| Анализ произведения Работа фронтально и в группах | - Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем текст На доске записаны слова. Поставьте их в том порядке, как при чтении одни чувства сменялись другими. (Спокойствие, страх, любование, наслаждение, горе, недоумение, ужас, чувство жалости) 1) В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва. Но он много рассказал о поведении этих животных. Почему? 2) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? Почему автор не называет имя человека, который её принёс? - В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.) - Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью. Подберите синоним к слову «ухватил». - Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.) 3) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста. - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки) 4) - Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. – Ему стало её жалко, она ему понравилась. 5) Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) -Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла) - Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой). -Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга) -С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих). - Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать). - Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку) - Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей о друге) -Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан) - С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства? (изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.) -Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней). -Какой конец в этой истории? (печальный) Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение). - Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему? | Читают по абзацам. Выполняют задания, отвечают на вопросы | Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами. Коммуникативные УУД Обсуждение и фиксация собранной информации в группе Предметные УУД Использование поискового чтения и чтения молча для нахождения аргументов в тексте Личностные УУД Вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения. | учатся сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждают словами из текста вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело; |