Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино
Экологический проект
«Природа помогает людям, обижать ее не будем!»
с детьми 4-5 лет
Составили:
Музыкальный руководитель
Жукова Галина Владимировна
Воспитатель
Афанасова Галина Александровна
2018г.
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Вид проекта: познавательно-игровой
Сроки проведения: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать за ней, сопереживать, понимать, что животные и растения зависят друг от друга и от среды обитания.
Данным проектом мы хотим обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного и животного мира, повышению экологической грамотности дошкольников; Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети порой жестоко, негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать и видеть красоту природы, воспитывать любовь к природе, доброту, человечность.
Цель проекта: развитие познавательного интереса к живой природе, воспитание любви, уважительного и заботливого отношения к ней, экологически грамотного поведения .
.Задачи
Образовательные
-Расширить знания детей о животном и растительном мире, бережном отношении к природе;
Развивающие
-Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
-Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
-Формировать умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее.
-Формировать умение выражать свои чувства и переживания через музыкальные образы (в песнях, танцах).
Воспитательные
-Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
-Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
-Воспитывать чувство любви к родной природе через музыкальные произведения
Виды деятельности
1. Познавательно-исследовательская деятельность
2. Продуктивная деятельность
3. Музыкальная деятельность
4. Игровая деятельность
Этапы реализации проекта:
1й этап – аналитический
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный
Задачи этапа: Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экологических акций.
3 этап – практический
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога.
Предполагаемые результаты:
1.Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
2. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
3. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Ребята гуманно станут обращаться с о всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе.
Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Формы и методы реализации проекта:
-Практические занятия на участке, наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
-Работа на занятиях;
-Утренние беседы;
-Индивидуальная работа с детьми;
-Рисование и раскрашивание иллюстраций о природе;
-Рассматривание тематических альбомов, фотографий, иллюстраций;
-Прослушивание и разучивание музыкального материала к итоговому мероприятию
Ресурсное обеспечение проекта
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада
Материально-техническое обеспечение (компьютер, фотоаппарат, фонотека.
Наглядный материал: иллюстрации, настольно-печатные игры, раскраски, дидактические игры.
Реализация проекта
Вид деятельности | содержание | задачи |
Познавательно-исследовательская деятельность | Наблюдения и беседа: «Таинственный мир насекомых» | закрепление знаний детей о насекомых, внешних признаках, их строении, образе жизни; умения устанавливать правильную последовательность событий в жизни насекомых; воспитание любви к природе. |
чтение народной сказки: “Лесной пожар» | -формирование у детей представления о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к природе. |
Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком. | Обучение общения с природой. Развивать умения наблюдать, внимательно рассматривать, говорить об увиденном. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к природе |
Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка» | Познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; воспитания интереса и любви к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому. |
Беседа «Что такое Красная книга» | Познакомить с Красной книгой Рассказать о том как люди заботятся о животных и растения и охраняют природу (создают заповедники, заказники) Формировать бережное отношение к родной природе. |
Рассматривание альбома «Правила поведения в природе» | Формировать знания о нормах и правилах поведения в природе, воспитывать чувство ответственности за свое поведение в природе. |
Продуктивная деятельность: | Рисование «Цветочная поляна» | Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать эстетический вкус, воображение, фантазию. |
Рисование на асфальте «Мир насекомых» | Формирование умений рисовать на асфальте , развивать мелкую моторику, кругозор и воображение |
Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы» | Закрепление правил поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. Закрепление умений аккуратного раскрашивания. |
«Дорисуй цветок» | Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера |
Игровая деятельность деятельность: | П/и “Хитрая лиса» «Медведь и пчелы» «Поймай комара» «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» | Развитие ловкости и быстроты; обучение играть по правилам |
Пальчиковые игры: «Мак», «Цветки», «Шли по лесу два ежа», «Божья коровка», «Комар», «Насекомые» | .Развивать мелкую моторику рук, точную координацию движений. Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи. |
Дидактическая игра «Природу я люблю, природу берегу» | Приобщать к правилам безопасного поведения на природе |
Музыкальная деятельность | Слушание и пение песен «Веселый жук», «В траве сидел кузнечик», В, Шаинский. «Не рвите цветы» Ю.Антонов, «Жил был у бабушки серенький козлик» Разучивание танцевальных композиций: «Ромашки и букашки», «Скачет по полям» «Веселая зарядка» (аудиозапись) музыкально-дидактические игры: «Пчелки и жуки», «Бабочки». | Формировать устойчивый интерес к природе через музыкальные произведения, воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе через песни. Побуждать детей к танцевальному творчеству, создавать радостное настроение, Учить передавать веселый характер музыки в танцах. Воспитывать экологическую культуру через введение музыкальных образов. |
Итоговый результат проекта: Развлечение «Природа дарит чудеса»
Работа с родителями: привлечение родителей к подготовке и проведению развлечения ( разучивание стихотворений ,подготовка костюмов, роль бабы Капы исполняет мама Дениса Бонданк), приобретение раскрасок по теме «Природа».
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе у дошкольников».
Используемая литература:
Симонова Л.П. Дидактические игры, как элемент воспитательного образования . Дополнительное образование 2004 - №1
Шилов М.П. Экологическое воспитание в семье:проблемы и перспективы. Дополнительное образование – 2005 №8
Сахарова В. Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Приглашает детский сад М. Линка – ПРЕСС.2002
Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005
Пальчиковые игры
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)
МАК
На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон).
Он склонил головку так. (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,
Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)
Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки
Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)