ЛЕСНАЯ НЕДЕЛЯ. Широко раскинулся на просторах нашей страны зелёный океан лесов. Это белоствольные берёзки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, таёжные дебри. Лес это не просто место отдыха- это источник физического и нравственного здоровья людей. Лес-наше богатство. Лес-это воздух для лёгких, влага и тень. Лес- дом для зверей и птиц. Лес- наш друг; он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес- зелёный наряд нашей планеты. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. Средний возраст. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Ходьба и бег по извилистым тропинкам. Пальчиковая гимнастика: «Крокодил» | Упражнение для укрепления мышц спины, брюшного пресса: «Корзинка», «Лягушонок» Подвижные игры: «Найди свой дом» (дома-деревья), «Дед Мазай». | Упражнения на равновесие: «Грибы» (на одной ноге), «Птички на ветках» (на возвышении), «Змейка» (ходьба по начерченным линиям). | Упражнения на дыхание: «Птичьи голоса» (подражание различным птицам). Подвижные игры: «Божья коровка» (дети кружатся, на сигнал приседают, ведущий пятнает тех, кто не успел присесть), «Совушка», «Накорми белочку» (бросать мяч в корзинку), «Кто больше соберет» (шишек, камушков, палочек). Упражнение для укрепления мышц спины, брюшного пресса: «На велосипеде» | Подвижные игры: «У медведя во бору», «Я ищу в лесу зверей», «Мышиный хоровод» |
Познавательное развитие | Беседы: «Лесной дом» Лес может быть разный: хвойный /ель, сосна/, лиственный/берёза, дуб, клён/. В лесу обитают многие животные: лиса, медведь, заяц, белка и другие. Разнообразен мир растений: кустарники, цветы/ромашка, колокольчики…/, грибы. » | Беседы: «Лесной дом» Если присмотреться повнимательнее можно увидеть насекомых: разноцветные бабочки, стрекозы, пчёлы, а внизу под стволами деревьев построили свои дома муравьи. Всегда лес наполнен птичьими голосами: кукушки, дятла, соловья. | Наблюдения: «Божья коровка (рассматривание строение крылышек, подкрылышек, способы передвижения на ладони: ползает, раскрывает крылья, взлетает) | Наблюдения: «Деревья бывают разные» (рассматривание внешних характеристик деревьев: высокие, низкие, ствол тонкий и толстый, обхватить руками, посмотреть вверх) | Экологические лабиринты: «Узнай дерево» |
Речевое развитие | Артикуляционная разминка: Р. Муха. «Червяки и Дятлы» | Артикуляционная разминка: О. Иванова. «Бык» | Сюжетно-ролевая игра: «Встреча на лесной тропинке» | Артикуляционная разминка: Т. Белозеров. «Сосна» | Речевая игра: «Лесные обитатели» |
Социально-коммуникативное развитие | Этюдный тренаж: «Ежата»(упражнения на развитие внимания, воображения. восприятия) | Труд в природе: полив растений на клумбе | Психогимнастика: «В стране шумов и звуков» (развитие слуховой памяти , творческого воображения) | | |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация: «Лесные узоры» (вырезание листьев различной формы, составление коллажа) Слушание: «Лягушка» В.Ребиков Пение: «По грибы» Л. Абелян, «Грибные частушки» русские нар.мелодии. | Изготовление атрибутов к песенному фестивалю: «Грибы Дона» (изготовление и роспись грибных шляпок из картонных тарелок) Пение: «По грибы» Л. Абелян, «Грибные частушки» русские нар.мелодии. Слушание: «Ёжик» Д.Кобалевский | Пение: «Жук» В. Иванников, «Берёзка» Е.Архипова, «Перепёлка» Н.Сушева Этюд: «Я – дерево» (передача различных состояний дерева) Музыкальные игры: «Волк и зайцы» русские нар. мелодии, «Кто это, что это?» Е.Макшанцева | Пение: «Жук» В. Иванников, «Берёзка» Е.Архипова, «Перепёлка» Н.Сушева Игра-инсценировка: «Мишка и зайка» ( с введением этюда на имитацию выразительных движений) | Песенный фестиваль: «Чудеса из леса» (инсценирование песен) Пение: «По грибы» Л. Абелян, «Грибные частушки» русские нар.мелодии, «Жук» В. Иванников, «Берёзка» Е.Архипова, «Перепёлка» Н.Сушева |
Старший возраст. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Ходьба: Ходьба по-медвежьи (с упором на руки), «Заячьи прыжки». Упражнения на расслабление: «Жгучая крапива» (потряхивание кистями рук) | Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4 – жили мыши на квартире», «Крылышки» Подвижные игры: «Охотники и утки», «Елочка» (Страковская В), | Упражнения в равновесии: «Встречная ходьба» (по буму, бордюру), «Спящая цапля» (на одной ноге – глаза закрыты) Подвижные игры: «Хитрая лиса» (1 и 2 варианты), «Змейка», «Филин и пташки» (М.Ф. Литвинова) | Упражнения на дыхание: «Шум леса», «Ежик», «Комарики» Подвижные игры: Русские народные подвижные игры «Кукушка», Гуси-лебеди», «Ястреб и утки», «Медведи и пчелы» Упражнение для укрепления вестибулярного аппарата: «Бревнышки» (перекаты боком), «Медвежонок» (кувырок вперед) | Эстафеты: «Лукошко» (бег с переносом предметов в корзинке), «По кочкам» (бег с прыжками), «Попади в корзинку» (броски камушков) |
Познавательное развитие | Цикл бесед: «Лесные лекари» (Трава которая обжигает /крапива/, бесстрашная травка /мать и мачеха/, сестра милосердия /ромашка/, трава- путешественница /подорожник/, сосна- аптекарь) . | Цикл бесед: «Дуб и сосна» (взаимосвязь живых организмов, одних- жизнь связана с дубом, а жизнь других с сосной) | Наблюдение: «Узнай дерево» (упражняться в узнавании деревьев: сосна, ель, рябина) «Паук –синоптик» (нахождение на паутине паука- крестовика в разное состояние погоды: в ясную, перед дождём) Опыты: «Дуб-богатырь леса» (проращивание семян дуба /желудей/), «Корень-основа растения» (окрашивание стебля растений ), «Дыхание листа» ( поочерёдное заклеивание листа с двух сторон), «Разноцветные деревья» (получение краски - жёлтой из тополя, коричневой из коры дуба) | Цикл наблюдений: «Гнёздышко ласточки» (строение гнезда, вывод и кормление птенцов ) | Экологическая КВН: «Лес и мы» |
Речевое развитие | Артикуляционная разминка В. Сибирцев. «Колибри» | Сюжетно-ролевая игра: «На лесной опушке» | Речевая игра: Т. Белозеров. «Лесная сказка» | Артикуляционная разминка: Т. Белозеров. «Полынь» | Логоритмика: Т. Белозеров. «Лиса-плясунья» |
Социально-коммуникативное развитие | Этюд: «Зайчишка- трусишка», «Осинка» (на воспроизведение отдельных черт характера) | Труд в природе: полив и рыхление , прополка растений на клумбе | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Коллективная лепка : «Лесная пирамида» (лепка из пластилина, отображая взаимосвязь лесного сообщества на Дону) Слушание: «Зайчик дразнит медвежонка» Д.Кабалевский, «Бабочки» Ф. Куперен Пение: «Кто там спрятался в лесу?» Д, Львов-Компанейц. | Изготовление атрибутов к песенному фестивалю: «Кто на Дону живёт?» ( оформление масок из бумажных пакетов с использованием элементов аппликации) Пение: «Кто там спрятался в лесу?» Д, Львов-Компанейц. Импровизированная постановка: «Заколдованный лес» ( используя куклы-марионетки) | Пение: «Хоровод в лесу» М. Иорданский, «Ёжик» А.Аверкин Игра-имитация: «Встреча в лесу» (развитие выразительных движений, внимания и воображения) | Пение: «Хоровод в лесу» М. Иорданский, «Ёжик» А.Аверкин Мини- спектакль: «Белоснежка и семь гномов» (театр пантомимы, музыка Ф.Черчилля) Музыкальные игры: «Зайцы и лиса» А. Майкапар, «Медвежата» Т.Ломова | Песенный фестиваль: «Чудеса из леса» (инсценирование песен ) Пение: «Кто там спрятался в лесу?» Д, Львов-Компанейц, «Хоровод в лесу» М. Иорданский, «Ёжик» А.Аверкин |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Эстафеты: «Лисий след» (бег между кеглями), «Кузнечики» (бег с прыжками на одной ноге), «Труженики-муравьи» (ползание по скамейке с переносом предметов) | Экологическая экспедиция: «Горный лес» | Подвижные игры: «Корзинки» (дети образуют кружки-корзинки парами, двое водящих: один – пятнашка догоняет другого. Играющий, чье имя назвали, убегает, на его место становится игрок водящей пары), «Медведи с цепью» (М.Ф. Литвинова), «Галки, вороны, зеваки». | Упражнения на дыхание: «Звуки леса», «Песня соловья» (художественный свист) Подвижные игры: «Зайца гонять» (игры с мячом), «Бездомный заяц», «Охотник», «Коршун и наседка», «Волк во рву». Упражнения на равновесие: «Танец на бревнышке», «Ласточка», «Ночь в лесу» (ходьба с закрытыми глазами) | Упражнение для укрепления мышц брюшного пресса, рук, спины: «Достань ветку ногами»,«Ежик» (группировка), «Кобра», «Палка». |
Познавательное развитие | Цикл бесед: «Лесные насаждения нашей области» (В нашей области нет естественных лесов, все лесные массивы посажены руками человека. Человеком созданы уникальные оздоровительные зоны: сосновые боры, берёзовые рощи, акациевые и абрикосовые посадки. . | Цикл бесед:. В каждой лесной зоне есть свой растительный и животный мир. Например, в сосновых лесах много белок, можно встретить лося, лису, водятся дикие кабаны. Растут грибы: маслята, зеленушки, рядовки, мухоморы…В берёзовых рощах и посадках поют соловьи, иволги, кукуют кукушки, стучит дятел.) | Наблюдение: «Чудо- папоротник» (рассмотрение с лупой распускание листьев, рост, появление семян на обратной стороне листа), «Чем стрекочет кузнечик» (рассматривание строение ног и крыльев кузнечика: от трения ноги о крыло слышится стрекотание, способ передвижения), Опыты: « В розовом ростке спрятан целый каштан» (проращивание семени каштан в пробирке) | Наблюдение: «Улитка, улитка высунь рожки» (рассматривание внешнего вида и способа передвижения) | Экологически конкурс знатоков природы: «Что? Где? Когда?» |
Речевое развитие | Артикуляционная разминка: Т. Белозеров. «Скороговорки» | Речевая игра: Т. Белозеров. «Кедр» | Логоритмика: Л. Бриедис. «Муравей» | Артикуляционная разминка: Т. Белозеров. «Скороговорки» | Логоритмика : Ю. Мориц. «Хохотальная путаница» |
Социально-коммуникативное развитие | Этюды на сопоставление различных эмоций: «Зайчишка трусишка», «белка с ветки в свой домишко», «Я медведя поймал» | Труд в природе: прополка сорняков на участке | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Лица деревьев Дона» (зарисовки простым карандашом) Слушание: «Ходила младёшенька» русская нар.песня, «Лесной царь» Ф. Шуберт Этюд- имитация: «Лес шумит» Л.М. Шипицына Пение: «Земляниченька» русская нар.песня. | Ручной труд: «Мастерская шишкодрёма» (изготовление поделок из шишек) Пение: «Земляниченька» русская нар.песня. Музыкально- пластическая импровизация: «Заколдованный лес» (создание мини-спектакля на заданную тему с помощью пластики тела на музыку М. Мусорского) | Изготовление атрибутов к песенному фестивалю: «Ягоды Дона» ( изготовление очков в форме различных ягод) Пение: «Стрекоза» С.Гаврилов, «Добрый ёж» С. Соснин Театральные минутки: «Вести из леса» (мини-постановки для детей младшего возраста, с использованием кукол различных систем: кукол «с живой рукой», настольных, марионеток, люди-куклы) | Пение: «Стрекоза» С.Гаврилов, «Добрый ёж» С. Соснин Музыкальные игры: «Медведь и медвежата» русские нар.мелодии | Песенный фестиваль: «Чудеса из леса» (инсценирование песен ) Пение: «Земляниченька» русская нар.песня, «Стрекоза» С.Гаврилов, «Добрый ёж» С. Соснин |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Лесной неделе.
Рекомендации по проведению
Блиц –викторины «Исследователи леса»
Утром в пятницу перед входом детей и родителей встречают: дятел, паучок и гусеница. Они задают вопросы, создают шуточные проблемные ситуации, в которых детям предлагается проявить знания, смекалку и находчивость по теме «Лес и его обитатели». Путь в детский сад детям преграждает паутина, гусеница и паучок пытаются сбить и запутать детей и родителей. За правильный ответ дети получают от дятла листочек, который несут в свою группу и прикрепляют на «чудо –дерево». После завтрака каждая группа выносит свое дерево на выставку, по кроне дерева можно судить о степени эрудированности группы.
Песенного фестиваля: «Чудеса из леса»
Вечером проводится костюмированный фестиваль. Ведут его Маэстро Соловей и Лягушки-заливушки. Выбирается детское жюри.
Каждая группа инсценирует одну- две песни по желанию. Победители получают призы- кассеты с детскими песнями.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Р. Муха. «Червяки и Дятлы»
«Едят ли Дятлы Червяков?» –
Спросил Червяк.
И был таков.
О. Иванова. «Бык»
Бык по полю туп-туп-туп,
Тугодум, тупогуб.
Бык по полю хаживал,
Травушку приглаживал.
Очень травка хороша
И жуется не спеша.
Т. Белозеров. «Сосна»
Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она.
На них, едва заря проглянет
И лося выведет к воде,
Как на руках у старой няни,
Щебечет пеночка
В гнезде.
Т. Белозеров. «Полынь»
Полынь ютится у заборов,
На крышах бань и погребов,
Цветёт на склонах косогоров,
В канавах, около столбов.
В траве, копытами примятой,
Стоит она, и только тронь —
Волшебный запах горьковатый
С поклоном
Сронит
На ладонь.
Т. Белозеров. «Лиса-плясунья»
В логу
Лиса мышкует —
И пляшет, и танцует:
То кружится, как пава,
А то чечётку бьёт,
То кинется направо,
То влево повернёт.
Обнюхивает лунки,
Готовая к прыжку.
В азарте даже слюнки
Текут по языку!
Плясунья дышит часто,
А в углубленьях нор
Под занавесом наста
Гремит
Мышиный
Хор...
Т. Белозеров. «Лесная сказка»
Я утонул в душистых травах...
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.
Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет...
В моих ногах
Терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной...
Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова грустным стану —
Вернусь
И в травах
Утону...
В. Сибирцев. «Колибри»
Вот такие невелички,
Ростом с муху эти птички!
Взгляды всех к цветку прилипли,
Над цветком жужжат колибри.
Т. Белозеров. «Кедр»
На вырубке, в таёжном мелколесье,
Открыто, недоступный топору,
Могучий кедр, качаясь в поднебесье,
Смолистой хвоей свищет на ветру.
В рубцах-надрубах, в трещинах замшелых,
В броню коры тяжёлую одет,
Среди берёз и ёлок обгорелых
Зовёт друзей, которых больше нет...
Л. Бриедис. «Муравей»
(В переводе Александра Давыдова)
Огромный рыжий муравьище
Тропинкою гулял.
Большой медведь ему навстречу
Устало ковылял.
Медведь мохнатый недоволен:
Не может он пройти –
Огромный рыжий муравьище
Встал на его пути.
Два великана на тропинке,
Им некуда ступить:
Один другому не желает
Дорогу уступить.
Они вот-вот должны столкнуться –
Беда, беда, беда!
Зверьё лесное с перепугу
Несётся кто куда.
Огромный рыжий муравьище
Разинул рот, и вмиг
Медведя сдул с лесной тропинки
Его свирепый чих.
Т. Белозеров. «Скороговорки»
Вобла в Волгу угодила,
Волга вобле соль отмыла.
Вобла в Волге ожила,
Вобла Волгой
Поплыла!
Ю. Мориц. «Хохотальная путаница»
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я-горчица, я-лимон!
Я закрылся на ремонт!»
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!