СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес - наш зелёный друг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие на основе рассказа с элементами беседы, разгадывание кроссвордов, загадок, работа с натуральными материалами, песком и бумагой.

Просмотр содержимого документа
«Лес - наш зелёный друг.»

Тема: «Лес – наш зелёный друг».

Цель занятия: развить у обучающихся любовь к лесу.

Основные задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с основами лесоводства.

  2. Вызвать интерес к изучению леса.

  3. Научить изображать лес.

Методы работы: рассказ с элементами беседы, разгадывание кроссвордов, загадок, работа с натуральными материалами, песком и бумагой.

Структура занятия:

I. Организационный момент.

II. Ознакомление с ходом занятия.

III. Ход занятия.

IV. Подведение итогов.

Необходимое оснащение занятия:

Рисунки леса и природы в целом, бумага и краски, картон и цветной песок, картины Левитана и Шишкина, листья различных деревьев, вопросник, диск с музыкой.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Читаю стихотворение Тютчева "Дым"

Здесь некогда, могучий и прекрасный

Шумел и зеленел волшебный лес,-

Ни лес, а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.


Лучи сквозили, трепетали тени;

Не умолкал в деревьях птичий гам;

Мелькали в чаще быстрые олени

И ловчий рог взывал по временам.


На перекрестках, с речью и приветом

Навстречу нам, из полутьмы лесной,

Обвеянный каким-то чудным светом,

Знакомых лиц слетался целый рой.


Какая жизнь, какое обаянье,

Какой для чувств роскошный, светлый пир!

Нам чудились нездешние созданья,

Но близок был нам этот дивный мир.


И вот опять к таинственному лесу

Мы с прежнею любовью подошли.

Но где же он? Кто опустил завесу,

Спустил ее от неба до земли?


Что это? призрак, чары ли какие?

Где мы? и верить ли глазам своим?

Здесь дым один, как пятая стихия,

Дым - безотрадный, бесконечный дым!


Кой-где насквозь торчат по обнаженным

Пожарищем уродливые пни,

И бегают по сучьям обожженным

С зловещим треском белые огни...


Нет, это сон! Нет, ветерок повеет

И дымный призрак унесет с собой...

И вот опять тот лес зазеленеет,

Все тот же лес, волшебный и родной.


Как вы поняли, мы будем говорить о лесе. Не бывает леса без деревьев, а чтоб лес был здоров и жил ему нужны и кусты и травы и птицы и насекомые и муравьи.

II. Ознакомимся с ходом занятия.

Я расскажу о лесоводстве, вы ответите на интересные вопросы, а затем порисуем лес или сделаем картинки из цветного песка.

III. Ход занятия.

Для того чтоб мы перешли к рассказу о лесе, сделаем небольшой экскурс в историю. 2013 год для российского лесного комплекса стал знаковым. Этот год был объявлен годом охраны окружающей среды. С 2013 года Международный день леса будет отмечаться 21 марта - день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии.

Лес является нашим зеленым другом. По мере того, как биосфера загрязняется в результате техногенных катастроф, выхлопными газами, авариями на атомных электростанциях (рассказать о Чернобыльской катастрофе) резко возрастает социально-экологическая роль лесов, как источника сил, здоровья и работоспособности человека.

Особое значение имеют леса Кавказа, свыше 95% расположены в горах, благодаря этому леса защищены. И их высотное положение способствует распространению их биосферного влияния. Республика Северная Осетия-Алания относится к малолесным регионам. Общая площадь лесов составляет 241 га.

У истоков русского лесоводства стоял Болотов А.Т., был пионером в вопросах лесоводства и разработал научные принципы рубок леса и лесных питомников, а также прудового рыбоводства.

Леса появились 300 млн. лет назад и стали самым распространенным ландшафтом. Если посмотреть с высоты космического полета на нашу планету, то в ней преобладают два цвета: голубой и зеленый. "Остатки " прошлого, названные реликтами - секвойя, тис, каменная береза и многие другие живые свидетельства истории лесов.

Всего на планете живет около 30 тысяч видов деревьев. Для каждого пояса характерны свои определенные деревья. Зеленое население леса создает условия существования самым разнообразным живым организмам - от зверей и птиц, до рыб и бактерий.

Без этой зеленой фабрики жизнь была бы не возможна. В лесу можно выделить несколько ярусов растений. Верхний ярус образуют деревья, называемый древостоем, ниже идет кустарник, еще ниже - травяно-кустарниковый ярус и мохово-лишайниковый покров. В лесу встречаются и такие растения, которые не входят ни в какой ярус - это лианы, подымающиеся вверх по деревьям.

Вы, наверно, заметили, что в разных участках взрослого леса древостой имеет неодинаковую густоту: в одних местах он густой, сомкнутый, а в других редкий. Чаще всего это результат частичной вырубки, но редкие древостои бывают там, где неблагоприятные почвенные условия роста деревьев. Примером могут служить сосновые леса, которые развиваются на песчаниках. Густоту размещения деревьев чаще всего выражают в числе стволов на одном га. Если мы сравним сосняки и ельники, то результат получится неодинаковым, в сосняке стволов будет меньше, чем в ельнике. Это объясняется тем, что сосна светолюбива и не может расти так густо как теневыносливая ель. деревья в лесу никогда не размещены равномерно. Среди деревьев бывают "окна", это характерно для старого леса, где старые деревья отмирают, деревья погибают от старости, от поломки ветром, от насекомых. В природе встречаются участки леса, где древесный ярус образован одной породой, елью, сосной, березой. В таком случае древостой называют чистым. Древостой, который состоит из нескольких древесных пород называется смешанным. Иногда в лесу выделяют три яруса деревьев, различающихся по высоте называют сложным.

Леса - легкие нашей планеты, дающие кислород всему живому. Один гектар леса за год очищает 18 млн. га воздуха от углекислого газа и пыли, поглощает 64 тысячи куб.м других газов и пыли поставляя вместо него миллион кубических метров кислорода. Вместе с кислородом растения обогащают воздух летучими веществами - фитонцидами, убивающими болезнетворные бактерии. Горьковатый запах кистей белой черемухи , смолистый аромат тополиных почек, пряный запах цветущей липы - это фитонциды. Сосны губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

Лес регулирует содержание влаги в почве, расширяя устьица в листьях усиливает испарение и выкачивает лиственную влагу, суживая устьица задерживает в почве. Корневая система помогает влаге проникнуть сквозь почву в подземные хранилища, а оттуда в ручьи, реки, регулируя их водный режим.

Лес делает почву плодородной, более половины всех органических веществ, ежегодно образующихся на земле, производят леса.

Лес главный участник круговорота веществ в природе. Попадая в почву листья, сучки, ветки гниют и образуют лесную подстилку. Жуки, гусеницы, бактерии и другие организмы перерабатывают эту массу и она превращается в перегной.

Леса берегут полноводность рек, задерживая в почве воду, а это значит не страшны судам мели и перекаты, полям недостаток влаги, рыбам обеспечены хорошие нерестилища.

В каждом лесу свой мир животных, который служит ему поставщиком мяса, меха, пуха, пера, воска, меда. Но все таки древесина занимает главное место среди лесных продуктов. Современные способы переработки древесины позволяют использовать полностью все части дерева. Древесина дает продукцию более 500 названий: доски, брусья, детали машины, топливо и т.д. Не бывает леса без кустов, травы, цветов, грибов, животных и птиц.


А знаете ли вы секреты леса, мы сейчас узнаем, отгадав загадки и ответив на вопросы.

1) Сколько у деревьев листьев?

На каштане в среднем 19 тысяч листьев, на тополе от 70-114 тысяч. На этот вопрос смогли ответить ученые Донецкого университета, которые вывели формулу, позволяющую, точно подсчитать число листьев на дереве по количеству и диаметру веток.

2) Для чего необходим ученым подсчет листьев?

Это позволяет специалистам по озеленению города рассчитать количество выделяемого растениями кислорода и оседающей на них пыли.

3) Костер должен быть разведен не ближе 10м от деревьев. Почему? Дайте обоснованный ответ.

Костер служит источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Стволы деревьев, находящиеся не далеко от огня, сильно нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного огня погибают также всасывающие корни деревьев, расположенные около поверхности почвы. Все это в конечном итоге вызывает гибель дерева.

4) Следует ли брать в лес транзистор?

Уровень шума измеряется в децибелах. Естественный шумовой фон , без которого невозможна жизнь человека, составляет 20-30 децибелов. Допустимая граница громкости 80-85 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает у человека болевые ощущения, а в 150 становится для него непереносимым. Шелест травы - 10 децибелов, громкая речь 60-70 децибелов. Шум уличного транспорта 80-100 децибелов. Существуют естественные шумы - это шум природного происхождения - морского прибоя, листвы, дождя, журчанье ручья, которые благотворно влияют на человеческий организм. Если музыка звучит целый день громко, заглушая звуки природы т целительную тишину, то она утомляет и раздражает. Какой вывод из этого можно сделать?


Беседа «Зачем люди ходят в лес?»

(выслушиваются ответы ребят)

- Правильно, собирают в лесу грибы, ягоды, орехи, травы. Все это дары леса (на доске карточки)

А еще есть в лесу ключи с холодной, чистой водой - это тоже дары леса. Наш Марийский край богат родниками, поэтому его называют «Родниковый край»

Перед нами лесная опушка (иллюстрация).

- Как вы понимаете слово опушка (опушка-край леса)

Здесь заканчивается мир людей, начинается царство природы, животных и птиц.


Физкультминутка. Привал.

Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной

Прыгал зайка озорной, озорной так…

Мишка зайку догонял, догонял

Он вразвалочку шагал, он шагал так…

И нарядна хороша, хороша

Шла лисичка не спеша, не спеша так…


1. Лес таит в себе много тайн.

- Вспомните сказки, где рассказывается о русском лесе.

(Ребята называют сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок» во многих сказках…).

2. Лес вдохновлял художников, музыкантов, писателей. Художники писали картины. Перед вами репродукция с картины В.Васнецова «Аленушка»

- Посмотрите, какой лес изображен? Какие краски использует художник. Как вы думаете, созвучны ли эти краски настроению девушки, сидящей у пруда?

- А вот другая репродукция с картины Васнецова «Иван Царевич и серый волк».

- Какой здесь лес?

- Можно ли сказать, что это лесная опушка? Здесь мрачный таинственный лес, где растут вековые деревья, непроходимый лес - лесная глушь (глухое место, удаленное от людей)

(на доске иллюстрация).

3. В лесной глуши встречаются вековые деревья (от слова «век» - сто лет), которые пережили много поколений людей, кажутся нам бессмертными, напоминают Дерево жизни из Библии.

- Посмотрите, ребята. Какое это дерево? (иллюстрация дуба)

-На кого похож дуб? (на великана)

- А березка? (на девушку-невесту)

Людям деревья напоминают их самих, мужчин и женщин.


Экологическая сказка «Плач березы».

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы. Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями. По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.

Учитель: скажите ребята, как поступил мальчик, можно ли так делать или нет и почему?

Ответы ребят.

Учитель: Берегите ребята родную природу, берегите наши леса.

«Просьба леса»:

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.


IV. Подведение итогов.

А зачем лесу нужны кусты?

Чтобы вы это поняли, ребята, я расскажу вам историю о том, как в прежние времена в Германии люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий этого леса рассуждал так. Лес - это деревья, значит все остальное лишнее. Кусты и трава лишнее: ведь их корни сосут из земли воду и отнимают её у деревьев. Опавшие листья, ветви, валежник - лишнее: ведь они только засоряют лес и мешают ему расти. По приказу главного лесничего десятки рабочих принялись расчищать, убирать и подметать лес. Первым делом они собрали в кучу гниющие листья, сухие ветки. Потом взялись за кусты. Плохо пришлось шиповнику, ежевике, бересклету и другим кустам, что росли у подножья деревьев. Все их вырубили и сожгли люди. Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. В теперь, думает, в лесу порядок. Прошло три года и главный лесничий замечает, что что-то неладно в лесу. У сосен верхушки поредели. На дубах и липах листва сделалась редкая, сквозная. Куда ни посмотри везде высохшие, голые деревья. До осени далеко, а земля покрыта желтыми листьями. Казалось бы, люди навели порядок в лесу, а в нем еще больший беспорядок, чем был. Призадумался главный лесничий: "От чего в лесу деревья стали сохнуть?" А случилось вот что. Мертвые деревья, сухостой убрать нужно было, но кусты вырубать было незачем. Люди думали, главное в лесу деревья, а кусты не нужны. А получилось без кустов и деревьям стало плохо. Когда вырубили кусты, стали сохнуть деревья. А при чем кусты? Дело в том, что лес - это не просто лес. Это город с тысячами жителей. Дома в этом городе норы и гнезда. Одни птицы строят гнезда на деревьях, другие в подлеске, в кустах. И таких птиц, которые живут в кустах, много. Увидеть ее нелегко, зато слышно хорошо, у каждой своя песенка. А когда вырубили кусты, улетели в другие леса птицы, которые гнездились и прятались в кустах. Хуже было другое: от того, что меньше осталось птиц, начали в лесу сохнуть деревья. А при чем тут птицы? Пока птиц в лесу было много, они каждый день уничтожали жуков и гусениц тысячами. А когда птицы улетели, началось привольное житье для жуков и гусениц, развелось их видимо-невидимо. Ведь для жуков и гусениц дерево - накрытый стол. Одни из них листья едят, другие грызут кору, древесину, корни. Не срубили бы кусты, не улетели бы птицы, не развелось бы огромного количества вредителей. Так, что, ребята, если хотите быть защитниками леса, надо беречь и деревья и кусты и птиц в лесу.

М. Пришвин - известный писатель много путешествовал, изучая природу, познавая ее секреты. Он писал: "Рыбе нужна вода, птице воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!