пытались оклеветать его и членов его семьи, его жену. Пушкин, как настоящий мужчина должен был защищать честь жены на дуэли. Хотя в это время дуэль была запрещена, и о предстоящей дуэли знали все, но никто не помешал свершиться этой трагедии. Во время дуэли поэт был смертельно ранен и умер 10 февраля 1837 года в 38 лет. Это событие взволновало всю Россию. Многие говорили и писали о нем. Но особенно всех поразило произведение никому неизвестного молодого поэта М.Ю.Лермонтова. Именно оно запомнилось всем. И сегодня мы тоже познакомимся с этим произведением. - Сейчас я вам его прочитаю, а вы послушайте это стихотворение и выразите настроение вызванное им? - Учитель читает стихотворение, звучит музыка. - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему | Учащиеся слушают рассказ учителя. - Пушкина и его жену окружают люди высшего общества, которые приближены к царю. Они смотрят на Пушкина и его жену свысока, пренебрежительно, с презрением, с ненавистью. -Печальное, грустное. Потому что в стихотворении рассказывается о гибели Поэта. |
VI. Чтение стихотворения | 7 мин | Отработка навыков чтения. | Знать расстановку логических пауз | Уметь читать разными способами | Индивидуально – дифференцированный подход (С.Д.Забрамная) Коллективный | Чтение хором; Чтение «про себя»; | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Сегодня мы будем читать первую часть стихотворения. - Приготовьтесь читать ее хором. - Изменилось ли первое впечатление от прочтения? - Вы сейчас еще раз прочитаете этот отрывок и подчеркнете: - 2 группа слова, влияющие на настроение. - 3 группа слова трудные для прочтения. (Работа со слабочитающими учениками) - Какие слова влияют на наше настроение? - Почему именно эти слова? Какую информацию они несут? - Какие слова трудны для прочтения? Молодцы ребята! Вы были очень внимательными и правильно нашли слова в тексте. | Учащиеся совместно с учителем читают хором. Учащиеся выполняют работу в группах. Слабо читающие учащиеся читают вместе с учителем - Погиб Поэт! С свинцом в груди, и убит, невольник, оклеветаны. - Оклеветанный, невольник. |
VII Словарная работа. | 3 мин | Активизация словарного запаса. | Знать лексическое значение слов | Уметь находить нужные слова в тексте. | Словесный | Жужжащее чтение Беседа | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
. - Вспомните урок письма. К каким словам подбирали синонимы. Назовите: - Найдите в стихотворении эти слова: - Читаем слова глазами. - Читаем слова хором - Поясняем значение. Таким образом. Межпредметная связь с уроком письма оказалась для нас полезной. | Учащиеся называют слова, а затем лексическое значение. Клевета – порочащий кого-нибудь, ложь, навет, наговор. Молва – слухи, толки, сплетни. Свет – круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам, общество людей. Оклеветанный молвой Мнений света |
VIII. Упражнение для глаз | 1 мин. | Снятие напряжения с глаз, подготовка к чтению стихотворения. | | | Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного | Упражнение для аккомадиции глаз. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, посмотрите в окно, найдите крышу ближайшего дома. Посмотрите на остановку. Переведите взгляд на доску. Поставьте ладонь перед собой на вытянутую руку. Постепенно приближайте её к лицу. Опустите глаза на парту. Молодцы! | Ученики выполняют задания |
IX. Работа по содержанию. | 14 мин. | Установление логических связей между реальными событиями и событиями, описанными в стихотворении. | Знать содержание стихотворения | Уметь находить ответы на вопросы, отвечать полно, работать с иллюстрациями, объяснять свой выбор, делать выводы. | Коллективный Групповой Словесный | Чтение «по началу»; Чтение по рядам; Чтение сильным учеником Диалог | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Чтение первых 4 строк «по началу». - Какими словами автор называет А.С. Пушкина? - Еще раз читаем. Я начну читать вместе с вами, а затем вы продолжаете. - Какими словами автор называет А.С. Пушкина? - Почему автор использует эти выражения? Чтение по рядам - И снова мы читаем следующие 4 строки отрывка. - Найдите слова, которые выражают реакцию Пушкина на клевету молвы? 1 ряд – первые 2 строчки. 2 ряд – вторые две строчки. - Почему Пушкин восстал против света? - Прочитайте последнюю строчку отрывка. Почему А.С.Пушкин одинок? - Чем закончилось противостояние Света и Поэта? - Что стало результатом дуэли? - Как вы считаете, а могла эта трагедия не произойти? Почему? Таким образом. Выделение образных слов усиливает восприятие трагизма, невосполнимой утраты и величия Пушкина. Молодцы, ребята! Вы хорошо работали. Давали правильные и полные ответы | - Невольник чести, оклеветанный молвой Учащиеся читают по рядам Учащиеся находят ответы в стихотворении - Противостояние Света и Поэта закончилось дуэлью. - Погиб Поэт! И убит. - Да, эта трагедия могла и не произойти. Ее мог запретить царь, потому что он знал о ней. Целиком отрывок читает сильный ученик.. |
X.Физминутка. | 1 мин | Соблюдение охранительного режима | | | Здоровье сберегающая технология | Массаж | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Растираем ладошки, чтобы восстановить работоспособность наших внутренних органов. Растираем мочки ушей, чтобы восстановить работоспособность мозга. Молодцы! | Учащиеся повторяют движения за учителем. |
XI. Итог урока. | 4 мин | Проверка уровня владения содержанием. | Доказать реализованность целей и содержания | Уметь строить свой ответ | Словесный | Размышление. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Работая на уроке, мы должны были ответить на главный вопрос: «Как трагедия в жизни А.С.Пушкина отозвалась в сердце М.Ю.Лермонтова, и повлияла на его творчество ». Вспомнили: … Познакомились: … Учились: … Молодцы! Вы были внимательны при чтении стихотворения М.Ю.Лермонтова, давали правильные полные ответы. Все вы получаете хорошие оценки. - Все ли мы выполнили по плану. Что еще осталось? План урока. 1.Из стихов А.С.Пушкина. 2.Чтение стихотворения. 3.Словарная работа. 4.Работа над содержанием. 5.Домашнее задание. | - М.Ю.Лермонтов стал приемником А.С.Пушкина. Он стал писать такие же «вольные стихи», в которых выступал против правящей верхушки -Стихи А.С.Пушкина. -Со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта». -Работать по содержанию. Все выполнено, кроме домашнего задания. |
XII Домашнее задание | 1 мин | Закрепление знаний по содержанию стихотворения | | Уметь делать выбор в соответствии со своими возможностями | Личностно – ориентированный подход (Якиманская И.С.) Ситуация выбора. | Задание на выбор. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Выберете себе задание. - Выучить отрывок. - Выразительно читать стихотворение. | Ученики выбирают домашнее задание. |
XIII Заучивание отрывка стихотворения наизусть. | 3 мин | Отработка навыка заучивания стихотворения | | Умение работать в группах | Индивидуально – дифференцированный подход (С.Д.Забрамной) | Работа в группах | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Постепенно в каждой строфе учитель убирает последние слова, пока не останется по одному слову. | 2 группа повторяет стихотворение наизусть без опорных слов, с опорными словами (по выбору учащихся), 3 группа – отрабатывают выразительное чтение отрывка. 1 ученик рассказывает наизусть без опорных слов, 2 ученик рассказывает наизусть с опорными словами, 3 ученик читает отрывок. |