СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Лесные и торфяные пожары."

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Лесные и торфяные пожары."»

План-конспект урока по ОБЖ в 7 классе.

Тема: Лесные и торфяные пожары. Понятие и их классификация.

Цель:  ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

Задачи:

а) обучающие: дать представление о лесных и торфяных пожарах, научить различать виды и типы пожаров по их характерным признакам;

б) развивающие: развивать логическое мышление, внимание, зрительную память;

в) воспитательные: прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

Форма урока:

Тип: изучение нового учебного материала и первичное закрепление.

Оборудование:

ПК, проектор ,дидактические материалы: раздаточный листы, загадки о лесе, тесты, словарь, физическая карта России, плакат по теме.

Межпредметные связи:

ОБЖ - Информатика -Русский язык- Биология-География

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

Обучающиеся усвоят, что такое лесной и торфяной пожары и его опасности; научатся различать виды и типы лесных пожаров по классификационным признакам.

Ход урока.

I.Оргмомент (3 мин.)

-Здравствуйте.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. ( Слайд 2)

Я желаю тебе добра,

Ты желаешь мне добра,

Мы желаем друг другу добра.

Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рад, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Девизом нашего урока предлагаю слова (На доске)

Не стоит никому на свете,
Шутить с огнём, играть 
с огнём!

К этим словам мы ещё вернёмся в ходе нашего урока.

А пока как вы поняли из девиза, о чём же пойдёт речь на уроке?

II.Формулирование темы и целей занятия путем создания
проблемной ситуации (5 мин.)

 Сегодня мы продолжаем знакомиться с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий. 

- Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока. Слайд 3

В шубе - летом,

а зимой - раздетый. (лес).

Росли на болоте растения...

Теперь это топливо и удобрение (торф)

 

- Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Да, сегодня речь пойдёт о лесе, торфе и не только!  


 - А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Вы можете обратиться к эпиграфу урока, вспомнить ответы на загадки.

(Лесные и торфяные пожары. Понятие и их классификация.).  

Слайд4

Правильно. Запишите тему урока в тетрадь.

По этой теме мы будем работать ещё 2 урока, кроме сегодняшнего. И будем пользоваться плакатом, который у нас весит на доске (показать обучающимся по плакату какие еще вопросы позже рассмотрим)

Но тема-это то, о чём мы будем говорить на уроке, а мы должны поставить перед собой цели. Какие? Слайд 5

1.Посмотрите на первую часть нашей темы. Какую цель мы можем поставить первой? (Познакомиться с лесными и торфяными пожарами)

2.Посмотрите на вторую часть темы. Что значит классификация? Вспомните, на каких уроках вы встречались с этим термином?

В принципе практически на всех уроках вы встречаетесь с этим словом, понятием.

В словаре иностранных слов (которым вы пользуетесь и на уроках русского языка) «КЛАССИФИКАЦИЯ» так трактуется- это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам, в зависимости от их общих признаков (показ словаря иностранных слов)

(Научиться различать виды и типы лесных пожаров по их характерным признакам)

3. Поскольку у нас урок ОБЖ. Какой мы должны еще сделать вывод каждый для себя? (Соблюдение правил техники безопасности в лесу).

III.Объяснение нового материала. Работа с дидактическим материалом (20 мин.)

- Лесные и торфяные пожары относятся к природным пожарам.

Ребята у вас на столах лежат раздаточные листы, которые помогут нам в работе над изучением темы.

- А теперь прочитаем, что такое пожар на раздаточных листах.

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (Закон «О пожарной безопасности»).

Хорошо. И теперь на основании этого определения, попробуйте дать объяснение, что такое лесной пожар (ответы ребят, затем Слайд 6 с определением).

Запишите определение в тетрадь.

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

-Пожары, охватывающие обширные территории в течение короткого промежутка времени, называются массовыми.

- На лесные пожары приходится 70 % всех чрезвычайных ситуаций.

-За время обучения в школе вы изучаете и говорите о разных науках – зоология, биология, география, история, а еще существует наука, которая называется - ПИРОЛОГИЯ. Слайд 6

Прочитайте это определение в раздаточном листе.

Логос - в переводе с греческого означает «отношение», а пиро-«огонь».

Пирология - это специальная наука, которая занимается изучением лесных пожаров и разработкой методов борьбы с огнём и его последствиями.

Слайд 7

А теперь обратимся к интересным фактам:

Сухое дерево по своей пожароопасности приближается к бензину.

В качестве примера температура воспламенения составляет:

  • Для угля и кокса – 500-600 градусов С;

  • Для нефти – 380 градусов С;

  • Для бензина – 300 градусов С;

  • Для сухого дерева – 400 градусов С.

-Какой можно сделать вывод, прочитав этот слайд? Правильно.

Любое неосторожное обращение с огнём может вызвать лесной пожар, К сожалению, об этом часто забываем мы с вами: дачники, грибники, туристы. Поэтому, какая из задач нашего урока подходит сюда?

-Да. Это соблюдение правил ТБ в лесу.

Ребята, что такое лесной пожар, мы с вами узнали. А подземный пожар-это что?

Правильно. Найдите определение подземного пожара по учебнику. Слайд 8

Подземный (торфяной) пожар - это пожар, который возникает в торфяном слое, находящемся в почве на глубине от нескольких десятков сантиметров до десятков метров.

Такой пожар характеризуется беспламенным горением торфа, накоплением большого количества тепла и низкой скоростью продвижения. При торфяных пожарах горит торф, залегающий под лесными массивами. Скорость распространения подземного пожара низкая, но тушение такого пожара требует очень больших усилий. Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха. Признаком подземного пожара служит горячая земля и дым из почвы.

-А как вы думаете, пожароопасный сезон в нашей стране, как правило , когда наступает?

(Начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой снежной погоды).

А с какого месяца и по какой?

(Пожароопасный сезон в нашей стране длится с апреля-мая по сентябрь-октябрь).

А теперь обратимся к карте и посмотрим наиболее пожароопасные зоны в России (Ученик показывает на физической карте России)

Наиболее пожароопасными являются Амурская, Магаданская, Читинская, Иркутская области, Камчатка, Забайкалье, Якутия, Бурятия, Алтай. Торфяные пожары характерны для Подмосковья, пригорода Новосибирска.

А Оренбургская область, т.е. наш регион, будет входить в число пожароопасных зон? (Да)

- А у нас в Восточном Оренбуржье лесов, как таковых, нет (не считая посадки и перелески), а преобладает какая зона?

Правильно-степная зона.

-Тогда как эти пожары будут называться, уже не лесные, а – какие? (степные).

В восточной половине области есть Комаровские лески, Осетиновские, Адамовские.

-А теперь научимся классифицировать лесные и торфяные пожары.

IV.Физкультминутка.

Слайд 9, 10 Обратимся снова к раздаточным листам.

В зависимости от ярусов, в которых распространяется пожар, они делятся на: низовые и верховые

низовой

Подземный

(торфяной)

верховой

ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ


беглый



устойчивый



беглый

устойчивый

Слайд 11 Низовой пожар – распространяется по нижнему ярусу лесной растительности.

И на их долю приходится 90 процентов всех лесных пожаров. Пламя достигает 5-50 см и распространяется со скоростью 0,5-1 м/мин.

Низовые пожары подразделяются на :

Слайд 12- Низовой беглый – обгорает высохший травяной покров, опавшие листья, хвоя. Распространяется с большой скоростью. Беглые пожары происходят в основном весной, когда просыхает верхний слой горючих материалов.

Слайд 13- Низовой устойчивый – огонь «заглубляется», прогорает лесная подстилка, обгорают корни деревьев, полностью гибнет подлесок. Такие пожары обычно бывают с середины лета.

Слайд 14 Верховой пожар - распространяется по верхнему ярусу лесной растительности.

Происходят в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях. Верховые пожары распространяются со скоростью от 3 до 100 м/мин. Чаще всего верховые пожары возникают в горных лесах при распространении огня вверх по крутым склонам.

Как и низовые пожары, верховые делятся на беглые и устойчивые:

Слайд 15 - Верховой беглыйначинается при сильном ветре, огонь продвигается скачками , значительно опережая фронт огня низового пожара.

Слайд 16 - Верховой устойчивый – приводит к полной гибели лесов.

Поэтому устойчивый пожар ещё называют повальным пожаром, так как после него остаются лишь обугленные остатки стволов.

А теперь познакомимся с типами пожаров. Слайд 17

Обратимся к таблице, которая у вас есть в раздаточных листах и у меня на плакате на доске.

Посмотрите, что по скорости распространения и по высоте пламени пожары подразделяются на сильные, средние и слабые.

Сначала посмотрим, какова у этих пожаров скорость распространения

(Учащиеся показывают на плакате, который висит на доске)

V.Закрепление изученного материала (10 мин.)

А теперь перейдём к закреплению изученного на уроке.

Тестовая работа. Слайд 18

1 вариант

1. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это -

а) стихийный пожар; б) природный пожар; в) лесной пожар; г) стихийное бедствие.

2. Найди неверный ответ.

По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:

а) низовые; б) наземные; в) верховые; г) подземные.

3.Пожар, который начинается скачками, значительно опережая фронт огня низового пожара, - это:

а) низовой устойчивый; б) верховой беглый; в) верховой устойчивый; г) низовой беглый.

4.Лесной пожар, распространяющийся по верхнему ярусу лесной растительности, это:

а) подземный пожар; б) низовой пожар; в) лесной пожар; г) верховой пожар.

5.Пожар, при котором поверхностно обгорает травяной покров, лесная подстилка, частично - кора нижней части деревьев, это

а) низовой беглый; б) верховой беглый; в) низовой устойчивый; г) торфяной.

6.Определить тип пожара, высота пламени которого достигает более 1,5 метров, это

а) слабый; б) средний; в) сильный; г) крупный.

2 вариант

1.Пожар, возникающий в слое твердого горючего полезного ископаемого, находящегося в почве на глубине от нескольких десятков сантиметров до нескольких десятков метров, это:

а) торфяной пожар; б) низовой пожар; в) лесной пожар; г) подпольный пожар.

2.Лесной пожар, распространяющийся по нижнему ярусу лесной растительности, это:

а) подпольный пожар; б) низовой пожар; в) лесной пожар; г) подземный пожар

3.Пожар, при котором огонь, как правило, «заглубляется», сильно прогорает лесная подстилка, обгорают корни и кора деревьев, это:

а) верховой беглый; б) верховой устойчивый; в)низовой устойчивый; г) подземный.

4.Пожар, обладающий наибольшей разрушительной силой, чаще всего приводящий к полной гибели лесов:

а) низовой устойчивый; б) верховой беглый; в) верховой устойчивый; г) низовой беглый.

5.Специальная наука, занимающаяся изучением лесных пожаров и разработкой методов борьбы с огнём, -это:

а) психология; б) морфология; в) зоология; г) пирология.

6.Определить тип пожара, скорость распространения которого от 1 до 3 метров в минуту, это:

а) средний; б) слабый; в) сильный; г) крупный.

-Обменялись тетрадями с соседом по парте. Проведем взаимопроверку. Оценку выставляете карандашом.

Слайд 19 Ответы:

1 вариант 1.в); 2.б); 3.б); 4.г); 5.а); 6.в)

2 вариант 1.а); 2.б); 3.в); 4.в); 5.г); 6.а)

Критерии оценивания:

«5»-за 6 правильных ответов;

«4»-за 4; 5 правильных ответов;

«3»-за 3 правильных ответа.

VI. Домашнее задание (1 мин.) Слайд 20

1.Выучить записи в тетради.

2.Придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара (постараться его объяснить).

3. Найти материал по темам:

-Какую пользу лес приносит человеку?

-Статистика лесных пожаров в регионах России (подготовить небольшие сообщения)


VII. Итог урока. Рефлексия (1 мин.) Слайд 21

(использование сигнальных карточек: зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.)

1.Понравился ли вам урок?

2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

4.Пригодится ли эта тема в дальнейшем вам и где?

VIII. Игра «Разрешено-запрещено»

Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете руку, если оно разрешено и не поднимаете – если запрещено.

1.При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01. (+)

2.Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара. (+)

3.Бросать горячие спички, окурки. (-)

4.Небрежно и беспечно обращаться с огнем.(-)

5.Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара. (+)

6.Оставлять без присмотра горящий костер. (-)

7.Оставлять на месте костра тлеющую золу. (-)

8. Учиться пользоваться огнетушителем. (+)

9.В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. (+)

10.В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). (+)

11.Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. (-)

12.В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. (+)

13.При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижав к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. (+)

14. Отправить пострадавшего в больницу. (+)

Слайд 22 Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!