1. Блицтурнир «Я знаю лес» 1.Какой лес называется тайгой? 2.Какое отличие есть у лиственницы? 3.Когда плачут березы? 4.Как называется лес, в котором растут березы, ели? 5.Сколько лет живет иголка сосны? 6.Из какого дерева делают спички? 7.Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.) 8.Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? 9.У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? | Хвойный Сбрасывает иголки Весной, сок течет Смешанный лес 1 год Из осины Дубовые и березовые Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут Осина (Составляют цепи питания, кратко характеризуют) кора – олень – волк желудь – мышь – лиса шишка – кедровка – лиса кора – заяц – лиса кора – заяц – волк |
-Прослушайте песню Ю.Чичкова «Лесной марш» и попытайтесь определить тему сегодняшнего урока. -Как вы думаете, важна ли эта тема, и, если важна, то почему? -Правильно! Итак, тема нашего урока «Лес и человек» | Прослушивание песни «Лесной марш» Это очень важная тема, так как жизнь и здоровье человека зависят напрямую от состояния леса. |
Послушайте стихотворение «Русский лес» С.Никулина. Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить- То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться- И видно всё со дна. Течёт вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина -О чем говорится в этом стихотворение? -О каких отношениях говорится в этом стихотворении? -Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. -Прочитайте еще раз про себя. -Так чем же является лес для человека? -А почему лес аптека? -Что ещё человек находит в лесу? -А как лес может обогреть человек? -Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? -А что у вас на столах изготовлено из дерева? -Какой вывод можно сделать? | О лесе и о березках, которые надо сберечь Об отношениях между человеком и лесом Лес-место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь» В лесу много лекарственных растений, лесной воздух чист Пищу, воду Дрова, а дрова это деревья Шкафы, парты…. Карандаш, линейка, тетрадь Лес источник древесины. «Нас ждут в лесу рябина Орехи и цветы, Душистая малина…» живут Домом Для животных |
1. Работа по учебнику стр.106-107 -Прочитаем в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» (учитель задаёт вопросы по статье и после каждого ответа учащихся вывешивает на доску соответствующую карточку, в конце получается схема) -Какие роли выполняет лес? -Чем является лес для воздуха* -Скажите, так какую ещё роль играет лес? -Как лес защищает водоёмы? -Как лес защищает почвы? 2. Групповая работа. Учащиеся делятся на группы. Каждой группе даны карточки со стихотворениями или текстами. Учащиеся работают с текстами, отвечая на вопросы в карточке, к каждой карточке ребята формулируют экологическую проблему и правила поведения в лесу, в конце выступлений на доске появляется памятка. Карточка 1. Н.Некрасов. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько здесь было кудрявых берёз! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал и в лес убежал. -Всё правильно! Молодцы. Карточка 2. Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему? -Многие из животных занесены в Красную книгу (презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов). Карточка 3. Мая и Лена, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйца Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. | Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии Защитником Водоемам и почвам Защитник воздуха, водоёмов, почв - В этом стихотворении речь идёт о такой экологической проблеме, как вырубка леса. Вырубленные леса надо восстанавливать. Правило. Не руби деревья! (например, ёлку на новый год…) Экологическая проблема – исчезновение редких видов животных Очень сильно распространенно браконьерство-незаконная охота Правило. Не убивай животных! Экологическая проблема-загрязнение лесов. Правило. Не оставляй в лесу мусор! Экологическая проблема-лесные пожары. Правило. Не забудь погасить костер! |
1. Работа в рабочей тетради стр.35 №1. Прочитай задание. Что нужно сделать? стр.35 №3 Прочитай. Что нужно сделать? 2. Опрос учащихся. Назовите, с какими значениями леса мы познакомились? С какими экологическими проблемами мы познакомились? Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес? | Учащиеся самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. |