СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лев и собачка" Л.Толстой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе. Использование новых образоватльных технологий

Просмотр содержимого документа
«"Лев и собачка" Л.Толстой»

Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА.

Тип урока: освоение нового материала


Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности


Планируемые результаты


Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке


Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное

приветствие.

 

 

 

 

Учитель показывает рисунок: изображение сердца.

- Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

- Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для то­го, чтобы любить всем сердцем, всей душой. А человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Я хочу пожелать, чтобы этот урок оставил в ваших сердцах капельки доброты.


Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

организовать детей.

проверить готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Цитирование высказывания


Давайте обратимся к высказыванию М. Цветаевой «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов»

- Как вы понимаете эти слова? Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.


Отвечают на вопрос, уточняют ответы друг друга.

 

создать позитивное настроение.

Актуализация знаний

Разминка

























Повторение пройденного

Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя.

Это знает всякий.

Это не слова.

Преданней собаки

Нету существа.

– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Уверенно, твёрдо) Почему?(Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

- С каким разделом мы сейчас работаем на уроках литературного чтения?

Какие произведения он написал?

Произведения Л.Н. Толстого

(сказки, басни, рассказ-былина, художественные и научно- познавательные рассказы). Соотнести отрывок с названием и жанром произведения




Читают стихотворение про себя

Чтение стихотворения хором

Беседа



































Составление обобщающей схемы по произведениям Л.Н. Толстого


Личностные:

проявлять старательность.
























Предметные УУД

Обогащение читательского опыта и круга чтения путем составления обобщающей схемы

























актуализировать знания


Целеполагание (Постановка учебной задачи)

Подводящий диалог 

 

 

 

 

 

 

- А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

- Посмотрите, кто это? (лев)

- что вы знаете о нём?

_ А это кто? (собака)

- Что можно сказать о собаке?


- Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить(ответы детей

- Как вы думаете, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

-Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант своих ответов?

- Что нам для этого нужно?



Отвечают на вопросы. Высказывают пред положения.






















Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока


Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.




























Регулятивные УУД

Планировать свою работу и доводить начатое дело до конца

умение высказывать свое мнение, предположение

создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)



-Какую цель поставим на уроке?

- познакомиться с новым произведением. –А что главное есть в каждом произведении? (То, что хотел сказать автор) (Тема и главная мысль)

-Учиться определять тему и главную мысль произведения)- на доске открывается запись цели урока.



Давайте составим план наших действий

объяснить значение слов

отрабатывать навык сознательного чтения

дать характеристику героям

определить тему и главную мысль произведения




Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.










Поиск путей решения проблемы

Первичное восприятие

текста


– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

в) Чтение текста – аудиозапись. Дети следят по учебнику.



– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

 (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?

- О чём этот рассказ? (О любви и привязанности животных друг к другу.

- Мы прочитали с вами не просто рассказ, а рассказ – быль.

- Что такое быль? Подберите однокоренные слова к слову быль (быть, было, былина) (былина – русская народная этническая песня – сказание о богатырях)

Обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль-

  1. То. что было в прошлом.

2.Рассказ о действительном происшествии



Внимательно слушают.

Делятся своими впечатлениями.


Коммуникативные УУД

Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.

Аргументировать своё высказывание, уметь убеждать.










Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;


развивать речь выражать личное отношение к прослушанному



Словарная работа

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Словарная работа – на экране, у детей на партах на листах.

Синонимы слов.

- Соединить стрелкой слово с его определением.

Лондон –                  возле, рядом

подле него –             город столица Англии

барин –                      умерла

ощетинился –             бросался

издохла –                    взъерошился

метался в клетке –     богатый человек

затих –                       успокоился

засовы - зоопарк

зверинец - дверные задвижки

Самопроверка по записям на экране.




Определяют совместно

с учителем толкование слов.










повысить эрудицию и словарный запас детей;



Физкультминутка

Я, человек (показываем рукой на себя),

Всегда готов стать рядом (шаг в сторону)

Или чуть впереди (шаг вперед),

Протянуть руку помощи (протягиваем руку вперед),

Легко нагнуться к малому или слабому (наклон вниз),

Подставить плечо под груз тревог и забот (поднимаем плечи),

Обернуться к отставшим (поворот назад),

Подняться после неудачи (присесть и встать),

Пронести через всю жизнь дружбу и любовь (обнять себя),

Дотянуться до мечты (подтянуться вверх),

Глубоко вздохнуть по несбывшемуся (вздохнуть)

И повторять до победы!






Анализ произведения

Работа фронтально и в группах

- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем текст

На доске записаны слова. Поставьте их в том порядке, как при чтении одни чувства сменялись другими. (Спокойствие, страх, любование, наслаждение, горе, недоумение, ужас, чувство жалости)

1) В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва. Но он много рассказал о поведении этих животных. Почему?

2) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? Почему автор не называет имя человека, который её принёс?

- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)


 3) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

 - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
    – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

 4) - Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. 
    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.

5) Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)


-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

-С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей о друге)

-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан)

- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

-Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

-Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?


Читают по абзацам. Выполняют задания, отвечают на вопросы

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами.

Коммуникативные УУД

Обсуждение и фиксация собранной информации в группе

Предметные УУД

Использование поискового чтения и чтения молча для нахождения аргументов в тексте

Личностные УУД

Вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения.









































учатся сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива









аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждают словами

из текста




























вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;



Работа в группах


  1. Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Стр.182
        – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

 Как выглядят животные?
    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

2) Выбрать пословицу, которая подходит к рассказу.

3) Составить синквейн о льве

4) Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

5) Составить план рассказа

1) Выставка. 2) Встреча льва и собачки. 3) Дружба. 4) Горе, боль.



Формировать творческие навыки коллективной работы в группах

Решение проблемы









Систематизация знаний









Подводящий диалог. Видеосюжет.

 Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Проявляли сострадание.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? Видеозапись зоопарк

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы.

Личностные УУД

Понять содержание и выразить своё отношение к произведению и героям

Предметные УУД

Выделять главную идею литературного произведения, опираясь на нравственные чувства и переживания героев, заложенные автором в образе и названии произведения.

Познавательные УУД

Понимать и высказывать подразумеваемую, не выраженную в тексте информацию.



Домашнее задание


     - Наш урок подходит к концу. .- Л.Н. Толстой не описал внешность собачки. Какой представляете её вы? Попробуйте нарисовать собачку. - Что бы вам хотелось изменить в этом рассказе и почему? (В зверинец пускать бесплатно, чтобы собачка и лев были живыми, чтобы их выпустили на волю.) Это будет вашим домашним заданием. Или стр. рабочей тетради.



Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы



Оценивание


-В течение урока я наблюдала за вашей работой. Чьи ответы вас заинтересовали, помогли увидеть больше, задуматься (дети дают качественную оценку ответов своих одноклассников)


Работа с оценочным листом.


пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Рефлексия учебной деятельности


- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? - Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?

-Какова была цель урока?

- Достигли ли мы цели?

- Почему через животных автор рассказал нам об этом? (Если лев имеет чуткое сердце, то уж людям тем более надо проявлять сострадание, чуткость)

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных». Я знаю, что это произведение не оставило равнодушным никого. Вы его воспринимали умом и сердцем. «Умом и сердцем постигнуть истину» (На сердце написать одно главное слово, которое вы взяли с сегодняшнего урока)


Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа «Лев и собачка», хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.



Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности













Увеличить интерес к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;