СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лесные ресурсы мира.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке знакомство с лесными ресурсами,проблемами их использования и возобновления.

Просмотр содержимого документа
«Лесные ресурсы мира.»

Тема урока по географии: «Лесные ресурсы»

(10 класс)

Цель урока: - формирование знаний о возобновимых ресурсах мира: земельных, водных, лесных; проблемах их использования и возобновления; единстве природного комплекса; - развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявления причинно-следственных связей; - воспитание осознанного отношения к природным ресурсам.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

На доске план характеристики природного  ресурса.

1.                    Значение данного природного ресурса.

2.                    Его общий объем.

3.                    Обеспеченность отдельных стран и регионов мира этим  видом природного ресурса.

4.                    Проблема его использования и возобновления, возможные пути решения.

1. Значение данного природного ресурса.

Широко известно, что первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее будет ее концом. Основная часть биологических ресурсов – лесные. Они характеризуются размерами лесной площади и запасами древесины. Для количественной оценки мировых лесных ресурсов используют различные показатели. Основными являются лесная площадь, лесистость территории и запас древесины на корню. Лесная площадь составляет примерно 4 млрд га, т.е. около 30% площади суши. При этом четко прослеживаются два примерно равных по площади лесных пояса: северный и южный. В северном лесном поясе, преобладают хвойные породы деревьев, тогда как южный на 97% состоит из широколиственных лесов. По размерам лесной площади особенно выделяется Латинская Америка. На уровне отдельных стран крупные лесные массивы имеют Россия, Бразилия, Канада, США, Индонезия.


2. Общий объем.

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади страны (региона).

Выделяют сильнолесистые (более 50%), среднелесистые (более 10%) и слаболесистые страны. Сильнолнесистые страны находятся в зоне экваториальных и влажных тропических лесов и лесных массивов умеренного пояса. В качестве примера можно привести Суринам (96%), Белиз (92%), Гайану (83%), а также Индонезию, Эквадор, Малайзию. В умеренном поясе к сильнолесистым относятся Финляндия, Канада, Россия. Слаболесистые страны располагаются в аридном поясе. Это Ливан, Египет, Саудовская Аравия и др.

Таблица 10. Распределение лесных ресурсов по регионам мира.

Регион

Лесопокрытая площадь, млн. га

Запасы древесины, млрд м³

Лесистость, %

СНГ

755

84

35

Зарубежная Европа

150

19

27

Зарубежная Азия

500

55

19

Африка

545

56

18

Северная Америка

455

53

25

Латинская Америка

970

110

48

Австралия и Океания

70

7

9

Леса планеты – это 4 больших лесных массива, образующие два пояса северный и южный.  

3. Лесные ресурсы мира.

Южный лесной пояс — заготавливается лиственная древесина. Здесь сложились три главных района лесной промышленности: Бразилия, Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия. Самыми разнообразными и богатыми запасами древесины пояса обладает Южная Америка. Заготавливаемая в вышеперечисленных районах древесина в основном вывозится морским путем в Японию, Западную Европу, а также идет на дрова. Кроме того, в странах южного пояса активно используется недревесное сырье, на изготовление бумаги идет бамбук (Индия), богасса (Перу), сизаль (Бразилия, Танзания), джут (Бангладеш).

Проведите мини исследование тропического лесного пояса по плану:

1.                    В чем состоит ценность тропических лесов?

2.                    Какая опасность им угрожает?

3.                    Какие причины  таких опасных ситуаций? Площадь лесов южного пояса катастрофически быстро уменьшается. Большой урон лесам наносит ведущееся уже много столетий подсечно-огневая форма земледелия и экстенсивное пастбищное скотоводство. Еще одна причина – это увеличившийся в последнее время экспорт древесины в Западную Европу, США, Японию.

4.                     Предложите свои соображения по спасению тропического леса.

Информация к размышлению:

1.За последние 200 лет площадь лесов на Земле уменьшилась в 2 раза. Лишь в Африке в течение 20 века лесопокрытая площадь уменьшилась в 2 раза. В Эфиопии в начале прошлого века леса занимали 40% территории, сейчас- 3%.

2. В развитых странах из 1000 куб. м. деловой древесины получают до 200 т. бумаги, то в Африке - лишь 13т.

3. Половина всей древесины в мире идет на дрова. Это в основном в развивающихся странах.

4. Годовой прирост древесины в тропических лесах в несколько раз больше, чем в северных лесах.

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА

Северный лесной пояс — охватывает в основном таежные районы Евразии и Северной Америки. Здесь заготавливается хвойная древесина, которая потом перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для некоторых стран (Россия, Канада, Швеция, Финляндия) лесная и деревообрабатывающая промышленность — важные отрасли международной специализации.

 Проведите мини исследование северного лесного пояса (хвойные и смешанные леса умеренного пояса) по плану используя:

1.        В чем состоит ценность северного лесного пояса?

2.        Какая опасность им угрожает?

3.        Какие причины  таких опасных ситуаций? Леса северного пояса в прошлом подвергались интенсивному сведению. Но в настоящее время лесной покров в этих регионах стабилизировался или даже увеличился за счет вторичных посаженных лесов.

4.        Предложите свои соображения по спасению северного лесного пояса.

 Информация к размышлению:

В целом во всех странах Европы объем прироста древесины больше, чем объем его заготовок. Например, в Великобритании лесистость увеличилась на 7% в начале 20-ого века и до 20% в конце 20-ого века.

4.Вырубка лесов привела:

1)                    к уменьшению влаги, так как понизился уровень грунтовых вод, обмелели малые реки, высохли лесные родники, увеличилась засушливость климата;

2)                     к ухудшению экологической ситуации, следовательно, ухудшению здоровья людей, увеличение затраты на лечение;

3)                    уменьшение биологического разнообразия на территории РТ;

4)                    уменьшение плодородия почвы из-за развития эрозии.

Восстановление лесов и повышение плодородия почвы – это интенсивный путь развития экономики РТ.  Для оценки его целесообразности  необходимы серьезные расчеты. Это большая исследовательская работа.

Общие выводы:

- Северный лесной пояс по площади остается постоянным, но состояние леса, следовательно, и качество древесины сильно ухудшается от общего ухудшения экологической ситуации, особенно от кислотных дождей;

-южный лесной пояс сильно сокращается по площади из-за сохранения дровяной энергетики в этих регионах и хищнической вырубки лесов, подсечно-огневого земледелия;

-пути решения проблемы: общие   усилия стран по улучшению экологической ситуации, восстановление лесов;

- для оценки экономической целесообразности восстановления лесов в РТ необходимы серьезные расчеты.

Итоги урока.

3.        Для сохранения лесных ресурсов необходимо как возобновление лесов по площади, так и общее улучшение экологической ситуации в мире.

4.        Изменение одного из компонентов, приводит к изменению всего природного комплекса, что хорошо видно на примере РТ.

Домашнее задание: Т.2, п 2(5)





4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!