СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лермонтов.Смерть поэта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лермонтов.Смерть поэта»



Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)



Класс: 8 класс.

Тема учебного занятия: М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта».

Тип учебного занятия: Сообщение новых знаний.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

Образовательная: Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» для понимания исторических событий того времени. Отработать навык осознанного чтения.

Формировать обще учебные умения и навыки (через работу по тексту).


Развивающая: Коррекция эмоционально – волевой сферы (выразительное чтение стихотворения, эмоции).

Коррекция мыслительной деятельности (установление логических связей между реальными событиями и событиями, описанными в стихотворении).

Коррекция речи (словарь, вопросы, иллюстрации).

Воспитательная: Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова, патриотизма и гордости к представителям русской интеллигенции.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): учебники, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.

Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации.


Ход учебного занятия:


Этапы учебного занятия

Время

Цель

Компетенция

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I. Орг. момент

«Минута доброты»

1 мин.

Активизация внимания



Психологический настрой (ситуация успеха)

Пожелания друг другу.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.

Учитель вразброс показывает на пожелания указкой.

Ученики следят за указкой глазами.

II Тема, цели, урока.

2 мин.

Отработка понятийной стороны.

Активизация полученных знаний.

Знать тему, цели урока.

Правильно и полно отвечать на поставленные вопросы.

Словесный

Диалог

Рассказ



Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Работа над темой урока.

- Прочитайте тему урока.

- Учитель читает вслух.

- Кто автор произведения?

- Как называется стихотворение

Цели урока.

- С чем мы познакомимся?


- Что мы сегодня вспомним?

- Чему будем учиться?

- В процессе работы над стихотворением вы должны ответить на самый главный вопрос: «Как трагическая кончина А.С.Пушкина повлияла на творчество М.Ю.Лермонтова и его жизнь».

  1. План урока.

1.Из стихов А.С.Пушкина.

2.Чтение стихотворения.

3.Словарная работа.

4.Работа над содержанием.

5.Домашнее задание.

С М.Ю.Лермонтовым мы с вами знакомились на прошлом уроке. Изучили основные этапы его творчества, знаем его судьбу. Знаем, что имя М.Ю.Лермонтова стоит рядом с именем А.С.Пушкина, что именно Лермонтов стал продолжателем дела Пушкина, стал его преемником. Жизнь А.С.Пушкина не прошла мимо Лермонтова, и одно из трагических событий в жизни А.С.Пушкина подтолкнуло его к написанию стихотворения «Смерть Поэта». Вспомним, кто такой А.С.Пушкин, и чем он «славен народу».


- Учащиеся читают «про себя».


- Автор произведения М.Ю.Лермонтов.

- Стихотворение называется «Смерть Поэта».


- Познакомимся со стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта.

- Вспомним моменты из жизни А.С.Пушкина.

- Будем учиться работать по содержанию.





Учащиеся слушают словесный рассказ учителя о М.Ю.Лермонтове.




III. Повторение творчества А.С.Пушкина.

3 мин

Активизация ранее полученных знаний

Знать творчество А.С.Пушкина

Выразительно рассказывать наизусть

Словесный



Наглядный

Рассказ учителя, чтение отрывков наизусть

Иллюстрации


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель читает: «Я памятник воздвиг себе не рукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…»

- По истине это великие слова. Именно благодаря своим гениальным, великолепным, оригинальным произведениям А.С.Пушкин заслужил признание, славу, любовь русского народа. Он создавал произведения для взрослых и детей. В этих произведениях раскрывал красоту родной природы и души русского народа. Эти произведения читали, читают и будут читать еще многие поколения. Давайте вспомним некоторые из них.






- Вот какие прекрасные красивые строки были написаны великим, гениальным поэтом.


Молодцы! Хорошо прочитали стихотворения.

Дети по цепочке читают стихи А.С.Пушкина



Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.


Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


V. Первичное знакомство со стихотворением.

5 мин.

Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» для понимания исторических событий того времени.


Уметь внимательно слушать, выделять главное.

Словесный






Выразительное чтение стихотворения учителем.






Деятельность учителя

Деятельность ученика

(Появляется картина дуэли, звучит музыка)

- Учитель: «Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять».

Передовые люди прислушивались и верили словам поэта, с наслаждением читали его произведения. Но власть была не довольна «вольными стихами» А.С.Пушкина. Разъяренный царь приказал сослать его в ссылку, где А.С.Пушкин чувствовал очень одиноким. Ему не разрешалось встречаться даже с друзьями, его постоянно пыталась оклеветать, оговорить, он был изгоем в обществе, его творчество не хотели признавать. (картина Званого вечера).

- Посмотрите на иллюстрацию. Вглядитесь в лица людей, которые окружают А.С.Пушкина и его жену. Как вы думаете, как они относятся к семье Пушкина?

- По мимо пренебрежения , ненависти, о них часто распускали сплетни, пытались оклеветать его и членов его семьи, его жену.

Пушкин, как настоящий мужчина должен был защищать честь жены на дуэли. Хотя в это время дуэль была запрещена, и о предстоящей дуэли знали все, но никто не помешал свершиться этой трагедии.

Во время дуэли поэт был смертельно ранен и умер 10 февраля 1837 года в 38 лет. Это событие взволновало всю Россию. Многие говорили и писали о нем. Но особенно всех поразило произведение никому неизвестного молодого поэта М.Ю.Лермонтова. Именно оно запомнилось всем.

И сегодня мы тоже познакомимся с этим произведением.

- Сейчас я вам его прочитаю, а вы послушайте это стихотворение и выразите настроение вызванное им?

- Учитель читает стихотворение, звучит музыка.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему




Учащиеся слушают рассказ учителя.







- Пушкина и его жену окружают люди высшего общества, которые приближены к царю. Они смотрят на Пушкина и его жену свысока, пренебрежительно, с презрением, с ненавистью.
















-Печальное, грустное. Потому что в стихотворении рассказывается о гибели Поэта.

VI. Чтение стихотворения

7 мин

Отработка навыков чтения.


Знать расстановку логических пауз

Уметь читать разными способами

Индивидуально – дифференцированный подход (С.Д.Забрамная)

Коллективный


Чтение хором;

Чтение «про себя»;



Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Сегодня мы будем читать первую часть стихотворения.

- Приготовьтесь читать ее хором.

- Изменилось ли первое впечатление от прочтения?

- Вы сейчас еще раз прочитаете этот отрывок и подчеркнете:

- 2 группа слова, влияющие на настроение.

- 3 группа слова трудные для прочтения.

(Работа со слабочитающими учениками)

- Какие слова влияют на наше настроение?


- Почему именно эти слова? Какую информацию они несут?

- Какие слова трудны для прочтения?


Молодцы ребята! Вы были очень внимательными и правильно нашли слова в тексте.

Учащиеся совместно с учителем читают хором.



Учащиеся выполняют работу в группах.



Слабо читающие учащиеся читают вместе с учителем

- Погиб Поэт! С свинцом в груди, и убит, невольник, оклеветаны.


- Оклеветанный, невольник.



VII Словарная работа.

3 мин

Активизация словарного запаса.

Знать лексическое значение слов

Уметь находить нужные слова в тексте.

Словесный

Жужжащее чтение

Беседа





Деятельность учителя

Деятельность ученика

. - Вспомните урок письма. К каким словам подбирали синонимы. Назовите:




- Найдите в стихотворении эти слова:


- Читаем слова глазами.

- Читаем слова хором

- Поясняем значение.

Таким образом. Межпредметная связь с уроком письма оказалась для нас полезной.


Учащиеся называют слова, а затем лексическое значение.

Клевета – порочащий кого-нибудь, ложь, навет, наговор.

Молва – слухи, толки, сплетни.

Свет – круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам, общество людей.

Оклеветанный молвой

Мнений света


VIII. Упражнение для глаз

1 мин.

Снятие напряжения с глаз, подготовка к чтению стихотворения.



Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного

Упражнение для аккомадиции глаз.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, посмотрите в окно, найдите крышу ближайшего дома. Посмотрите на остановку. Переведите взгляд на доску. Поставьте ладонь перед собой на вытянутую руку. Постепенно приближайте её к лицу. Опустите глаза на парту.

Молодцы!

Ученики выполняют задания

IX. Работа по содержанию.

14 мин.

Установление логических связей между реальными событиями и событиями, описанными в стихотворении.

Знать содержание стихотворения

Уметь находить ответы на вопросы, отвечать полно, работать с иллюстрациями, объяснять свой выбор, делать выводы.

Коллективный

Групповой





Словесный


Чтение «по началу»;

Чтение по рядам;

Чтение сильным учеником Диалог





Деятельность учителя

Деятельность ученика


Чтение первых 4 строк «по началу».

- Какими словами автор называет А.С. Пушкина?

- Еще раз читаем. Я начну читать вместе с вами, а затем вы продолжаете.

- Какими словами автор называет А.С. Пушкина?

- Почему автор использует эти выражения?

Чтение по рядам

- И снова мы читаем следующие 4 строки отрывка.

- Найдите слова, которые выражают реакцию Пушкина на клевету молвы?

1 ряд – первые 2 строчки.

2 ряд – вторые две строчки.

- Почему Пушкин восстал против света?

- Прочитайте последнюю строчку отрывка. Почему А.С.Пушкин одинок?

- Чем закончилось противостояние Света и Поэта?

- Что стало результатом дуэли?

- Как вы считаете, а могла эта трагедия не произойти? Почему?


Таким образом. Выделение образных слов усиливает восприятие трагизма, невосполнимой утраты и величия Пушкина.


Молодцы, ребята! Вы хорошо работали. Давали правильные и полные ответы





- Невольник чести, оклеветанный молвой







Учащиеся читают по рядам


Учащиеся находят ответы в стихотворении


- Противостояние Света и Поэта закончилось дуэлью.

- Погиб Поэт! И убит.

- Да, эта трагедия могла и не произойти. Ее мог запретить царь, потому что он знал о ней.


Целиком отрывок читает сильный ученик..

X.Физминутка.

1 мин

Соблюдение охранительного режима



Здоровье

сберегающая технология

Массаж


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Растираем ладошки, чтобы восстановить работоспособность наших внутренних органов.

Растираем мочки ушей, чтобы восстановить работоспособность мозга.

Молодцы!



Учащиеся повторяют движения за учителем.



XI. Итог урока.

4 мин

Проверка уровня владения содержанием.

Доказать реализованность целей и содержания

Уметь строить свой ответ

Словесный

Размышление.






Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работая на уроке, мы должны были ответить на главный вопрос: «Как трагедия в жизни А.С.Пушкина отозвалась в сердце М.Ю.Лермонтова, и повлияла на его творчество ».


Вспомнили: …

Познакомились: …

Учились: …


Молодцы! Вы были внимательны при чтении стихотворения М.Ю.Лермонтова, давали правильные полные ответы. Все вы получаете хорошие оценки.

- Все ли мы выполнили по плану. Что еще осталось?

План урока.

1.Из стихов А.С.Пушкина.

2.Чтение стихотворения.

3.Словарная работа.

4.Работа над содержанием.

5.Домашнее задание.


- М.Ю.Лермонтов стал приемником А.С.Пушкина. Он стал писать такие же «вольные стихи», в которых выступал против правящей верхушки


-Стихи А.С.Пушкина.

-Со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта».

-Работать по содержанию.



Все выполнено, кроме домашнего задания.







XII Домашнее задание

1 мин

Закрепление знаний по содержанию

стихотворения


Уметь делать выбор в соответствии со своими возможностями

Личностно – ориентированный подход (Якиманская И.С.) Ситуация выбора.

Задание на выбор.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Выберете себе задание.

- Выучить отрывок.

- Выразительно читать стихотворение.



Ученики выбирают домашнее задание.

XIII Заучивание отрывка стихотворения наизусть.

3 мин

Отработка навыка заучивания стихотворения


Умение работать в группах

Индивидуально – дифференцированный подход (С.Д.Забрамной)

Работа в группах




Деятельность учителя

Деятельность ученика

Постепенно в каждой строфе учитель убирает последние слова, пока не останется по одному слову.


2 группа повторяет стихотворение наизусть без опорных слов, с опорными словами (по выбору учащихся), 3 группа – отрабатывают выразительное чтение отрывка.

1 ученик рассказывает наизусть без опорных слов,

2 ученик рассказывает наизусть с опорными словами,

3 ученик читает отрывок.



Литература:

- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционных школах VIII вида.». ( Учебное пособие для педагогических институтов). - Москва, «Владос», 2000 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!