СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лесные пожары: абсолютное зло или лекарство"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по экологии - "Экологический бой". Данное мероприятие проводится среди 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут. Главная цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«"Лесные пожары: абсолютное зло или лекарство"»



РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по ЭКОЛОГИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БОЙ

«ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ: АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО или ЛЕКАРСТВО»

Автор: учитель географии и биологии

ЛЕЛИКОВА – СТОЛЯРОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВН

Данное мероприятие проводиться среди 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.

Форма организации работы учащихся: групповая.

Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.

Задачи: формировать знания у учащихся о природе родного края;

Развивать коммуникативные умения;

Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательная: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;

Формируемые УУД:

Личностные УУД: смыслообразование; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим людям, окружающей среде.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение задачи; умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях; адекватное восприятие и понимание оценки; выполнение действий в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение контролировать действия партнера; умение формулировать и задавать вопросы.

Познавательные УУД: произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; рассуждение в форме связи простых суждений об объекте; установление аналогий; использование знаково-символических средств.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Лесные пожары: абсолютное зло или лекарство», видеоролик о лесных пожарах, физическая карта России, физическая карта мира, фишки в виде глобуса


Предварительная подготовка:

  • сформировать команды (2), придумать название и девиз команд, соответствующие теме мероприятия;

  • нарисовать природоохранные знаки;

  • подготовить статистический и текстовый материал.



План мероприятия:

  1. Организационный момент -2 мин.

  2. Основная часть - 38 мин.

  3. Подведение итогов- 5 мин.



Ход мероприятия:

  1. Организационный момент Команды занимают свои места, представляются.

Учитель знакомит с правилами «Экологического боя» Слайд 1-2.

Учитель: Я люблю лес в любое время года…   Летом же,  он является мне во всём своём великолепии, в зелёной пышной одежде. Как хорошо по извилистой тропинке войти под сень могучих дубрав, вдохнуть полной грудью неповторимый букет лесных ароматов – деревьев, цветов, трав.

      Когда я подхожу к зелёной стене леса, куда ныряет тропинка, солнце уже золотит своими лучами верхушки деревьев; внизу, запутавшись в густом подлеске, ещё спит полумрак.

    Мелодии летнего леса учат умению ценить жизнь и восхищаться красотой. Они открывают в душе каждого тропинку, ведущую в храм радости и любви, где каждый творец своего счастья, счастья, которое немыслимо без счастья окружающих его людей, всего мира, всех живущих на планете Земля! И понимая это люди должны задуматься о важности лесных ресурсов нашей планеты.  Мы часто говорим о таких благородных профессиях, как врач, спасатель, учитель... И ровно столько же благородно быть лесничим, охраняя такое сокровище, данное нам природой - лес! Ведь от количества лесных территорий зависит качество воздуха, который мы используем ежесекундно…


  1. Основная часть (38 минут).

Учитель: Да, сегодня нам предстоит поднять отнюдь не романтическую тему. Главный вопрос нашей предстоящей битвы – что есть лесные пожары для самого леса: зло или спасение?

Двум нашим командам предстоит сегодня высказаться по этому поводу и привести свои весомые аргументы в защиту первого или второго утверждения – Что есть пожар для леса?

Но вначале несколько слов о пожаре.


Слайд 6-13 Докладчик: Итак, пожары делятся на 3 группы, которые также подвержены ранжированию, что отражено в моей работе. Остановимся на основных:

- Низовой пожар

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25-5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

- Верховой пожар

Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5-70 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте.

- Торфяной или почвенный (подземный) пожар

Подземные пожары в лесу чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению.

Кроме этого пожары классифицируются по силе, по скорости распространения, по глубине и площади выгорания.

А теперь обратимся к статистике. Для того чтобы проанализировать данные о горимости лесов Московской области я обратилась в Ногинское лесничество. Сведения о лесных пожарах на территории Московской области приведены в виде таблицы, из которой напрашивается объективный вывод – лидирует в Московской области, к моему большому сожалению, Ногинский район – 121 пожар зафиксирован за последние 3 года.

Если рассмотреть непосредственно Ногинский район,то можно за тот же период увидеть следующую картину – таблица 2.

Анализ данной таблицы свидетельствует о том, что тенденцию к увеличению площадей лесных пожаров за последние три года имеют лесные участки Луковского участкового лесничества.

С целью подбора опытных площадок мною был проведен анализ лесных пожаров на территории участковых лесничеств Ногинского муниципального района за последние шесть лет. Наиболее подходящими были признаны лесные участки Луковского участкового лесничества.

Из представленных в таблице 3 статистических данных следует, что лесные участки сходны по типу лесорастительных условий, а достаточно длительный промежуток времени поможет проанализировать интенсивность естественного лесовосстановления как на начальных этапах, так и по истечению шести лет. Особое внимание обращаю на то, что работы по очистке лесных участков и искусственному созданию условий естественного лесовосстановления не проводились.

Как видно из выкопировки, данные лесные участки находятся в западной части Луковского участкового лесничества на удалении менее 1,0 км от г. Ногинска и д. Горки Ногинского муниципального района. Учитывая низкую удаленность от населенных пунктов причиной возникших лесных пожаров с высокой долей вероятности можно считать человеческий фактор.

Учитель: Спасибо. А сейчас слово предоставляется командам.


  • Команды приводят свои доводы и обоснования, придерживаясь своей выбранной позиции.

  • Команды задают друг другу «провокационные» вопросы, основываясь на выступлениях оппонентов.

  • Команды резюмируют свои выступления с элементами агитации за выбор зрителями битвы своей позиции


  1. Подведение итогов (рефлексия 5 минут)

  1. Что нового вы сегодня узнали?

  2. Что вам сегодня больше всего запомнилось?

  3. Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?

  4. Какой команде вы отдадите «свой голос» в знак солидарности с их точкой зрения. (на плакате прикрепляется значок – глобус – в красном или зелёном поле, соответствующим мнениям команд)



Слайд 28-29. Ребята сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить следующим стихотворением:

Спасибо, лес, тебе за всё:

За тишину уединенья,

За россыпь птичьих голосов

И теплоту прикосновенья,

За воздух, что пахуч, как мёд,

За аромат полян цветущих,

За всё живое, что живёт,

За всех свистящих и поющих,

ЗА бескорыстье бытия,

За щедрость до самозабвенья.

Прошу прощенья у тебя

За все людские прегрешенья.

Прости, что погулял топор

В твоём еловом полумраке,

Что непотушенный костёр

Промчался бешеной собакой,

Что не смогла предотвратить

Я подлый выстрел на рассвете.

За всё прошу МЕНЯ простить,

Не виновата, а - в ответе.

Использованная литература:

  1. Деревья и кустарники СССР, т. 1, М. — Л., 1949 Деревья и кустарники СССР, т. 2, М. — Л., 1951

  2. «Как защитить лес от огня», И.В. Овсянников М,1982г,

  3. Санитарные Правила в лесах РФ

  4. Комарова Е.П., Малюков С.В. Динамика возобновления площадей, пройденных лесными пожарами / Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика, 2014, № 5-3(10-3). – С. 48-52.

  5. «Специальный репортаж»: Пожары // Телеканал Подмосковье. Апрель 2010

  6. Основы лесного хозяйства, 2008, с. 197.

  7. http://elementy.ru/genbio/synopsis?artid=11

  8. http://ecoportal.ru/news.php?id=36555

  9. http://www.vsesmi.ru/news/776988/1604745/

  10. http://gazeta.aif.ru/online/kids/142/13_02

  11. http://0-50.ru/news/incident/2009-06-16/id_205.html

  12. Коровин Г.Н., Исаев А.С., Охрана лесов от пожаров как важнейший элемент национальной безопасности России. «Лесной бюллетень», №8–9 2000 г.

  13. Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособ. под общ. ред. Белова С.В. 3-е изд., 2001 г.

  14. Зайцев А.П. «Стихийные бедствия, аварии, катастрофы». М. 2002 г.

  15. Зайцев А.П. «Чрезвычайные ситуации». М. 2002 г.

  16. Методические указания к изучению темы «Чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами и взрывами» /Сост. С.М. Сербии, Г.А. Колупаев. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999 г.

  17. Газета. ru «Ситуация с лесными пожарами».