План-конспект урока по ОБЖ в 7 классе.
Тема: Лесные и торфяные пожары. Понятие и их классификация.
Цель: ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.
Задачи:
а) обучающие: дать представление о лесных и торфяных пожарах, научить различать виды и типы пожаров по их характерным признакам;
б) развивающие: развивать логическое мышление, внимание, зрительную память;
в) воспитательные: прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
Форма урока:
Тип: изучение нового учебного материала и первичное закрепление.
Оборудование:
ПК, проектор ,дидактические материалы: раздаточный листы, загадки о лесе, тесты, словарь, физическая карта России, плакат по теме.
Межпредметные связи:
ОБЖ - Информатика -Русский язык- Биология-География
Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:
Обучающиеся усвоят, что такое лесной и торфяной пожары и его опасности; научатся различать виды и типы лесных пожаров по классификационным признакам.
Ход урока.
I.Оргмомент (3 мин.)
-Здравствуйте.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. ( Слайд 2)
Я желаю тебе добра,
Ты желаешь мне добра,
Мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рад, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
-Девизом нашего урока предлагаю слова (На доске)
Не стоит никому на свете,
Шутить с огнём, играть
с огнём!
К этим словам мы ещё вернёмся в ходе нашего урока.
А пока как вы поняли из девиза, о чём же пойдёт речь на уроке?
II.Формулирование темы и целей занятия путем создания
проблемной ситуации (5 мин.)
Сегодня мы продолжаем знакомиться с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.
- Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока. Слайд 3
В шубе - летом,
а зимой - раздетый. (лес).
Росли на болоте растения...
Теперь это топливо и удобрение (торф)
- Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Да, сегодня речь пойдёт о лесе, торфе и не только!
- А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Вы можете обратиться к эпиграфу урока, вспомнить ответы на загадки.
(Лесные и торфяные пожары. Понятие и их классификация.).
Слайд4
Правильно. Запишите тему урока в тетрадь.
По этой теме мы будем работать ещё 2 урока, кроме сегодняшнего. И будем пользоваться плакатом, который у нас весит на доске (показать обучающимся по плакату какие еще вопросы позже рассмотрим)
Но тема-это то, о чём мы будем говорить на уроке, а мы должны поставить перед собой цели. Какие? Слайд 5
1.Посмотрите на первую часть нашей темы. Какую цель мы можем поставить первой? (Познакомиться с лесными и торфяными пожарами)
2.Посмотрите на вторую часть темы. Что значит классификация? Вспомните, на каких уроках вы встречались с этим термином?
В принципе практически на всех уроках вы встречаетесь с этим словом, понятием.
В словаре иностранных слов (которым вы пользуетесь и на уроках русского языка) «КЛАССИФИКАЦИЯ» так трактуется- это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам, в зависимости от их общих признаков (показ словаря иностранных слов)
(Научиться различать виды и типы лесных пожаров по их характерным признакам)
3. Поскольку у нас урок ОБЖ. Какой мы должны еще сделать вывод каждый для себя? (Соблюдение правил техники безопасности в лесу).
III.Объяснение нового материала. Работа с дидактическим материалом (20 мин.)
- Лесные и торфяные пожары относятся к природным пожарам.
Ребята у вас на столах лежат раздаточные листы, которые помогут нам в работе над изучением темы.
- А теперь прочитаем, что такое пожар на раздаточных листах.
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (Закон «О пожарной безопасности»).
Хорошо. И теперь на основании этого определения, попробуйте дать объяснение, что такое лесной пожар (ответы ребят, затем Слайд 6 с определением).
Запишите определение в тетрадь.
Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
-Пожары, охватывающие обширные территории в течение короткого промежутка времени, называются массовыми.
- На лесные пожары приходится 70 % всех чрезвычайных ситуаций.
-За время обучения в школе вы изучаете и говорите о разных науках – зоология, биология, география, история, а еще существует наука, которая называется - ПИРОЛОГИЯ. Слайд 6
Прочитайте это определение в раздаточном листе.
Логос - в переводе с греческого означает «отношение», а пиро-«огонь».
Пирология - это специальная наука, которая занимается изучением лесных пожаров и разработкой методов борьбы с огнём и его последствиями.
Слайд 7
А теперь обратимся к интересным фактам:
Сухое дерево по своей пожароопасности приближается к бензину.
В качестве примера температура воспламенения составляет:
Для угля и кокса – 500-600 градусов С;
Для нефти – 380 градусов С;
Для бензина – 300 градусов С;
Для сухого дерева – 400 градусов С.
-Какой можно сделать вывод, прочитав этот слайд? Правильно.
Любое неосторожное обращение с огнём может вызвать лесной пожар, К сожалению, об этом часто забываем мы с вами: дачники, грибники, туристы. Поэтому, какая из задач нашего урока подходит сюда?
-Да. Это соблюдение правил ТБ в лесу.
Ребята, что такое лесной пожар, мы с вами узнали. А подземный пожар-это что?
Правильно. Найдите определение подземного пожара по учебнику. Слайд 8
Подземный (торфяной) пожар - это пожар, который возникает в торфяном слое, находящемся в почве на глубине от нескольких десятков сантиметров до десятков метров.
Такой пожар характеризуется беспламенным горением торфа, накоплением большого количества тепла и низкой скоростью продвижения. При торфяных пожарах горит торф, залегающий под лесными массивами. Скорость распространения подземного пожара низкая, но тушение такого пожара требует очень больших усилий. Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха. Признаком подземного пожара служит горячая земля и дым из почвы.
-А как вы думаете, пожароопасный сезон в нашей стране, как правило , когда наступает?
(Начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой снежной погоды).
А с какого месяца и по какой?
(Пожароопасный сезон в нашей стране длится с апреля-мая по сентябрь-октябрь).
А теперь обратимся к карте и посмотрим наиболее пожароопасные зоны в России (Ученик показывает на физической карте России)
Наиболее пожароопасными являются Амурская, Магаданская, Читинская, Иркутская области, Камчатка, Забайкалье, Якутия, Бурятия, Алтай. Торфяные пожары характерны для Подмосковья, пригорода Новосибирска.
А Оренбургская область, т.е. наш регион, будет входить в число пожароопасных зон? (Да)
- А у нас в Восточном Оренбуржье лесов, как таковых, нет (не считая посадки и перелески), а преобладает какая зона?
Правильно-степная зона.
-Тогда как эти пожары будут называться, уже не лесные, а – какие? (степные).
В восточной половине области есть Комаровские лески, Осетиновские, Адамовские.
-А теперь научимся классифицировать лесные и торфяные пожары.
IV.Физкультминутка.
Слайд 9, 10 Обратимся снова к раздаточным листам.
В зависимости от ярусов, в которых распространяется пожар, они делятся на: низовые и верховые
низовой
Подземный
(торфяной)
верховой
ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
беглый
устойчивый
беглый
устойчивый
Слайд 11 Низовой пожар – распространяется по нижнему ярусу лесной растительности.
И на их долю приходится 90 процентов всех лесных пожаров. Пламя достигает 5-50 см и распространяется со скоростью 0,5-1 м/мин.
Низовые пожары подразделяются на :
Слайд 12- Низовой беглый – обгорает высохший травяной покров, опавшие листья, хвоя. Распространяется с большой скоростью. Беглые пожары происходят в основном весной, когда просыхает верхний слой горючих материалов.
Слайд 13- Низовой устойчивый – огонь «заглубляется», прогорает лесная подстилка, обгорают корни деревьев, полностью гибнет подлесок. Такие пожары обычно бывают с середины лета.
Слайд 14 Верховой пожар - распространяется по верхнему ярусу лесной растительности.
Происходят в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях. Верховые пожары распространяются со скоростью от 3 до 100 м/мин. Чаще всего верховые пожары возникают в горных лесах при распространении огня вверх по крутым склонам.
Как и низовые пожары, верховые делятся на беглые и устойчивые:
Слайд 15 - Верховой беглый – начинается при сильном ветре, огонь продвигается скачками , значительно опережая фронт огня низового пожара.
Слайд 16 - Верховой устойчивый – приводит к полной гибели лесов.
Поэтому устойчивый пожар ещё называют повальным пожаром, так как после него остаются лишь обугленные остатки стволов.
А теперь познакомимся с типами пожаров. Слайд 17
Обратимся к таблице, которая у вас есть в раздаточных листах и у меня на плакате на доске.
Посмотрите, что по скорости распространения и по высоте пламени пожары подразделяются на сильные, средние и слабые.
Сначала посмотрим, какова у этих пожаров скорость распространения
(Учащиеся показывают на плакате, который висит на доске)
V.Закрепление изученного материала (10 мин.)
А теперь перейдём к закреплению изученного на уроке.
Тестовая работа. Слайд 18
1 вариант
1. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это -
а) стихийный пожар; б) природный пожар; в) лесной пожар; г) стихийное бедствие.
2. Найди неверный ответ.
По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:
а) низовые; б) наземные; в) верховые; г) подземные.
3.Пожар, который начинается скачками, значительно опережая фронт огня низового пожара, - это:
а) низовой устойчивый; б) верховой беглый; в) верховой устойчивый; г) низовой беглый.
4.Лесной пожар, распространяющийся по верхнему ярусу лесной растительности, это:
а) подземный пожар; б) низовой пожар; в) лесной пожар; г) верховой пожар.
5.Пожар, при котором поверхностно обгорает травяной покров, лесная подстилка, частично - кора нижней части деревьев, это
а) низовой беглый; б) верховой беглый; в) низовой устойчивый; г) торфяной.
6.Определить тип пожара, высота пламени которого достигает более 1,5 метров, это
а) слабый; б) средний; в) сильный; г) крупный.
2 вариант
1.Пожар, возникающий в слое твердого горючего полезного ископаемого, находящегося в почве на глубине от нескольких десятков сантиметров до нескольких десятков метров, это:
а) торфяной пожар; б) низовой пожар; в) лесной пожар; г) подпольный пожар.
2.Лесной пожар, распространяющийся по нижнему ярусу лесной растительности, это:
а) подпольный пожар; б) низовой пожар; в) лесной пожар; г) подземный пожар
3.Пожар, при котором огонь, как правило, «заглубляется», сильно прогорает лесная подстилка, обгорают корни и кора деревьев, это:
а) верховой беглый; б) верховой устойчивый; в)низовой устойчивый; г) подземный.
4.Пожар, обладающий наибольшей разрушительной силой, чаще всего приводящий к полной гибели лесов:
а) низовой устойчивый; б) верховой беглый; в) верховой устойчивый; г) низовой беглый.
5.Специальная наука, занимающаяся изучением лесных пожаров и разработкой методов борьбы с огнём, -это:
а) психология; б) морфология; в) зоология; г) пирология.
6.Определить тип пожара, скорость распространения которого от 1 до 3 метров в минуту, это:
а) средний; б) слабый; в) сильный; г) крупный.
-Обменялись тетрадями с соседом по парте. Проведем взаимопроверку. Оценку выставляете карандашом.
Слайд 19 Ответы:
1 вариант 1.в); 2.б); 3.б); 4.г); 5.а); 6.в)
2 вариант 1.а); 2.б); 3.в); 4.в); 5.г); 6.а)
Критерии оценивания:
«5»-за 6 правильных ответов;
«4»-за 4; 5 правильных ответов;
«3»-за 3 правильных ответа.
VI. Домашнее задание (1 мин.) Слайд 20
1.Выучить записи в тетради.
2.Придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара (постараться его объяснить).
3. Найти материал по темам:
-Какую пользу лес приносит человеку?
-Статистика лесных пожаров в регионах России (подготовить небольшие сообщения)
VII. Итог урока. Рефлексия (1 мин.) Слайд 21
(использование сигнальных карточек: зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.)
1.Понравился ли вам урок?
2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
4.Пригодится ли эта тема в дальнейшем вам и где?
VIII. Игра «Разрешено-запрещено»
Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете руку, если оно разрешено и не поднимаете – если запрещено.
1.При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01. (+)
2.Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара. (+)
3.Бросать горячие спички, окурки. (-)
4.Небрежно и беспечно обращаться с огнем.(-)
5.Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара. (+)
6.Оставлять без присмотра горящий костер. (-)
7.Оставлять на месте костра тлеющую золу. (-)
8. Учиться пользоваться огнетушителем. (+)
9.В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. (+)
10.В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). (+)
11.Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. (-)
12.В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. (+)
13.При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижав к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. (+)
14. Отправить пострадавшего в больницу. (+)
Слайд 22 Спасибо за урок!