СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Лес и человек"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Утамышская средняя общеобразовательная школа

им. А.Гамринского»






Конспект урока



Класс: 4

Предмет: окружающий мир




Тема: «Лес и человек»





Образовательная технология: технология развития критического мышления, игровые и развивающие технологии.




Учитель: Абдуллаева Наида Расуловна






Тема урока: «Лес и человек».


Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи урока

Образовательные:

познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающие:

-развивать монологическую речь учащихся.

-развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

-воспитывать уважение и любовь к природе.

-воспитывать культуру поведения.


Окружающий мир: 4 класс: В 2 ч., часть 1


Оборудование урока : рабочая тетрадь к учебнику; карточки с заданиями; презентация «животные и растения, занесённых в Красную книгу».



Ход урока:



Этапы и содержание урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так давайте начинать,

Чтоб скорее всё понять.

 

2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по ранее изученным темам

 1. Блицтурнир «Я знаю лес»

1.Какой лес называется тайгой?

2.Какое отличие есть у лиственницы?

3.Когда плачут березы?

4.Как называется лес, в котором растут березы, ели?

5.Сколько лет живет иголка сосны?

6.Из какого дерева делают спички?

7.Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

8.Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц?

9.У какого дерева в лесу все время дрожат листочки?


 Хвойный

Сбрасывает иголки

Весной, сок течет

Смешанный лес

1 год

Из осины

Дубовые и березовые

Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут

Осина

(Составляют цепи питания, кратко характеризуют)  

кора – олень – волк

желудь – мышь – лиса

шишка – кедровка – лиса

кора – заяц – лиса

кора – заяц – волк

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока

 -Прослушайте песню Ю.Чичкова «Лесной марш» и попытайтесь определить тему сегодняшнего урока.

-Как вы думаете, важна ли эта тема, и, если важна, то почему?

-Правильно! Итак, тема нашего урока «Лес и человек»

Прослушивание песни «Лесной марш» 

Это очень важная тема, так как жизнь и здоровье человека зависят напрямую от состояния леса.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся

 Послушайте стихотворение «Русский лес» С.Никулина.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё со дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина



-О чем говорится в этом стихотворение?

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

-Прочитайте еще раз про себя.

-Так чем же является лес для человека?

-А почему лес аптека?

-Что ещё человек находит в лесу?

-А как лес может обогреть человек?

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-Какой вывод можно сделать?

 

О лесе и о березках, которые надо сберечь

Об отношениях между человеком и лесом

Лес-место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь»

В лесу много лекарственных растений, лесной воздух чист

Пищу, воду

Дрова, а дрова это деревья

Шкафы, парты….

Карандаш, линейка, тетрадь

Лес источник древесины.

«Нас ждут в лесу рябина

Орехи и цветы,

Душистая малина…»

живут

Домом

Для животных

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

1. Работа по учебнику стр.106-107

-Прочитаем в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей»

(учитель задаёт вопросы по статье и после каждого ответа учащихся вывешивает на доску соответствующую карточку, в конце получается схема)

-Какие роли выполняет лес?

-Чем является лес для воздуха*

-Скажите, так какую ещё роль играет лес?

-Как лес защищает водоёмы?

-Как лес защищает почвы?

2. Групповая работа.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе даны карточки со стихотворениями или текстами. Учащиеся работают с текстами, отвечая на вопросы в карточке, к каждой карточке ребята формулируют экологическую проблему и правила поведения в лесу, в конце выступлений на доске появляется памятка.

Карточка 1.

Н.Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько здесь было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал и в лес убежал.

-Всё правильно! Молодцы.


Карточка 2.

Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?

-Многие из животных занесены в Красную книгу (презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов).

Карточка 3.

Мая и Лена, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйца Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету

яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии

Защитником

Водоемам и почвам

Защитник воздуха, водоёмов, почв

- В этом стихотворении речь идёт о такой экологической проблеме, как вырубка леса.

Вырубленные леса надо восстанавливать.

 Правило. Не руби деревья! (например, ёлку на новый год…)

Экологическая проблема – исчезновение редких видов животных

Очень сильно распространенно браконьерство-незаконная охота

Правило. Не убивай животных!

Экологическая проблема-загрязнение лесов.

Правило. Не оставляй в лесу мусор!

Экологическая проблема-лесные пожары.

Правило. Не забудь погасить костер!

6. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний.

1. Работа в рабочей тетради

стр.35 №1.

Прочитай задание. Что нужно сделать?

стр.35 №3

Прочитай. Что нужно сделать? 

2. Опрос учащихся.

Назовите, с какими значениями леса мы познакомились?

С какими экологическими проблемами мы познакомились?

Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес?

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.

7. Подведение итогов

Трудно ли вам было сегодня на уроке?

Назовите, с какими значениями леса мы познакомились?

Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес?

 

8. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.

 Стр. 106-113 знать, тетрадь стр.36 №4.

 

9. Организационное завершение урока

Выставление оценок за работу на уроке.